ж.
1. Главное богослужение в католической церкви.
2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа).
отт. Концертное произведение такого характера.
ж.
1. Главное богослужение в католической церкви.
2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа).
отт. Концертное произведение такого характера.
МЕ́ССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.).
|| Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.).
МЕ́ССА, -ы, жен.
1. В католической церкви: литургия.
2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии.
Месса
-ы, ж.
1) Католическая обедня, главное богослужение католической церкви.
Отслужить утреннюю мессу.
2) Музыкальное многоголосное хоровое произведение на текст этого богослужения.
"Торжественная месса" Бетховена.
Этимология:
Заимствовано из немецкого языка (Messa ‘месса’) в конце XVIII в. Восходит к латинскому missa ‘месса’, ‘обедня’. Богослужение названо по формуле, завершающей обедню: ite, missа est ‘идите (молитва) послана (Богу)’.
Энциклопедический комментарий:
В содержание церковной мессы входит чтение молитв, песнопения в сопровождении органа. Заканчивается месса обрядом причащения. По решению II Ватиканского собора (1962-65 гг.) в мессу был введен ряд новшеств: разрешено проведение месс на национальных языках; принято решение в восстановлении в церкви общей молитвы; с особого разрешения Папы и по постановлению епископов причащаться разрешено и хлебом, и вином; рекомендовано включать в мессу элементы национальной музыки и др.
Песнопения, входившие в мессу в Средние века, были одноголосными. Позднее появились многоголосные обработки песнопений мессы и целые их циклы, написанные на традиционный текст одним композитором. Выдающиеся мессы - месса си минор И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. Бетховена - выходят за рамки культовой музыки и исполняются в концертах.
МЕ́ССА1́, -ы, ж
Богослужение - литургия в католической церкви.
Католическая церковь сохранила древнюю христианскую традицию в литургической практике: брак между двумя католиками заключается во время мессы, между тем как смешанные браки лишены этой привилегии (прот. И.Мейендорф).
МЕ́ССА2́, -ы, ж
Вокально-инструментальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, представляющее собой собрание основных песнопений Римской мессы, состоящее из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров, предназначенное для литургии, исполняемое в сопровождении органа и оркестра.
Я знал, что она [Мария] послала семье погибшего Джиованни крупную сумму денег и заказала по нем в соборе Nostra Dama della Guarda заупокойную мессу (Купр.).
МЕ́ССА -ы; ж. [итал. messa]
1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м.
2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха.
* * *
ме́сса (позднелат. missa, итал. messa, нем. Messe), центральное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поётся (missa solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (missa bassa - низкая месса). Основные разделы мессы (ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Agnus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которых меняется в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткая месса (missa brevis, включает части Kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианское пение (хорал), с XIV в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла (Гильом де Машо, Жоскен Депре, О. Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С XVI в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В XVII в. в склад музыки мессы проникает гомофония. В XVIII-XIX вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров («Высокая месса» И. С. Баха, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).
* * *
МЕССА - МЕ́ССА [искаженное лат. missa, первоначально, возможно, обозначавшее отпуст (см. ОТПУСТ) (от глагола mitto - отпускать, отсылать), а впоследствии распространившееся на все богослужение], в терминологии западных христиан - Божественная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). В русской литургической терминологии слово «Месса» чаще всего используется для обозначения «Римской Мессы» (Missa Romana) - Божественной Литургии латинского (или римского) обряда (см. ОБРЯД).
Чинопоследование Римской Мессы сложилось в первые века нашей эры в Римской Церкви и получило распространение в некоторых других Италийских Церквах. Закрепление ее основной формы традиционно связывается с именем папы Григория I Великого (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ). В раннее средневековье заимствуется рядом других регионов Западной Европы, в частности, Франкским королевством, а позже - Священной Римской империей, где претерпела некоторые изменения. Совершалась исключительно на латинском языке. С 11 в. стала фактически единственным чинопоследованием Литургии на Западе (исключения составили незначительные «островки», сохранявшие другие литургические обряды: мозарабский, амвросианский и др.).
Римская Месса была в некоторой степени реформирована на Тридентском соборе (см. ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР), и в 1570 папой Пием V (см. ПИЙ V) были кодифицированы правила ее служения и текст. Этот чин Мессы, именуемый «тридентским», просуществовал в Католической Церкви до 1960-х гг., когда по инициативе 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ)он подвергся очередной существенной реформе. Тридентский чин Мессы сохраняется ныне у католиков-традиционалистов. Римская Месса была сохранена, хотя и с заметными изменениями, в Англиканской Церкви и в некоторых других общинах, возникших на Западе в результате Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ).
Структура Римской Мессы в целом сходна со структурой всех Божественных Литургий. Две ее основные части - Литургия Слова (Liturgia verbi: соответствует Литургии оглашенных в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД)) и Евхаристическая Литургия (Liturgia eucharistica: соответствует Литургии верных); Приношение даров (соответствует Проскомидии (см. ПРОСКОМИДИЯ)) является составляющей частью Евхаристической Литургии и не отделено от нее, как во многих восточных обрядах. Литургия Слова и Евхаристическая Литургия вместе взятые обрамлены Начальными обрядами и Заключительными обрядами.
Начальные обряды
Вход служащего духовенства в пресвитерий (алтарную часть храма); входные молитвы, основу которых составляет псалом 42; обряд покаяния (см. ПОКАЯНИЕ)(исповедание своей греховности сперва священником, потом молящимися, с молитвой о снисхождении Божием и прощении); пение (или чтение, если Месса без пения) изменяемого в зависимости от дня церковного календаря или случая, по которому Месса совершается, входного песнопения (Introitus; в реформированной Мессе называется Cantus/Antiphona ad Introitum), после которого поется короткая литания (см. ЛИТАНИЯ) «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»); в воскресные и праздничные дни, за исключением периодов подготовительных перед Рождеством (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО)и Пасхой (см. ПАСХА христианская), поется гимн «Gloria» («Слава в вышних Богу»); читается изменяемая вступительная молитва ([Oratio] Collecta).
Литургия Слова
Читается Апостол (см. АПОСТОЛ) (Epistola - буквально «послание»), затем поется градуал (см. ГРАДУАЛ), к которому в отдельных случаях могут добавляться другие песнопения (тракт, секвенция (см. СЕКВЕНЦИЯ), аллилуия (см. АЛЛИЛУЙЯ)); читается Евангелие (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)); после него может следовать проповедь. В воскресные и праздничные дни поется или читается «Credo» («Верую»: Никео-Константинопольский Символ веры (см. СИМВОЛ ВЕРЫ)).
Начало Евхаристической Литургии
Приношение даров, или Офферторий (Offertorium). Звучит изменяемое песнопение на Предложение даров - Офферторий. Может быть совершено каждение предложенных даров со словами псалма 140. Священнослужители подготавливают Хлеб и Вино для пресуществления. Священник омывает руки (со словами псалма 25) в знак требования нравственной чистоты. После нескольких молитв над предложенными дарами, и призыва верных к усиленному молению о том, чтобы евхаристическая жертва была благоугодна Богу, следует изменяемая Тайная молитва ([Oratio] Secreta; в соответствии с практикой, установившейся с 8 в., с этого момента большая часть молитв прочитывается священником тайно; в реформированной Мессе читается во всеуслышание и называется «Молитвой над дарами»[Super oblata]).
Евхаристический канон
Центральная часть Евхаристической Литургии - Евхаристический канон [Canon Missae] (Анафора (см. АНАФОРА); в реформированной Мессе называется «Евхаристической молитвой» [Prex eucharistica]). В римском обряде со времен святого Григория I Великого до 1969 в качестве Евхаристической молитвы использовался только т. н. «Римский канон» (Canon Romanus), который в основном сложился уже в 4 в., но канонически фиксированную форму принял на Тридентском соборе. Римский канон является анафорой Александрийского типа, близкой по структуре некоторым анафорам, используемым в Коптской и Эфиопской Церквах.
Римский канон открывается префацией (единственная часть анафоры, произносимая во всеуслышание; использовалось более 10 префаций, в зависимости от дня или цели совершения Мессы, хотя прежде их существовало значительно больше), которая выражает благодарение Богу Отцу за спасение во Христе (подчеркивая особую связь с празднуемым событием) и завершается ангельским славословием «Свят, Свят, Свят» («Sanctus»). Затем следует прошение принять и благословить дары (1-й эпиклесис), как приношение, совершаемое прежде всего о Церкви. Это прошение дополняется молитва о Церкви, об иерархии, обо всех предстоящих людях и о тех, за кого они эту жертву приносят. Констатируется единство Церкви небесной и земной; при этом воздается честь Богоматери, апостолам и древним святым, чтившимся в Римской Церкви. Следует повторная просьба принять приношение и еще одно моление о том, чтобы приношение было принято, исполнено благословения Божия (2-й эпиклесис) и стало Телом и Кровью Христа.
Далее идет повествование об установлении Евхаристии, содержащее установительные слова Иисуса Христа над хлебом и чашей. К словам над чашей добавляются слова: «Тайна веры» (имеется в виду Новый Завет-Союз, заключенный Богом с людьми на Тайной Вечере, ставший брачным союзом Христа и Его Невесты - Церкви, который апостол Павел в Послании к Ефесянам [5:32] называет «великой тайной»). Установительные слова продолжает анамнесис (констатация того, что евхаристическое приношение совершается в воспоминание спасительных страданий Христа, Его смерти, воскресения и вознесения), который переходит в свидетельство о приношении непорочной Жертвы от Божиих даров и даяний. Это дополняется прошением о том, чтобы Жертва была вознесена ангелом на небесный престол Божий, от которого, через причастие, участники нынешней литургии воспримут ниспосланную им благодать (3-й эпиклесис).
После этого совершается поминовение усопших и святых - Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель), Стефана и других святых, особенно мучеников и мучениц, с древности чтимых в Римской Церкви, дополняемое словами о верховном посредничестве Христа, через Которого совершается наша молитва и литургия, в действии Которого Бог все созидает, освящает, животворит, благословляет и дарует нам все благое. Канон завершающее славословием, прославляющим в Троице единого Бога.
Причащение
Последняя часть Евхаристической Литургии - обряд причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ). Открывается Молитвой Господней («Отче наш»), за которой следует прошение о мире, приветствие мира, преломление освященного Хлеба и соединение евхаристических видов (подробнее см. в статье Литургия Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)). Поется короткая литания «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Затем происходит собственно причащение духовенства и народа, после чего священник очищает священные сосуды и поется изменяемое причастное песнопение (Communio; в реформированной Мессе называется [Antiphona ad Communionem]), за которым следует изменяемая благодарственная молитва после причащения (Postcommunio; в реформированной Мессе называется [Oratio post Communionem]). Обряд причащения завершается меняющейся в зависимости от дня церковного года молитвой после причащения.
Заключительные обряды
Отпуст, за которым может следовать заключительное благословение священника, а также чтение заключительного Евангелия (как правило, начало Евангелия от Иоанна).
Реформа Мессы
Предпринятая после 2-го Ватиканского собора реформа Мессы имела основной целью сделать Евхаристию подлинным центром жизни народа Божия, открыть возможности для более активного и сознательного участия в ней, вернуть Божественной литургии ее воспитательную функцию. Важнейшим шагом на этом пути было введение в литургический обиход современных национальных языков. Увеличена роль литургии слова. В реформированной мессе Евангелие предваряется одним или двумя (в воскресные и праздничные дни) чтениями из внеевангельских книг Ветхого и Нового Заветов (см. в статье Лекционарий (см. ЛЕКЦИОНАРИЙ)); после первого чтения звучит ответный псалом (Psalmus responsorius), строфы которого перемежаются рефреном, повторяемым всеми участниками мессы. Важное место уделяется проповеди, которая желательна в будничные дни и обязательна в воскресные и праздничные. В завершающей части литургии слова возрожден древний обычай всеобщей молитвы, или молитвы верных (Oratio universalis, seu Oratio fidelium), - серии молитвенных прошений о нуждах Церкви и всего мира, а также, иногда, отдельных лиц или групп людей. Приношение даров заметно упрощено: священнические молитвы заменены более краткими, восходящими к раннехристианским временам. В ряде общин возрожден древний обычай приношения даров народом (священник принимает хлеб и вино из рук прихожан; к алтарю подносятся также и другие плоды земли или дары верующих храму), иногда торжественной процессией. Все важнейшие молитвы, требующие осмысленного участия верных, включая Евхаристическую молитву, читаются во всеуслышание.
Помимо Римского канона (в который внесены незначительные изменения; он получает название «I Евхаристической молитвы»), первоначально были введены еще три Евхаристические молитвы (священник выбирает, какую из них служить, по собственному усмотрению): II - основывается на Анафоре из «Апостольского предания», приписываемого святому Ипполиту Римскому (см. ИППОЛИТ Римский (ум. 258)); III - творение современных литургистов; IV - адаптация Александрийской редакции Анафоры Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий). Впоследствии были добавлены несколько Евхаристических молитв для особых ситуаций: т. н. «V Евхаристическая молитва» (на случаи важных ассамблей Церкви), 2 Евхаристические молитвы о примирении и 3 Евхаристические молитвы мессы для детей. (Новые Евхаристические молитвы продолжают создаваться в некоторых движениях Католической Церкви, однако далеко не все подобные тексты утверждены церковными властями). Кроме того, введено дополнительно более 70 префаций на разные дни и периоды календаря и т. п. (часть из них - забытые древние тексты, другие созданы в нынешнее время). Добавлен анамнесис, произносимый после установительных слов всем народом. Все Евхаристические молитвы, кроме I, содержат эпиклесис в смысле призывания Святого Духа. Стало допускаться причащение мирян под двумя видами. Значительно упрощены сложные и малопонятные тексты ряда мест Мессы, сокращены дублирующиеся тексты. Упрощены начальные и заключительные обряды (не читается заключительное Евангелие). Разрешается импровизация текста в ряде мест, целый ряд молитв и песнопений допускает большое количество вариантов.
«Мессой» называется также музыкальный жанр, представляющий собой собрание основных песнопений Римской Мессы. Музыкальная основа средневековой мессы - григорианское пение (хорал (см. ХОРАЛ)), с 14 в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла (см. А КАПЕЛЛА)(Гильом де Машо (см. ГИЛЬОМ ДЕ МАШО), Жоскен Депре (см. ЖОСКЕН ДЕПРЕ), О. Лассо (см. ЛАССО Орландо), Палестрина (см. ПАЛЕСТРИНА); с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе (см. ОРГАН (музыкальный инструмент)). В 17 в. в склад музыки мессы проникает гомофония. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров («Высокая месса» И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян), «Торжественная месса» Л. ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), мессы В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц)).
Издания текста:
Тридентский чин: Missale Romanum ex Decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum [S.] Pii V Pontificis Maximi jussu editum. (С 1570 переиздавался неоднократно).
Реформированный чин: Missale Romanum ex Decreto Sacrosancti Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli Pp. VI promulgatum. Editio typica. Typis Polyglottis Vaticanis, 1979; Editio typica altera, 1975.
Русский перевод тридентского чина см. в книге: Господу помолимся. Молитвенник для католиков латинского обряда. Рим, 1949.
Переводы реформированного чина мессы на русский язык предпринимались неоднократно; официально утвержденный церковными властями текст см. в книге: К Тебе взываю. Молитвенник для католиков латинского обряда. М., 1994.
МЕССА (позднелат. missa - итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa - низкая месса). Основные разделы мессы (ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Angus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которых менятся в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткая месса (месса brevis, включает части kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианское пение (хорал), с 14 в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла (Гильом де Машо, Жоскен Депре, О. Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В 17 в. в склад музыки мессы проникает гомофония. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров ("Высокая месса" И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).
-ы, ж.
Католическая обедня.
Кончилась месса, из дверей церкви на широкие ступени лестницы пестрой лавою течет толпа. М. Горький, Сказки об Италии.
||
Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения, обычно с сопровождением органа и оркестра.
Месса Листа. Месса Баха.
[итал. messa]
МЕССА - центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета..." (Мф 26:26-28), а после еды: "сие творите в Мое воспоминание" (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви. Теологический смысл мессы. Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются. Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо - священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, - принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву. Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы. На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью /с пролитием крови/. После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.
(См. также ЕВХАРИСТИЯ).
СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ
В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения. Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962-1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гстий (лат. hostia - жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды. В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут. В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи - на Вознесение, 15 августа - на Успение Девы Марии, 1 ноября - в праздник Всех Святых и др.). Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo ("мессу для народа") без приношений.
Виды мессы. Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются. На "высокой" мессе молитвы распеваются, на "низкой" - читаются, хотя служба может включать и пение гимнов. Мессы также различаются по сану совершающего литургию, это папская месса, понтификальная (служится епископом) месса. Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой. Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон - реквиемом.
Порядок совершения мессы. Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).
Литургия слова. Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит). Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы. За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу). Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме). После Глории священник приветствует общину словами "Господь с вами", община отвечает: "И со духом твоим", Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы, в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы. После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов (этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус). Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо ("Верую"), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений. Евхаристия состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары - хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре. Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню ("Отче наш"), за ней следует молитва "Агнус деи" ("Агнец Божий"). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est - "Идите, (собрание) отпущено", отсюда и название "месса") и дает заключительное благословение.
Ординарий и проприй. Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него. II Ватиканский собор 4 декабря 1963 принял конституцию "О богослужении", которая обозначила начало глубокого обновления или реформирования церковного богослужения. В отношении мессы была поставлена цель сделать службу более понятной и вовлекать верующих в полное и деятельное участие в богослужении. Так, стало возможным развернуть алтарь, чтобы священник оказывался лицом к общине; было разрешено заменять традиционный латинский язык в текстах мессы на местные языки. Сама месса стала короче, не утратив основной формы и структуры.
Евхаристические обряды в других церквах. Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей - проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части - чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей - евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.
МУЗЫКА
Музыка - важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15-17 вв., писавших мессы - Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции "О богослужении" подчеркнул, что "церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами". Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М., 1910 Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
МЕ́ССА (итал. messa, от позднелат. Missa, от лат. motto - посылаю, отпускаю) - циклич. вокальное или вок.-инструментальное произв. на тексты из одноименного центр. обряда суточного богослужения в католич. церкви. В православном богослужении М. соответствует Литургия, обедня. Текст М. - латинский, обычно поется, иногда читается или речитируется. М. состоит из постоянно присутствующих песнопений (ординарий) и меняющихся по праздникам и воскресеньям в течение года (проприй). Ординарные части М. - Kyrie eleison ("Господи, помилуй"), Gloria ("Слава"), Credo ("Верую"), Sanctus ("Свят"), Benedictus ("Благословен"), Agnus Dei ("Агнец Божий"). В немецкой протестантской церкви принята краткая М., только с двумя первыми частями ординария. С 14 в. установилась традиция хоровой многоголосной М. (Г. де Машо). В 16 в. хоровые партии иногда дублировались инструментами, нек-рые разделы исполнялись только органом. С 17 в. М. сближалась с оперой: хоровые эпизоды стали чередоваться с сольными, важную роль стал играть оркестр (И. С. Бах). В 20 в. М. сочиняли и рус. композиторы: А. Т. Гречанинов (5 М., в том числе "Вселенская экуменическая", "Праздничная", "И на Земле - мир"), И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, Ю. А. Фалик. А. Г. Шнитке принадлежит уник. симфония-М. (Симфония № 2 "Сан-Флориан" для солистов, камерного хора и симфонич. оркестра содержит все части М.).
Лит.: Холопов Ю. Н. Месса // Григорианский хорал. М., 1997.
МЕССА (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa - низкая месса). Основные разделы мессы (ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie [eleison] (Господи, помилуй), Gloria [in excelsic Deo] (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Agnus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которых меняется в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткая месса (месса brevis, включает части Kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианский хорал, с 14 в. хоровое полифоническое многоголосие а капелла (Г. де Машо, Жоскен Депре, О. Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С 16 в. в протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В 17 в. в музыку мессы проникает гомофония. В 18 - 19 вв. месса состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров ("Высокая месса" И.С. Баха, "Торжественная месса" Л. Бетховена, мессы В.А. Моцарта, Ф. Шуберта).
месса - часть католич. богослужения (когда священник причащается, а дьякон обращается к прихожанам: ite, missa est (идите собрание распускается), и собравшиеся расходились. Так как во время церковного празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нем.) означало и - ярмарка: отсюда Kirchmesse - церковная ярмарка - кирмаш
По другим: Месса (Messe) - missa (предлагаемая жертва) - наша просф(и)ора - hostia oblata - προσφορά - приношение, дар.
См. кирмаш.
сущ., кол-во синонимов: 8
См. богослужение, священнодействие...
МЕССА ы, ж. messe f. <лат. missa.
1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное "Réveillon". Ю. Безродная Золотое дно. // ВЕ 1907 3 35. || расш. Церковная служба. Святую мессу должно отправлять на всех кораблях по вся воскресения и праздники. УВМ 109. Москва лишилась в нем приятного человека и дома приятного; он всякий день принимал, а по Воскресеньям у него, точно как у твоего князя, messe et cercle, и хозяин был всегда вежлив и одинаков со всеми без разбора. 1832. А. Я. Булгаков - брату. // РА 1902 1 286. ♦ Messe basse. Месса без пения. Вчера утром он <епископ> служил в свободной каюте une messe basse, на которую я случайно попал. 20. 4. 1891. П. Чайковский. // Сидельников 25 дней 30. Ср. Месса немая. 24 декабря. Утром был на немой мессе. А. Н. Бенуа Дн. 1905 г. // НН 2001 58 123. Messe haute. Торжественная обедня у католиков. Как только воскресенье, так старичье ползет с утра по церквам и во время всяких messes hautes .. и не знаю чего еще, слушает проповеди. 30. 8. 1875. Стасов - В. А. Стасовой.
2. Многоголосное хоровое произведение на текст литургии, обычно с сопровождением органа или оркестра. БАС-1. Вчерась слушал я целую мессу в католицкой церкви, и Порри пел. Письма писат. 18 в. 352.♦ Messe solennelle. Духовный концерт для церковных празднеств. То ли дело католические .. messes solennelle, requiem'ы и вся церковная музыка - там фантазия свободна. 14. 8. 1878. Мекк - П. И. Чайковскому. - Лекс. Ян. 1804: месса, мисса; Даль-3: ме/сса, ме/са, ми/са; Уш. 1938: ме/сса; Сл. 18: месса 1715.
МЕССА (лат. missa - отпущение). 1) римско-католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии.
- Божественная литургия, которой стоит Париж.
- Католическая обедня.
- Католическое богослужение.
- Богослужение в католической церкви.
- Пьеса словацкого писателя Петера Карваша «Полуночная ...».
- Религиозное песнопение.
МЕССАДЖЕРО - «МЕССАДЖЕ́РО» («Il Messaggero»), итальянская ежедневная газета. Принадлежит концерну «Монт-эдисон». Основана в 1878, Рим.
-----------------------------------
«Мессадже́ро» («Il Messaggero»), итальянская ежедневная газета. Принадлежит концерну «Монтэдисон». Основана в 1878, Рим.
"МЕССАДЖЕРО" ("Il Messaggero") - итальянская ежедневная газета. Принадлежит концерну "Монт-эдисон". Основана в 1878, Рим.
МЕССАЖ а, м. message m., англ. Послание. Прилагаю вчерашния нижней камеры вотты, в которых ваше имп. величество изволит усмотреть королевский месаж о биле кредита. Кантемир Рел. 2 39. // Сл. 18 4 103. Поль Готье придумал фасон <футболки> с полосочками, дом Moshiro - с рисунком и "мессажем" (о которых весь мир забыл с начала восьмидесятых). Домовой 1995 7-8 108. Эти неувязки <в книге> - некий знак, message, письмо в бутылке? Звезда 1995 2 181. Авторы его <искусство> обычно не чувствуют глубочайшего противоречия между формами, которые они используют, и содержанием (message) своих созданий. О. Седакова - В. Полухина. // НЛО 1996 17 345. Но ощущение пророческого знания сильнее логики, и Голдинг, похоже, впрямь рассчитывал на действенность своего message'а. НМ 1997 10 214. Простите невольный каламбур, - это еще и "месседж", или по-французски "мессаж", послание человечеству, напоминание об угрозе СПИДа. ЛГ 29. 4. 1998.
МЕССАЖЕ Шарль - Мессаже́ Шарль, см. Вильдрака Шарль (см. ВИЛЬДРАК Шарль)
МЕССАЖЕР а, м. messager m. Вестник. Курганов 1769. Посланец, вестник, разнощик, развощик писем. Ян. 1804. В пролете против трибуны сидит старый, как камни, человек. Он обмотан очень широким трехцветным шарфом; это и есть тот старый messager, который уже в начале революции исполнял эту должность и с тех пор в этом звании присутствовал при всех событиях мировой истории, начиная с первого Национального собрания и кончая juste milieu. Гейне Проза 30-х гг. // Г. 6-4 41. Все музыканты являются в Европе пленниками своих "мессажеров" или антрепренеров. Л. Сабанеев Музыкальный закат Европы. // НМ 1927 1 218.
ж.
Валерия Мессалина - жена римского императора Клавдия (I в. н.э.), имевшая репутацию распутной и изощренно развратной женщины.
МЕССАЛИ́НА (Мессалина), (М прописное), Мессалины, жен. (книжн.). Распутная, развратная женщина привилегированного класса. (По имени жены римского императора Клавдия, известной распутством и жестокостью.)
МЕССАЛИ́НА -ы; ж. Книжн. О красивой развратной женщине. Местная м. ● По имени Мессалины, жены римского императора Клавдия (1 в. н.э.), известной своей развратностью и жестокостью.
* * *
МЕССАЛИНА - МЕССАЛИ́НА (Валерия Мессалина) (Valeria Messalina) (18 н. э. - 48 н. э.), дочь римского консула Марка Валерия Мессалы Барбата и Домиции Лепиды, третья супруга римского императора Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)).
Ее отец был сыном Марка Валерия Мессалы Мессалина и Клавдии Марцеллы младшей, дочери Гая Клавдия Марцеллы и Октавии (сестра Октавиана Августа (см. АВГУСТ (император))), ее мать также была внучкой Марка Антония (см. МАРК АНТОНИЙ) и Октавии, таким образом, ее родители были двоюродными сестрой и братом.
Будучи двоюродной правнучкой Августа, Мессалина была очень близка к династии Юлиев-Клавдиев (см. ЮЛИИ-КЛАВДИИ), и играла большое значение при дворе Калигулы. В 38 н. э., по настоянию Калигулы (см. КАЛИГУЛА) вышла замуж за будущего императора Клавдия (при этом ей было 20 лет, а Клавдию - 48). Мессалина родила Клавдию двое детей: Британника (41-55) и Октавию (40-62), которая затем вышла замуж за своего сводного брата императора Нерона (см. НЕРОН). В 48 Мессалина вместе с Гаем Силием организовала заговор против своего мужа Клавдия. Заговор был раскрыт советником Клавдия Нарциссом, а Мессалина, Силий и другие заговорщики были казнены. Римские историки характеризовали Мессалина как жестокую и распутную интриганку, ей удавалось легко манипулировать своим мужем Клавдием, исполнявшем любые ее прихоти. Также она известна как любительница придворных пиршеств и развлечений.
Ее жизнь подробно описана у Диона Кассия (см. ДИОН КАССИЙ) (Римская история, книги 60-61), а также у Плиния Старшего (см. ПЛИНИЙ Старший), Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл), Тацита (см. ТАЦИТ), Плутарха (см. ПЛУТАРХ).
-ы, ж. книжн.
Развратная женщина.
[По имени Мессалины, жены римского императора Клавдия (1 в. н. э.), развратной и жестокой женщины]
МЕССАЛИНА (Messalina) Валерия, жена (третья) римского императора Клавдия, от которого имела сына и дочь. Женщина крайней безнравственности, Мессалина в 48 нашей эры открыто праздновала свою свадьбу с любовником, намереваясь возвести его на трон. Окружение Клавдия склонило императора, опасавшегося потерять трон, умертвить ее.
мессалина (иноск.) - о бесстыдных, распутных женщинах
Ср. "Любить"?.. Может быть, нам некого скорей любить!.. Чиновниц, и день и ночь мечтающих о шляпках? иль этих Мессалин сластолюбивых? Кого ж? кого, по-вашему, я должен полюбить?
Лесков. Островитяне. 8.
Ср. В скромных сферах (между женщинами) несравненно более неподдельного, натурального, молодого и свежего, искреннего и правдивого, чем в бельэтажах, где наполовину, если не более, все - подделка, фальшь, косметики и вата, а затем - расчет, притворство, лицемерие и ложь, а порою и постыднейшая разнузданность современных Мессалин...
Н. Макаров. Исповедь. 4, 3.
Messalina († 48) - жена римского императора, прославившаяся распутством.
См. сфера.
См. фальшь.
Из римской истории. Мессалина (ок. 25 - 48 н. э.) - третья жена римского императора Клавдия (10 до н. э. - 54 н. э.), дочь патриция Валерия Мессалы Барбата, прославившаяся своим распутством и бесстыдством. Женой 44-летнего Клавдия стала в 14 лет. Уже будучи императрицей, бывала в одном из публичных домов Рима - под именем Лисиски и в парике из светлых волос. Тот, кто отказывал ей или узнавал ее, расплачивался за это жизнью. В возрасте 23-х лет была казнена Клавдием, который решил таким образом положить конец своему позору.
Имя нарицательное для распутной, циничной женщины.
сущ., кол-во синонимов: 8
беспутница (22)
блудница (21)
потаскунья (42)
потаскуха (46)
потаскушка (42)
развратница (51)
распутница (44)
шлюха (45)
см. развратница
МЕССАЛИНА ы, ж. messaline <лат. Messalina, от имени жены римского имп. Клавдия, известной своим распутством. Распутная женщина. От своей сексуальной на один фронтов деятельности он сберег откровенные письма легкомысленных мессалин почтенного возраста. В. Немирович-Данченко Мол. человек на хорошей дороге. // Лепта 1992 5 104. - Лекс. Толль 1864: Мессалина; Уш. 1938: мессали/на.
Валерия, первая жена римск. императора Клавдия; известна своим развратом и жестокостью. Имя её стало нарицательным.
- Третья жена Клавдия.
- Эта третья жена римского императора Клавдия была казнена не за чудовищное распутство, а за провалившийся заговор против мужа.
- Её имя стало нарицательным для женщин, занимающих высокое положение и отличающихся развратным поведением.
- Распутная женщина.
Мессалина старшая
(ок. 25-48)
Жена императора Клавдия, мать Октавии и Британика. Мессалина была скандально известна своим распутством, в чем ее справедливо упрекает Тацит. Чтобы провозгласить императором своего любовника Гая Силия, Мессалина без ведома Клавдия официально оформила с ним брак. Когда заговор был раскрыт, Мессалина по приказу Клавдия была казнена.
Месса́пы (мессапии), древнее племя, расселившееся на юге Италии; видимо, переселились с острова Крит в X-IX вв. до н. э.
* * *
МЕССАПЫ - МЕССА́ПЫ (мессапии), древнее племя, расселившееся на юге Италии; видимо, переселились с о. Крит в 10-9 вв. до н. э.
МЕССАПЫ (мессапии) - древнее племя, расселившееся на юге Италии; видимо, переселились с о. Крит в 10-9 вв. до н. э.