житель Ассирии. Ко Ассирианину (надписание к Пс. 85, только на греч. и лат.).
ассириец
Толковый словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова ассириец
ассири́ец, ассири́йцы, ассири́йца, ассири́йцев, ассири́йцу, ассири́йцам, ассири́йцем, ассири́йцами, ассири́йце, ассири́йцах
Синонимы к слову ассириец
Морфемно-орфографический словарь
ассири́/ец/.
Грамматический словарь
ассири́ец мо 5*a
Сканворды для слова ассириец
- Житель древнего государства в Северном Междуречье, располагавшегося на территории современного Ирака.
Полезные сервисы
ассирийка
Толковый словарь
Толковый словарь Ожегова
АССИРИ́Й-Ы, -ев, ед. -и́ец, -и́йца, м. Народ, живущий в Северном Ираке, Иране, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США и в нек-рых других странах; люди, принадлежащие к этому народу.
Орфографический словарь
ассири́йка, -и, род. п. мн. ч. -и́ек
Формы слов для слова ассирийка
ассири́йка, ассири́йки, ассири́ек, ассири́йке, ассири́йкам, ассири́йку, ассири́йкой, ассири́йкою, ассири́йками, ассири́йках
Синонимы к слову ассирийка
Морфемно-орфографический словарь
ассири́й/к/а.
Грамматический словарь
ассири́йка жо 3*a
Сканворды для слова ассирийка
Полезные сервисы
ассирийский
Толковый словарь
прил.
1. Относящийся к Ассирии, ассирийцам [ассирийцы 2.], связанный с ними.
2. Свойственный ассирийцам [ассирийцы 2.], характерный для них и для Ассирии.
3. Принадлежащий Ассирии, ассирийцам [ассирийцы 2.].
4. Созданный, выведенный и т.п. в Ассирии или ассирийцами [ассирийцы 2.].
Толковый словарь Ожегова
АССИРИ́ЙСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. ассирийцы.
2. Относящийся к ассирийцам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, истории; такой, как у ассирийцев. А. язык (семитской ветви афразийской семьи языков). По-ассирийски (нареч.).
Академический словарь
Орфографический словарь
ассири́йский (от Асси́рия)
Формы слов для слова ассирийский
ассири́йский, ассири́йская, ассири́йское, ассири́йские, ассири́йского, ассири́йской, ассири́йских, ассири́йскому, ассири́йским, ассири́йскую, ассири́йскою, ассири́йскими, ассири́йском, ассири́йск, ассири́йска, ассири́йско, ассири́йски
Синонимы к слову ассирийский
Морфемно-орфографический словарь
ассири́й/ск/ий.
Грамматический словарь
ассири́йский п 3a✕~
Полезные сервисы
ассирийский язык
Энциклопедический словарь
Ассири́йский язы́к (новосирийский, устар. - айсорский), относится к семитской ветви афразийской семьи языков. Письменность на основе сирийского алфавита.
* * *
АССИРИЙСКИЙ ЯЗЫК - АССИРИ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К (новосирийский, устар. - айсорский), относится к семитской ветви (см. СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ) афразийской семьи языков. Письменность на основе сирийского алфавита.
Большой энциклопедический словарь
АССИРИЙСКИЙ ЯЗЫК (новосирийский - устар. - айсорский), относится к семитской ветви афразийской семьи языков. Письменность на основе сирийского алфавита.
Лингвистика
(новосирийский язык, устар. - айсорский язык) - один из семитских языков поздней ступени
(северо-центральная, или северо-западная, группа, арамейская подгруппа;
классификация И. М. Дьяконова). Распространён отдельными регионами
в иноязычном окружении в Иране (район озера Урмия), Ираке (район Мосула
и северного Багдада), Сирии (район гор Тур-Абдин и бассейн реки Хабур),
Турции (район Курдистанских гор и озера Ван), СССР (отдельные районы
Армянской и Грузинской ССР), США и других странах (нередко в больших
городах). Общее число говорящих около 330 тыс. чел., в т. ч. в СССР -
около 15 тыс. чел. Разговорные диалекты А. я.
сильно различаются, что зависит не только от территориальной
разобщённости носителей, но и от религиозных различий.
Фонетика А. я. исторически претерпела ряд
значительных изменений, в частности исчезли староарамейские нейтральные
неударные гласные в открытых слогах, в результате чего возникли скопления согласных в начале слов, в свою очередь приведшие к
отпадению первоначальных первых слогов.
В имени не сохранилась семитская категория именных состояний; из артикля ‑ā выработалось общее окончание имён.
Система личных самостоятельных и суффиксальных притяжательных и объектных местоимений
претерпела значительные фонетические изменения. Система глагола полностью перестроена по сравнению с
другими семитскими языками: видовая система
заменена временно́й (будущее, настоящее
конкретное, настоящее длящееся, прошедшее
несовершенное конкретное, прошедшее несовершенное длящееся,
прошедшее совершенное I и II, перфект,
плюсквамперфект I и II). Различают изъявительное, сослагательное и
условное наклонения, императив, положительное
и отрицательное спряжение; сохранились две производные породы - интенсив (усиленность действия)
и каузатив. Порядок слов в предложении относительно свободный.
До середины 19 в. ассирийцы (атурайе) пользовались как литературным языком старым сирийским языком (см. Арамейские языки); в 40‑х гг. 19 в. был
разработан новый литературный А. я. на основе урмийского диалекта; в
дальнейшем этот литературный язык изменялся с учётом фонетически
более архаичного мосульского диалекта и на основании замены
многочисленных персидских, арабских, курдских, турецких заимствований
исконно сирийской лексикой. Письменность на основе сирийского письма.
Церетели К. Г., Современный ассирийский язык, М., 1964
(лит.);
Maclean A. J., Grammar of the dialects of
vernacular Syriac, Camb., 1895;
Polotsky H., Studies in modern Syriac, «Journal
of Semitic studies», Manchester, 1961, v. 6.
Калашев А., Русско-айсорский и
айсорско-русский словарь, Тифлис, 1894;
Maclean A. J., A dictionary of the dialects of
vernacular Syriac, Oxf., 1901;
Oraham A. J., Dictionary of the stabilized and
enriched Assyrian language and English, [Chi., 1943].
И. М. Дьяконов.
Полезные сервисы
ассирийцы
Толковый словарь
мн.
1. Народ семитской этноязыковой группы, живущий в Ираке, Иране, Турции, Сирии, России и некоторых других государствах.
2. Представители этого народа.
3. Население Ассирии - одного из древнейших государств Передней Азии (существовавшего с середины II тысячелетия до конца VII в. до н.э.).
Толковый словарь Ожегова
АССИРИ́ЙЦЫ, -ев, ед. -иец, -ийца, муж. Народ, живущий в Северном Ираке, Иране, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США и в нек-рых других странах; люди, принадлежащие к этому народу.
| жен. ассирийка, -и.
| прил. ассирийский, -ая, -ое.
Словарь существительных
АССИРИ́ЙЦЫ, -ев, мн (ед ассири́ец, -ри́йца, м).
Народ Древней Ассирии, государства, сложившегося в северной Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н.э. и просуществовавшего до конца VII в. до н.э., а также народность (айсоры), живущая в Сев. Ираке, Иране, Турции, Сирии, Иордании, Ливане и в нек-рых других странах; люди, принадлежащие к этому народу; яз. - ассирийский, семитской ветви афразийской семьи языков; верующие - христиане (в основном несториане). //ж ассири́йка, -и, мн род. -ри́ек, дат. -ри́йкам.
На территории Ирака сохранились памятники культуры древних ассирийцев, представляющих в 1-й половине 7 в. до нашей эры мощную военную державу.
Энциклопедический словарь
АССИРИ́ЙЦЫ -ев; мн.
1. Народ семитской этноязыковой группы, живущий в Ираке, Иране, Турции, Сирии и некоторых других странах; представители этого народа.
2. = Ассири́яне.
◁ Ассири́ец, -ри́йца; м. Ассири́йка, -и; мн. род. -ри́ек, дат. -рийкам; ж. Ассири́йский, -ая, -ое. А. язык.
* * *
ассири́йцы (айсоры, самоназвание - атурая), народ в странах Ближнего Востока, в США и др. Общая численность 350 тыс. человек (1995), в том числе в России (10,6 тыс. человек), Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек) и др. Язык ассирийский. Верующие в основном христиане.
* * *
АССИРИЙЦЫ - АССИРИ́ЙЦЫ (айсоры, самоназвание - атурая), народ на Ближнем Востоке, живут в Иране, Ираке, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США. Общая численность 350 тысяч человек (1992), в том числе в Ираке (120 тыс.), Иране (100 тыс.), Турции (70 тыс.), США (46 тыс., 1998), Сирии (30 тыс.), в Российской Федерации (13,6 тыс., 2002). Современный ассирийский (новосирийский) язык относится к семито-хамитской семье языков. Верующие ассирийцы - христиане, в основном несторианского толка. В ряде стран Востока ассирийцы сохраняют пережитки родоплеменной структуры. В России большинство ассирийцев - городские жители. Они считают себя потомками древних ассирийцев, значительная их часть сохраняет многие древние обычаи, традиции и элементы культуры.
Большой энциклопедический словарь
АССИРИЙЦЫ (айсоры - самоназвание - атурая), народ в странах Ближнего Востока, в США и др. Общая численность 350 тыс. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации (10,6 тыс. человек), Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек) и др. Язык ассирийский. Верующие в основном несториане.
Академический словарь
-ев, мн. (ед. ассири́ец, -ри́йца, м.; ассири́йка, -и, мн. ассири́йки, -ри́ек, -ри́йкам, ж.).
1. Народ, живущий в Ираке, Иране, Турции, СССР и некоторых других странах, а также лица, относящиеся к этому народу.
Орфографический словарь
ассири́йцы, -ев, ед. ч. -и́ец, -и́йца, твор. п. -и́йцем
Полезные сервисы
ассириолог
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
АССИРИО́ЛОГ -а; м. Специалист по ассириологии.
Орфографический словарь
ассирио́лог, -а
Словарь ударений
Синонимы к слову ассириолог
Морфемно-орфографический словарь
Сканворды для слова ассириолог
Полезные сервисы
ассириология
Толковый словарь
ж.
Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю Ассирии и Вавилонии.
Энциклопедический словарь
АССИРИОЛО́ГИЯ -и; ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю древних народов, пользовавшихся клинописью (ассириян, вавилонян, шумеров и др.).
* * *
ассириоло́гия - наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).
* * *
АССИРИОЛОГИЯ - АССИРИОЛО́ГИЯ, наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).
Большой энциклопедический словарь
АССИРИОЛОГИЯ - наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).
Гуманитарный словарь
АССИРИОЛО́ГИЯ - область востоковедч. науки, изучающая по клинописным текстам историю и культуру древней Месопотамии и сопредельных стран и народов. Назв. А. получила благодаря тому, что на этапе становления этой науки исследовались преим. др. памятники Ассирии. А. включает: собственно А., занимающуюся текстами на аккадском (ассиро-вавилонском) яз.; шумерологию, иссл. тексты, написанные на яз. шумерийцев, древнейших обитателей Месопотамии, создателей клинописи; эламитологию, хурритологию, урартологию, угаритологию и эблаистику. К А. примыкают хеттология, изучающая тексты, составленные др. жителями Малой Азии, а также обл. иранистики, занимающаяся персидскими клинописными текстами эпохи Ахеменидов. Изучение клинописи началось в кон. 18 в. с попыток дешифровки 3-язычных (аккадско-эламско-персидских) надписей, происходивших из Ирана. К 1836 благодаря усилиям Г. Гротефенда, Г. Раулинсона, Э. Бюрнуфа и К. Лассена была дешифрована простейшая, древнеперсидская, система клинописи. Дешифровке эламских надписей немало содействовали работы Э. Норриса (1851-52). В сер. 19 в. ученые нашли ключ и к ассиро-вавилонским текстам: в 1857 Э. Хинкс, Г. Раулинсон, Ф. Тальбот и Ю. Оттерт, работая независимо друг от друга, дали сходные переводы надписи ассирийского царя Тиглатпаласара, копии которой были разосланы им Королевским Азиатским обществом. С нач. 19 в. англ. и франц. ученые вели в Месопотамии широкие археологич. иссл. и раскопки; позднее к ним присоединились герм. и амер. археологи. До 2-й мир. войны осн. центры А. находились в Англии и Германии. Англ. ассириологи преимущественно публиковали клинописные тексты, герм. - систематизировали ассириологические знания, издавая словари и грамматики. После прихода к власти нацистов в 30 гг. 20 в. многие ученые уехали из Германии за океан. В настоящее время крупнейший ассириологич. центр - при ун-те Чикаго; крупные науч. школы сложились во Франции, Италии, Голландии, Израиле, Дании и Финляндии. В России с большим интересом следили за успехами А. Писатель и востоковед О. И. Сенковский откликнулся на первые публикации о дешифровке клинописи серией статей: "Гвоздеобразная грамота" (1838), "Манифест Дария" (1848), "Памятники Ниневии" (1852). По Университетскому уставу 1864 в ун-тах России предусматривалось учреждение кафедр истории Др. Востока; правда, мн. из них долгое время оставались вакантными, а читавшиеся курсы и выходившие книги имели компилятивный и популяризаторский характер (см., напр: Проф. Н. Астафьев. Древности вавилоно-ассирийские по новейшим открытиям. СПб., 1882). В нач. нынешнего столетия в России собраны неплохие коллекции месопотамских древностей. Мн. ученые свободно владели мат-лом в разл. обл. М. В. Никольский (1848-1917) изучал надписи Ванского царства и опубл. сотни клинописных документов из собр. Н. П. Лихачева; глубоким знатоком культуры и истории Месопотамии был египтолог и эфиопист Б. А. Тураев (1868-1920). Создатель кафедры египтологии при Каирском ун-те В. С. Голенищев (1856-1947) опубл. в 1897 описание ассирийских памятников Эрмитажа. Книги по ассириологии и египтологии оставил И. М. Волков (1882-1919). В 20-е гг. продолжал науч. изыскания шумеролог и поэт В. К. Шилейко (1891-1930), разработавший принципы стихотворного перевода на рус. яз. аккадских и шумерских поэтич. произв.; А. П. Рифтин (1900-45) изд. старовавилонские документы и успел подготовить неск. учеников. С сер. 30-х гг. к ассириологии обратился египтолог В. В. Струве (1889-1965), искавший в месопотамском материале подтверждения своей теории рабовладельч. об-ва на Др. Востоке. Позднее шумерологией занялся специалист по античности А. И. Тюменев (1880-1959). В. России важнейший центр по изучению А в Пб. Петерб. школу А. возглавляет крупнейший специалист по языкам, истории и культуре народов др. Передней Азии И. М. Дьяконов (р. 1915). Подготовка ассириологов осуществляется на вост. ф-те Петерб. ун-та. В собр. России (Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина) хранится ок. 5000 клинописных табличек (всего в музеях мира их более 1 млн).
Лит.: Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнего мира. I. Восток. Пг., 1923; Тураев Б. А. История Древнего Востока. 1935. С. 21-52. Т. 1; Постовская Н. М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе. М., 1961, Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963.
Орфографический словарь
ассириоло́гия, -и
Словарь ударений
ассириоло́гия, -и
Формы слов для слова ассириология
ассириоло́гия, ассириоло́гии, ассириоло́гий, ассириоло́гиям, ассириоло́гию, ассириоло́гией, ассириоло́гиею, ассириоло́гиями, ассириоло́гиях
Синонимы к слову ассириология
Лингвистика
комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, культуру и языки
народов, которые в древности писали клинописью. Ассириология в более узком смысле -
комплекс дисциплин, изучающих историю, культуру и языки древней
Месопотамии (Ассирии и Вавилонии).
Особенность лингвистической ассириологии состоит в том, что она
занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между
собой; в её сферу входят аккадский
язык, урартский язык, хурритский язык, хаттский язык, хеттский язык, лувийский язык, палайский язык, шумерский язык, эблаитский язык и эламский язык.
Изобретённое в конце 4‑го тыс. до н. э. шумерами на юге Месопотамии
пиктографическое письмо в дальнейшем развилось в
клинопись, которую приспособили для своего языка жившие севернее
аккадцы, а позднее и многие другие народы древней Передней Азии.
Соответственно языкам ассириология подразделяется на шумерологию,
хеттологию и т. д. Внешне похожие на месопотамскую клинопись угаритская и древнеперсидская письменности
генетически с ней не связаны и потому в сферу ассириологии не входят.
Обучение клинописи повсюду осуществлялось посредством переписывания
и заучивания определённого набора шумерских и аккадских текстов, что
и приводило при всей этнической пестроте к некоторому культурному
единству («клинописная» культура). По этим причинам занятия любой
отраслью ассириологии требуют знания шумерского и аккадского языков,
что и создаёт основу для объединения.
Клинописные тексты стали известны в Европе ещё в 17 в., а первые
попытки их дешифровки были предприняты в 18 в.,
но ассириология получила научную базу лишь в 19 в. В 1802
Г. Ф. Гротефенду удалось правильно определить 9 знаков древнеперсидской
клинописи, но его работа осталась незамеченной. В 20-30‑х гг. эта
письменность была успешно дешифрована усилиями Р. К. Раска, Э. Бюрнуфа,
К. Лассена и особенно Г. К. Роулинсона. Хотя древнеперсидская
письменность не относится к сфере ассириологии, её дешифровка дала
возможность использовать трёхъязычную часть (древнеперсидский, аккадский, эламский языки)
Бехистунской надписи (около 521 до н. э.) в качестве трилингвы.
Остальные две части трилингвы были дешифрованы (эламская не полностью)
в 40-50‑х гг. трудами Роулинсона, а одноязычные тексты - трудами
Ж. Опперта, Э. Хинкса и У. Ф. Толбота. Решающий эксперимент был произведён в 1857, когда четырём
исследователям были разосланы копии вновь найденного клинописного
текста на аккадском языке и сделанные ими переводы совпали во всех
существенных деталях. Этот год и считается годом рождения
В 20-40‑х гг. начались первые научные раскопки в Месопотамии, и в
руки исследователей попали десятки тысяч клинописных текстов
(табличек), давших богатый материал для выяснения лексики и грамматики аккадского и шумерского
Первая научная грамматика аккадского языка (1889) и первый словарь
этого языка (1896) были созданы Ф. Деличем. Интерпретация шумерского
языка, несмотря на обнаружение клинописных шумеро-аккадских «словарей»
(силлабариев) и билингв, была затруднена невозможностью использовать
сравнительно-историческую методику. Существовало мнение, что
шумерский язык - не язык, а «жреческая тайнопись». Лишь в 1905
Ф. Тюро-Данженом был издан первый перевод шумерских надписей, а в 1923
А. Пёбель издал шумерскую грамматику. Однако многие проблемы шумерской
грамматики и лексики ещё не решены. Поэтому интерпретации одноязычных
шумерских текстов остаются в ряде случаев спорными, а получить связное
чтение протошумерских (пиктографических) текстов пока не удаётся
(возможно, что последние являются не текстами в точном смысле этого
слова, а мнемоническими записями; в некоторых случаях есть
возможность составить представление об их содержании).
В 1906 на городище Богазкёй была раскопана Г. Винклером древняя
столица Хеттского царства с огромным клинописным архивом. Благодаря
догадке Б. Грозного обнаруженный здесь язык был определён как
индоевропейский, что дало возможность применить методы изучения
индоевропейских языков, и интерпретация хеттского клинописного
(неситского) языка продвинулась очень быстро. Обнаруженные здесь же
хаттские (протохеттские) тексты, вкрапленные в хеттские надписи,
поддаются интерпретации с трудом (понятны лишь тексты, снабженные
хеттским переводом), и связных переводов одноязычных хаттских текстов
получить не удаётся. Монументальные урартские надписи были обнаружены на
Армянском нагорье ещё в 19 в., обнаружено и некоторое количество
табличек. Интерпретация урартского языка была выполнена в основном
трудами И. Фридриха и А. Гётце, а также И. И. Мещанинова,
Г. В. Церетели, Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюняна и И. М. Дьяконова, но
не может считаться завершённой. Ещё меньше удалось продвинуться в
интерпретации родственного урартскому хурритского языка. С большими
трудностями встречается и интерпретация эламского языка. Далека от
завершения также и дешифровка лувийских иероглифических надписей, а в
дешифровке урартской иероглифики делаются первые шаги. Ведётся работа
над интерпретацией обнаруженных текстов из Эблы, обещающих
значительные открытия. Раскопки в Месопотамии и других «клинописных»
регионах ежегодно приносят гораздо больше материалов, чем их способны
обработать ассириологи (количество хранящихся в различных собраниях
клинописных текстов приближается, видимо, к полумиллиону).
В 19 в. ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики,
занимавшейся изучением Библии во всех её аспектах, но к началу 20 в.
стала самостоятельной и бурно развивающейся областью науки.
Ассириологические научные школы начали складываться с 19 в. в
Германии, Англии и во Франции; позднее появились школы также в США,
Японии, Италии, Чехословакии. Активно работают ассириологи и ряда
других стран, в т. ч. арабских стран и Турции. Основные зарубежные
центры ассириологии - в Берлине, Будапеште, Лондоне, Мюнхене, Париже,
Праге, Риме, Филадельфии, Чикаго. Важнейшие хранилища клинописных
памятников за рубежом: Лувр, Британский музей, Берлинский, Стамбульский,
Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии, ФРГ, США и
ГДР.
В России первые ассириологические публикации в 90‑х гг. 19 в. были
осуществлены египтологами В. С. Голенищевым и
Б. А. Тураевым. Коллекции клинописных памятников были собраны
Голенищевым и Н. П. Лихачёвым (хранятся в Эрмитаже и Музее
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Образцовое издание
шумерских документов из собрания Лихачёва было осуществлено в 1908-15
первым русским ассириологом-профессионалом М. В. Никольским.
Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском
университете П. К. Коковцовым. В середине 10‑х гг. развернулась
деятельность В. К. Шилейко, издавшего ряд клинописных памятников и
выполнившего их переводы. Ученик Шилейко А. П. Рифтин в 1933 возобновил
преподавание ассириологии в Ленинграде, чем и положил начало
самостоятельной советской школе ассириологов-филологов.
В дальнейшем преподавание ассириологии началось в Грузии (Церетели),
затем в Армении. Первоначально ассириология в СССР была по
преимуществу исторической дисциплиной. Филологические и специально лингвистические
исследования приобрели значительный размах в послевоенные годы:
труды Дьяконова, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, Меликишвили и др.
Важнейшими центрами ассириологии в СССР являются Ленинград (ЛО ИВАН
{Ленинградское отделение Института
востоковедения Академии наук} СССР, Эрмитаж и восточный факультет
ЛГУ), Ереван (Институт востоковедения АН Армянской ССР, Ереванский
университет), Тбилиси (Институт истории и Институт востоковедения АН
Грузинской ССР, Тбилисский университет), ассириологи работают также в
научных центрах Москвы, Баку, Минска.
Иероглифическая лувийская надпись из Кархемиша (9 в.
до н. э.).
Клинописные тексты в копиях издаются музеями и другими научными
учреждениями в виде отдельных изданий и многотомных серий. Выходят и
периодические издания по ассириологии:
«Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale» (P.,
1884-),
«Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete» (B.,
1886-),
«Revue hittite et asianique» (P., 1930-),
«Sumer» (Baghdad, 1945-),
«Journal of Cuneiform studies» (New Haven, 1947-),
«Acta sumerologica» (Хиросима, 1979-).
Исследования по ассириологии печатаются также и в общевостоковедной
«Archiv für Orientforschung» (B., 1924-),
«Iraq» (L., 1934-),
«Journal of Near Eastern studies» (Chicago,
1942-) и др.;
в журнале «Orientalia» (Roma, 1932-) в
разделе «Keilschriftbibliographie» регулярно
публикуется библиография работ по ассириологии.
«Cuneiform texts from Babylonian tablets in the British
Museum», L., 1896-;
«Vorderasiatische Schriftdenkmäler», Lpz. - B.,
1907-;
«Musée national du Louvre. Département des antiquités
orientales. Textes cunéiformes», P., 1910-;
«Keilschrifturkunden aus Boghazköi», B., 1916;
«Archivi reali di Ebla», Roma, 1985-.
Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер.
с нем., М., 1961;
Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии. М., 1967;
Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сб. переводов, М.,
1976;
История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980;
Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия. Портрет погибшей
цивилизации, пер. с англ., М., 1980;
Reallexikon der Assyriologie, Bd 1-, Lpz. - B.,
1928-;
Handbuch der Orientalistik, Abt. 1, Bd 2, Abschn. 1-2,
Leiden, 1959.
В. А. Якобсон.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
ассириоло́гия ж 7a
Новый словарь иностранных слов
(собств. + ...логия) наука, изучающая историю, литературу, язык и письменность (клинопись) древних народов месопотамии (шумеров, вавилонян, ассирийцев и др.).
Сканворды для слова ассириология
Полезные сервисы
ассирия
Энциклопедический словарь
Асси́рия - древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). В XIV-IX вв. до н. э. неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я половина VIII - 1-я половина VII вв. до н. э. В 605 до н. э. покорена Мидией и Вавилонией.
* * *
АССИРИЯ - АССИ́РИЯ, древнее государство в северной Месопотамии (см. МЕСОПОТАМИЯ) (на территории современного Ирака (см. ИРАК)). Как самостоятельное царство известно с конца 15 в. В период наивысшего могущества (2-я половина 8 в. до н. э. - 1-я половина 7 в. до н. э.) Ассирия включала всю Переднюю Азию (см. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ) и даже Египет (см. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ). В 605 г. до н. э. уничтожена Мидией (см. МИДИЯ) и Вавилонией (см. ВАВИЛОНИЯ).
Обычно выделяют Древнеассирийское царство (20-15 вв. до н. э.); Среднеассирийское царство (15-10 вв. до н. э.) и Новоассирийское царство (911-612 гг. до н. э.).
Ядром Ассирии явился город Ашшур (см. АШШУР (город)). Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 г. до н. э. основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В то время Ашшур играл роль посредника в транзитной торговле между югом Месопотамии и Малой Азией, где имелись торговые станы ашшурских купцов (важнейший - Канес, ныне городище Кюль-Тепе). В 18 в. Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ), а в 16-15 вв. - царям Митанни (см. МИТАННИ).
Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I (начало 14 в. до н. э.), основателю Среднеассирийского царства, удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию. Его потомки приняли титул «царей Ассирии». В 14-13 вв. им удалось покорить Северную Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию. Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас сборник ассирийских законов. Ассирийское право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.
После временного ослабления (12 в. до н. э.) начался новый подъем могущества Ассири при Тиглатпаласаре I (см. ТИГЛАТПАЛАСАР I) (конец 12 - начало 11 вв. до н. э.), он совершил ряд военных походов: в Вавилонию, Северную Сирию и Финикию, на Армянское нагорье. Во 2-й половине правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племен из сирийской степи в Северную Сирию и Северную Месопотамию. Ассирийская держава оказалась ослабленной. Резиденция ассирийских царей из г. Ашшура была перенесена в другие города - сначала в Кальху (современное городище Нимруд), а в 8-7 вв. - в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) и Ниневию (см. НИНЕВИЯ) (современный Куюнджик).
В 10 в. начинается период расцвета Ассирийской державы - Новоассирийское царство. В конце 10-9 вв. до н. э. ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Северной Месопотамии и в горах к востоку от Ассирии. Ассирийские войска неоднократно вторгались на в Вавилонию, Урарту, Мидию и Сирию. С конца 9 в. в Ассирии начинается кризис, осложненный опустошением сельскохозяйственных районов во время войн, а также гражданскими войнами между жречеством и торговой знатью, с одной стороны, и военной знатью, с другой стороны.
В результате 3-й гражданской войны царем стал Тиглатпаласар III (см. ТИГЛАТПАЛАСАР III) (745-727). В период его правления политика массового истребления покоренных народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; права наместников были ограничены; была создана постоянная армия, которая содержалась за счет государства. В течение последующих 100 лет были завоеваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V (727-722), а позже Синахериб (705-680) были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой Ассирии, так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II (722-705) и особенно Асархаддон (680-669) опирались благоприятствовали жреческой партии и вавилонским привилегированным городам.
Еще с конца 8 в. до н. э. противники Ассирии пытались противопоставить ей коалицию ряда государств и племен. При царе Ашшурбанипале (см. АШШУРБАНИПАЛ) (669-633) война с коалиционными войсками его брата, вавилонского царя Шамашшумукина, окончательно подорвала могущество Ассирии. Войны разоряли население покоренных стран и истощили Ассирию. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила ее основные города и уничтожила ассирийское государство. Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.
Большой энциклопедический словарь
АССИРИЯ - древнее государство в Сев. Двуречье (на территории современного Ирака). В 14-9 вв. до н. э. неоднократно подчиняла всю Сев. Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я пол. 8-1-я пол. 7 вв. до н. э. В 605 до н. э. уничтожена Мидией и Вавилонией.
Грамматический словарь
Асси́рия ж 7а
Сканворды для слова ассирия
Полезные сервисы
ассирияне
Толковый словарь
мн.
1. Население Ассирии - одного из древнейших государств Передней Азии (существовавшего с середины II тысячелетия до конца VII в. до н.э.).
2. Представители этого населения.
Энциклопедический словарь
АССИРИЯ́НЕ -ян; мн. Население Ассирии; жители этого государства (одного из древнейших великих государств Передней Азии, существовавшего с конца 3 тысячелетия до конца 7 в. до н.э.).
◁ Ассирия́нин, -а; м. Ассирия́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.
Академический словарь
-ян, мн. (ед. ассири́янин, -а, м.; ассири́янка, -и, мн. ассири́янки, -нок, -нкам, ж.).
Население Ассирии, одного из древнейших великих государств Передней Азии, существовавшего с конца 3 тысячелетия и до конца 7 века до н. э.
Орфографический словарь
ассири́яне, -ян, ед. ч. -янин, -а
Полезные сервисы
ассириянин
Толковый словарь
Орфографический словарь
ассири́янин, -а
Словарь ударений
ассири́янин, -а; мн. -и́яне, -и́ян
Формы слов для слова ассириянин
ассири́янин, ассири́яне, ассири́янина, ассири́ян, ассири́янину, ассири́янам, ассири́янином, ассири́янами, ассири́янине, ассири́янах
Синонимы к слову ассириянин
Морфемно-орфографический словарь
ассири́/ян/ин/.
Грамматический словарь
ассири́янин мо 1°a
Сканворды для слова ассириянин
Полезные сервисы
ассириянка
Толковый словарь
Орфографический словарь
ассири́янка, -и, род. п. мн. ч. -нок
Словарь ударений
ассири́янка, -и; р. мн. -нок
Формы слов для слова ассириянка
ассири́янка, ассири́янки, ассири́янок, ассири́янке, ассири́янкам, ассири́янку, ассири́янкой, ассири́янкою, ассири́янками, ассири́янках
Синонимы к слову ассириянка
Морфемно-орфографический словарь
ассири́/ян/к/а.
Грамматический словарь
ассири́янка жо 3*a