I нескл. ср.
Верёвка или ремень со скользящей петлей для ловли животных; аркан 1..
II нескл. ср.
Один из обязательных элементов (в парном фигурном катании).
I нескл. ср.
Верёвка или ремень со скользящей петлей для ловли животных; аркан 1..
II нескл. ср.
Один из обязательных элементов (в парном фигурном катании).
ЛАССО́, нескл., ср. (исп. lazo). У американских охотников - аркан с петлей, затягивающейся вокруг шеи животного при набрасывании. Накинуть лассо на дикую лошадь.
ЛАССО́, нескл., ср
Охотничье приспособление некоторых народов в виде длинной веревки с нефиксированной петлей на одном конце, используемое для ловли животных.
Чукча ловко накинул лассо на голову оленя.
ЛАССО́ неизм.; ср. [франц. lasso от исп. lazo] Аркан со скользящей петлёй, предназначенный для ловли животных. Бросить л. Полёт л. Прочное л.
* * *
лассо́ (франц. lasso, от исп. lazo - петля), длинный аркан со скользящей петлей для ловли животных. Применяется конными охотниками и скотоводами Америки.
ЛАССО (франц. lasso - от исп. lazo - петля), веревка или ремень со скользящей петлей для ловли животных. Употребляется у многих народов Азии и Америки.
нескл., ср.
Аркан со скользящей петлей, предназначенный для ловли животных.
[франц. lasso от исп. lazo]
нескл. с.
(аркан с петлей для ловли животных)
Свист шоссе - как лассо́
над моей головой.
Тбилисо, Тбилисо,
огневой, гулевой!
А. А. Вознесенский, Тбилиси
Вслед чуждой воле, как в петле лассо́,
понурить шею среди пекл безводных,
от скудных скверов отвращать лицо,
не смея быть при детях и животных.
Б. А. Ахмадулина, «Так дурно жить, как я вчера жила…»
Сведения о происхождении слова:
Слово пришло в наш язык из французского, ср. lasso с ударением на последнем слоге, при посредстве испанского, ср. lázo с ударением на первом слоге.
"Узелок на память":
Если выбор правильного ударения в этом слове затрудняет вас, попробуйте связать его в памяти с другим, «легким» словом: лассо́ - арка́н. У обоих слов ударение падает на второй слог.
Это название аркана для ловли зверей заимствовано из французского, в котором lasso от испанского (точнее, латиноамериканского испанского) lazo - "петля", восходящего к латинскому laqueus (с тем же значением).
Из фр. яз. во второй пол. XIX в. Фр. lasso < исп. (Южной Америк*') lazo - "петля" < лат. laqneus - тж.
ЛАССО нескл., ср. lasso <исп. lazo <лат. laqueus петля. Аркан со скользящей петлей для ловли животных. Крысин 1998. - Лекс. БАС-1 : лассо/; Крысин: лассо/.
- Ковбойская «накидушка».
- Моток на поясе ковбоя.
- Верёвочная ловушка.
- Аркан со скользящей петлёй.
- «Ковбойский» инструмент в «Фотошопе».
- Название этого атрибута ковбоя произошло от испанского слова «lazo», что означает «петля».
- В «Новых приключениях Неуловимых» мстители подбили биплан белых из винтовки, а Яшка «выудил» лётчика из самолёта с помощью этого.
- Элемент фигурного катания.
- Препарат для борьбы с сорняками, гербицид.
ЛАССО (Lasso) Орландо (ок. 1532-94) - франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (св. 2000 сочинений.).
Ла́ссо Орландо (Lasso) (около 1532 - 1594), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений).
* * *
ЛАССО Орландо - ЛА́ССО Орландо (Lasso; наст. Ролан де Лассю, Roland de Lassu) (около 1532 - 1594), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА). Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.). Внес множество новаторских приемов в жанр мотета, сочинял мессы, мадригалы и шуточные песни. Лассо создал пассионы («страсти») ко всем всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства. Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора.
ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ
(Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre)
ОРЛАНДО ДИ ЛАССО.
(ок. 1532-1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения. Имя его употребляется в разных формах: часто в латинской (Орландус Лассус), итальянской (Орландо ди Лассо, этот вариант предпочитал сам композитор), иногда во французской (Роланд де Латтр). В русском музыкознании употребительна итальянская версия. Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано. Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы. Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера. В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию. Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений - нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры). Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт. В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.
Творчество. При взгляде на огромное творческое наследие Лассо - полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально "мавританская" - музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес - вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: "Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу". Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни. Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями "Я никогда не ем свинину", "Доброе вино", "Давай стащим ячмень", приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием "Сладкое воспоминание". Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям. В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля - Семь покаянных псалмов. В одном из мотетов - изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово - можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: "В Вифлеем!" Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, "духовный букет, преподносимый Пречистой Деве", - уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо. В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах - зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской - Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке. Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо - один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.
ЛАССО (Lasso) Орландо (около 1532 - 94), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал высокие образцы полифонического искусства (свыше 2000 светских и духовных сочинений).