Антонио́ни Микеланджело (Antonioni) (р. 1912), итальянский кинорежиссёр. Расширил проблематику неореализма, включив в неё мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошённости, некоммуникабельности. Фильмы : «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортёр» (1975), «Идентификация женщины» (1982), «Над облаками» (1995) и др.
* * *
АНТОНИОНИ Микеланджело - АНТОНИО́НИ (Antonioni) Микеланджело (29 сентября 1912, Феррара, Италия - 31 июля 2007, Рим), итальянский кинорежиссер; расширил проблематику неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ), включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности.
Образование получил в высшей школе экономики и торговли в Болонье. Свой путь в кино начинал как журналист и кинокритик, сотрудничая в журнале «Чинема»; учился в Римском экспериментальном киноцентре. В 1942 был ассистентом режиссера М. Карне (см. КАРНЕ Марсель) на съемках фильма «Вечерние посетители», написал о нем аналитическую статью «Марсель Карне - парижанин». Был соавтором сценариев фильмов «Пилот возвращается» Р. Росселлини (см. РОССЕЛЛИНИ Роберто), «Трагическая охота» Де Сантиса (см. ДЕ САНТИС Джузеппе), «Белый шейх» Ф. Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико). Как режиссер дебютировал короткометражным документальным фильмом «Люди с реки По» (1943-47). В конце 1940-х годах снял ряд короткометражных документальных фильмов.
Его дебютом в игровом кино стал полнометражный фильм «Хроника одной любви» (1950). Мелодрамы и психологические драмы «Побежденные» (1952, фильм в трех новеллах), «Дама без камелий» (1953), «Попытка самоубийства» (1953, новелла в альманахе «Любовь в городе») выявили в нем художника психологической школы. В фильме «Подруги» (1955), экранизации рассказа Ч. Павезе (см. ПАВЕЗЕ Чезаре), впервые проступили черты киномира автора. Он во многом противостоит фиксации фабульного повествования, проявляя себя во внесюжетных элементах - паузах, визуальных характеристиках героев, преимущественно героинь, их внутреннем состоянии. После фильма «Крик» (1957) (другое прокатное название «Отчаяние») Антониони снимает «Приключение» (1959), в котором авторская эстетика получает исчерпывающее смысловое выражение. Скрывающий природу вещей окружающий мир оказывается более непознаваемым в основе своей, нежели внутренние взаимоотношения героев фильма. Фильм открыл собою знаменитую тетралогию автора - «Ночь» (1960), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), за которую режиссер был несправедливо наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств, вернее, их проявлений у его героев была следствием как процессов, характерных для Италии периода процветания, так и глобального отчуждения современного человека от мироздания. Кинематограф Антониони в 1960-е гг. стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире, правомерно заслужив репутацию общекультурного явления 20 в.
Снискав славу художника мирового гражданства, Антониони после 1965 снимает за пределами Италии. В его английском фильме «Блоу-ап» («Фотоувеличение») (1967) по рассказу Х. Кортасара (см. КОРТАСАР Хулио) «Слюни дьявола» с гениальным мастерством воплощена основополагающая авторская идея: причинно-следственная связь явлений в мире решительно противится любой визуальной запечатленности. В игровом фильме «Забриски-Пойнт» (1969) и документальном фильме «Чунг Куо» («Китай») (1972) глазами Антониони показаны современные США и Китай в явно сочувственном к молодежному движению хиппи (см. ХИППИ) в первом случае и столь же дистанцированном от азиатских реалий - во втором. Снятый в Италии фильм «Профессия: репортер» (1974), отчасти повествовавший о криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был посвящен излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности не установима, вплоть до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. «Антологизм», проявившийся в этом фильме так или иначе свойствен исторической телемелодраме «Тайна Обервальда» (1979) и «Идентификации женщины» (1982). После долгого перерыва, вызванного тяжелой болезнью с необратимой потерей речи, совместно с Вимом Вендерсом (см. ВЕНДЕРС Вим) снял фильм «Над облаками» (1995) по мотивам глав собственной книги «Тот кегельбан над Тибром». Соавтор сценариев всех своих фильмов. В 1995 был удостоен премии «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) за выдающийся вклад в киноискусство.