I ж.
Раздел богословия, в котором изложены доказательства истинности основных положений религиозного вероучения - религиозных догматов.
II ж.
Неумеренное, тенденциозное восхваление чего-либо или кого-либо.
I ж.
Раздел богословия, в котором изложены доказательства истинности основных положений религиозного вероучения - религиозных догматов.
II ж.
Неумеренное, тенденциозное восхваление чего-либо или кого-либо.
АПОЛОГЕ́ТИКА, апологетики, мн. нет, жен. (от греч. apologeomai - говорю в защиту) (церк.). Отрасль богословия, посвященная защите христианского учения.
АПОЛОГЕ́ТИКА -и; ж. [от греч. apologētikos - оправдательный].
1. Раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности главных религиозных догматов.
2. Безудержное восхваление кого-, чего-л. вопреки явным недостаткам; аполо́гия.
-и, ж.
Раздел богословия, имеющий задачей защиту христианской догмы.
|| перен.
Предвзятая защита, восхваление чего-л.
--- теория реализации Маркса дает сильнейшее оружие не только против апологетики, но и против мещански реакционной критики капитализма. Ленин, Еще к вопросу о теории реализации.
АПОЛОГЕТИКА - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат О граде Божием (413-426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство стало государственной религией в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497-1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542-1621), направленные против протестантских "еретиков". В 18 в., подорвавшем основы христианского мировоззренияя, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений. Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736) епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У.Пейли. В 19-20 вв. поток апологетических сочинений не иссякал. Цель этих сочинений - показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К. Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами. Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Киприан (Керн), архимандрит. Патрология, т. 1. М., 1996
АПОЛОГЕТИКА (от греческого apologetikos - защитительный), раздел богословия, в котором сущность данной религии излагается с целью обращения в нее тех, кто не является ее приверженцем.
апологе́тика, апологе́тики, апологе́тик, апологе́тике, апологе́тикам, апологе́тику, апологе́тикой, апологе́тикою, апологе́тиками, апологе́тиках
сущ., кол-во синонимов: 9
аллилуйщина (6)
апология (7)
богословие (11)
восхваление (27)
заступничество (9)
захваливание (11)
защита (93)
превозношение (8)
расхваливание (26)
см. восхваление
апология, защита, превозношение, заступничество, захваливание, аллилуйщина, восхваление, расхваливание
АПОЛОГЕТИКА и, ж. apologétique f.
1. Раздел богословия, в задачи которого входит защита положений религиозного вероучения - религиозных догматов. БАС-2.
2. Предвзятая защита, неумеренное восхваление кого-, чего-л. БАС-2. Вместе с тем это <книга> не слепая апологетика, в ряде вопросов автор расходится с главой направления, однако в основе своей это та разновидность функциональной фонологии, которая взросла на почве Сорбонны. ВЯ 1996 4 123. Апологетика примитива брутальности. Москва 2000 9 159. - Лекс. Энц. сл. 1862: апологетика; Даль-2: апологе/тика.
АПОЛОГЕТИКА (от греч. apologeisthai - защищаться). 1) ученое изложение доказательств истины и божественного источника христианской религии, написанное Тертуллианом. 2) наука, задачею которой служит доказательство истинности христианского учения и его божественности, а также защита христианской веры.
- Раздел богословия, в задачи которого входит защита основных положений религиозного вероучения - религиозных догматов.