Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аргунов

Грамматический словарь

Аргуно́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

АРГУНОВ

Предки Аргуновых, Аргуновских, Аргутинских, вполне вероятно, жили в Переяславском уезде на Ярославщине: там в XV в. было село Аргуново. Впрочем, порой и наименование села или деревни происходило от прозванья живших там людей. Вдруг оказался там Аргенид (старое редкое имя, в переводе с латинского значит ‘серебро’) или Аргентея (‘серебряная’) - от них и пошли эти фамилии, а также Аргенидов, Аргентовский. Аргунами во Владимирской губернии называли искусных мастеров по дереву - плотников.

АРГУНОВ АРГУШКИН

Аргунами называли владимирских плотников, прославивших свой край нарядными резными наличниками и карнизами. Как личное имя Аргун в разных краях России встречается с XVI века. (Ф).

В Переяславском уезде была Аргунская волость и село Аргуново, т.е. Аргуновым может быть и выходец из этой местности. (Э).

Но в северорусских (волгодских) говорах есть глагол аргат - "рычать, ворчать", аргун - "тот, кто постоянно кричит, ворчит" (Словарь русских народных говоров)

АРГУНОВ

Предки Аргуновых, Аргуновских, Аргутинских, вполне вероятно, жили в Переяславском уезде на Ярославщине: там в XV в. было село Аргуново. Впрочем, порой и наименование села или деревни происходило от прозванья живших там людей. Вдруг оказался там Аргенид (старое редкое имя, в переводе с латинского значит ‘серебро’) или Аргентея (‘серебряная’) - от них и пошли эти фамилии, а также Аргенидов, Аргентовский. Аргунами во Владимирской губернии называли искусных мастеров по дереву - плотников.

Сканворды для слова аргунов

- Самое известное произведение этого крепостного художника - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

- Крепостной архитектор графа П.Б.Шереметева, возглавлявший строительство деревянного дворца-театра в Останкино.

- Российский политический деятель, революционер, один из лидеров Партии социалистов-революционеров.

Полезные сервисы

аргунов андрей александрович

Энциклопедический словарь

Аргуно́в Андрей Александрович (1866-1939), российский политический деятель, руководитель и идеолог «Союза социалистов-революционеров» (Саратов, 1895-1896), один из организаторов и лидеров партии эсеров (в 1905-1908 член ЦК), первый редактор её центрального органа - газеты «Революционная Россия» (1901). После октября 1917 член антибольшевистского «Союза возрождения России», заместитель председателя Уфимской директории (1918). С 1919 в эмиграции, создатель и руководитель организации «Крестьянская Россия» (1922, с 1927 Трудовая крестьянская партия). Воспоминания «Из прошлого партии социал-революционеров» (1907).

Полезные сервисы

аргунов ив. петр

Гуманитарный словарь

АРГУНО́В Ив. Петр. (1729-1802) - художник. Крепостной кн. А. М. Черкасского, с 1743 - гр. П. Б. Шереметева, в 1770-х гг. - управляющий "миллионным" домом графа на Миллионной ул. в СПб, а с 1788 управляющий моск. домами Шереметевых. Учился у нем. портретиста Г.-Х. Гроота (с 1743 в СПб.); помогал последнему в исполнении икон для царскосельской придв. церкви (образ "Св. Иоанн Дамаскин", 1749). "Умирающая Клеопатра" А. (1750) - первая попытка в России создать картину на античный сюжет. Портреты этого времени, наряду с блестящей живописной манерой, усвоенной от зап.-европ. портрета, сохраняют в себе одновр. и приемы парсунности, с ее установкой на схожесть изображения; для них характерны цветовая плотность, детальная проработка материальности предметов: портреты кн. А. М. Черкасского и его жены М. Ю. Черкасской (1760-е гг.); "Портрет И. И. Лобанова-Ростовского" (1750); "Портрет гр. П. Б. Шереметева с собакой" (1753).

Сильнейшей худож. выразительности А. достиг в камерных, интимных работах: "Портрет супругов Хрипуновых" (1757); "Портрет Толстой, урожд. Лопухиной" (1768); с блеском исполнил парадные портреты с многосложной композицией: портреты гр. В. А. Шереметевой и гр. П. Б. Шереметева (оба - 1760); "Портрет императрицы Екатерины II" (1762); "Портрет контр-адмирала С. К. Грейга" (1770-е гг.). Влияние эстетики классицизма на поздний период творчества А. отразилось на пластичности форм и контуров, цвет становится локальнее: "Портрет неизв. крестьянки в рус. костюме" (1784); "Портрет архитектора М. Н. Ветошникова" (1787). А. - талантливый педагог, сыгравший значит. роль в развитии нац. худож. образования до открытия АХ. Среди его учеников - сыновья А. (см. ниже), а с 1753 - "спавшие с голосу" певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, к-рые были приняты в АХ в 1759 с отличной рекомендацией наставника.

И. П. Аргунов. Портрет Хрипуновой

И. П. Аргунов. Портрет Хрипуновой

Полезные сервисы

аргунов ник. ив

Гуманитарный словарь

АРГУНО́В Ник. Ив. (ок. 1771 - не ранее 1829) - художник. Второй сын И. П. Аргунова, крепостной гр. Н. П. Шереметева. Портретист. Начал учиться живописи под рук. отца, продолжил образование за границей. Получил "вольную" в 1815. "Портрет неизвестного" (1816) доставил ему звание назначенного в акад., а "Портрет тайного советника сенатора П. С. Рунича" (1817) - д. ч. АХ (1818). Писал портреты Н. Н. Бантыш-Каменского (1811), Г. Р. Державина, крепостной актрисы Шереметевых Т. Шлыковой-Гранатовой (1789) и графини П. И. Шереметевой - быв. актрисы Ковалевой-Жемчуговой (1802), чей портрет, исполненный трагич. силы, написан в последние дни ее беременности (после родов сына Дмитрия она умерла). Хранится в музее-усадьбе "Кусково" (Москва).

Полезные сервисы

аргунов пав. ив

Гуманитарный словарь

АРГУНО́В Пав. Ив. (ок. 1768-1806) - архитектор. Старший сын И. П. Аргунова, крепостной гр. Н. П. Шереметева. Рисованию и черчению учился у отца, архитектуре - у дяди, Ф. С. Аргунова. Совм. с итал. архитектором Фр. Кампорези и крепостными зодчими А. Мироновым, С. Дикушиным построил дворец, парк, жилые и служебные помещения в подмоск. усадьбе гр. Н. П. Шереметева Останкино (1791-98), с 1793 - гл. архитектор. Совокупное участие в той или иной форме знаменитых современников, архитекторов Дж. Кваренги, И. Е. Старова, В. Бренны послужило основой для общей ориентации и последующей переработки при возведении этого блестящего архит. комплекса. Автор ряда проектов интерьеров дворца.

Полезные сервисы

аргунов павел александрович

Энциклопедический словарь

АРГУНОВ Павел Александрович - АРГУНО́В Павел Александрович (5 (17) сентября 1862, Иркутск - 11 марта 1944, Москва), русский революционер. Аргунов был одним из основателей и активных деятелей «Общества переводчиков и издателей» (1882) - нелегального кружка, который состоял главным образом из студентов Московского университета (см. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ)). Весной 1884 года «Общество» было разгромлено, Аргунов исключен с третьего курса юридического факультета Московского университета, арестован и около двух лет находился в тюрьме. Затем он был сослан на пять лет в Восточную Сибирь. Ссылку Аргунов отбывал в селе Шушенском, сотрудничал в сибирских изданиях и поволжских газетах, участвовал в создании Минусинского музея, составил «Очерки сельского хозяйства Минусинского края» (1892). После Октябрьской революции (1917) Аргунов окончил Саратовский университет (1921), с 1925 года был доцентом, с 1941 - сотрудником Института истории АН СССР.

Большой энциклопедический словарь

АРГУНОВ Павел Александрович (1862-1944) - российский революционер. Один из основателей и руководителей "Общества переводчиков и издателей" в Москве (1882), сослан в Вост. Сибирь. После Октябрьской революции историк.

Полезные сервисы

аргунов фед. сем

Гуманитарный словарь

АРГУНО́В Фед. Сем. (1716 - после 1768) - архитектор. Двоюродный брат И. П. Аргунова. Крепостной гр. П. Б. Шереметева и его дом. архитектор. Учился в петерб. "Канцелярии от строений", рисованию у А. Матвеева. Совм. с С. И. Чевакинским построил Фонтанный дом Шереметевых в СПб. (1750-52), широко используя барочные формы и лепку в стиле рококо. Во 2-й пол. 1760-х гг. управитель "миллионного" дома Шереметевых в СПб., спроектировал его боковой флигель. Участвовал в застройке подмосковного имения Шереметевых Кусково, интимность и простота к-рого стали типичными для облика рус. усадьбы эпохи рококо; автор проектов павильона "Грот", Кухонного флигеля, беседки "Бельведер" и др., внесшими существ. вклад в общий арх. ансамбль. П. Б. Шереметев в надписи на титульном листе париж. гравюр видов Кусково поместил его имя: "Строения сии изобретены Домовым архитектором Ф. С. Аргуновым".

Павильон "Грот" в Кусково. Проект Ф. С. Аргунова

Павильон

Полезные сервисы

аргунов як. ив

Гуманитарный словарь

АРГУНО́В Як. Ив. (1784-1830) - рисовальщик и гравер. Младший сын И. П. Аргунова. Преподавал живопись и рисунок в Моск. Якиманском уездном уч-ще (1817) и в 1-й г-зии (1818). В 1815 вместе с братом Николаем получил "вольную". Иллюстрировал издания Н. Н. Бантыш-Каменского "Деяния знаменитых полководцев и министров, служащих в царствование Петра Великого". (М., 1812-13, 1822) и П. П. Бекетова "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям" (М., 1821-24), исполнив для них серию рисунков-портретов.

Полезные сервисы

аргуновы

Энциклопедический словарь

Аргуновы - I

российские крепостные живописцы-портретисты, отец и сын. Иван Петрович (1729-1802), автор барочно-декоративных парадных и камерных портретов. Николай Иванович (1771 - после 1829), испытал влияние классицизма («П. И. Ковалёва-Жемчугова», 1802-1803).

II

российские крепостные архитекторы. Фёдор Семенович (около 1732 - около 1768). Барочные кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755-1775) в усадьбе Кусково. Павел Иванович (около 1768 - 1806). С 1793 возглавлял строительство деревянного дворца-театра в усадьбе Останкино (классицизм), автор ряда интерьеров.

* * *

АРГУНОВЫ - АРГУНО́ВЫ, семейство художников и архитекторов, искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров в наиболее показательной и разнообразной форме. Все они были крепостными графов Шереметевых (см. ШЕРЕМЕТЕВЫ). Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (1716-1754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входя в «живописную команду» А.М. Матвеева (см. МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич). Круг его работ до сих пор достаточно четко не определен.

Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (1729-1802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. Грота, долго работавшего в России. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Занимал видное положение при графе П. Б. Шереметеве (см. ШЕРЕМЕТЕВ Петр Борисович), будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве. Вошел в историю прежде всего как видный мастер барочного портрета (с легкими элементами простодушного, как бы «провинциального» рококо). Его парадные композиции, сперва несколько жестковатые, а позднее все более мягкие и живописные по колориту («И. И. Лобанов-Ростовский» и «Е. А. Лобанова-Ростовская», 1750-1754 гг.; «П. Б. Шереметев» и «А. П. Шереметева», 1760-е гг.; посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768), достаточно эффектны, но не эпохальны.

Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся своим тонким задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены, которые раньше считались картинами кисти «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е; «Девочка-калмычка Анна Николаевна», 1767; «Неизвестная в русском костюме», 1784); последний образ «барышни-крестьянки», подкупающе-простой, чуждой сословного лоска, но в то же время удивительно грациозной, принадлежит к числу самых популярных картин русского «века Просвещения». Уже с 1750-х гг., когда И. П. Аргунов был еще совсем молод, его мастерская играла и важную педагогическую роль (среди учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко (см. ЛОСЕНКО Антон Павлович)). В поздние годы занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца.

Николай Иванович Аргунов (1771 - после 1829, Москва) учился у отца, И. А. Аргунова, а в 1790-е гг. совершенствовал мастерство, копируя картины Эрмитажа. В 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789) и П. И. Ковалевой-Жемчуговой в красной шали (1802) и полосатом халате (1803). Эффектная репрезентация сочетается в этих картинах с живостью характеров, переданных с эмоциональной, даже несколько интимной непринужденностью.

Яков Иванович Аргунов (1784 - после 1835), еще один сын И. П. Аргунова. Тоже учился в основном у отца. Получил вольную также в 1816. По его рисункам выполнялись портретные гравюры для историко-биографических изданий Д. Н. Бантыш-Каменского (см. БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич) и П. П. Бекетова (см. БЕКЕТОВ Платон Петрович). Немногие дошедшие до нас картины Я. И. Аргунова (портреты В. П. Разумовской, 1824; неизвестного в меховой шапке) близки по стилистике к работам брата.

Члены семьи внесли также значительный вклад в архитектуру. Двоюродный брат И. П. Аргунова, Федор Семенович Аргунов (ок. 1732 - ок. 1768), который учился, вероятно, у С. И. Чевакинского (см. ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович), был видным представителем барокко (точнее т.н. «елизаветинского барокко», тяготеющего не столько к широкому размаху, сколько к нарядной, прихотливой живописности своих структур и декора). Он построил (с соавторами) дом П. Б. Шереметева на Фонтанке в Петербурге (1750-1755) и ряд усадебных построек в Кусково (см. КУСКОВО) (кухонный флигель, 1755; павильон «Грот», 1755-1775; и, возможно, оранжерею, 1761-1764).

Архитектурой занимался и один из сыновей И. П. Аргунова, Павел Иванович Аргунов (ок. 1768 - 1806, Москва). Учился рисованию и черчению у отца, под руководством последнего выстроил оранжерею в Останкино (см. ОСТАНКИНО) (1790). С 1793 возглавлял там в качестве прораба строительство знаменитого дворца-театра (по проектам Ф. Кампорези и др. зодчих). Оформил ряд интерьеров, разместив там художественные коллекции, а также участвовал в разбивке здешнего парка. В его творчестве, хотя и живописном, но более строгом по стилю (чем у Ф. С. Аргунова) возобладал классицизм.

Большой энциклопедический словарь

АРГУНОВЫ - русские крепостные архитекторы:..1) Федор Семенович (ок. 1732 - ок. 68). Барочные кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-75) в усадьбе Кусково

2)] Павел Иванович (ок. 1768-1806). С 1793 возглавлял строительство деревянного дворца-театра в усадьбе Останкино (классицизм), автор ряда интерьеров.

-----------------------------------

АРГУНОВЫ - русские крепостные живописцы-портретисты, отец и сын:..1) Иван Петрович (1729-1802), автор репрезентативных парадных и камерных портретов

2)] Николай Иванович (1771 - после 1829), испытал влияние классицизма ("П. И. Ковалева-Жемчугова", 1802-03).

Полезные сервисы