ж.
Стилистический приём в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или фраз.
ж.
Стилистический приём в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или фраз.
анафора - фигура речи, основанная на повторении слов, синтаксических конструкций, звуков, отдельных смыслов.
АНА́ФОРА -ы; ж. [греч. anaphora]. Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз (например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской).
◁ Анафори́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы, построения.
* * *
ана́фора (греч. anaphorá, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): «Город пышный, город бедный...» (А. С. Пушкин).
* * *
АНАФОРА - АНА́ФОРА (греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): «Город пышный, город бедный...» (А. С. Пушкин).
АНАФОРА (греч. anaphora - букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин).
-ы, ж. лит.
Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз; единоначатие; например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (Лермонтов, Гляжу на будущность…).
[греч. ’αναφορά]
АНА́ФОРА (от греч. αναφορα - вынесение, отнесение) - 1) повтор слов, словосочетаний или иных эл-тов в нач. строки, строфы или абзаца для усиления эмоц. воздействия худ. текста; ср.: "Познал я глас иных желаний, / Познал я новую печаль" (Пушкин); 2) обозначение объекта посредством отсылки к значению др. языкового выражения в предшеств. или - (реже) послед. контексте; ср.: "Быть знаменитым некрасиво. /Не это подымает ввысь" (Пастернак); "Так складывается жизнь: либо безбоязненность полная, либо - банкрот" (Вересаев). С помощью А. может выражаться как тождественность объектов, так и наличие у разных объектов сходных или различающихся свойств: ср.: эти книги; такие книги; другие книги; Возможна отсылка и к такому объекту, к-рый назван прямо (ср.: "Иду в гостиную: /Там (т. е. в гостиной) слышу разговор" (Пушкин), и к такому, к-рый подразумевается (ср.: "Продам мешок огурцов - на эти деньги курицу куплю" (Л. И. Толстой). Служит одним из осн. средств, обеспечивающих связи текста. Для выражения отношений, основывающихся на А., используются прежде всего такие местоимения и местоимен. слова, как он, это, этот, такой, так, там, туда, а также слова др. грам-матич. классов: поэтому, потому, напротив, наоборот, тоже, также, иначе, последний (в значении "только упомянутый"), остальные, да, нет, смысл к-рых раскрывается только в контексте. У местоимений эта функция считается вторичной по отношению к дейктической; А. в этом случае интерпретируется как "контекстный дейксис".
(сущ. греч. ἀναφορά) возношение, приношение Требн. лист. 352; иногда просфора.
АНАФОР|А (2*), -Ы с. ἀναφορά Вынос святых даров для причастия во время литургии:
нъ ѥще оубо соущемъ намъ. ѥдина оубо боудеть таковаѩ анафора. рекъше възношениѥ. оумьръ||шимъ же да приложитьсѩ дроуга˫а така же. УСт XII/XIII, 228 об. - 229; Иже лишену быти нѣкоему. даемаго блг(с)ни˫а въ цр҃кви рекше анафорі. КР 1284, 345в.
Á сущ см. Приложение II
(повтор слова или словосочетания в начале нескольких стихотворных строк)
Вот пример ана́форы:
Терпеливо, как щебень бьют,
Терпеливо, как смерти ждут,
Терпеливо, как вести зреют,
Терпеливо, как месть лелеют -
Буду ждать тебя.
М. И. Цветаева,
«Терпеливо, как щебень бьют…»
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ἀναφορά ‘вынесение’, однако не сохраняет ударение первоисточника.
"Узелок на память":
Если ударение в этом слове затрудняет вас, то, возможно, поможет ассоциация ана́фора - повто́р: у обоих слов ударение падает на второй слог.
См. также эпифора.
ана́фора, ана́форы, ана́фор, ана́форе, ана́форам, ана́фору, ана́форой, ана́форою, ана́форами, ана́форах
Единоначатие, повторение в начале предложений в художественной прозе или в начале стихотворных строк сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений. Этот стилистический прием направлен на усиление выразительности, лучшей передачи эмоций. Анафора употребительна также в публицистической речи: Сражаться - это казалось им главной задачей момента. Сражаться на фронтах, с бандами, с разрухой. (По И. Дубровицкому, В. Орлову). В речи учащихся художественно не мотивированные анафоры превращаются в речевые ошибки, разрушающие богатство речи - одно из ее коммуникативных качеств.
анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин.)
См. anàfora.
Анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - единонача-тие, фигура (см. Фигуры) слова, входящая в группу фигур прибавления. А. - это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф. Например, В. Хлебников создал целое произведение, начиная каждое предложение с одного и того же слова: «Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку... Где в зверях погибают какие-то прекрасные возможности, как вписанное в часослов Слово о полку Игореви во время пожара Москвы» (В. Хлебников. Зверинец). Пример повтора нескольких слов содержится в стихах К. Бальмонта: «Быть может, вся Природа - мозаика цветов? Быть может, вся Природа - различность голосов? Быть может, вся Природа - лишь числа и черты? Быть может, вся Природа - желанье красоты?» (К. Бальмонт. Сказать мгновенью стой!).
Автор «Риторики к Гереннию» рассматривал А. как способ украшения, который «заключает в себе много прелести, в особенности же много величественности и живости», а поэтому А., считал он, «следует применять как для украшения, так и для усиления речи». По мнению Квинтилиана, многократное повторение одних и тех же начальных слов может выражать собой резкость и настойчивость. Деметрий в трактате «О стиле» на основе анализа стихов Сафо отмечал особую красоту А.
Иногда встречается усиление А., например: «Я стою и расту - я растение. Я стою, и расту, и хожу - я животное. Я стою, я расту, и хожу, и мыслю - я человек» (М. Пришвин. Из дневников).
Соединение А. и эпифоры представляет собой изысканную фигуру - симплоку.
В современной когнитивной науке ведутся интенсивные исследования по построению когнитивных моделей разрешения А.
Лит.: Деметрий. О стиле //Античные риторики. - М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х частях. - СПб., 1834; Квят-ковский А. Поэтический словарь. - М., 1966; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997; Петрова С.Н. Когнитивная модель разрешения анафоры // Когнитивная логика и когнитивное моделирование.- Новосибирск, 1991. - Вып. 2; Подлесская В.И. Вопросы лексической и синтаксической семантики: Анафора в современном японском языке. - М., 1990; Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев и СВ. Тураев. - М., 1974; Сухомлинова С.Н. Динамика восприятия анафоры // Язык и логическая теория. - М., 1987.
М.И. Панов
"св. дары" (часть просфоры, освящаемая во время литургии и символизирующая тело Христово), др.-русск., с XII в., из греч. ἀναφορά - то же, см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31; Бернекер 1, 28.
АНАФОРА (греч. anaphora, от ana - опять, и phero - несу). Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения.
- Повторение звуков в начале стихотворных строк.
- Раздел Литургии.
- Повторение начальных частей смежных отрезков речи.
- Повторение начальных частей в строках стихотворения.
АНАФОРА (в богослужении) - АНА́ФОРА (греч. anaphora - возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение))), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также Евхаристическим каноном (греч. kanon - правило), или Евхаристической молитвой.
Структура Анафоры
Существенными элементами текста почти каждой Анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: Префация (предначинание) - благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Sanctus» («Свят, Свят, Свят...»); эпиклесис - призывание благодати Божией (в большинстве Анафор - моление о ниспослании Святого Духа) на дары; повествование об установлении Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ) Иисусом Христом, содержащее Установительные (или Тайноустановительные) слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ) над хлебом и над чашей; анамнесис - свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его второго пришествия (см. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ); ходатайственные молитвы - поминовение живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы (см. БОГОРОДИЦА) и святых (см. СВЯТЫЕ), напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве.
История развития Анафоры
Вероятно, эти структурные элементы Анафоры существовали в ней с самых первых дней существования Церкви, однако первые христиане не имели твердо фиксированных текстов евхаристических молитв, а импровизировали их, основываясь прежде всего на текстах иудейских благословений (beraha), в частности, использовавшихся на пасхальной трапезе. Позже складывается тенденция к фиксации текстов Анафор, когда Церковью отбираются для употребления лучшие из них, обладающие наибольшими богословскими и поэтическими достоинствами. Самые ранние из дошедших до нас текстов Анафор относятся ко 2-3 векам. В последующие века в различных поместных Церквах было создано большое разнообразие евхаристических молитв, многие из которых используются в богослужении до сих пор.
Основные типы Анафор
Еще в древней Церкви вырисовываются три основные типа структурной организации текста Анафор (систематизация Л. Буйе): александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский. Именно они обусловили основные ветви дальнейшего развития евхаристических молитв. К александрийско-римскому типу относятся некоторые Анафоры, используемые в Коптской и Эфиопской Церквах, а также Римский Канон, который на протяжении многих веков вплоть до последних десятилетий оставался единственной евхаристической молитвой в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Католической Церкви. Западно-сирийский тип представлен литургией апостола Иакова, прежде широко распространенной на Востоке, а позже сохранявшейся у сирийцев-яковитов, а также в нескольких православных монастырях в Иерусалиме и на греческом острове Закинфе (в последнее время ее изредка служат православные архиереи (см. АРХИЕРЕЙ), в т. ч. и в Русской Православной Церкви); дальней ветвью этого типа являются многочисленные Анафоры мозарабской Литургии, сохранившейся в Испании. К восточно-сирийскому типу относятся Анафоры Литургии Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА) и Литургии Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО), практически единственные, оставшиеся в обиходе Православной Церкви, а также Литургии Афанасия Великого, которой пользуется Армянская Церковь.
Иногда термин «анафора» употребляется в более широком смысле - для обозначения как евхаристического канона, так и примыкающего к нему обряда причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ).
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин.)
Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою,- мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).