ср.
1. процесс действия по гл. исполнять, исполняться I 1., 2.
2. Результат такого действия; способ, характер, качество изготовления чего-либо.
ср.
1. процесс действия по гл. исполнять, исполняться I 1., 2.
2. Результат такого действия; способ, характер, качество изготовления чего-либо.
ИСПОЛНЕ́НИЕ, исплнения, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по гл. исполнить-исполнять и исполниться-исполняться. Приступить к исполнению обязанностей. Спектакль шел в исполнении заслуженных артистов. Исполнение предсказания. Исполнение желаний. Исполнение долга.
|| Качество какой-нибудь работы, деятельности. Работа отличается изящным исполнением.
2. Копия отосланной бумаги, служащая доказательством исполненного дела (канц.).
• Привести в исполнение (книжн.) - осуществить, исполнить. В исполнение или во исполнение чего (офиц.) - в целях осуществить, исполнить что-нибудь.
-я, ср.
Действие по знач. глаг. исполнить 1-исполнять 1 и исполниться 1-исполняться 1.
Исполнение обязанностей. Исполнение приказа. Исполнение песен. Исполнение роли. Техника исполнения.
= сущ. полнота, полное число; совершенство; (συμπλήρωμα) - дополнение, входящее в состав полного числа. (Рим. 11, 12). (Ефес. 3, 19).
исполне́ние, исполне́ния, исполне́ний, исполне́нию, исполне́ниям, исполне́нием, исполне́ниями, исполне́нии, исполне́ниях
сущ., кол-во синонимов: 35
аутодафе (3)
бренчание (19)
бренчанье (5)
воплощение (21)
воспроизведение (38)
выполнение (16)
выступление (27)
игра (318)
имплементация (1)
исполнительство (1)
кантабиле (4)
концерт (25)
осуществление (20)
перакция (2)
перфоманс (5)
пиликанье (3)
претворение (12)
проведение (18)
проделывание (19)
продуцирование (4)
проигрывание (6)
производство (46)
разработка (18)
разыграние (3)
реализация (13)
сбывание (13)
свершение (22)
совершение (14)
срепетовка (2)
тренькание (17)
треньканье (20)
экзекуция (2)
сущ.
1.
игра
2.
осуществление
реализация
воплощение в жизнь
проведение в жизнь
претворение в жизнь
материализация
превращение замысла в реальность)
контролировать исполнение => зависимость, контроль
подлежать исполнению => необходимость, объект, модальность
подлежать немедленному исполнению => необходимость, объект, модальность
препятствовать исполнению => непрямой объект, Neg, содействие
приостановить исполнение => действие, прерывание
требовать исполнения => необходимость, модальность
ИСПОЛНЕНИЕ
Чрезвычайно типично развитие цепи выражений, связанных с употреблением слова исполнение применительно к сценической игре, к актерам на сцене. Это значение развилось в слове исполнение подражанием франц. ехесution в 20-х годах XIX в. Н. П. Кашин в заметке «Два столетних юбилея (Из истории русского языка)» указал на новое сообщение об Итальянской опере в «Московском телеграфе» за 1825 г. (январск. кн., № 1, прибавление, с. 5): «С удовольствием заметим, что новоприехавшие итальянские артисты еще более прежнего возвысили прекрасное исполнение (ехесution), которое и составляет главнейшее достоинство сей труппы» (Изв. ОРЯС АН, 1928, т. 1, кн. 2, с. 581). Тут же в примечании к слову исполнение сказано: «В ожидании лучшего, употребляем сие слово, необходимое в русском языке» (там же). Есть твердое основание думать, что автором этого сообщения и вместе с тем изобретателем нового выражения был В. Ф. Одоевский (ср. его же статью в «Московском телеграфе» за тот же 1825 г., № 4, февраль, прибавление, с. 64, предлагающую новый технический термин бис (франц. и итал. bis) вместо фора - итал. fuora). Ср. в «Евгении Онегине» (Отрывки из путешествия Онегина):
А муж - в углу за нею дремлет,
В просонках фора закричит,
Зевнет- и снова захрапит.
Новое значение привилось, и от него ответвилась целая группа слов и значений: исполнить роль, исполнитель, исполнительское искусство.
Заметка ранее не публиковалась. Печатается по авторской рукописи (1 листок). К слову исполнение В. В. Виноградов обращался также в книге «Язык Пушкина»: «Разговорно-бытовая стихия опрокидывала, нарушала употребление даже таких церковнославянизмов, которые укрепились в официально-канцелярском языке. Например, указом Павла I (1797) отменялось слово выполнение, взамен "повелено употреблять слово - исполнение" (Русск. старина, 1871, 1-4, с. 531-532). Кн. П. А. Вяземский в статье "О злоупотреблении слов" разъясняет, что причиной такого распоряжения было смешение этих слов: "У нас есть глаголы - исполнить и выполнить. Каждый имеет свое определенное значение, но злоупотребление замешалось, и начали последний ставить иногда на месте первого. Кто-то, писавший к императору Павлу I, впал в эту ошибку. Государь собственноручно означил на бумаге: "Выполняют горшки, а приказанья царя исполняют", - и возвратил бумагу с выговором" (Вяземский 1878-1896, 1, с. 285)» (Виноградов. Язык Пушкина, с. 52). - И. У.
исполнение желаний! -
будьте здоровы! Чихнувшему здравствуй. Исполнение желаний!
Ср. Zur Genesung!
Ср. A vos souhaits! Dieu vous aide! (bénisse!)
Ср. ...Avoir un mari,
Ne fût-ce que pour l'heur d'avoir qui vous salue
D'un: Dieu vous soit en aide, alors qu'on éternue.
Molière. Sganarelle. 1, 2. La suivante.
Ср. Ζεΰ σώσον.
Ср. Chaiim thobim (у евреев).
Ср. Когда чихают, говори: Ahunovar и Aschimvuhù! (для изгнания злых духов).
Zoroaster. Zend-Avesta.
Ныне почти выводящийся древний обычай обращаться с этими словами к чихающему обсуждался и объяснялся неоднократно древними и новейшими исследователями. Египтяне, евреи, греки и римляне, дикие народы Америки и Африки, а также новейшие народы следовали и следуют этому обычаю.
По одним, он основан на легенде, что существовала болезнь, упоминаемая в XV в. (род инфлюэнцы), при которой появившееся у больного чихание служило знаком выздоровления; по другим (при папе Пелагии и до 590 г.), в Италии свирепствовала болезнь, которая при чихании или зевоте [[отсюда - обычай крестить рот при зевании]] кончалась смертью. Папа Григорий Великий установил молитвы для отвращения этой болезни, и тогда установился обычай говорить чихающему - да благословит тебя Господь! Но об обычае этом, как выше сказано, упоминается гораздо раньше у древних писателей (Геродот, Аристотель, Плутарх, Ксенофонт, Гомер, Феокрит, Гиппократ, Катулл и др.), и чихание вообще считалось то дурным, то хорошим предзнаменованием и, соответственно этому, вызывало то пожелание помощи свыше, то радостный привет. Чихание считалось многими признаком здоровья, и некоторые врачи уверяли, что чихание новорожденных есть один из первых признаков жизни их. Римляне верили, что Амур чихает при рождении хорошенькой девушки; на этом основании влюбленный юноша говорил своей возлюбленной: sternuit tibi Amor - Амур чихнул тебе! При Тиберии существовало правило, чтобы во время его прогулок, в случае он чихнет, все говорили prosit (на здоровье!).
Ср. Plin. Histor. natural. 28, 5.
Ср. наше: "Если труднобольной чихнет, будет жив".
Мифология также служила объяснением этого обычая: Прометей, приготовив статую будущего человека, открыл у самого его носа закупоренную трубочку с похищенным у Юпитера огнем. Статуя чихнула и оживилась. "На здоровье!" сказал Прометей, и с тех пор потомство этого человека стало повторять этот привет при чихании.
Ср. Rabelais. Pantagruel. 3; Ср. Cicero. De Divinatione. 2.
Другие находят себе объяснение этого обычая в Св. Писании; так как Господь создал человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, то при смерти дыхание это тем же путем выходит из него, что легко может случиться при извержении воздуха изо рта и носа с внезапным усиленным напряжением.
Ср. И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Быт. 2, 7.
Ср. Он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни.
Премудр. Солом. 15, 11.
Раввины объясняют, что когда наш праотец Адам за непослушание сделался смертным, то, по определению Божию, потомки его раз в жизни чихали, а именно - умирая; это происходило до Иакова, который умолил Господа о прощении, и он, чихнув, остался жив. С тех пор, однако, не переставали молиться о здравии чихающих, и чихание служило знаком здоровья - знаком добрым. С этого времени дети при рождении чихали. Умерший сын Сунамитянки, воскреснув, чихнул семь раз.
Ср. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его и Елисей помолился... и согрелось тело ребенка, и чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.
4 Царств. 4, 32-35.
См. чох на правду.
См. на всякое чихание не наздравствуешься.
См. салфет вашей милости.
См. перекрестить рот зевая.