ж.
Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю Ассирии и Вавилонии.
ж.
Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю Ассирии и Вавилонии.
АССИРИОЛО́ГИЯ -и; ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю древних народов, пользовавшихся клинописью (ассириян, вавилонян, шумеров и др.).
* * *
ассириоло́гия - наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).
* * *
АССИРИОЛОГИЯ - АССИРИОЛО́ГИЯ, наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).
АССИРИОЛОГИЯ - наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).
АССИРИОЛО́ГИЯ - область востоковедч. науки, изучающая по клинописным текстам историю и культуру древней Месопотамии и сопредельных стран и народов. Назв. А. получила благодаря тому, что на этапе становления этой науки исследовались преим. др. памятники Ассирии. А. включает: собственно А., занимающуюся текстами на аккадском (ассиро-вавилонском) яз.; шумерологию, иссл. тексты, написанные на яз. шумерийцев, древнейших обитателей Месопотамии, создателей клинописи; эламитологию, хурритологию, урартологию, угаритологию и эблаистику. К А. примыкают хеттология, изучающая тексты, составленные др. жителями Малой Азии, а также обл. иранистики, занимающаяся персидскими клинописными текстами эпохи Ахеменидов. Изучение клинописи началось в кон. 18 в. с попыток дешифровки 3-язычных (аккадско-эламско-персидских) надписей, происходивших из Ирана. К 1836 благодаря усилиям Г. Гротефенда, Г. Раулинсона, Э. Бюрнуфа и К. Лассена была дешифрована простейшая, древнеперсидская, система клинописи. Дешифровке эламских надписей немало содействовали работы Э. Норриса (1851-52). В сер. 19 в. ученые нашли ключ и к ассиро-вавилонским текстам: в 1857 Э. Хинкс, Г. Раулинсон, Ф. Тальбот и Ю. Оттерт, работая независимо друг от друга, дали сходные переводы надписи ассирийского царя Тиглатпаласара, копии которой были разосланы им Королевским Азиатским обществом. С нач. 19 в. англ. и франц. ученые вели в Месопотамии широкие археологич. иссл. и раскопки; позднее к ним присоединились герм. и амер. археологи. До 2-й мир. войны осн. центры А. находились в Англии и Германии. Англ. ассириологи преимущественно публиковали клинописные тексты, герм. - систематизировали ассириологические знания, издавая словари и грамматики. После прихода к власти нацистов в 30 гг. 20 в. многие ученые уехали из Германии за океан. В настоящее время крупнейший ассириологич. центр - при ун-те Чикаго; крупные науч. школы сложились во Франции, Италии, Голландии, Израиле, Дании и Финляндии. В России с большим интересом следили за успехами А. Писатель и востоковед О. И. Сенковский откликнулся на первые публикации о дешифровке клинописи серией статей: "Гвоздеобразная грамота" (1838), "Манифест Дария" (1848), "Памятники Ниневии" (1852). По Университетскому уставу 1864 в ун-тах России предусматривалось учреждение кафедр истории Др. Востока; правда, мн. из них долгое время оставались вакантными, а читавшиеся курсы и выходившие книги имели компилятивный и популяризаторский характер (см., напр: Проф. Н. Астафьев. Древности вавилоно-ассирийские по новейшим открытиям. СПб., 1882). В нач. нынешнего столетия в России собраны неплохие коллекции месопотамских древностей. Мн. ученые свободно владели мат-лом в разл. обл. М. В. Никольский (1848-1917) изучал надписи Ванского царства и опубл. сотни клинописных документов из собр. Н. П. Лихачева; глубоким знатоком культуры и истории Месопотамии был египтолог и эфиопист Б. А. Тураев (1868-1920). Создатель кафедры египтологии при Каирском ун-те В. С. Голенищев (1856-1947) опубл. в 1897 описание ассирийских памятников Эрмитажа. Книги по ассириологии и египтологии оставил И. М. Волков (1882-1919). В 20-е гг. продолжал науч. изыскания шумеролог и поэт В. К. Шилейко (1891-1930), разработавший принципы стихотворного перевода на рус. яз. аккадских и шумерских поэтич. произв.; А. П. Рифтин (1900-45) изд. старовавилонские документы и успел подготовить неск. учеников. С сер. 30-х гг. к ассириологии обратился египтолог В. В. Струве (1889-1965), искавший в месопотамском материале подтверждения своей теории рабовладельч. об-ва на Др. Востоке. Позднее шумерологией занялся специалист по античности А. И. Тюменев (1880-1959). В. России важнейший центр по изучению А в Пб. Петерб. школу А. возглавляет крупнейший специалист по языкам, истории и культуре народов др. Передней Азии И. М. Дьяконов (р. 1915). Подготовка ассириологов осуществляется на вост. ф-те Петерб. ун-та. В собр. России (Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина) хранится ок. 5000 клинописных табличек (всего в музеях мира их более 1 млн).
Лит.: Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнего мира. I. Восток. Пг., 1923; Тураев Б. А. История Древнего Востока. 1935. С. 21-52. Т. 1; Постовская Н. М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе. М., 1961, Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963.
ассириоло́гия, ассириоло́гии, ассириоло́гий, ассириоло́гиям, ассириоло́гию, ассириоло́гией, ассириоло́гиею, ассириоло́гиями, ассириоло́гиях
Ассириоло́гия -
комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, культуру и языки
народов, которые в древности писали клинописью. Ассириология в более узком смысле -
комплекс дисциплин, изучающих историю, культуру и языки древней
Месопотамии (Ассирии и Вавилонии).
Особенность лингвистической ассириологии состоит в том, что она
занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между
собой; в её сферу входят аккадский
язык, урартский язык, хурритский язык, хаттский язык, хеттский язык, лувийский язык, палайский язык, шумерский язык, эблаитский язык и эламский язык.
Бехистунская надпись Дария.
Изобретённое в конце 4‑го тыс. до н. э. шумерами на юге Месопотамии
пиктографическое письмо в дальнейшем развилось в
клинопись, которую приспособили для своего языка жившие севернее
аккадцы, а позднее и многие другие народы древней Передней Азии.
Соответственно языкам ассириология подразделяется на шумерологию,
хеттологию и т. д. Внешне похожие на месопотамскую клинопись угаритская и древнеперсидская письменности
генетически с ней не связаны и потому в сферу ассириологии не входят.
Обучение клинописи повсюду осуществлялось посредством переписывания
и заучивания определённого набора шумерских и аккадских текстов, что
и приводило при всей этнической пестроте к некоторому культурному
единству («клинописная» культура). По этим причинам занятия любой
отраслью ассириологии требуют знания шумерского и аккадского языков,
что и создаёт основу для объединения.
Клинописные тексты стали известны в Европе ещё в 17 в., а первые
попытки их дешифровки были предприняты в 18 в.,
но ассириология получила научную базу лишь в 19 в. В 1802
Г. Ф. Гротефенду удалось правильно определить 9 знаков древнеперсидской
клинописи, но его работа осталась незамеченной. В 20-30‑х гг. эта
письменность была успешно дешифрована усилиями Р. К. Раска, Э. Бюрнуфа,
К. Лассена и особенно Г. К. Роулинсона. Хотя древнеперсидская
письменность не относится к сфере ассириологии, её дешифровка дала
возможность использовать трёхъязычную часть (древнеперсидский, аккадский, эламский языки)
Бехистунской надписи (около 521 до н. э.) в качестве трилингвы.
Остальные две части трилингвы были дешифрованы (эламская не полностью)
в 40-50‑х гг. трудами Роулинсона, а одноязычные тексты - трудами
Ж. Опперта, Э. Хинкса и У. Ф. Толбота. Решающий эксперимент был произведён в 1857, когда четырём
исследователям были разосланы копии вновь найденного клинописного
текста на аккадском языке и сделанные ими переводы совпали во всех
существенных деталях. Этот год и считается годом рождения
ассириологии.
В 20-40‑х гг. начались первые научные раскопки в Месопотамии, и в
руки исследователей попали десятки тысяч клинописных текстов
(табличек), давших богатый материал для выяснения лексики и грамматики аккадского и шумерского
языков.
Первая научная грамматика аккадского языка (1889) и первый словарь
этого языка (1896) были созданы Ф. Деличем. Интерпретация шумерского
языка, несмотря на обнаружение клинописных шумеро-аккадских «словарей»
(силлабариев) и билингв, была затруднена невозможностью использовать
сравнительно-историческую методику. Существовало мнение, что
шумерский язык - не язык, а «жреческая тайнопись». Лишь в 1905
Ф. Тюро-Данженом был издан первый перевод шумерских надписей, а в 1923
А. Пёбель издал шумерскую грамматику. Однако многие проблемы шумерской
грамматики и лексики ещё не решены. Поэтому интерпретации одноязычных
шумерских текстов остаются в ряде случаев спорными, а получить связное
чтение протошумерских (пиктографических) текстов пока не удаётся
(возможно, что последние являются не текстами в точном смысле этого
слова, а мнемоническими записями; в некоторых случаях есть
возможность составить представление об их содержании).
В 1906 на городище Богазкёй была раскопана Г. Винклером древняя
столица Хеттского царства с огромным клинописным архивом. Благодаря
догадке Б. Грозного обнаруженный здесь язык был определён как
индоевропейский, что дало возможность применить методы изучения
индоевропейских языков, и интерпретация хеттского клинописного
(неситского) языка продвинулась очень быстро. Обнаруженные здесь же
хаттские (протохеттские) тексты, вкрапленные в хеттские надписи,
поддаются интерпретации с трудом (понятны лишь тексты, снабженные
хеттским переводом), и связных переводов одноязычных хаттских текстов
получить не удаётся. Монументальные урартские надписи были обнаружены на
Армянском нагорье ещё в 19 в., обнаружено и некоторое количество
табличек. Интерпретация урартского языка была выполнена в основном
трудами И. Фридриха и А. Гётце, а также И. И. Мещанинова,
Г. В. Церетели, Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюняна и И. М. Дьяконова, но
не может считаться завершённой. Ещё меньше удалось продвинуться в
интерпретации родственного урартскому хурритского языка. С большими
трудностями встречается и интерпретация эламского языка. Далека от
завершения также и дешифровка лувийских иероглифических надписей, а в
дешифровке урартской иероглифики делаются первые шаги. Ведётся работа
над интерпретацией обнаруженных текстов из Эблы, обещающих
значительные открытия. Раскопки в Месопотамии и других «клинописных»
регионах ежегодно приносят гораздо больше материалов, чем их способны
обработать ассириологи (количество хранящихся в различных собраниях
клинописных текстов приближается, видимо, к полумиллиону).
В 19 в. ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики,
занимавшейся изучением Библии во всех её аспектах, но к началу 20 в.
стала самостоятельной и бурно развивающейся областью науки.
Ассириологические научные школы начали складываться с 19 в. в
Германии, Англии и во Франции; позднее появились школы также в США,
Японии, Италии, Чехословакии. Активно работают ассириологи и ряда
других стран, в т. ч. арабских стран и Турции. Основные зарубежные
центры ассириологии - в Берлине, Будапеште, Лондоне, Мюнхене, Париже,
Праге, Риме, Филадельфии, Чикаго. Важнейшие хранилища клинописных
памятников за рубежом: Лувр, Британский музей, Берлинский, Стамбульский,
Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии, ФРГ, США и
ГДР.
В России первые ассириологические публикации в 90‑х гг. 19 в. были
осуществлены египтологами В. С. Голенищевым и
Б. А. Тураевым. Коллекции клинописных памятников были собраны
Голенищевым и Н. П. Лихачёвым (хранятся в Эрмитаже и Музее
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Образцовое издание
шумерских документов из собрания Лихачёва было осуществлено в 1908-15
первым русским ассириологом-профессионалом М. В. Никольским.
Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском
университете П. К. Коковцовым. В середине 10‑х гг. развернулась
деятельность В. К. Шилейко, издавшего ряд клинописных памятников и
выполнившего их переводы. Ученик Шилейко А. П. Рифтин в 1933 возобновил
преподавание ассириологии в Ленинграде, чем и положил начало
самостоятельной советской школе ассириологов-филологов.
В дальнейшем преподавание ассириологии началось в Грузии (Церетели),
затем в Армении. Первоначально ассириология в СССР была по
преимуществу исторической дисциплиной. Филологические и специально лингвистические
исследования приобрели значительный размах в послевоенные годы:
труды Дьяконова, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, Меликишвили и др.
Важнейшими центрами ассириологии в СССР являются Ленинград (ЛО ИВАН
{Ленинградское отделение Института
востоковедения Академии наук} СССР, Эрмитаж и восточный факультет
ЛГУ), Ереван (Институт востоковедения АН Армянской ССР, Ереванский
университет), Тбилиси (Институт истории и Институт востоковедения АН
Грузинской ССР, Тбилисский университет), ассириологи работают также в
научных центрах Москвы, Баку, Минска.
Иероглифическая лувийская надпись из Кархемиша (9 в.
до н. э.).
Клинописные тексты в копиях издаются музеями и другими научными
учреждениями в виде отдельных изданий и многотомных серий. Выходят и
периодические издания по ассириологии:
«Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale» (P.,
1884-),
«Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete» (B.,
1886-),
«Revue hittite et asianique» (P., 1930-),
«Sumer» (Baghdad, 1945-),
«Journal of Cuneiform studies» (New Haven, 1947-),
«Acta sumerologica» (Хиросима, 1979-).
Исследования по ассириологии печатаются также и в общевостоковедной
периодике:
«Archiv für Orientforschung» (B., 1924-),
«Iraq» (L., 1934-),
«Journal of Near Eastern studies» (Chicago,
1942-) и др.;
в журнале «Orientalia» (Roma, 1932-) в
разделе «Keilschriftbibliographie» регулярно
публикуется библиография работ по ассириологии.
Издания памятников:
«Cuneiform texts from Babylonian tablets in the British
Museum», L., 1896-;
«Vorderasiatische Schriftdenkmäler», Lpz. - B.,
1907-;
«Musée national du Louvre. Département des antiquités
orientales. Textes cunéiformes», P., 1910-;
«Keilschrifturkunden aus Boghazköi», B., 1916;
«Archivi reali di Ebla», Roma, 1985-.
Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер.
с нем., М., 1961;
Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии. М., 1967;
Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сб. переводов, М.,
1976;
История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980;
Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия. Портрет погибшей
цивилизации, пер. с англ., М., 1980;
Reallexikon der Assyriologie, Bd 1-, Lpz. - B.,
1928-;
Handbuch der Orientalistik, Abt. 1, Bd 2, Abschn. 1-2,
Leiden, 1959.
В. А. Якобсон.
ассириоло́гия
(собств. + ...логия) наука, изучающая историю, литературу, язык и письменность (клинопись) древних народов месопотамии (шумеров, вавилонян, ассирийцев и др.).