Толковый словарь
I м.
1. Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров.
2. перен. разг.
Громкое пение птиц, разнообразные звуки, издаваемые множеством животных и т.п.
II м.
Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов с оркестром.
КОНЦЕ́РТ - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? конце́рта, чему? конце́рту, (вижу) что? конце́рт, чем? конце́ртом, о чём? о конце́рте; мн. что? конце́рты, (нет) чего? конце́ртов, чему? конце́ртам, (вижу) что? конце́рты, чем? конце́ртами, о чём? о конце́ртах
1. Концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений, танцевальных и т. п. номеров.
Эстрадный концерт. Концерт камерной музыки. Благотворительный концерт. | Дать сольный концерт. | Мы сегодня идём на концерт известной рок-группы.
2. Концерт - это крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра.
Сочинить концерт. Скрипичный концерт Бетховена. Партитура концерта.
3. Если вы говорите, что кто-либо устроил, закатил и т. п. концерт, вы хотите сказать, что этот человек высказывает своё недовольство кем-либо, чем-либо в резкой, истеричной форме.
Вчера я пришёл домой очень поздно, и жена устроила мне концерт. | Она мне закатила такой концерт, что все соседи сбежались.
4. Кошачьим концертом называют нестройную, фальшивую музыку, пение.
Это просто кошачий концерт какой-то!
конце́ртный прил.
Концертный зал. Концертный номер.
Толковый словарь Ушакова
КОНЦЕ́РТ, концерта, муж. (итал. concerto).
1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт (об исполнителе).
2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз.). Концерт для скрипки.
3. перен. Согласованные выступления нескольких государств (книжн., газет.). Концерт великих держав. Европейский концерт.
• Кошачий концерт (разг. шутл.) - 1) завывание котов; 2) перен. нестройный, дикий шум, крики (с целью досадить кому-нибудь). Школьники устроили кошачий концерт нелюбимому педагогу.
Толковый словарь Ожегова
КОНЦЕ́РТ, -а, муж.
1. Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографическими, декламационными и другими номерами). Сольный, хореографический, эстрадный к. Дать к. Выступить с концертом. Идти на к., прийти с концерта.
2. Музыкальное произведение одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. К. для скрипки с оркестром.
| прил. концертный, -ая, -ое. К. рояль. Концертная программа. К. зал.
Толковый словарь Даля
КОНЦЕРТ - муж. музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании посетителей, и обычно при помоции хора, оркестра. Концертант муж. музыкальное сочиненье меньшего объема и на меньшее число исполнителей, а впрочем, в роде концерта. Концертный, к концерту относящийся. Концертист муж. -тка жен. кто пишет или кто дает концерты.
Популярный словарь
Концерт
-а, м.
1) Публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.
Устроить концерт.
Пойти на концерт.
Симфонический концерт.
2) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.
Концерт для скрипки с оркестром.
Фортепьянный концерт.
Родственные слова:
концерти́но, концертме́йстер, конце́ртный, концерти́ровать
Этимология:
Из западноевропейских языков (нем. Konzert, фр. concerto, ит. concerto ← лат. concertus ‘согласие’, от concerto ‘состязаюсь’, ‘спорю’). В русском языке - с начала XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
Вокально-инструментальный концерт полифонического склада возник в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Первые образцы инструментального концерта появились также в Италии в конце XVII в. В XVIII в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классический тип инструментального концерта сложился в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Обычно концерт состоит из трех частей. Особые разновидности составляют кончерто гроссо, концертная симфония, концерт для голоса с оркестром, для хора а капелла. Типические черты концерта: блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Существуют концерты для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. Выдающиеся произведения в жанре концерта создали русские композиторы П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов.
Словарь существительных
КОНЦЕ́РТ1́, -а, м
Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, трехчастное, для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра; обычно мелодия развивается как состязание солиста с оркестром.
«Времена года» Антонио Вивальди - цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром.
КОНЦЕ́РТ2́, -а, м
Представление - публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров в соответствии с определенной программой.
… В зале, именуемом Итальянским двориком, предстоял концерт староболгарского храмового пения (Ч. Айтматов).
Большой энциклопедический словарь
КОНЦЕРТ (нем. Konzert - от итал. concerto, букв. - согласие, от лат. concerto - состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
-----------------------------------
"КОНЦЕРТ" - наименование операции советских партизан 19.9 - конец октября 1943 во время Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории Белоруссии, Карелии, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской и Калининской обл., а также Крыма.
Академический словарь
-а, м.
1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определенной программе.
Симфонический концерт.
◊
Концерт начинается выступлениями местных певцов и акынов. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.
2. Крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра.
Концерт для фортепьяно с оркестром.
◊
кошачий концерт
шутл.
1) о криках и завываниях кошек и котов;
2) о нестройной музыке, пении и т. п.
[франц. concert]
Энциклопедия Кольера
1. публичное исполнение музыки
Первоначально слово "концерт" ("консорт") означало скорее состав исполнителей (например, "консорт виол"), нежели процесс исполнения, и в таком смысле употреблялось вплоть до 17 в. До этого времени серьезную музыку можно было слушать только в церкви, в домах знати и в закрытых собраниях ученых академий и других объединений. В 17 в., с развитием жанра оперы, исполнение музыки впервые стало публичным (в современном понимании). Первые известные из истории публичные концерты, на которые продавались билеты, были организованы в Лондоне в 1672 скрипачом Джоном Банистером. В 18 в. публичные концерты закрепились в музыкальной жизни Европы и Америки.
2. музыкальное произведение
(итал. concerto), одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Происхождение слова "концерт" не вполне ясно. Возможно оно связано с итал. concertare ("согласиться", "придти к согласию") или с лат. concertare ("оспаривать", "бороться"). Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и "партнерства", и "соперничества". Впервые слово "концерт" было применено в 16 в. для обозначения вокально-инструментальных произведений, в отличие от термина a cappella, который обозначал чисто вокальные сочинения. Концерты Джованни Габриели, написанные для собора св. Марка в Венеции, или концерты Лодовико да Виаданы и Генриха Шютца - это в основном многохорные духовные сочинения с инструментальным сопровождением. До середины 17 в. слово "концерт" и прилагательное "концертный" (concertato) продолжали относиться к вокально-инструментальной музыке, но во второй половине этого столетия сначала в Болонье, а потом в Риме и Венеции появились уже чисто инструментальные концерты.
Концерт эпохи барокко. К началу 18 в. в обиход вошло несколько типов концерта. В концертах первого типа небольшая группа инструментов - концертино (concertino, "маленький концерт") - противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо (concerto grosso, "большой концерт"). Среди известных сочинений этого типа - 12 кончерто гроссо (op. 6) Арканджело Корелли, где концертино представлено двумя скрипками и виолончелью, а кончерто гроссо - более широким составом струнных инструментов. Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo ("постоянным басом"), который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента (чаще всего клавесина) и басового струнного инструмента. Концерты Корелли состоят из четырех и более частей. Многие из них напоминают по форме трио-сонату, один из популярнейших жанров барочной камерной музыки; другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту. Другой тип барочного концерта сочинялся для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Такой концерт обычно состоял из трех частей, причем первая почти всегда имела форму рондо: вступительный оркестровый раздел (ритурнель), в котором экспонировался основной тематический материал части, целиком или фрагментами повторялся после каждого сольного раздела. Сольные разделы обычно давали исполнителю возможность блеснуть виртуозностью. Они часто развивали материал ритурнеля, но нередко состояли лишь из гаммообразных пассажей, арпеджио и секвенций. В конце части обычно появлялся ритурнель в своей исходной форме. Вторая, медленная часть концерта носила лирический характер и сочинялась в свободной форме, иногда в ней использовался прием "повторяющегося баса". Быстрая финальная часть часто бывала танцевального типа, и весьма часто автор возвращался в ней к форме рондо. Антонио Вивальди, один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года. У Вивальди есть также концерты для двух и более солирующих инструментов, где сочетаются элементы форм сольного концерта, кончерто гроссо и даже третьего типа концерта - только для оркестра, который иногда называли concerto ripieno. Среди лучших концертов эпохи барокко можно назвать произведения Генделя, причем его 12 концертов (op. 6), опубликованные в 1740, написаны по образцу кончерто гроссо Корелли, с которым Гендель встречался во время своего первого пребывания в Италии. Концерты И.С. Баха, среди которых семь концертов для клавира, два для скрипки и шесть т.н. Бранденбургских концертов, в общем тоже следуют модели концертов Вивальди: их, как и произведения других итальянских композиторов, Бах изучал весьма ревностно.
Классический концерт. Хотя сыновья Баха, особенно Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, сыграли важную роль в развитии концерта во второй половине 18 в., на новую высоту подняли жанр не они, а Моцарт. В многочисленных концертах для скрипки, флейты, кларнета и других инструментов, а особенно в 23 клавирных концертах Моцарт, обладавший неистощимой фантазией, синтезировал элементы барочного сольного концерта с масштабностью и логичностью формы классической симфонии. В поздних фортепианных концертах Моцарта ритурнель превращается в экспозицию, содержащую ряд самостоятельных тематических идей, оркестр и солист взаимодействуют как равноправные партнеры, в сольной партии достигается небывалая ранее гармония между виртуозностью и выразительными задачами. Даже Бетховен, который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал. Бетховенский скрипичный концерт ре мажор (op. 61) начинается развернутым оркестровым вступлением, где основные идеи представлены в чеканной форме сонатной экспозиции. Начальная тема имеет маршеобразный вид, что типично для классического концерта, а у Бетховена данное качество подчеркнуто важной ролью литавр. Вторая и третья темы более лиричны и экспансивны, но в то же время сохраняют благородную изысканность, заданную первой темой. При вступлении солиста, однако, все изменяется. В результате неожиданного поворота на первый план выходят второстепенные мотивы оркестровой экспозиции, поданные в блестящей фактуре солирующего инструмента: каждый элемент переосмысливается и заостряется. Затем солист и оркестр соревнуются в развитии разных тем, а в репризе повторяют основной тематический материал как партнеры. Ближе к концу части оркестр замолкает, чтобы дать возможность солисту выступить с каденцией - протяженной импровизацией, цель которой продемонстрировать виртуозность и изобретательность солиста (в нынешнее время солисты обычно не импровизируют, а играют записанные каденции других авторов). Каденция по традиции заканчивается трелью, после которой следует оркестровое заключение. Бетховен, однако, заставляет скрипку напомнить лирическую вторую тему (она звучит на фоне спокойного оркестрового аккомпанемента) и после этого постепенно переходит к блестящему заключению. Вторая и третья части в концерте Бетховена связаны коротким пассажем, за которым следует каденция, причем подобная связка еще ярче оттеняет сильный образный контраст между частями. Медленная часть основана на торжественной, почти гимнической мелодии, которая дает достаточно возможностей для ее искусной лирической разработки в сольной партии. Финал концерта написан в форме рондо - это подвижная, "игровая" часть, в которой простая мелодия, своей "рубленой" ритмикой напоминающая о народных скрипичных наигрышах, перемежается с другими темами, хотя и контрастирующими с рефреном рондо, но сохраняющими общий танцевальный склад.
Девятнадцатый век. Некоторые композиторы этого периода (например, Шопен или Паганини) полностью сохраняли классическую форму концерта. Однако они усвоили и новации, внесенные в концерт Бетховеном, такие, как сольное вступление в начале и интеграция каденции в форму части. Весьма важной чертой концерта в 19 в. стала отмена двойной экспозиции (оркестровой и сольной) в первой части: теперь в экспозиции оркестр и солист выступали вместе. Подобные новации характерны для больших фортепианных концертов Шумана, Брамса, Грига, Чайковского и Рахманинова, скрипичных концертов Мендельсона, Брамса, Бруха и Чайковского, виолончельных концертов Элгара и Дворжака. Другого рода нововведения содержатся в фортепианных концертах Листа и в некоторых произведениях других авторов - например, в симфонии для альта с оркестром Гарольд в Италии Берлиоза, в Фортепианном концерте Бузони, где вводится мужской хор. В принципе же форма, содержание и типичные для жанра приемы очень мало изменились в течение 19 в. Концерт устоял в соперничестве с программной музыкой, которая оказала сильное влияние на многие инструментальные жанры второй половины этого столетия.
Двадцатый век. Художественные революции, совершившиеся в течение первых двух десятилетий 20 в. и периода после Второй мировой войны, не слишком сильно трансформировали основную идею и облик концерта. Даже концерты столь ярких новаторов, как Прокофьев, Шостакович, Копленд, Стравинский и Барток, не далеко отходят (если вообще отходят) от основных принципов классического концерта. Для 20 в. характерно возрождение жанра кончерто гроссо (в сочинениях Стравинского, Воан Уильямса, Блоха и Шнитке) и культивирование концерта для оркестра (Барток, Кодай, Хиндемит). Во второй половине века популярность и жизнеспособность жанра концерта сохраняются, и ситуация "прошлого в современности" типична в таких разных сочинениях, как концерты Джона Кейджа (для подготовленного фортепиано), Софии Губайдулиной (для скрипки), Лу Харрисона (для фортепиано), Филиппа Гласса (для скрипки), Джона Корильяно (для флейты) и Дьердя Лигети (для виолончели).
ЛИТЕРАТУРА
Зейфас Н. М. Concerto grosso в творчестве Генделя. М., 1980 Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М., 1988
Гуманитарный словарь
КОНЦЕ́РТ (от итал. и лат. concerto - согласие, состязание) - 1) Инстр., вок.-инстр. или вок. жанр, преимуществ. циклич., с противопоставлением разл. участников и групп исполнит. состава. К. порожден идеей творч. соревнования, игры, соперничества, контрастирования звуковых масс, пластов и эл-тов фактуры, разнообразных ансамблей, солистов, тембров, голосов, партий. Этот принцип пронизывал всю муз. барокко. Интенсивное развитие К. началось на рубеже 16-17 вв. в Италии, границы жанра простирались от монументальных соч. для хоров, орк., солистов (А. и Дж. Габриэли) до камерных вок.-инстр. ансамблей (Л. Виадана). К концу 17 в. в Италии распространился инстр. кончерто гроссо (concerto grosso), основанный на противопоставлении полного состава группе солистов (А. Корелли), а в нач. 18 в. - сольный К. для виртуоза с орк. (А. Вивальди), получивший развитие в музыке 19 в. В быстрых частях этих разновидностей К. образовалась концертная форма с чередованием повторяющегося ритурнеля и развивающих его тематизм эпизодов. Ее в К. эпохи классицизма (В. А. Моцарт) вытеснила сонатная форма с двойной экспозицией (в орк. и у солиста) и каденцией солиста. К. воздействовал на др. жанры (концертная симфония). Традиционный для К. трехчастный цикл в последовательности "быстро-медленно-быстро" установился в 18 в. (Вивальди). Инстр. К. присущи кипучая энергия, моторика движения, особый тонус звукотембрового состязания и бравурная виртуозность солиста. История рус. К. начинается с духовных партесных сочинений 2-й пол. 17 в. для хора a cappella В. Титова, И. Бавыкина, Н. Калашникова, Ф. Редрикова. Партесный К. для 3-12 (иногда до 24) голосов развивался в 18 - 1-й пол. 19 в. в творчестве М. Березовского, Д. Бортнянского, В. Пашкевича, П. Скокова, Л. Гурилева, О. Козловского, С. Дегтярева, С. Давыдова, итальянцев Дж. Сарти, В. Манфредини, Б. Галуппи (на рус. тексты), немца А. Ф. Тица (Дица). Позднее хоровой церк. К. сочинил А. Рубинштейн. К инстр. К. в 18 в. рус. композиторы обращались редко (Концертная симфония Бортнянского). В 19 в. интерес к этому жанру пробудили И. Геслер и Дж. Филд созданными в России К. для фп. с орк. Замечательные образцы сольного К. 19-20 вв. принадлежат М. Балакиреву, А. Рубинштейну, К. Давыдову, И. Афанасьеву, И. Римскому-Корсакову, П. Чайковскому, А. Глазунову, С. Ляпунову, А. Аренскому, Ю. Конюсу, И. и А. Черепниным, И. Мясковскому, С. Рахманинову, А. Скрябину, С. Прокофьеву (в т. ч. Симфония-К. для виолончели с орк.), И Стравинскому, И. Метнеру, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Д. Кабалевскому, Т. Хренникову, А. Гречанинову, С. Фейнбергу, С. Слонимскому, Б. Тищенко, Р. Щедрину, Э. Денисову, Б. Чайковскому, В. Артемову, А. Эшпаю, В. Цытовичу. К традиции возрождения в 20 в. кончерто гроссо, характерной для приверженцев неоклассицизма, присоединились Р. Щедрин и А. Эшпай ("К. для орк."), А. Шнитке, С. Губайдулина (для орк.), Г. Галынин (для фп.). Уникален К. для голоса с орк. Р. Глиэра. Светские хор. К. a cappella в 20 в. создали Г. Свиридов, В. Салманов, А. Шнитке, Ю. Фалик, В. Сапожников.
2) Публичное, обычно платное исполнение муз. по заранее объявленной программе в спец. оборудованном помещении. Впервые К. проводились в Лондоне с 1672 (Дж. Бэнистер, Т. Бриттон). В России с нач. 18 в. К. устраивались эпизодически, а с 1770-х гг. стали постоянным явлением муз. жизни, преимущ. в СПб. и М. К нач. 19 в. К., продолжавшиеся порой 5-6 часов, составлялись по традиц. регламенту жанрового наполнения: открывались кантатно-ораториальной муз. или симфонией, 2-е отделение начиналось с сольных вок. или инстр. выступлений и заканчивалось орк. или хоровой муз.; иногда сольные номера звучали и в конце 1-го отделения, и во 2-м - в окружении орк. муз. С 1790 в СПб., затем в М. устраивались авторские К. - академии. Сольные К. вошли в обиход лишь во 2-й пол. 19 в. Со 2-й пол. 18 в. в СПб. функционировали муз.-концертные орг-ции: Муз. клуб (1772-77), Нов. муз. об-во (1778-97), Дирекция для управления разл. зрелищами и муз. (с 1783), Концертное об-во (с 1850), Филармонич. об-во (1802-93), Концерты А. Зилоти (1903-18), Кружок друзей камерной муз. (1922-37); в Москве они появились позднее: Филармонич. об-во (1883-1918), Кружок любителей рус. муз. (1896-1912), Концерты С. Кусевицкого (1909-14). Концертной деятельностью во мн. гор. России активно занималось Рус. муз. об-во (1859-1917), в Москве -Рус. хор. об-во (1878-1917). В соврем. России центрами концертной жизни, как правило, являются филармонии.
Лит.: Раабен Л. И. Советский инструментальный концерт: В 2 кн. Л., 1967-1976; Герасимова-Персидская И. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНЦЕРТ (итальянское concerto, буквально - согласие, от латинского concerto - состязаюсь), музыкальное произведение для ансамбля исполнителей (инструментального или вокального), основанное на контрастном сопоставлении звучания всего исполнительского состава и солиста или исполнительских групп и отдельных солистов. Исторические разновидности: инструментальное кончерто гроссо, вокальный духовный концерт; классический концерт в форме 3-частного цикла (смотри Циклические формы, Сонатная форма) сложился у композиторов венской классической школы, это произведения для 1, реже 2, 3 (так называемый двойной и тройной концерт) солистов с оркестром. В 20 в. получил распространение жанр концерта для оркестра.
2) Публичное (главным образом платное) исполнение музыкальных и других произведений или номеров по объявленной программе, как правило в специальном помещении.
Сборник слов и иносказаний
концерт (иноск.) - соглашение, согласное действие, результат ратований и прений
Ср. "Европейский концерт".
Ср. Невозможно сохранить европейский концерт для некоторых только частей оттоманской империи, а не для всех ее частей.
Ганото (Париж 10-22 февр. 1897; слова Бальфура).
Ср. Если бы европейский концерт нарушился, турецкая империя разбилась бы при такой европейской войне, последствий которых никто не может предвидеть.
Ганото. Там же.
Ср. Concertare - вместе ратовать, состязаться.
В прямом смысле концерт - музыкальное произведение, составленное по известным правилам и исполняемое иногда при помощи оркестра или хора (вообще исполнение таких произведений).
Поговорки
Давать концерт. Волг. Неодобр. Совершать необдуманные, предосудительные поступки. Глухов 1988, 28.
Концерт окончен - скрипки в печку. Жарг. мол. О завершении какого-л. дела, мероприятия, разговора с намёком на то, что можно расходиться. Максимов, 195.
Кошачий концерт. 1. Разг. Неодобр. Крик, скандал. Глухов 1988, 77. 2. Жарг. шк. Пренебр. Урок музыки. ВМН 2003, 69.
Устраивать/ устроить концерт. Прост. Поднимать шум, скандалить. Ф 2, 224.
Строить концерты. Прибайк. То же, что устраивать концерт. СНФП, 82.
Пунктуация и управление в русском языке
в концерте и на концерте (быть), см. в - на, п. 2в.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова концерт
конце́рт, конце́рты, конце́рта, конце́ртов, конце́рту, конце́ртам, конце́ртом, конце́ртами, конце́рте, конце́ртах
Синонимы к слову концерт
сущ., кол-во синонимов: 25
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
давать концерт => действие
дать концерт => действие
концерт закончился => действие, субъект, окончание
концерт начался => действие, субъект, начало
концерт окончить => действие, субъект, окончание
концерт прошёл => существование / создание, субъект, факт
начался концерт => действие, субъект, начало
прошёл концерт => существование / создание, субъект, факт
состоялся концерт => существование / создание, субъект, факт
состоялся праздничный концерт => существование / создание, субъект, факт
Этимологический словарь
Заимств. в первой трети XVIII в. из нем. яз., где Konzert < итал. concerto, восходящего к лат. concinere «петь вместе, хором», преф. производного от canere «петь» (см. кантата).
конце́рт
При Петре I - "соглашение"; см. Смирнов 161. Через нем. Konzert (XVII в.; см. Шульц - Баслер 1, 392) из ит. соnсеrtо, букв. "состязание (голосов)" от лат. соnсеrtārе.
Словарь галлицизмов русского языка
КОНЦЕРТ а, м. concert m., нем. Konzert < ит. concerto <лат. concertare состязаться.
1. Музыкальное произведение для солирующего инструмента, голоса или их группы, обычно в сопровождении оркестра. Сл. 18. А концертов за тое шубу он Тимофеи писать не ряживался. 1688. МД БП 289. // Сл. 17. Писал ты ко мне что прислат тетрати обедни трех голосных и четырех голосных и концерты. Грамотки 308. // Сл. 17. О полудни изволила Ея Императорское величество .. при слушании преизрядного концерта за публичным столом кушать. Спб. в. 1738 7. Сорок девять концертов, из коих один для двух флигелей. Кн. муз. 9. Амуры наконец старались изобресть, По вкусу Душеньки, комедии, балеты, Концерты, оперы, забавны опереты. Богданович 71. Петь, играть к. Придворные певчие пели концерт. ЖКФ 1754 100. Безуци играл концерт на гобое. Хемницер Пут. 375. // Сл. 18 10 155. ♦ Концерт музыки. Музыкальный концерт. Пели .. тебе бога хвалим, с концертом зело приятной музыки. Вед. 2 323. Услышите <в Берлине> .. гармоническую музыку вокальных концертов на улицах, производимых неимущими школьниками перед домами за некоторую плату. 1808. Горихвостов 1 38.
2. Публичное исполнение музыкальных и других произведений. Ож. 1986. И когда играли один концерт, тогда старики пришли, и испугавшися стали вне себя не зная что чинить. 1734. Марки гасконец величавыи. // Ит. ком. 341. О полудни Ея Величество изволила, при весьма приятных концертах на музыке и голосах, за публичным столом кушать. 1740. Вн. быт 1 237. Во время обеда италианская музыка пела и играла безпрестанно разныя концерты. 1742. Худ. сокр. Рос. 1906 ( 8-12 118). По полудни в 7 часу приезжий бассист в доме генрала Загрязского, подле немецкой комедии, будет петь концерты с музыкою, чего ради желающие его слушать могут приходить в означенный дом с платежом по 1 рублю с персоны. Спб. в. 10. 7. 1746. // Столпянский Муз. 7. Возвратясь с концерту, сел Его Высочество кушать. Порошин Зап. 519. Позволяется ему Поше в течение Великий постов, когда Комедии не бывает, давать всякую неделю в театральном его доме три концерта всегда после полудня, и во время тех концертов держать карточные столы для коммерческих. а не для азардных игр, но единственно для препровождения времени, под опасением, если кто игарать будет в азардныя, то есть в фаро и квинтич .. Штрафа. 1770. ПСЗ 19 77. Ввечеру я был на концерте. АВ 14 443. Теперь скачу в консерт. Сюда приехал славный певец. Н. Эмин Роза. // Сл. 18 10 155. Всякой вечер в оперном доме бывает концерт, concert spirituel, где лучшие Виртуозы на разных концертах показывают свое искусство. Карамзин ПРП 5 72. То мы желаем быть на етим консерти. март 1792. А.А. Орлова-Чесменская - М. Бахметевой. // АСМ 104. Тюрбаны и токи приготавливаемые в модных лавках, надевают только в театр и в обыкновенные выезды. Но головной убор (тюрбаны, цветы, перья и проч.) когда едут на бала или в концерт, должен быть расположен артистом, убирателем головы при самом туалете. МТ 1825 3 57. "Нет, Ваше Превосходительство", сказал <слуга> Лука, поправляя вздернувшуюся полу своего кафтана:"Капитолина Елистратовна не в консертию и ни в киятер поехала". 1839. Данилов 2 57. А там, в доме, завидев ее в окно <после родов, возвращающуюся на работу в барский дом> , кружевницы устроили ей концерт, и только что Стеша отворил дверь, как оне затянули хором: "Под вечер осени ненастной..", но стеша не заметила той насмешки. И. Салов Македон и Душет. // РМ 1886 1 1 131. Ответ <опоздавшего> бывал: "Театр или консерт, задержал, кареты не дождался"! ЩС 1902 2 2. Жаль, что правительство не подрабатывает концертами. Г. Малкин Максимы. // ЛГ 28. 1. 1998. || расш. Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и тому подобных номеров. Симфонический концерт. Камерный концерт. Эстрадный концерт. БАС-1. [Тузенбах::] Меня все просят устроить концерт в пользу погорельцев. Чехов Три сестры. Концерты с участием артистов балета и певцов означают, что Вы столкнетесь с неблагонадежными друзьями и нежелательными спутниками. Во сне 195. || В исполнении а капелла. В день свадьбы жених приезжает в церковь раньше невесты; он всегда во фраке и белом галстухе; в церкви встречают его певчие концертом (обыкновенно поют концерты Бортнянского "Воспойте, людие" или "Сей день, его же сотвори Господа". 1892. Светлов 1898 13.
3. муз. Согласие, благозвучие; гармоническое созвучие инструментов, голосов. Сл. 18. [1-й школяр:] Куда изрядно мы петь было начели <так>, А теперь с того концерта спали. А все твоя бутылка, Учинила чурилка. Интерм. 12. // Сл. 18 2 173. Сл. 18. <Петр I> строил в целом,.. как музыкант составляет концерт голосов. В. Измайлов 2 28. || Гармоническое сочетание каких-л. звуков, обычно пение птиц. Сл. 18. Концерт фр. щебетание согласное. Да приманиваются птички, щебетание их согласное привлечет человеков. 1760. Appeler les oiseaux, leurs concerts attirent les hommes. Тредиаковский Сокращение. // Шаля 228. Пение птиц, журчание воды, дыхание ветерка, составляют концерта, котораго нежное впечатление проницает во глубину души моей. Пант. ин. сл. 2 39. Он гуляет по цветущей зелени, под концертом поющих птичек. В. Измайлов 2 5. У него была домовая церковь пребогатая, эрмитаж на 12-ти кувертах, т. е. подъемный стол на машинах, зимний сад в одной из комнат пространного дома, птичник, в котором всегда происходил гармонический концерт разнородных пернатых. Долг. Капище 256. || ирон. Поразил его уши такой согласный концерт, какой может быть, когда вместе и собака лает, и кошки маучат, и младенец плачет. Хр. бес 1 171. // Сл. 18 10 155. Не нее <хозяйку коровы> глядя ребятишки затянули такой заунывный концерт, что хоть из дома вон беги. Анекдоты пошех. 140. // Сл. 18 10 155. Помню, я сидел в своей избушке у окна и любовался патриархальностью деревенской жизни, в то же время услаждаясь особого рода концертом. С улицы слышался многоголосое, лишенное всякой гармонии, мычание коров и телят, блеяние овец, крик и визг баб, ребятишек, глухой лай соседней собаки. В. Старостин Мой друг Вагон. // Дело 1876 7 1 70. ♦ шутл. Кошачий концерт. 1) о криках и завываниях кошек и котов; 2) о нестройной музыке, пении. МАС-2.
4. полит. Согласие, соглашение. В этом знач. отмечено в Спб. вед. 1733 г. ЭС. Диверсия от Аланта не учинена, понеже Датчане по концерту, учиненному в Алтонау, вспомочь оному <десанту>не хотели. ЖПВ 2 (1 42). Таковой случай окажется, в котором к содержанию тишины .. учиняемой концерт много востребует. 3. 7. 1710. ПСЗ 4 500. Також соглашенось, что действом по сочиненному концерту ненарушимо содержаным быть. 1711. ПСЗ 4 683. Господин Егужинский от двора датскаго сюда <в Петербург> возвратился с тем, что он о действах будущей компании учинил с двором датским концерт, в котором король датский обещал флот свой с российским случить. 1714. гр. Головкин - Шафирову. // Мышлаевский 1896 344. Предложение Книпгаузена хотя и было учинено, я чаю, тот бы слеп был, кто бы в такой неосновательный и слабый концерт вступил. 1714. АК 10 209. Король прусской будто предуготовлении делает по учиненному концерту с Вашим Величество, дабы обще город Данциг атаковать. АК 1 331. Поступать с консерту короля Пруссаго. 1717. Фейгина 105. Это была знаменитая система "Северного концерта", или аккорта". Соловьев Ист. Рос. 13 396. В Знаменитый европейский концерт обратился в какофонию. Дело 1880 11 2 116. Берлине все было полно конгресом. В отелях занятых второстепенными инструментами пресловутого "концерта" с трудом можно было достать место. В. Авсеенко Злой дух. // РВ 1881 7 270. Министр делает апологию европейского концерта. ОЗ 1882 6 2 83. Газета выразила при этом уверенность что и на сей раз между кабинетами не явится никакой розни, и что "европейский концерт" не будет нарушен. РВ 1886 4 936. Тогда в дело вмешались настройщики "европейского концерта". - Нельзя допустить такой дисгармонии, - в этом крике есть диссонанс. Андреевский Политика. Дело Райского. // А.Игла 1888 194. Но тут вдруг Англия с шумом отделилась от "концерта", отвергнув вовсе этот меморандум. В. Крест. Тамара Бендавид. // РВ 1889 6 243. Удовлетворительное решение критского вопроса достигнуто именно этим концертом. Европейский концерт, шествуя как локомобиль для утрамбовки дорог, очень медленно, но раздавливал все то, что встречал на пути. Набл. 1898 12 2 2. Европейский концерт продолжает сове дело в собственном Китае. РБ 1901 4 2 166. Третья республика - достойный и уважаемый сочлен европейского концерта и союзница официальной России. Что вы хотите? - C'est la vie. РБ 1913 6 218. Нам остается сказать лишь несколько слов относительно поведения старой культурной Европы, претендующей на идиллическое название "концерта держав". РБ 1913 9 327. Четырех лет было достаточно, чтобы Россия могла залечить свои раны и вернуть себе если не прежнее преобладающее значение в концерте европейских держав, то, по крайней мере, положение, подобающее великому государству с полутораста миллионами граждан. Шагинян 398
5. Шумный скандал. Я устроил приличный концерт, утихомирить меня было трудно. Посетители сказали, что скандалит именно тот мальчик, который изображен на стенде.. Я еще ничего не знал о фотомонтаже. Н. Воронцов Забыть не в силах. // Знамя 1998 11 143. Антонов знал наизусть, что именно должен чувствовать сейчас по отношению к подлой предательнице: обиду и твердое намерение перевоспитать и желание набить себе цену, потому что он не заслужил такой пощечины вместо концерта. О. Славникова Один в зеркале. // НМ 1999 12 52. - Норм. Изобретая совершенно неприемлемые для русского языка слова, в роде женоклуб, концертозал, поэзокнцерт и т. д., господа футуристы никак не могли додуматься до такого удобного и вполне звучного слова как стихосборник. Изв. кн. магазина Вольф 1914 1 15. Петр сделал ее < Россию> членом концерна (типичная ошибка наборщика или редактора) европейских держав. ЗС 2001 3 40. - Лекс. Нордстет 1780: конце/рт; СИЗ: концерт (полит.) 1710; концерт (муз.)
Словарь иностранных слов
КОНЦЕРТ (фр.). 1) музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов. 2) собрание и выполнение ряда музыкальных пьес для игры или пения перед публикой.
Сканворды для слова концерт
- Закатанный плаксой.
- Кашель публики, постоянно перебиваемый музыкой.
- Выступление мартовских котов.
- Представление мартовских котов.
- Публичное исполнение музыкальных произведений.
- В переводе с латыни это слово означает «соревнование», «состязание», у Бетховена таких «состязаний» было пять, у Рахманинова - четыре, у Чайковского - три, причем одно из них касалось в первую очередь скрипки.
- Музыкальное произведение сложной формы.
- Картина Николая Богданова-Бельского «... на гуслях».
- Картина Иеронима Босха «... в яйце».
- Картина Тициана «Сельский ...».
- Картина Михаила Боткина «... для выздоравливающей».
- Фильм Антуана Фукуа «... Ашера».
- Картина Яна Вермеера.
- Оратория российского композитора Николая Сидельникова «Литургический ...».
- Картина французского живописца Николы Ланкре «... в парке».
- Картина французского художника Эдуарда Мане «... в кафе».
- Марка российского телевизора.
- Рассказ российского писателя Викентия Вересаева.
Полезные сервисы