Жарг. Анально-генитальный контакт с женщиной. Мокиенко, Никитина 2003, 401.
армянская апостольская церковь
Энциклопедический словарь
Армя́нская апо́стольская це́рковь - одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношении близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция в г. Эчмиадзин.
* * *
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ, одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция в г. Эчмиадзин.
Большой энциклопедический словарь
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция в г. Эчмиадзин.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древних христианских церквей. Первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святой Фаддей и Святой Варфоломей. Основателем первой христианской кафедры был епископ Закария (около 70), с 301 христианство объявлено государственной религией Армении. В догматическом и культовом отношениях близка к православию; признает только догматы (о божественной сущности Христа, Святого Духа, слиянии божественного с человеческим во Христе и др.) первых трех вселенских соборов (начиная с Никейского в 325). На 4-м Халкидонском Вселенском соборе разошлась с другими христианскими церквами по вопросу воплощения божественного и человеческого во Христе.
Словарь народов и культуры
Армянская апостольская церковь
(Armenian Apostolic Church), одна из монофиситских христианских церквей. Ее возглавляют католикосы (высший церковный сан) Эчмиадзина в Армении и Сиса (Киликия) в Турции (ныне имеет резиденцию в Ливане), а также патриархи Иерусалимский и Стамбульский. А.а.ц. - единств, церковь, празднующая Рождество Христово как часть Богоявления (6 янв.) и не имеющая отд. праздника Рождества. Догматическая позиция А.а.ц. близка к позиции восточной православной церкви; вместе с тем А.а.ц. сохраняет армянский яз., религ, обряды и традиции. А.а.ц. насчитывает ок. 2 млн. членов, преимущ. в Армении и США. Существует также армяно-католич. община; резиденция ее патриарха в Бейруте. Она поддерживает связи с католич. миром.
Полезные сервисы
армянская жена
армянская королева
армянская литература
Энциклопедия Кольера
От дохристианской армянской литературы уцелело несколько надписей и немногочисленные мифические сказания, сохраненные писателями 5 в. Древнейшие надписи - это в большинстве своем клинопись урартийцев. История сохранившейся армянской литературы, которая начала развиваться с 4 в., отражает четыре эпохи бурной деятельности, перемежаемые иностранными вторжениями, которые разоряли страну и истребляли ее народ. В число литературных памятников входят исторические описания арабских, византийских и персидских войн и нашествий монголов и турок из Центральной Азии; богословская полемика; чрезвычайно богатая религиозная поэзия, живописавшая страдания народа и воззвания к Богу о помощи. Четвертому столетию принадлежат такие творения, как проповеди св. Григория (Григора) Просветителя, обратившего народ в христианство; приписываемая Агатанкехосу история укоренения христианства в Армении; житие св. Григория, которое написал Зеноп Клаг; написанная Павсдосом Бузантом история современной ему Армении. Усвоение армянского алфавита привело в начале 5 в. к появлению армянской Библии и переводов многих других текстов, включая исторические труды Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия. Среди самобытных произведений того периода достойны упоминания сочинение Езника (Кохбаци) против греческих философов; написанное Егише Вартапедом романизированное житие Вартана Мамиконяна (ум. ок. 451), который успешно противился стремлению персов навязать армянам зороастризм; созданная Мовсесом Хоренаци (Моисеем Хоренским) монументальная история Армении от Адама до того времени, в которое выпало жить автору, содержащая множество мифов и полуисторических повестей, свидетельствовавших о богатом устном предании. К началу 11 в. относится Книга скорбных песнопений Григория из Нарека (Грегора Нарекаци), где автор в живых поэтических образах описывает страдания народа и взывает к Богу о спасении. Равной мощи в стиле достигал и внук Грегора, Грегор Макистрос, в религиозных посланиях и переводах Платона; еще он написал грамматику. В течение 12 в. разговорный язык (ашхарабар) выработался в литературный язык, а употребление старого литературного языка (грабар) отошло к религиозным сочинениям. Наиболее известным писателем этой эпохи был Нерсес Шнорали (Милостивый), прославившийся и религиозными, и светскими поэтическими сочинениями. Важное значение имели трактат о лихорадке Мхитара Эраци, юридический трактат Мхитара Гоша и житие Нерсеса Шнорали, написанное Нерсесом Лампронаци. В это время вновь появляются стихотворения о доблести, любви и красоте, начиная с 5 в. почти полностью вытесненные стихотворными славословиями святых и мучеников и духовными гимнами. Книгопечатание на армянском языке началось в Эчмиадзине в 1512, в Константинополе в 1570 и в иных местах - в 17 в. Но по-настоящему массовое печатание армянских книг было налажено в мхитаристском монастыре св. Лазаря близ Венеции, основанном в 1717, а затем в мхитаристской обители в Вене. Из-под книжных прессов обоих монастырей вышло множество оригинальных сочинений самой разнообразной тематики, в т.ч. первый армянский словарь, новый перевод Библии и переводы из иноязычных классиков. Однако величайшим достижением книгопечатников-мхитаристов стало составление корпуса армянской классики. Монахи-мхитаристы помогли проложить пути к возрождению армянской литературы в 19 в. К тому времени в литературных целях использовалось два главных диалекта разговорного армянского языка: восточноармянский в России и западноармянский в Турции; духовный центр восточной Армении находился в Тбилиси, западной - в Константинополе. После долгих споров обе части разделенного народа отказались от использования классического языка. Так стала развиваться новейшая литература, разделенная на два потока, причем восточноармянские писатели черпали вдохновение из российских источников, а западноармянские литераторы больше ориентировались на западные, особенно французские образцы. Из восточноармянских литераторов известны поэты О. Туманян (1869-1923), А. Исаакян (1875-1957), В. Терян (1885-1920), Е. Чаренц (1897-1937); романисты Х. Абовян (1805-1848), А. Мелик-Акопян, он же Раффи (1835-1888), С. Зорян (1890-1967), писавший рассказы прозаик А. Бакунц (1899-1938), драматург Г. Сундукян (1825-1912). В число наиболее значительных представителей западноармянской литературы входят такие поэты, как М. Пешикташлян (1828-1868), П. Дурян (1851-1872), Т. Чракян, или Интра (1875-1921), А. Ярджанян (Ярчанян), или Сиаманто (1878-1915), Д. Варужан (1884-1915), В.Текеян (1877-1945); романисты Е.Отян (1869-1926), А. Арпярян (1850-1907), Т.Камзаракан (1866-1941); авторы рассказов Г. Зорап (1861-1915), Л. Башалян (1868-1939); драматурги А.Поронян (1842-1891), Л.Шант (1869-1951). Поворотным пунктом в современной армянской истории, в т.ч. литературной, стал 1915 год. Вследствие турецкого геноцида и изгнания армян с их земли возникли новые общины и литературные центры в Каире (Египет), Алеппо (Сирия), Бейруте (Ливан), Париже (Франция) и Бостоне (США). Восточноармянская словесность продолжала произрастать на родной почве. Начиная с 1920-х годов наблюдался бурный расцвет самых разных литературных жанров. По большей части эти произведения публиковались в столице Армении - Ереване. Следует, однако, отметить, что некоторые шедевры армянской литературы в 20 в. были созданы армянами, проживавшими за рубежом, такими, как поэт Н.Сарафян (1905-1972), романист К. Зарян (1885-1969) и критик А. Ошакан (1882-1948).
ЛИТЕРАТУРА
Налбандян В., Саринян С., Агабабян С. Армянская литература. М., 1976
Полезные сервисы
армянская советская энциклопедия
Энциклопедический словарь
АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - АРМЯ́НСКАЯ СОВЕ́ТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕ́ДИЯ (АСЭ), первая универсальная энциклопедия на армянском языке. Выпущена в 1974-87 в 13 тт. (13-й - посвящен Армянской ССР) Главной редакцией АСЭ. Председатель редакционной коллегии - В. А. Амбарцумян, главный редактор - К. С. Худавердян.
Большой энциклопедический словарь
АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (АСЭ) - первая универсальная энциклопедия на армянском языке. Выпущена в 1974-87 в 13 тт. (13-й - посвящен Армянской ССР) Главной редакцией АСЭ. Председатель редакционной коллегии - В. А. Амбарцумян, главный редактор - К. С. Худавердян.