Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рождество

Толковый словарь

ср.

Один из главных христианских церковных праздников, установленный - согласно церковному вероучению - в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными 25 декабря - по старому стилю или 7 января - по новому, а остальными верующими - 25 декабря); Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Рождество Христово.

РОЖДЕСТВО́ - сущ., с., употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? Рождества́, чему? Рождеству́, (вижу) что? Рождество́, чем? Рождество́м, о чём? о Рождестве́

1. В христианстве Рождеством называют праздник рождения Иисуса Христа.

Поздравить с Рождеством. | Зажечь свечи на Рождество.

2. В Православной Церкви Рождеством Богородицы называется один из главных праздников, который отмечается ежегодно 8(21) сентября.

рожде́ственский прил.

Рождественские морозы. | Рождественские каникулы. | Рождественская ёлка.

Толковый словарь Ушакова

РОЖДЕСТВО́, рождества, мн. нет, ср.

1. День 25 декабря, церковный христианский праздник рождения Христа. «Последний день перед рождением прошел.» Гоголь. «Балы дает нельзя богаче от рождества и до поста.» Грибоедов.

2. Рождение (старин.).

Толковый словарь Ожегова

РОЖДЕСТВО́, -а, ср.

1. (Р прописное). Один из христианских (у православных один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/7 января). Ночная служба под Р. Торжественное богослужение на Р. В ночь перед Рождеством или под Рождество.

2. Само рождение Иисуса Христа. Великое событие р. Христово.

Рождество Богородицы один из двенадцати основных православных праздников в память рождения девы Марии матери Иисуса Христа (8/21 сентября).

| прил. рождественский, -ая, -ое (к 1 знач.). Р. пост. Рождественские морозы. Р. дед (то же, что Дед Мороз).

Словарь существительных

РОЖДЕСТВО́, -а́, ср (Р прописное).

Праздник (один из главных у христиан, у православных - один из двенадцати основных), отмечаемый 25 декабря (7 января по новому стилю) в память о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа.

Ехать к дедушке в деревню на Рождество! Это было для нас самым большим праздником (В.Дмитриева).

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО́ -а́; ср. [с прописной буквы] В христианской религии: праздник рождения Иисуса Христа (отмечается 25 декабря (7 января); в православной церкви: один из двунадесятых праздников). Поздравить с Рождеством. Зажечь свечи на Р.

◊ Рождество́ Христово. = Рождество́. Рождество́ Богородицы. В православной церкви: один из двунадесятых праздников (отмечается 8 (21) сентября).

Рожде́ственский, -ая, -ое. Р-ие морозы. Р-ие каникулы. Р-ая ёлка. Р. дед (=Дед Мороз).

Академический словарь

-а́, ср.

Христианский зимний праздник, посвященный рождению мифического основателя христианства - Христа.

Задолго до рождества в школе начинались оживленные толки о предстоящей елке. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

[Караульщики] являлись, бывало, на рождество и пасху с поздравлениями, и он давал им на праздник по целковому. Федин, Необыкновенное лето.

Энциклопедия Кольера

РОЖДЕСТВО - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря (в Православной церкви - 25 декабря по старому стилю). Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Nol, вероятно, также образовано от латинского natalis. Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста. В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642-1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов.

Рождественские песнопения. Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвященных Рождеству Христову, Иисус озарил всех (Jesus refulsit omnium), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до 13 в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более легкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов, Придите, верные (Adeste fideles), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 и подписана Дж.Ф.Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна Да возрадует вас Бог, люди добрые (God Rest You Merry, Gentlemen) также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют 16 в. Гимн Внимайте пению ангелов-вестников (Hark! The Herald Angels Sing) был написан Ч.Уэсли в 1737. Лютеру принадлежит гимн С Небес гряду Я к вам (Vom Himmel hoch da komm' ich her). Исполненный воодушевления гимн Joy to the World (Радость миру) был написан И.Уотсом в 1719, а современная музыка к нему была сочинена Л.Мейсоном на темы из Мессии Генделя. Рождественская песенка Тихая ночь, святая ночь (Stille Nacht, heilige Nacht) была сочинена в 1818 Й.Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.

Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране. Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда - обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена. Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В Средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в 19 в. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией. В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли (франц. crche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe). Обычно они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.

Подарки и открытки. Обычай обмениваться на Рождество подарками восходит к существовавшему в Древнем Риме обычаю, именовавшемуся "стрены". Во время праздника сатурналий римляне дарили в день Нового года друзьям подарки "на счастье" (strenae) - плоды, сладости или золото. Этот обычай сохранился - не потеряв даже своего имени (trennes) - во Франции. В Англии день св. Стефана, 26 декабря, носит название Boxing Day ("день подарков"). В Средние века в этот день священники обычно открывали ящики для пожертвований и раздавали их содержимое бедным людям прихода. Впоследствии отсюда развился обычай раздачи рождественских денежных подарков ("boxes") прислуге и государственным служащим. В Германии рождественские подарки называют "Христовыми узелками". В большинстве христианских стран дети верят, что на Рождество подарки им приносит Младенец Христос, хотя в некоторых странах считается, что детей одаривает св. Николай в канун своего праздника (6 декабря). Происхождение рождественских открыток остается неясным. Согласно одной из гипотез, английский художник У. Игли в 1842 нарисовал первую такую открытку и, размножив ее, разослал друзьям. Другие историки утверждают, что Игли нарисовал открытку в 1849, и отдают пальму первенства художнику Дж. Хорсли, которому сэр Генри Коул заказал для себя рождественскую открытку в 1846.

Рождественские яства. По традиции праздник Рождества во всем мире отмечается особым угощением. В средневековой Англии кульминацией праздничного пира был момент, когда повар и слуги вносили на блюде голову кабана, а все присутствующие распевали песнь "Кабанью голову несу". Другим излюбленным рождественским блюдом был жареный павлин. Традиционный рождественский напиток в Англии готовился из эля, печеных яблок, яиц, сахара, мускатного ореха, гвоздики и имбиря и подавался горячим. (В настоящее время его заменил пунш.) Выпекались особые пирожки продолговатой формы со сладкой начинкой, символизировавшие ясли. Традиционным английским рождественским блюдом был жареный гусь или каплун, однако с конца 16 в. их вытеснила индейка, завезенная из Мексики. Почти во всех христианских странах на Рождество пекутся особые пироги, булки, печенья и пряники.

Рождественские обычаи. Одни обычаи распространены повсеместно, другие носят местный характер. В некоторых славянских странах в рождественский сочельник дети укладываются спать на постелях из сена и соломы, подражая Младенцу Иисусу в яслях. В Голландии в канун дня св. Николая ребятишки набивают свои деревянные башмаки соломой для белой лошади святого в надежде, что взамен он наполнит их игрушками и сладостями. В Италии дети выставляют наружу свои башмаки для женской ипостаси Санта-Клауса, Бефены, чтобы она наполнила их подарками. В Чехии принято с наступлением Адвента ставить в воду веточку вишневого дерева, и если на Рождество она зацветет, это считается добрым предзнаменованием. В Центральной Америке дети играют в игру, центром которой служит глиняный сосуд, наполненный сладостями и подвешенный на веревке к потолку. Ребенку завязывают глаза, и он с трех попыток должен разбить сосуд палкой. Тот, кому это удается, становится героем дня, а сладости делятся между всеми. В южном полушарии то обстоятельство, что Рождество приходится на летний период, наложило свой отпечаток на характер его празднования. В Бразилии 24 декабря царит атмосфера летнего карнавала с цветами, пикниками, фейерверками, отдыхом и экскурсиями. Процессии священников, направляющихся в церкви, чтобы отслужить рождественскую мессу, придают особый колорит и торжественность празднику. В США потомки переселенцев из Моравии в штате Пенсильвания сохранили верность рождественским яслям. В рождественский сочельник и в каждый вечер рождественской недели они и сейчас приходят поклониться яслям, облачившись в национальные костюмы. Представители других национальных групп также сохраняют обычаи, существовавшие на родине их предков. Одни открывают подарки (которые кладутся под елку или другое рождественское дерево, засовываются в подвешенные чулки и т.д.) в рождественский сочельник, а другие - в самый день Рождества. Но почти повсюду в США в рождественский сочельник многочисленные хоры распевают на улицах рождественские песнопения, а в день Рождества люди отправляются в церковь, а затем отмечают праздник семейной встречей за традиционным рождественским обедом.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рождество. Картина Робера Кампена. Ок. 1425. Музей изящных искусств. Дижон (Франция).

"Рождество". Картина Робера Кампена. Ок. 1425. Музей изящных искусств. Дижон (Франция).

РОЖДЕСТВО Христово, один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. λοχεία, τόκος) рождение, роды.   - раньше праздновалось вместе с крещением; особым праздником стало с конца IV в.             (Лук. 1, 14).

Словарь народов и культуры

Рождество

(Christmas), ежегодный христ. праздник в честь рождения Иисуса Христа. Подлинная дата рождения Иисуса неизвестна, но по традиции Р. отмечается 25 дек. (эта дата впервые упомянута в 336 г. н.э.), это обусловлено, вероятно, распространенным в Римской империи культом др.-иран. бога Митры, рождение к-рого отмечалось 25 дек., но также весьма близко ко дню рим. празднества Сатурналий (17 дек.), во время к-рого обменивались дарами. Т.о., Р. отражает как языч. обычаи зимних празднеств, так и христ. традицию. Большее или меньшее значение, придаваемое этому празднику, зависит от региона. На Западе Р. часто открывается полуночной мессой, символизирующей приход света в темный мир. Во время Р. люди обмениваются подарками и устраивают праздничное застолье.

Словарь слов из произведений русской литературы

Рождество - и РОЖЕСТВО/, а, ср.

Церковный христианский праздник рождения Христа 25 декабря по старому стилю.

Родные люди вот какие: Мы их обязаны ласкать... И, по обычаю народа, О Рождестве их навещать. // Пушкин. Евгений Онегин //; Соседкам наплела, что я беду накликала, А чем? Рубаху чистую надела в рождество. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; О Рожестве была у нас пирушка. // Крылов. Басни //

Афоризмы

Орфографический словарь

Рождество́, -а́

Синонимы к слову рождество

сущ., кол-во синонимов: 5

рождество христово, божич

Морфемно-орфографический словарь

рожд/еств/о́.

Грамматический словарь

рождество́ с 1b—

Этимологический словарь

рождество́

Заимств. из цслав., ср. др.-русск. рожьство, ст.-слав. рождьство γέννησις (Остром., Клоц., Супр.). Связано с роди́ть (см.).

Сканворды для слова рождество

- Из-за реформы календаря русская православная церковь в 1918 году не отмечала этот двунадесятый праздник.

- Традиционный дрезденский штоллен выпекают к этому празднику, но не черствеет он до Пасхи.

- В этот праздник немецкие дети едят не только пряничных человечков, но и человечков из чернослива.

- К этому празднику Алла Пугачёва приурочивала свои «встречи», ставшие дебютом для многих артистов.

- Австрийцы уверены: испачкавшись в этот праздник о трубочиста, вы непременно обретёте счастье.

- В преддверии этого праздника «шведский стол» в отелях Швеции расширяет ассортимент до 50 отборнейших блюд.

- Праздник перед святками.

- В канун какого праздника ожидали первую звезду, чтобы сесть за стол?

- Какой праздник православные христиане празднуют 7 января?

- Христианский праздник.

- «Щедрик, ведрик, Дайте вареник, Грудочку кашки, Кильце колбаски», - взывали колядующие к щедрости хозяев под этот праздник.

- В 1839 году священник Иоганн Вихерн изготовил из старого колеса венок со свечками, чтобы дети сами отсчитывали дни до этого праздника.

- Христианский праздник, накануне которого происходит действие в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

- Иосиф Бродский каждый год старался написать стихотворение к этому празднику: «Это самый старый день рождения, который наш мир празднует».

- Рассказ Агаты Кристи «Трагедия под ...».

- Картина Эдварда Мунка «... в публичном доме».

- Рассказ Владимира Набокова.

- Фильм Майкла Кёртиса «Светлое ...».

- Фильм Майкла Митчелла «Пережить ...».

- Картина французского художника Поля Гогена.

- Картина итальянского художника Сандро Боттичелли.

- Стихотворение Александра Блока.

Полезные сервисы

рождество богородицы

Толковый словарь Ожегова

РОЖДЕСТВО́, -а́, ср.

Популярный словарь

Рождество Богородицы

Рождества́ Богоро́дицы, только ед.

1) Рождение Божьей Матери, Девы Марии, давшей человечеству Спасителя Иисуса Христа.

Церковный год начинается 1/14 сентября, и не случайно в начале богослужебного календарного круга празднуется событие, предваряющее новозаветную историю - Рождество Богородицы. Многие повествования, рассказывающие о земной жизни Девы Марии, не вошли в Евангелия, - о ней говорят предания (Пестов).

2) Один из двунадесятых праздников православной церкви, праздник рождения Божьей Матери.

Этимология:

Рождество заимствовано из старославянского языка (рожьдество). см. тж. Богородица.

Энциклопедический комментарий:

Праздник Рождества Богородицы был установлен церковью в IV в., когда в результате долголетних споров начало складываться единое представление о Божьей Матери, ее биографии. Он отмечается 8 (21) сентября. Согласно Евангелию, Богородица родилась в семье праведников Иоакима и Анны. Они долгие годы были бездетными, возносили молитвы к Богу и уже в преклонном возрасте были вознаграждены дочерью, нареченной Марией. Католическая церковь в 1854 г. даже приняла догмат о непорочном зачатии самой Марии ее матерью Анной. Однако православная церковь этот догмат не признает. В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение можно увидеть в каждом храме на иконах, фресках, рельефах или в скульптуре. Ей посвящено несколько христианских праздников. Особой популярностью Богородица пользуется среди верующих женщин, считающих ее молитвенницей и заступницей за них перед Богом.

Энциклопедический словарь

Рождество́ Богоро́дицы - один из двунадесятых праздников. Установлен в память рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа. Отмечается 8(21) сентября.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь рождения Девы Марии - матери Христа. Отмечается верующими 8(21) сентября.

Гуманитарный словарь

РОЖДЕСТВО́ БОГОРО́ДИЦЫ - двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 8(21) сент. Событие, празднуемое в этот день, не описывается в Новом Завете. Первые христиане не знали этого праздника. Церковное предание, повествующе о Р. Б., сложилось только к 5 в. В соответствии с ним Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима, происходящего из царского рода, и Анны - из рода первосвященников. Мария была их единственным ребенком, рожденным по обетованию Божию. Рождение Марии предвозвестил родителям ангел, предуказав и имя будущего ребенка. Праздноваться Р. Б. начинает со 2-й пол. 5 в. Об этом упоминается в служебнике (сакраментарии) Геласия, в том же веке еп. Константинопольским Анатолием написаны стихиры на день Р. Б., к-рые поются во время праздника.

В РПЦ праздник Р. Б. продолжается 6 дней, включая предпразднество и по-празднество, с 7(20) по 12(25) сент.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа. Отмечается верующими 8(21) сентября.

Синонимы к слову рождество богородицы

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рождество иоанна предтечи

Энциклопедический словарь

Рождество́ Иоа́нна Предте́чи - один из так называемых великих праздников в православии, отмечается 24 июня(7 июля). На Руси слился с языческим славянским праздником летнего солнцестояния (см. Купала); отсюда - день Ивана Купалы.

Гуманитарный словарь

РОЖДЕСТВО́ ИОА́ННА ПРЕДТЕ́ЧИ - великий недвунадесятый праздник православной церкви, отмечаемый 24 июня (7 июля). Древние христиане почитали этот праздник уже в 3 в., называя его "светлым торжеством", "денницей Солнца Правды". Церковно праздник Р. И. П. введен в кон. 3 - нач. 4 в.

На Руси праздник Р. И. П. слился с языческим праздником славян Купало, знаменующим летний солнцеворот, и стал отмечаться в народе как день Ивана Купалы.

Полезные сервисы

рождество пресвятой богородицы

Толковый словарь

ср.

Один из главных христианских церковных праздников, установленный - согласно церковному вероучению - в память рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа, в Назарете в Галилее (отмечающийся православными 8 сентября - по старому стилю или 21 сентября - по новому).

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ, христианский праздник, отмечается 8 (21) сентября. В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), с него начинается годичный круг церковных праздников.

Содержание праздника

Согласно преданию Церкви, основанному на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким (см. ИОАКИМ Богоотец) и Анна (см. АННА (праведная)). Иоаким происходил из царского рода, от колена Иудина, дома Давидова, а святая Анна - из архиерейского рода, от колена Левиина, из дома Аарона. Иоаким и Анна долго молились о даровании им детей и претерпели много насмешек и унижений из-за своей бездетности. Наконец, в глубокой старости Бог обрадовал их рождением преблагословенной Марии. Имя Марии в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

История праздника

По времени своего появления праздник Рождества Богородицы - один из последних среди двунадесятых. Первое упоминание о нем на Востоке встречается в 5 в. у Прокла, патриарха Константинопольского, а на Западе - в Сакраментарии (Требнике ) папы Геласия (кон. 5 в. ). Однако эти свидетельства не являются достаточно достоверными. Праздник возник, по-видимому, вначале в Греческой Церкви, вскоре был принят в Риме, а затем и в дочерних церквах. Рождество Богородицы празднуется Иаковитской и Несторианской Церквами, что может свидетельствовать о том, что этот праздник появился в Восточной Церкви до 5 в., когда эти церкви отделились. Для Андрея Критского (см. АНДРЕЙ Критский), составившего на Рождество Богородицы два слова и канон, это уже большой торжественный праздник. В Иерусалимском канонаре 7 в. (по грузинской версии) Рождество Богородицы - память с явными праздничными отличиями от других дней. На Западе регулярные упоминания о Рождестве Богородицы встречаются начиная с 7 в., но еще в 7-9 вв. этот праздник не имел всеобщего распространения. Литургисты 17 в. утверждали, что на Западе его впервые ввел епископ Шартрский Фульберт (ум. 1028), который содействовал широкому распространению праздника в Северной Франции.

Богослужебное празднование

В современную службу праздника в Православной Церкви вошли песнопения Андрея Критского, Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Германа, патриарха Константинопольского (ум. 740 ), Иосифа Песнопевца (см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ) и др. Праздник Рождества Богородицы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 7 (20) сентября и четыре дня попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание - 12 (25) сентября.

Полезные сервисы

рождество христово

Энциклопедический словарь

Рождество́ Христо́во - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря(7 января). Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарём, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

* * *

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - РОЖДЕСТВО́ ХРИСТОВО́, великий христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода - Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, - является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).

История праздника

Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 в. Дата его не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому (см. КЛИМЕНТ Александрийский), который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале 4 в., чему первое свидетельство обнаруживается в т. н. «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336). Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах - Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ) (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в других - вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).

В 4 в. равноапостольная царица Елена (см. ЕЛЕНА (мать Константина Великого)) построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви 4 в. - Ефрема Сирина (см. ЕФРЕМ СИРИН), Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий), Григория Богослова (см. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН), Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ), Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), написанные на этот праздник. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.

Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)), а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху (см. ПАСХА христианская); соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.

Богослужебное празднование

Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 в. (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ), Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.

Рождеству в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост [с 14 (27) ноября по 24 декабря (6 января) включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» (лат. adventus - пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) и завершается праздником Обрезания Господня (см. ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ). Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) начинается с великого Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ), на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ), Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 в.), Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Космой Маюмским (см. КОЗМА ИЕРУСАЛИМСКИЙ), патриархом Германом (8 в.) и другими.

Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) предполагает совершение трех Месс (см. МЕССА), основная из которых приходится на ночь (две другие - на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая - рождение Иисуса Христа от Девы, третья - мистическое рождение Бога в душе каждого верующего.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

Гуманитарный словарь

РОЖДЕСТВО́ ХРИСТО́ВО - один из главных христ. праздников, отмечаемый 25 дек. (7 янв.). Католическая церковь считает этот праздник главнейшим, православная церковь - вторым после Пасхи.

В основе праздника лежит евангельское сказание о рождении Сына Божьего Девой Марией. Первонач. на Востоке праздник Р. Х. отмечался 6 янв. Зап. церковь изначально стала отмечать Р. Х. 25 дек., исходя из того факта, что в этот день исполняется 9 месяцев со дня Благовещения (25 марта). Дата установления праздника, возможно, обусловлена и тем, что христ. церковь на Западе стремилась вытеснить широко распространенный в Римской империи культ древнеиранского бога Митры, рождение к-рого как раз приходилось на 25 дек. В 4 в. Восток также стал отмечать Р. Х. 25 дек.

В РПЦ Р. Х. - двунадесятый праздник, он имеет 5 дней предпразднества и 6 дней попразднества. Празднику Р. Х. предшествует 40-дневный пост, называемый Рождественским, или Филипповым (т. к. начинается после дня памяти апостола Филиппа). Канун праздника проводится в особо строгом посте, к-рый называется сочельником или сочевником, т. к. по церк. уставу в этот день полагается употреблять в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). Рождественский пост хранится до первой вечерней звезды. С сочельником связан народный обычай колядования, восходящий к славянским языч. верованиям.

12 дней после Р. Х. называются святками, т. е. святыми днями, освященными Р. Х. и Богоявлением. С этими днями исконно связаны народные полуязыческие святочные забавы и увеселения, среди к-рых основные - ряжение и гадания.

Синонимы к слову рождество христово

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы