ср.
Совокупность церемоний и культовых, обрядовых действий, обращенных к Богу [Бог I], совершаемых в храме и сопровождаемых пением и проповедью; церковная служба.
ср.
Совокупность церемоний и культовых, обрядовых действий, обращенных к Богу [Бог I], совершаемых в храме и сопровождаемых пением и проповедью; церковная служба.
БОГОСЛУЖЕ́НИЕ, богослужения, ср. (церк.). Совершение в церкви религиозных обрядов служителями культа.
БОГОСЛУЖЕ́НИЕ, -я, ср. Совершение священнослужителями религиозных церемоний и обрядовых действий, отправление служб (в 6 знач.). Совершать б.
| прил. богослужебный, -ая, -ое.
БОГОСЛУЖЕ́НИЕ, -я, ср
Обряды и культовые действия, совершаемые священнослужителями при участии верующих, как правило, в специально приспособленном помещении, определяемые требованиями вероучения и воспринимаемые верующими как непосредственное общение с Богом;
Син.: служба.
В богослужении участвовал сам патриарх.
БОГОСЛУЖЕ́НИЕ -я; ср. Совершение религиозных обрядов служителями культа; церковная служба. Совершать богослужения. Ходить на богослужения. Пасхальное б.
◁ Богослуже́бный, -ая, -ое. Б-ые книги, обряды.
богослуже́ние, богослуже́ния, богослуже́ний, богослуже́нию, богослуже́ниям, богослуже́нием, богослуже́ниями, богослуже́нии, богослуже́ниях
сущ., кол-во синонимов: 21
бдение (5)
венчание (9)
вечерня (3)
вигилия (2)
всенощная (4)
литургия (8)
месса (8)
молебен (5)
молебствие (4)
обедница (2)
обедня (7)
панихида (9)
реквием (3)
рукоположение (8)
священнодействие (7)
священнослужение (2)
служба (54)
служение (8)
феолатрия (1)
церковная служба (3)
эзан (2)
Служба, богомолье, месса, молитва, священнодействие, треба; литургия, всенощное (бдение), вечерня, утреня, часы.
Ср. .
См. священнодействие...
↑ который, осуществлять, служитель церкви
богослужение - совокупность церемоний и обрядовых действий, обращенных к богу, совершаемых служителями культа. богослужебный.
служба (церковная #. идет #. служить [отслужить] службу).
заутреня. утреня.
литургия - центральное богослужение православной церкви. обедня. месса - у католиков.
вечерня. всенощная.
панихида.
отпевание. отпевать.
отходная. заупокойная молитва.
литания.
песнопения.
акафист.
сорокоуст.
многолетие.
канты. кантор.
канционал.
антифон.
респонсорный.
намаз.
БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве - БОГОСЛУЖЕ́НИЕ, в христианстве (см. ХРИСТИАНСТВО):
1) всякое отдельное законченное обрядовое действие, обращенное к Богу (Вечерня (см. ВЕЧЕРНЯ), Утреня (см. УТРЕНЯ), Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), Крещение (см. КРЕЩЕНИЕ (обряд)), Венчание (см. ВЕНЧАНИЕ), отпевание, молебен (см. МОЛЕБЕН), панихида (см. ПАНИХИДА), освящение воды, благословение первых плодов и т. п.), совершаемое как общинно, так и индивидуально; синоним «богослужения» в этом значении - слово «служба» (употребляется также слово «священнодействие», хотя чаще им обозначается процесс совершения богослужения);
2) вся совокупность подобных обрядовых действий. Синонимом обоих значений слова «богослужение», особенно у западных христиан, является слово «литургия» (отсюда литургика - наука о богослужении).
Смыслом и целью богослужения является в понимании христиан возвещение и прославление осуществленного единым в Троице Богом спасения, центром которого становится Пасхальная тайна Христа - Его искупительные страдания, смерть и воскресение из мертвых. Богослужение дает верующим возможность наполнять этой тайной свою жизнь и свидетельствовать о ней миру.
Согласно церковному учению, в богослужении Церковь продолжает священническую миссию Самого Христа, вверенную Им апостолам, но в определенной мере и всем, кто уверует по слову их. Прославленный Христос, вознесшийся на небеса и восседающий одесную Отца, ниспосылает от Отца Святого Духа, силою и действием Которого Он по-прежнему присутствует в Своей Церкви, будучи единственным Посредником между верующими в Него и Отцом: дальнейшее освящение мироздания становится возможным благодаря Духу Святому, Который, излившись на апостолов в день Пятидесятницы, продолжает действовать в Церкви.
В богослужении Церкви, которая есть Мистическое Тело Христово, знаменуется и осуществляется освящение каждого верующего во Христе благодатною силою Духа Святого. Кроме того, в богослужении особым образом реализуется возможность единства земной и Небесной Церкви, т. е. верующих, совершающих свое земное странствие, с ангельскими силами, служащими небесному престолу Божию, и теми членами Церкви, которые окончив свой земной путь, уже предстоят пред величием славы Божией. Будучи обращено к вечности, богослужение на земле является для христиан предвкушением эсхатологической небесной Литургии в жизни будущего века.
Богослужение оказывается важнейшим источником молитвенной жизни каждого верующего, призванного Иисусом Христом к непрестанной молитве. В то же время в богослужении молитва находит и свое высшее проявление. Лучшие молитвенные тексты, созданные христианами в разных странах в различные времена, обрели постоянное место в жизни верующих именно благодаря включению в богослужение.
Богослужение обладает для христиан также важной назидательной функцией: через него становится возможным постоянное возвещение верующим Евангелия и наставление в истине, а также побуждение каждого отдельного верующего к размышлению о тайнах Божиих, о спасении, о мире, о добре и зле, о своей собственной жизни.
Освящение верующих и через них всего мира посредством богослужения происходит различными путями. Важнейшим из них является освящение духовной и физической жизни христианина в таинствах (см. ТАИНСТВА) - видимых знаках невидимой благодати Божией, действиях, прямо или косвенно установленных Иисусом Христом для блага и спасения людей и совершаемых в Церкви, дающих человеку благодатную помощь свыше. Внешний характер и символика этих действий способствуют осознанию верующими различных проявлений любви Бога к людям. В православии, католичестве и ряде других конфессий признаются 7 таинств Церкви: крещение (см. КРЕЩЕНИЕ (обряд)), миропомазание (на Западе конфирмация), Евхаристия (см. ЕВХАРИСТИЯ) (составляющая центр богослужебной жизни Церкви), покаяние, елеосвящение, священство и брак.
Предметом освящения Церковью могут становиться и принадлежности мирской жизни (напр. дом, корабль, урожай и т. д.), которые не перестают при этом выполнять своего обычного назначения: обрядом освящения человек посвящает их Богу, выражая готовность употребить их во благо в согласии с волей Божией.
Церковное освящение мироздания с особой силой проявляется в освящении времен - богослужебном круге (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ) церковного года с его праздниками (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) и особыми периодами, в недельном круге, имеющем своим центром воскресный день, и в суточном круге богослужений.