Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

афанасьев

Грамматический словарь

Афана́сьев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова афанасьев

Полезные сервисы

афанасьев ал-др ник

Гуманитарный словарь

АФАНА́СЬЕВ Ал-др Ник. (1826-71) - историк, лит-вед, фольклорист, иследователь слав. духовной культуры в целом. Окончил юрид. ф-т Моск. у-та (1848), о г-зии и о Московском ун-те оставил очень содержательные восп. о студенч. годах, где даны характеристики П. Г. Радкина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева, С. П. Шевырева и др. В кон. 1840-нач. 1850-х гг. близок к моск. западникам, пост. посетитель кружка Т. Н. Грановского. С 1849 служил в Моск. Гл. архиве Мин-ва иностр. дел, с 1855 - нач. отделения, затем правитель дел Комиссии печатания гос. грамот и договоров. С 1858 вместе с Н. М. Щепкиным издавал ж. "Библиографич. записки", был его фактич. ред. до 1861. По версии Н. Я. Эйдельмана, был тайным корр. А. И. Герцена, передал ему для публикации ряд мат-лов по "секретной истории" России 18-19 вв. В 1862 после встречи с нелегально приехавшим в Россию эмигрантом В. И. Кельсиевым А. привлечен к следствию по делулицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами", уволен от службы, жил случайными заработками. В 1865 - пом. секр. Моск. гор. думы. С 1867 - секр. съезда мировых судей 2-го округа Москвы.

Гл. сфера интересов А. - рус. фольклор. Составленный им сб. "Нар. рус. сказки" (1-е изд - вып. 1-8, 1855-63, последнее в сер. "Литературные памятники", Т. 1-3, 1984-85) - осн. собрание рус. сказок, подобное сб. бр. Гримм в Германии (к-рый и послужил образцом А.). А. (или на его обработках: Русские детские сказки. М., 1870. Т. 1-2). Кроме этого сборника А. составил также сб. неподцензурных сказок ("Рус. заветные сказки". 1-е изд. - Женева, 1872), а также ставший классическим сб. "Народные рус. легенды". (1859, в 1860 запрещен цензурой) следующие изд. вышли в 1914 одновременно в Москве и Казани, с добавлением восп. А., списка его работ и ряда мат-лов о нем). А. - автор мн. статей о духовной культуре славян, в труде "Поэтические воззрения славян на природу" предпринял попытку реконструкции праслав. религии и мифологии.

Соч.: Илья-Громовник и Огненная Мария / Публ. Г. А. Левинтона // "Лит. учеба", 1982, № 1; Древо жизни. Избр. ст., М., 1983; Народ-художник. Миф, фольклор, лит-ра. М., 1986; Живая вода и вещее слово. М., 1988; Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994; Нар. рус. сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афанасьевым. 1857-1862. М., 1997.

Лит.: Эйдельман Н. Я. Тайные корреспонденты "Полярной звезды". М., 1966; Порудоминский В. И. А рассказать тебе сказку?.. М., 1970; Иванов Вяч. Вс. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Лит. учеба. 1982. № 1.

Полезные сервисы

афанасьев александр михайлович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьев александр николаевич

Энциклопедический словарь

Афана́сьев Александр Николаевич (1826-1871), российский литературовед, представитель «мифоогической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе XVIII в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1866-1869), сборник «Народные русские сказки» (1855-1864).

* * *

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич - АФАНА́СЬЕВ Александр Николаевич (1826-71), российский литературовед, представитель «мифологической школы (см. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в фольклористике . Статьи о русской литературе 18 в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1866-69), сборник «Народные русские сказки» (1855-64).

* * *

АФАНА́СЬЕВ Александр Николаевич [11 (23) июля 1826, г. Богучары Воронежской губ. - 23 сентября (5 октября) 1871, Москва], фольклорист, историк и этнограф, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.

Жизненный путь

Афанасьев родился в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Года через три после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа - отцы Иваны - выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. В 1837 отец отвез Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где мальчик и учился следующие 7 лет.

В 1844 по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета, выдержав вступительные экзамены «с грехом пополам» (по его собственной оценке). Среди преподавателей, лекции которых посещал Афанасьев, были знаменитые историки К. Д. Кавелин (см. КАВЕЛИН Константин Дмитриевич), С. М. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович) и Т. Н. Грановский (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич). Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.

Окончив университет в 1848, Афанасьев недолго преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858-1859 издавал журнал «Библиографические записки», в котором впервые увидели свет многие материалы, связанные с жизнью и творчеством Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович), А. Н. Радищева (см. РАДИЩЕВ Александр Николаевич), А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) и др. С 1855 Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров.

Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862. Как установил Н. Я. Эйдельман (см. ЭЙДЕЛЬМАН Натан Яковлевич), Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович). Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» (см. ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА (1855-1868)) и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами».

Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Скончался Афанасьев от чахотки в возрасте 45 лет.

Ученая и литературная деятельность

Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) еще в студенческие годы (1847). В 1850-1854 пишет большое число статей, рецензий и обзоров для журналов «Современник» и «Отечественные записки» (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ), в том числе обзоры русской исторической литературы за 1849, 1850 и 1851 гг. Афанасьев печатался также в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», изданиях Общества истории и древностей российских при Московском университете и Отделения русского языка и словесности Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения» (см. БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ (журнал)), «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.

С 1850 Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.

Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения 18 - первой половины 19 вв. В 1855 он переиздал в «Отечественных записках», а в 1859 - отдельной книгой русские сатирические журналы 1769-1774 гг.

Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).

«Народные русские сказки»

В историю русской культуры Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Более трети от общего количества сказок были предоставлены Афанасьеву из архива Русского географического общества, еще около 200 сказок передал ему В. И. Даль (см. ДАЛЬ Владимир Иванович). Афанасьев пользовался также материалами других собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 выпусках (1855-1863), причем тексты помещались в сборниках без систематизации, по мере их поступления. Однако в издании 1863 (в 4-х выпусках) Афанасьев уже расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в специальный 4-й выпуск. Позднее на основе своего собрания Афанасьев составил также сборник «Русские детские сказки» (1870).

К «Народным русским сказкам» примыкают еще два сборника, подготовленных Афанасьевым: «Народные русские легенды» (1859) и «Русские заветные сказки» (сборник был опубликован анонимно в Женеве в 1867, а рукопись Афанасьева в полном виде увидела свет только в 1997). Издания сказок и легенд сопровождались предисловиями и обстоятельными комментариями Афанасьева, в которых приводились сравнительные материалы к публикуемым текстам и давалась их мифологическая интерпретация. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.

«Поэтические воззрения славян на природу»

Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы. Хотя мифологическая концепция Афанасьева имела достаточно искусственный характер и была скептически воспринята уже его современниками (К. Д. Кавелин (см. КАВЕЛИН Константин Дмитриевич), А. А. Котляревский, А. Н. Пыпин (см. ПЫПИН Александр Николаевич), Ф. И. Буслаев (см. БУСЛАЕВ Федор Иванович)), отдельные реконструкции Афанасьева признаются современными исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения» (Вяч. Вс. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович)).

Как и другие представители мифологической школы, Афанасьев рассматривал фольклор как воплощение древних языческих мифов; соответственно задача исследователя усматривалась в том, чтобы восстановить эти мифы, извлечь их из-под покрова позднейших наслоений и искажений. Сама же мифология, по мнению Афанасьева, представляла собой, «поэтические воззрения на природу». Религию славян при ее зарождении Афанасьев характеризует как пантеизм; объектом религиозного культа была природа, воспринимаемая как единое, органическое целое. В изображении ученого мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Большое значение в происхождении мифов Афанасьев приписывает также языку и языковым метафорам; он солидаризируется с М. Мюллером (см. МЮЛЛЕР Макс), который определял мифологию как своеобразную «болезнь языка». По утверждению Афанасьева, «богатый и можно сказать - единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями».

Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из нее черпали материалы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский (см. МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович (русский писатель)) и А. Н. Островский (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), А. А. Блок (см. БЛОК Александр Александрович) и В. Хлебников (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), С. А. Есенин (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович) и А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) и другие писатели и поэты.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьев василий иванович

Энциклопедический словарь

АФАНАСЬЕВ Василий Иванович - АФАНА́СЬЕВ Василий Иванович (1843-1913), российский инженер-механик и ученый-кораблестроитель, генерал-лейтенант Корпуса инженеров-механиков флота (1906).

В 1861 окончил Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства и начал службу на флоте. В 1868 он успешно завершил учебу в Николаевской морской академии. С 1870 Афанасьев преподавал в штурманском и артиллерийском училищах в Кронштадте. С 1881 он начал работать на Кронштадтском пароходном заводе механиком, в 1883 был назначен главным мастером, а в 1888 - начальником завода. В 1892 Афанасьев перешел на службу в инспекцию Морского технического комитет, где проработал до своей отставки в 1906. В 1896 он стал почетным членом Морского технического комитета.

Научные труды Афанасьева сыграли важную роль в развитии военного кораблестроения. Он впервые предложил формулу для определения мощности судовых машин. Активное участие Афанасьев принимал в работах адмирала С. О. Макарова (см. МАКАРОВ Степан Осипович) по проектированию и строительству первого в мире ледокола «Ермак» (см. ЕРМАК (ледокол)). Он выполнил расчеты по определению скорости ледокола, мощности машин и выбору гребных винтов.

Полезные сервисы

афанасьев виктор васильевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьев виктор григорьевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьев виктор михайлович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы

афанасьев георгий дмитриевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьев е. а

Большой энциклопедический словарь

АФАНАСЬЕВ Е. А. - см. Климанов Е. А.

Полезные сервисы

афанасьев ник. ник

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

афанасьев пётр онисимович

афанасьев петр онисимович

афанасьев сергей александрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьев федор афанасьевич

Энциклопедический словарь

АФАНАСЬЕВ Федор Афанасьевич - АФАНА́СЬЕВ Федор Афанасьевич (псевдонимы Отец, Осецкий, Иванов) (8(20) февраля 1859, Петербургская губерния - 22 октября (4 ноября) 1905, близ Иваново-Вознесенска), русский рабочий-революционер. Выходец из крестьянской семьи, Федор Афанасьев с 1871 года работал на Кренгольмской мануфактуре в Нарве. В 1887 году он поступил на фабрику Воронина в Петербурге, где познакомился с социалистами и организовал кружок ткачей. В 1889 году Афанасьев стал активным членом социал-демократической группы М.И. Бруснева (см. БРУСНЕВ Михаил Иванович). В 1891 году Афанасьев стал одним из организаторов петербургской маевки, на которой произнес речь, перепечатывшуюся в России и за рубежом. В том же году он был направлен в Москву для установления связи с рабочими кружками других городов. В Москве Афанасьев работал на Прохоровской мануфактуре. В 1892 году был арестован полицией.

В 1894 году Афанасьев вел нелегальную работу в Петербурге, посещал организованный В.И. Шелгуновым (см. ШЕЛГУНОВ Василий Андреевич) кружок рабочих Нарвской заставы, который вел В.И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич). В 1895 году вновь был арестован. С февраля 1896 года Афанасьев развернул деятельность по объединению социал-демократических организаций, с этой целью посетил Ригу, Шую, Павловский Посад, Иваново-Вознесенск. В Иваново-Вознесенске он стал одним из руководителей местной группы Российской социал-демократической рабочей партии, в ноябре 1903 года был арестован полицией.

С января 1904 года Афанасьев находился на нелегальном положении в Иваново-Вознесенске, был членом и секретарем Северного комитета РСДРП, затем секретарем Иваново-Вознесенского комитета РСДРП. В период Первой русской революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ) Афанасьев вместе с М.В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич) стал одним из руководителей Иваново-Вознесенской стачки (см. ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКИЕ СТАЧКИ) 1905 года. Во время одного из митингов на реке Талке он был убит черносотенцами (см. ЧЕРНОСОТЕНЦЫ) и казаками.

Полезные сервисы

афанасьев юрий николаевич

Энциклопедический словарь

Афана́сьев Юрий Николаевич (р. 1934), историк, публицист, доктор исторических наук. Основные труды по истории Западной Европы. С декабря 1986 ректор Московского историко-архивного институтамарта 1991 Российского государственного гуманитарного университета). В 1989 один из организаторов оппозиционной Межрегиональной депутатской группы на Съезде народных депутатов СССР. В 1990-1992 сопредседатель движения «Демократическая Россия».

* * *

АФАНАСЬЕВ Юрий Николаевич - АФАНА́СЬЕВ Юрий Николаевич (р. 1934), российский политический деятель; историк, доктор исторических наук, профессор (основные труды по истории Западной Европы).

С декабря 1986 по июнь 2003 ректор Московского историко-архивного институтамарта 1991 Российского государственного гуманитарного университета (см. РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)), В 2003-2006 - его президент. С 1990-92 гг. сопредседатель движения «Демократическая Россия». Член совета института мира ООН. Лауреат Комитета по международной защите прав человека Ассоциации адвокатов. Автор более 400 работ.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы

афанасьев, александр николаевич

афанасьевская культура

Энциклопедический словарь

Афана́сьевская культу́ра (археол.), эпохи энеолита (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) в Южной Сибири. Названа по могильнику у города Афанасьевская в Хакасии. Остатки поселений и могильники. Хозяйство: скотоводство, охота, земледелие.

* * *

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - АФАНА́СЬЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура энеолита Южной Сибири (Минусинская котловина и Алтай), распространенная в 3 - начале 2 тыс. до н. э. Современна кельтеминарской культуре (см. КЕЛЬТЕМИНАРСКАЯ КУЛЬТУРА), ямной культуре (см. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА), катакомбной культуре (см. КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА). Мезолитические и неолитические слои афанасьевской культуры изучены недостаточно.

Была выделена археологом С. А. Теплоуховым при раскопках стоянки у горы Афанасьевской (село Батени в Хакасии) в 1920-1923 годах. Курганы афанасьевской культуры раскапывал в 1925-1932 годах С. В. Киселев у села Кси в Минусинской степи Красноярского края и в 1937 у села Куроты на Алтае. Позднее в Южной Сибири были раскопаны сотни курганов афанасьевской культуры.

Характерной особенностью культуры является принадлежность ее обитателей к палеоевропеоидному типу, в то время как для неолита Сибири характерно население монголоидного типа. Афанасьевцы жили в землянках и срубных наземных жилищах. По результатам раскопок можно предположить, что они знали прядение и ткачество, умели обрабатывать кожи и шкуры, вырезать из кости и дерева различные предметы.

Керамика афанасьевцев - яйцевидная или сферической формы с круглым дном, реже встречаются плоскодонные сосуды баночной формы. Интересны керамические вазочки-курильницы со специальным отделением для ароматических смол. Аналогичные вазочки наблюдаются на стоянках катакомбной культуры.

Достаточно развитым у афанасьевцев было скотоводство, на раскопках найдены кости почти всех основных домашних животных, в том числе и лошади. Состав животных близок к суртандинской культуре Южного Урала. Знали афанасьевцы и земледелие; в целом, их хозяйство было производящим.

Большинство орудий труда афанасьевцы изготовляли из камня, но были знакомы и с металлом. Медные изделия изготовлялись как путем ковки, так и отливом. На стоянках найдено большое количество отлитых проушных топоров, достаточно высокого качества. На одной из стоянок был найден браслет из метеоритного железа. Кроме того, афанасьевцы изготовляли различные предметы из золота и серебра.

На раннем этапе афанасьевские могильники окружались кругами из каменных плит, позднее такими же плитами окружались курганы. Погребения совершались в ямах, стены которой облицовывались деревом, потолок был тоже деревянным. Покойников хоронили в скорченном положении. Часто встречаются групповые погребения, причем если костяков более двух, то в большинстве случаев только один из них мужской. Этот факт позволяет предположить, что у афанасьевских племен преобладал патриархат. Парные погребения встречаются реже. Признаки имущественного неравенства не прослеживаются. На погребальных плитах встречаются изображения сокола и человека, что характерно для китайских неолитических культур и более поздней карасукской культуры.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

афанасьевские морозы

афанасьевский

афанасьевский символ веры

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы