Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
аскольд
Энциклопедический словарь
Аско́льд (? - 882), древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем Олегом.
* * *
АСКОЛЬД - АСКО́ЛЬД (ум. 882), древнерусский князь. По преданию был сподвижником Рюрика (см. РЮРИК (князь)), правил вместе с Диром в Киеве. Около 866 года под предводительством Аскольда и Дира отряды русов совершили первый поход на Царьград. В 882 году Аскольд и Дир были убиты новгородским князем Олегом, захватившим Киев.
Большой энциклопедический словарь
АСКОЛЬД (?-882) - древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем Олегом.
[Раннее заимствование из сканд. яз. Ср. др.-сканд. Họskuldr; др.-русск. Асколдъ. Имя одного из первых киевских князей.]
Словарь имён
-а, муж. Редк.
Отч.: Аскольдович, Аскольдовна; разг. Аскольдыч.
Производные: Аскольдик; Ася; Аля.
Происхождение: (Раннее заимствование из сканд. яз. Ср. др.-сканд. Hoskuldr; др.-русск. Асколдъ. Имя одного из первых киевских князей.)
Словарь имён и отчеств
русск.
мужское имя
отч. Аскольдович, Аскольдовна
Сканворды для слова аскольд
- Имя одного из братьев Запашных.
- Соправитель Дира.
- Древнерусский князь, правивший в Киеве и убитый Олегом.
- Мужское имя.
- В «Повести временных лет» сообщается, что на могиле этого князя была сооружена церковь святого Николы, из чего можно сделать вывод, что князь был христианином и носил крестное имя Николай.
- Остров в Японском море.
- Имя одного из братьев Запашных.
- Соправитель Дира.
- Древнерусский князь, правивший в Киеве и убитый Олегом.
- Мужское имя.
- В «Повести временных лет» сообщается, что на могиле этого князя была сооружена церковь святого Николы, из чего можно сделать вывод, что князь был христианином и носил крестное имя Николай.
АСКО́ЛЬД И ДИР - легендарные киевские князья 60-80-х гг. 9 в. Сведения о биографии и деятельности А. и Д. туманны и противоречивы. Согласно распространенному летописному сказанию, А. и Д. - варяги, бояре кн. Рюрика, в 862 отпросились у него для похода на Царьград (Константинополь), достигли Киева, стали его правителями, совершили набег на Царьград. В 882 предводитель сев.-рус. варягов Олег, прибывший в Киев с малолетним Игорем Рюриковичем и огромным войском, хитростью выманил А. и Д. из города, обвинил их в самозванстве и казнил. Оба князя погребены в окрестностях тогдашнего Киева: А. - на Угорской горе (ныне Печерский р-н Киева), Д. - вблизи Софийского собора. По др. источникам, А. и Д. не были соправителями. Во время своего княжения (не позднее 860, но до 882) А. организовал походы на полочан, печенегов, Византию. После заключения мирного договора с греками Аскольдова русь (т. е. его дружина) была крещена. Христ. имя самого А. - вероятно, Николай: этому святому посвящена церковь, построенная позднее на могиле А. У А. был сын, убитый болгарами в 872. О Д. известно, что он владел мн. городами и странами, вел торговлю с мусульм. Востоком.
Аско́льдов - псевдоним, настоящие фамилия и имя Алексеев Сергей Александрович (1871-1945), религиозный философ. Сын А. А. Козлова. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Из глубины» (1918). В начале 20-х гг. организовал в Ленинграде тайное религиозно-философское общество - Братство преподобного Серафима Саровского. Арестован в 1928, после Соловецких лагерей - в ссылке в Новгороде, во время немецкой оккупации выехал в Германию.
Большой энциклопедический словарь
АСКОЛЬДОВ (наст. имя Алексеев Сергей Алексеевич) (1871-1945) - русский религиозный философ, сын А. А. Козлова. Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Из глубины" (1918). В начале 1920-х гг. организовал в Ленинграде тайное религиозно-философское общество - Братство преподобного Серафима Саровского, все члены которого в 1928 были арестованы; сам Аскольдов после Соловецких лагерей находился в ссылке в Новгороде. Во время немецкой оккупации выехал в Германию, умер в Потсдаме.
АСКО́ЛЬДОВ Сер. Ал. (наст. фам. - Алексеев) (1871-1945) - философ, сын философа А. А. Козлова (1831-1901). Окончил естеств.-науч. ф-т Пе-терб. ун-та и длит. время совмещал занятия химией и философией. После рев-ции - один из основателей тайного Братства св. Серафима Саровского. Участник сб. "Проблемы идеализма" (1902), знаменитого сб. "Из глубины" (Пг., 1921). С 1928 - в заключении, с 1935 - на поселении в Новгороде, с 1941 - в Германии; ум. в Потсдаме. Особое место А. в рус. религ. философии 20 в. определяется связью его идей не столько с творчеством Вл. Соловьева, сколько с рус. лейбницианством и спиритуализмом 19 в. (прежде всего с творчеством его отца). Для А. характерно скептич. отношение к гипостазированию общих понятий ("всеединство" и т. п.) и попыткам оторвать их от психич. субстрата живой души, от "субстанциальных единств, обладающих самосознанием и активностью". Поэтому важное место у А. занимает критика неокантианства и феноменологии; истины, смыслы и т. п. "не более и не выше того, кто их мыслит". Последовательно отвергая филос. материализм (кн. "Критика диалектич. материализма", изд. в 1944 в Германии), А. считал, однако, что субстанция есть соединение формы (духа) и материи (в аристотелевском смысле "чистой мощи, или энергии"). Мир для А. - система "взаимодействующих монад", причем "известные нам души людей и животных представляют лишь ничтожную часть иерархич. лестницы существ". В отличие от большинства рус. религ. мыслителей А. считал, что "развитие чисто теоретических первооснов христ. метафизики" не должно быть связано с религ.-догматич. концепциями.
Соч.: Осн. проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900; А. А. Козлов. М., 1912; Мысль и действительность, М., 1914; Сознание как целое. М., 1918; Дух и материя // Новые вехи. Прага, 1945. № 2.
АСКОЛЬДОВ Сергей Алексеевич - АСКО́ЛЬДОВ (наст. имя Алексеев Сергей Алексеевич) Сергей Алексеевич (1871, Москва - 23 мая 1945, Потсдам), русский религиозный философ. Сын философа А. А. Козлова (см. КОЗЛОВ Алексей Александрович). Окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию по книге «Мысль и действительность» (М, 1914).
С 1908 - член Петербургского Религиозно-философского общества. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918). После революции преподавал в Ленинградском политехническом институте. В 1920-х гг. организовал тайное религиозно-философское общество - Братство преподобного Серафима Саровского. В 1928 арестован и отправлен в Соловецкие лагеря, позднее - в ссылку в Новгород. После оккупации немецкими войсками Новгорода выехал в Германию. Умер в Потсдаме во время ареста сотрудниками советских органов госбезопасности.
Значительное влияние на Аскольдова оказала теория панпсихизма (см. ПАНПСИХИЗМ) его отца. Это влияние особенно заметно в первом серьезном философском сочинении Аскольдова «Основные проблемы теории познания и онтологии» (СПб., 1900). Своему отцу он посвятил книгу «Алексей Александрович Козлов» (М., 1912). Постоянно обращаясь к религиозно-метафизической проблематике, Аскольдов считал, что отрицание метафизики в новейших философских учениях есть проявление общего для новоевропейской культуры секуляризма. Позитивизм и метафизика суть лишь вариации старого противоположения науки и теологии, гуманизма и теодицеи. Секулярность, согласно Аскольдову, сыграла решающую роль и в антиметафизическом гносеологизме неокантианских школ. Так же, как и Козлов, он исходил из первичной реальности «Я» и признавал «гипотетическую», но совершенно необходимую для познания, «всеобщую одушевленность» мира. В своей гносеологии Аскольдов критически оценивал феноменологический и кантианский антипсихологизм, отстаивая реальность и подлинность индивидуального душевного опыта и «непосредственного сознания». «Мы выводим все познание из двух источников: 1) из непосредственного сознания, которое и есть самая первоначальная для нас действительность, дающая нашему познанию необходимый базис и точку отправления, и 2) из мышления («Мысль и действительность». М., 1914. С.116). Реальным и имеющим самое непосредственное отношение к познанию он признавал и трансцендентное, которое «неудержимо прорывается во всякую гносеологию». Связь с трансцендентным (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ) определяет универсально символический характер человеческого познания.
Аско́льдова моги́ла - часть парка на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь Аскольд.
* * *
АСКОЛЬДОВА МОГИЛА - АСКО́ЛЬДОВА МОГИ́ЛА, часть парка на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь Аскольд (см. АСКОЛЬД).
Большой энциклопедический словарь
АСКОЛЬДОВА МОГИЛА - частьпарка на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князьАскольд.
Гуманитарный словарь
АСКО́ЛЬДОВА МОГИ́ЛА - место погребения др.-рус. князя Аскольда (Оскольда) в Киеве. Согласно летописным сведениям, убит по велению Олега (Вещего) при захвате последним Киева в 882. Захоронен на горе, к-рая называлась Угорской. Спустя 300 лет на этом месте построена церковь св. Николы. До нач. 19 в. на предполагаемом месте А. м. (совр. Печерский р-н Киева) стояла деревянная церковь, перестроенная в 1810 в ротонду. В наст. время ротонда располагается на терр. природно-архит. парка. Известен рис. места A. м., руки Т. Г. Шевченко (1846). По мотивам летописной легенды М. Загоскиным написан ром. "Аскольдова могила", его либретто легло в осн. одноим. оп. А. Н. Верстовского (1835).
Орфографический словарь
Аско́льдова моги́ла, Аско́льдовой моги́лы (в Киеве)