Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

полёт

Толковый словарь

м.

1. Движение летящего предмета.

отт. Манера, характер, особенность такого движения.

2. Авиационный вылет, рейс.

отт. Авиационное состязание или упражнение.

3. Акробатический прыжок на дальнее расстояние или на большой высоте.

отт. Прыжок с продвижением вперед (в балете).

4. перен.

Устремление, порыв.

отт. Широта, размах.

ПОЛЁТ - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? полёта, чему? полёту, (вижу) что? полёт, чем? полётом, о чём? о полёте; мн. что? полёты, (нет) чего? полётов, чему? полётам, (вижу) что? полёты, чем? полётами, о чём? о полётах

1. Полётом называют движение, перемещение по воздуху.

Полёт ракеты. | Полёт воздушного шара. | Полёт космического аппарата. | Скорость полета пули. | Дальность полёта. | Полёт будет проходить на высоте девять тысяч метров.

2. Полётом называют манеру, характер перемещения по воздуху.

Горизонтальный полёт. | Медленный полёт крупной птицы.

3. Полётом называют акробатический или балетный прыжок на большое расстояние.

Полёт под куполом цирка.

4. Полётом называют воздушный рейс с определённым заданием.

Полёт на Северный полюс. | Отправиться в полёт. | Полёт отменяется. | Боевой полёт. | На авиационной выставке прошёл ряд демонстрационных полётов новых истребителей.

5. В разговоре о людях полётом часто называют устремление, порыв.

Полёт фантазии. | Высокий полёт мысли. | Полёт его поэтической фантазии не терпел преград. | Его суждения казались ей наивными, хотя нередко дерзкий полёт мысли уносил его в такие звездные дали, куда она не в силах была следовать за ним.

6. В разговоре о людях полётом часто называют широту, размах.

Люди хотят полёта. | Человек с полётом.

7. Когда о ком-то говорят, что это человек высокого полёта, то имеют в виду, что этот человек обладает большими способностями и занимает высокое положение.

8. Когда употребляют поговорку видно птицу по полёту, то имеют в виду, что о человеке нужно судить прежде всего по его поступкам.

9. Когда птица или летательный аппарат передвигаются по воздуху очень низко над землей, говорят о бреющем полёте.

10. Смотреть на что-то с высоты птичьего полёта значит смотреть сверху, с большой высоты.

С высоты птичьего полёта эти озёра напоминают крупные драгоценные камни, разбросанные среди зелёного моря лесов, лугов и болот.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛЁТ

полёта, м.

1. Движение летящего предмета. Полёт снаряда. Полёт аэроплана. Парящий полёт. Самолет пробыл в полете 10 часов. «Уток бьют на полете» (на лету). Даль. «Видна птица по полету.» Пословица.

2. только мн. Авиационное состязание или упражнения. Полеты не состоялись из-за дурной погоды.

3. Акробатический прыжок на дальнее расстояние или на большой высоте. Полет под куполом цирка.

С птичьего полета [перевод с фр. а vol d'oiseau] - 1) перспективное изображение местности, как бы видимой с большой высоты; 2) поверхностно, не входя в подробности, со слабым знанием дела (разг. ирон.). Высокого или высшего полета (птица) (разг. устар., часто ирон.) - влиятельный человек, занимающий высокое положение в обществе. Он слегка отделился от кресла, но был еще так неопытен в сношениях с дамами высшего полета, что недоумевал - следует ли ему встать, или продолжать сидеть. Салтыков-Щедрин. Полет мысли (или фантазии, или воображения) (книжн. ритор. или ирон.) - сила, стремление мысли, фантазии, воображения.

Толковый словарь Ожегова

ПОЛЁТ, -а, муж. Движение, передвижение по воздуху. П. пчелы. П. снаряда. П. на Луну. Счастливого полёта! (пожелание). П. на лыжах (прыжок с трамплина). П. мысли (перен.). Птица высокого полёта (перен.: о человеке, занимающем важное положение; разг. ирон.).

| прил. полётный, -ая, -ое (спец.). П. вес (вес летательного аппарата, готового к полёту). Полётное время (проведённое в полёте).

Академический словарь

-а, м.

1. Движение, перемещение кого-, чего-л. летящего.

Полет птицы. Полет снаряда. Полет ракеты.

Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Лермонтов, Бэла.

Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает тихая музыка. Песков, Шаги по росе.

||

Манера, способ летать.

Пронеслись скворцы, меняя полет, то густой тучей, то растягиваясь редкой, мелькающей черной сеткой. Серафимович, В пути.

|| спец.

Акробатический или балетный прыжок на большое расстояние.

Последним упражнением в их номере был полет с высоты. Куприн, В цирке.

||

Воздушный рейс с определенным заданием.

Ночной полет. Боевой полет. Космический полет. Вернуться из полета.

Полет Нобиле с Амундсеном на Северный полюс взволновал общественное мнение человечества. Чижевский, Вся жизнь.

2. перен.; чего или какой.

Устремление, порыв.

Творческий полет фантазии.

Фантазия Платона отличается высоким полетом мысли и смелою концепциею общей картины. Писарев, Идеализм Платона.

[Поэма] изобиловала картинами северной природы, бытовым колоритом и чисто романтическим полетом. Короленко, С двух сторон.

птица высокого{ (или высшего)} полета

о влиятельном человеке, занимающем

высокое положение в обществе.

с (высоты) птичьего полета

с большой высоты, с такого места, откуда все видно.

Поговорки

На птичий полёт. Сиб. На большое расстояние. ФСС, 144.

Полёт Икара. Книжн. Смелые, рискованные, но тщетные дерзания. Из греческой мифологии. БМС 1998, 459.

Полёт кукушки. Жарг. студ. Ирон. Исключение из вуза. Максимов, 326.

Совершить полёт. Жарг. угол. 1. Выпрыгнуть в окно при аресте. 2. Убежать, скрыться. Балдаев 2, 50.

Одного полёта птицы. Пск. То же, что одного поля ягоды (ПОЛЕ). СПП 2001, 61.

Орфографический словарь

полёт, -а

Формы слов для слова полёт

полёт, полёты, полёта, полётов, полёту, полётам, полётом, полётами, полёте, полётах

Морфемно-орфографический словарь

по/лёт/.

Грамматический словарь

полёт м 1a

Глагольная сочетаемость

выполнять полёты => действие

Сканворды для слова полёт

- «Пять минут, ... нормальный!».

- Бреющий ...

- Передвижение по воздуху.

- Буква П в ЦУПе.

- Российский искусственный спутник.

- Картина французского художника Жана Беро «... биплана братьев Райт».

- Сборник лирики болгарского поэта Павла Матева «Птицы замедляют ...».

- Роман Валентина Пикуля «Ночной ...».

- Повесть русского писателя Александра Проханова «... вечернего гуся».

- Опера эстонского композитора Эйно Тамберга.

- Рассказ русского писателя Леонида Андреева.

- Сорт картофеля.

- Московский кинотеатр.

Полезные сервисы

полет

Большой энциклопедический словарь

"ПОЛЕТ" - первые в космической технике советские маневрирующие искусственные спутники Земли (изменялись высота и плоскость орбиты в полете). Запущены "Полет-1" (1963) и Полет-2" (1964).

Пунктуация и управление в русском языке

куда и где.

1. куда (направление действия). Успешно завершен самый длительный в истории пилотируемый полет в космос продолжительностью 326 суток (из газет).

2. где (место действия). В настоящее время орбитальная станция «Салют-6» продолжает полет в космическом пространстве в автоматическом режиме (из газет).

Синонимы к слову полет

лёт

/ на раскинутых крыльях: парение

Полезные сервисы

полет икара

Сборник слов и иносказаний

полет Икара -

икар (полет Икара)

(иноск.) - рискованная, опасная попытка (намек на Икара, который вопреки предостережению Дедала, отца, слишком близко подлетел к солнцу своими воском прикрепленными крыльями)

Ср. Ovid. Metam. 8, 183, 235. Ср. Hygin. 40.

Синонимы к слову полет икара

сущ., кол-во синонимов: 2

полёт икара (1)

самоубийственность (3)

Полезные сервисы

полет летательного аппарата

Идеография

летать

пилотирование. пилотаж - управляемое движение летательного аппарата.

пилот. пилотировать.

взлет.

спуск.

посадка.

баллонет.

высотомер. альтиметр. альтиграф.

рысканье. рыскливость. рыскать.

тангаж (тех).

↓ , парашютировать. спарашютировать.

планировать. спланировать.

космонавтика

Полезные сервисы

полет мысли

Синонимы к слову полет мысли

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полет самолета

Идеография

летный (# погода).

зайти на посадку.

глиссада. | аэротория.

кабрирование.

болтанка.

флаттер.

бафтинг.

авторотация.

бреющий полет.

пикирование. пике. пикировать. спикировать.

штопор (войти в #. сорваться в #. выйти из #).

штопорить.

фигуры высшего пилотажа: горка. бочка. мертвая петля. иммельман. ранверсман.

Полезные сервисы

полет-пуск

Синонимы к слову полет-пуск

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полёт-пуск

Синонимы к слову полёт-пуск

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полета теория и практика

Энциклопедия Кольера

ПОЛЕТА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - совокупность прикладных знаний, позволяющих авиационным инженерам на занятий в области аэродинамики, проблем прочности, двигателестроения и динамики полета летательных аппаратов (т.е. теории) создать новый летательный аппарат или улучшить характеристики существующего. В данной статье иллюстрируется применение теории и практики полета к проблемам создания наиболее распространенного летательного аппарата, а именно - самолета. Теоретические основы обсуждаемых проблем изложены в статьях АЭРОДИНАМИКА и АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Дополнительная информация о современном состоянии проблемы содержится в статьях АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ;

АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ;

САМОЛЕТ;

ВЕРТОЛЕТ;

САМОЛЕТ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА

Достижения братьев Райт. Чтобы совершить полет, необходимо решить две проблемы - боковой управляемости летательного аппарата и сваливания и штопора. Выдающимся достижением братьев Райт является их вклад в изучение этих проблем и создание первой эффективной системы аэродинамических органов управления полетом летательного аппарата, включающей носовой руль высоты для управления продольным движением, изгиб концов крыла для поперечного управления и хвостовой руль для путевого управления. На рис. 1 показаны аэродинамические органы управления, примененные на первых бипланах братьев Райт, и соответствующие аэродинамические органы управления современного самолета. В обоих случаях органы управления служат для создания моментов аэродинамических сил (каждый момент вызывает поворот летательного аппарата вокруг оси тангажа, крена или рыскания).

Рис. 1

1. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ первого биплана (вверху) и современного самолета (внизу). Для управления самолетом (т.е. для создания моментов сил относительно трех осей самолета) биплан имеет следующие органы управления: руль высоты для создания момента тангажа относительно поперечной оси, руль направления для создания момента рыскания относительно вертикальной оси и изгиб концов крыла для создания момента крена относительно продольной оси. Органами управления на моноплане являются, соответственно, руль высоты, руль направления и элероны.">

Рис. 1. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ первого биплана (вверху) и современного самолета (внизу). Для управления самолетом (т.е. для создания моментов сил относительно трех осей самолета) биплан имеет следующие органы управления: руль высоты для создания момента тангажа относительно поперечной оси, руль направления для создания момента рыскания относительно вертикальной оси и изгиб концов крыла для создания момента крена относительно продольной оси. Органами управления на моноплане являются, соответственно, руль высоты, руль направления и элероны.

Еще более важным достижением, чем концепция аэродинамического управления движением летательного аппарата относительно трех пространственных осей (которая, разумеется, была понятна и другим пионерам самолетостроения), стало выяснение братьями Райт роли взаимодействия между органами управления по крену и рысканию в начале и в конце маневра разворота и характера самого этого маневра. Если желательно изменить курс движения самолета в горизонтальной плоскости, то следует накренить самолет, повернув его вокруг продольной оси; при этом у подъемной силы крыла - самой большой аэродинамической силы - появится горизонтальная составляющая, которая будет создавать желаемое ускорение самолета в горизонтальной плоскости. Если изгибать крылья (или отклонять элероны) для создания движения по крену, то возникающий при этом момент рыскания будет уводить самолет в направлении, противоположном желаемому направлению поворота (рис. 2). Чтобы парировать этот эффект, необходимо отклонить руль направления и тем самым устранить т.н. "рыскание при отклонении элеронов". (Этот неблагоприятный момент рыскания является неотъемлемым свойством аэродинамики дозвукового крыла; он возникает при любом способе, используемом для создания движения крена.) Полученный в 1905 братьями Райт патент содержал формулировку этого принципиального эффекта и предложение по его компенсации посредством совместного одновременного управления изгибом концов крыла и рулем направления. Позже братья Райт отказались от этого способа и заменили его более универсальным устройством раздельного управления по крену и рысканию с помощью рычагов.

Рис. 2. ПРАВЫЙ ПОВОРОТ (вид сверху и сзади) осуществляется при отклонении правого элерона вверх и левого элерона вниз. Это вызывает рыскание самолета влево и, чтобы стабилизировать поворот, необходимо отклонить руль направления вправо. При осуществлении поворота необходимо также отклонить руль высоты, чтобы увеличить подъемную силу для компенсации центробежной силы. 1 - прямолинейный полет; 2 - отклонение элеронов для осуществления правого поворота; 3 - вызванный отклонением элеронов момент рыскания разворачивает нос самолета влево - руль направления отклоняют вправо; 4 - элероны и руль направления переводят в нейтральное положение, самолет продолжает разворачиваться, руль высоты отклонен для увеличения подъемной силы так, чтобы ее вертикальная составляющая уравновешивала вес самолета; 5 - для прекращения разворота без дополнительного рыскания элероны и руль направления отклоняют в обратную (по сравнению с предыдущими отклонениями) сторону.

Рис. 2. ПРАВЫЙ ПОВОРОТ (вид сверху и сзади) осуществляется при отклонении правого элерона вверх и левого элерона вниз. Это вызывает рыскание самолета влево и, чтобы стабилизировать поворот, необходимо отклонить руль направления вправо. При осуществлении поворота необходимо также отклонить руль высоты, чтобы увеличить подъемную силу для компенсации центробежной силы. 1 - прямолинейный полет; 2 - отклонение элеронов для осуществления правого поворота; 3 - вызванный отклонением элеронов момент рыскания разворачивает нос самолета влево - руль направления отклоняют вправо; 4 - элероны и руль направления переводят в нейтральное положение, самолет продолжает разворачиваться, руль высоты отклонен для увеличения подъемной силы так, чтобы ее вертикальная составляющая уравновешивала вес самолета; 5 - для прекращения разворота без дополнительного рыскания элероны и руль направления отклоняют в обратную (по сравнению с предыдущими отклонениями) сторону.

Осознание взаимосвязи движений по крену и рысканию явилось началом развития механики полета. Важно то, что эта взаимосвязь была выявлена братьями Райт в натурных летных испытаниях. В противоположность этому подходу, другие пионеры авиации придерживались той точки зрения, что самолет должен быть устойчивым сам по себе, и считали, что он, подобно лодке на воде, будет легко управляться рулем направления, а органы управления по крену если и нужны, то только для поддержания "поперечного равновесия". В Европе это мнение превалировало почти до начала Первой мировой войны, что привело к созданию органов управления, которые имели неудовлетворительные летные характеристики.

Скорость сваливания. Аэродинамическую силу, действующую на жесткое крыло, обычно разделяют на подъемную силу и лобовое сопротивление (сопротивление воздуха движению самолета), которые пропорциональны плотности воздуха и квадрату скорости полета при фиксированном угле атаки. При постоянной скорости полета подъемная сила и лобовое сопротивление плавно увеличиваются с возрастанием угла атаки до некоторого значения, называемого углом атаки начала сваливания (срыва) или критическим углом атаки (рис. 3). При этом угле атаки происходит перестройка структуры течения над верхней поверхностью крыла, в результате чего плавное течение нарушается и возникает вихревое течение; при дальнейшем возрастании угла атаки подъемная сила перестает увеличиваться, и резко возрастает лобовое сопротивление. Если самолет замедляет движение, то для сохранения подъемной силы, компенсирующей его вес, необходимо увеличивать угол атаки. Таким образом, при некоторой достаточно малой скорости полета, называемой скоростью сваливания, угол атаки достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым. Скорость сваливания при выполнении разворота или в полете с маневрированием оказывается несколько больше, чем в прямолинейном установившемся полете, так как для выполнения маневра требуется, чтобы подъемная сила превышала вес самолета.

Рис. 3. ПОДЪЕМНАЯ СИЛА КРЫЛА возрастает при увеличении угла атаки. При критическом угле атаки лобовое сопротивление резко возрастает, а подъемная сила перестает увеличиваться. По оси ординат отложены значения подъемной силы L (левая шкала) и лобового сопротивления D (правая шкала), отнесенные к величине (r /2)V 2A, где r - плотность воздуха, V - скорость полета и A - площадь крыла.

Рис. 3. ПОДЪЕМНАЯ СИЛА КРЫЛА возрастает при увеличении угла атаки. При критическом угле атаки лобовое сопротивление резко возрастает, а подъемная сила перестает увеличиваться. По оси ординат отложены значения подъемной силы L (левая шкала) и лобового сопротивления D (правая шкала), отнесенные к величине (r /2)V 2A, где r - плотность воздуха, V - скорость полета и A - площадь крыла.

Со сваливанием братья Райт впервые столкнулись в 1905, и эта проблема была воспринята ими с большой тревогой. Они разработали технику пилотирования, позволяющую вывести самолет из режима сваливания, для чего нужно было быстро уменьшить угол атаки, опуская нос самолета вниз с помощью руля высоты. Эта методика вполне очевидна, но на многих самолетах сваливание развивалось очень быстро и асимметрично, особенно при полете с разворотом, когда самолет накреняется и "входит в штопор", как показано на рис. 4. В режиме штопора самолет движется с опущенным вниз носом, но угол атаки все равно остается большим вследствие того, что самолет быстро падает вниз. В этих условиях казалось неестественным требовать опустить нос еще ниже, в частности потому, что самолет и так быстро теряет высоту. Тем не менее оказалось, что это действие необходимо для восстановления управляемости. Братья Райт, по-видимому, никогда не попадали в режим развитого штопора, научившись предвидеть сваливание и, развив в себе "чувство контакта с самолетом", немедленно предпринимали действия, предотвращающие сваливание. Другие первые авиаторы оказались не столь удачливыми, и многие из них погибли в авариях, вызванных сваливанием и штопором, пока в 1911-1912 в Европе тоже не были разработаны методы пилотирования, позволявшие вывести самолет из штопора. Инциденты, связанные со сваливанием и штопором, по-прежнему остаются серьезной проблемой безопасности полета. В особенности это касается эксплуатации легких небольших самолетов, хотя при наличии большого плеча для силы, создаваемой вертикальным хвостовым оперением, и строительной крутки крыла (рис. 5) современные самолеты обладают лучшей управляемостью при сваливании, чем самолеты начала 20 в.

Рис. 4. СВАЛИВАНИЕ И ШТОПОР. Видно, как вход в правый поворот при горизонтальном полете без набора высоты превращается в штопор, в котором самолет движется с опущенным вниз носом. Чтобы восстановить управляемость и вывести самолет из штопора, нужно еще больше опустить нос самолета. Для исключения возможности возникновения штопора на современных самолетах устанавливают противоштопорные устройства. 1 - самолет, летящий на малой скорости при большом угле атаки, начинает правый поворот; 2 - самолет продолжает разворачиваться, но на крыле развивается срыв потока (наступает сваливание); 3 - самолет резко накреняется (валится) на правое крыло; 4 - самолет входит в штопор, угловая скорость вращения увеличивается; 5 - самолет падает, вращаясь вокруг вертикальной оси, угол атаки большой, обтекание срывное (в закритическом режиме); 6, 7 - установившийся правый штопор.

Рис. 4. СВАЛИВАНИЕ И ШТОПОР. Видно, как вход в правый поворот при горизонтальном полете без набора высоты превращается в штопор, в котором самолет движется с опущенным вниз носом. Чтобы восстановить управляемость и вывести самолет из штопора, нужно еще больше опустить нос самолета. Для исключения возможности возникновения штопора на современных самолетах устанавливают противоштопорные устройства. 1 - самолет, летящий на малой скорости при большом угле атаки, начинает правый поворот; 2 - самолет продолжает разворачиваться, но на крыле развивается срыв потока (наступает сваливание); 3 - самолет резко накреняется (валится) на правое крыло; 4 - самолет входит в штопор, угловая скорость вращения увеличивается; 5 - самолет падает, вращаясь вокруг вертикальной оси, угол атаки большой, обтекание срывное (в закритическом режиме); 6, 7 - установившийся правый штопор.

Рис. 5. ПРОТИВОШТОПОРНЫЕ СРЕДСТВА. Чтобы уменьшить вероятность возникновения сваливания и штопора, в конструкциях современных самолетов используют строительную крутку крыла, вертикальный хвостовой стабилизатор большой площади и большое плечо момента от хвостового стабилизатора (не менее полуразмаха крыла). Тем не менее сваливание, переходящее в штопор, до сих пор остается опасным явлением.

Рис. 5. ПРОТИВОШТОПОРНЫЕ СРЕДСТВА. Чтобы уменьшить вероятность возникновения сваливания и штопора, в конструкциях современных самолетов используют строительную крутку крыла, вертикальный хвостовой стабилизатор большой площади и большое плечо момента от хвостового стабилизатора (не менее полуразмаха крыла). Тем не менее сваливание, переходящее в штопор, до сих пор остается опасным явлением.

Удлинение крыла. Чтобы повысить аэродинамическое качество дозвукового самолета, нужно при постоянной подъемной силе уменьшить лобовое сопротивление крыла, которое тем меньше, чем больше отношение размаха крыла к его средней хорде. Это отношение называется удлинением крыла. Крылья большого удлинения были впервые созданы в Германии в 1920-х годах. Л.Прандтль и его сотрудники разработали теорию, а Г.Юнкерс, А.Фоккер и Г.Вагнер построили такие крылья. Было важно также уменьшить "вредное" сопротивление, создаваемое ненесущими элементами - фюзеляжем, хвостовым оперением, силовой установкой, посадочным шасси и внешними устройствами. Аэродинамически "чистые" самолеты впервые были созданы в США.

Крейсерская скорость. Чем больше площадь и размах крыла самолета заданного веса, тем меньше его посадочная скорость и скорость отрыва при взлете вследствие уменьшения величины скорости сваливания. Чем меньше скорости взлета и посадки, тем меньше дистанции разбега при взлете и торможения при посадке. Однако чем меньше скорости взлета и посадки, тем меньше наиболее эффективная скорость крейсерского полета. Выручает то, что плотность воздуха в атмосфере уменьшается с увеличением высоты, и вследствие этого скорость сваливания и оптимальная крейсерская скорость увеличиваются обратно пропорционально квадратному корню из плотности. Например, на высоте 12 км плотность воздуха в 4 раза меньше, чем на уровне моря, и, следовательно, скорость сваливания и оптимальная крейсерская скорость в два раза больше, чем на уровне моря.

Высотное регулирование двигателя. Из сказанного выше следует, что самолеты с малыми скоростями взлета и посадки могут летать эффективно с большими скоростями только на больших высотах. Однако мощность двигателя, необходимая для поддержания установившегося горизонтального полета, увеличивается пропорционально скорости и обратно пропорционально квадратному корню из плотности воздуха при увеличении высоты полета. В то же время мощность воздушно-реактивного двигателя изменяется пропорционально плотности воздуха. Следовательно, чтобы осуществить экономичный высокоскоростной полет на больших высотах, потребуется двигатель с "переразмеренными" воздухозаборниками, который на малых высотах работает в режиме дросселирования. Это позволяет ослабить требования к характеристикам прочности двигателя и снизить его вес.

Средства механизации крыла. Скорость сваливания самолета можно несколько уменьшить с помощью закрылков, устанавливаемых вдоль задней кромки крыла. При отклонении закрылков уменьшается угол атаки крыла в полете с малыми скоростями; при этом летчик может лучше видеть место предполагаемой посадки. Закрылки также увеличивают силу аэродинамического сопротивления самолета и в значительной степени гасят тенденцию самолета снова взмыть вверх после первого касания земли ("дать козла", как говорят летчики). Рис. 6 иллюстрирует применение закрылков при посадке самолета.

Рис. 6. ПОСАДКА С ВЫПУЩЕННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ. Позволяет уменьшить посадочную скорость, увеличить крутизну посадочной глиссады и уменьшить тангаж по сравнению с посадкой при убранных закрылках.

Рис. 6. ПОСАДКА С ВЫПУЩЕННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ. Позволяет уменьшить посадочную скорость, увеличить крутизну посадочной глиссады и уменьшить тангаж по сравнению с посадкой при убранных закрылках.

Пружинный сервокомпенсатор. Система управления полетом должна быть такой, чтобы пилот мог управлять самолетом с помощью одной руки, используя другую для настройки бортовой радиостанции, регулирования мощности двигателя или выполнения каких-либо других операций. Желательно, чтобы пилоту не нужно было прилагать усилия свыше 0,25 кН на расстояниях не более ПОЛЕТА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА45 см. Сила давления на педаль не должна превышать 0,80 кН, а ход педали - 25 см. Эти условия должны быть выполнены для того, чтобы работа летчика не была физически утомительной, хотя сила, необходимая для отклонения элерона, увеличивается пропорционально квадрату скорости полета и третьей степени размаха крыла. Кроме того, сила, приложенная к рулю высоты при выполнении какого-либо маневра, может возрастать пропорционально третьей или четвертой степени длины фюзеляжа (массе самолета). Сила давления на педаль руля направления также пропорциональна третьей или четвертой степени размаха крыла. Таким образом, летчику не по силам управлять самолетом без вспомогательных устройств. На рис. 7 показано типичное аэродинамическое устройство, позволяющее умерить управляющие усилия летчика. Ручка управления, находящаяся в пилотской кабине, связана с рулями высоты посредством сервокомпенсаторов и пружин (последние используются при небольших скоростях полета). Сервокомпенсаторы этого типа были разработаны А.Флетнером (1885-1961) в Германии. Они успешно применялись на дозвуковых самолетах, масса которых достигала 150 т.

Рис. 7. МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. При увеличении скорости полета возрастают усилия, необходимые для отклонения элеронов и руля высоты. Пружинный сервокомпенсатор для руля высоты позволяет уменьшить управляющие усилия летчика при больших скоростях полета. 1 - ручка управления; 2 - педали руля направления; 3 - стабилизатор; 4 - руль высоты; 5 - сервокомпенсатор; 6 - пружины; 7 - качалка; 8 - анкерное крепление тросов; 9 - секторная качалка; 10 - опорный кронштейн качалки; 11 - тросы проводки управления; 12 - ролики; 13 - шкив.

Рис. 7. МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. При увеличении скорости полета возрастают усилия, необходимые для отклонения элеронов и руля высоты. Пружинный сервокомпенсатор для руля высоты позволяет уменьшить управляющие усилия летчика при больших скоростях полета. 1 - ручка управления; 2 - педали руля направления; 3 - стабилизатор; 4 - руль высоты; 5 - сервокомпенсатор; 6 - пружины; 7 - качалка; 8 - анкерное крепление тросов; 9 - секторная качалка; 10 - опорный кронштейн качалки; 11 - тросы проводки управления; 12 - ролики; 13 - шкив.

Руль высоты в виде закрылка. При дозвуковых скоростях полета руль высоты, подвешенный на шарнирах к задней балке горизонтального стабилизатора, весьма эффективен, так как при его отклонении на стабилизаторе появляется дополнительная управляющая сила (рис. 8). Однако при трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях полета его эффективность снижается.

Рис. 8. РУЛИ ВЫСОТЫ в виде закрылков - эффективное средство управления при дозвуковых скоростях полета (а). При трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях полета (б) их эффективность ухудшается.

Рис. 8. РУЛИ ВЫСОТЫ в виде закрылков - эффективное средство управления при дозвуковых скоростях полета (а). При трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях полета (б) их эффективность ухудшается.

Органы управления полетом при сверхзвуковых скоростях. Для самолетов нормальной схемы также характерен существенный сдвиг аэродинамического фокуса (центра давления) при переходе от дозвуковых к трансзвуковым и сверхзвуковым скоростям полета. Эти два обстоятельства стали причиной аварий ряда первых трансзвуковых самолетов вследствие их резкого затягивания в пикирование (термин "звуковой барьер" связан с этим опасным явлением ухудшения характеристик устойчивости и управляемости при околозвуковых скоростях полета). Впервые звуковой барьер был преодолен на экспериментальном самолете "Белл" X-1 в 1946. Этот самолет был оборудован регулируемым по углам атаки стабилизатором, который сохранял свою эффективность при трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Такие регулируемые органы управления используются в настоящее время на всех трансзвуковых и сверхзвуковых самолетах. Применение гидроусилителей для позиционирования органов управления позволило решить проблему управляемости трансзвуковых и сверхзвуковых самолетов с рулями высоты в виде закрылков, элеронами и рулем направления традиционной схемы.

Сверхзвуковые компоновки. Аэродинамическое качество самолета существенно снижается при переходе от дозвуковой скорости полета к сверхзвуковой вследствие появления волнового сопротивления. Волновое сопротивление связано с появлением ударных волн, вызывающих перераспределение давления в поле течения около самолета; их интенсивность можно уменьшить только посредством перераспределения объема самолета (фактически - площади поперечного сечения) вдоль продольной оси, чтобы увеличить, насколько возможно, длину самолета и обеспечить гладкость распределения площадей поперечных сечений. Поэтому сверхзвуковые самолеты имеют большую относительную длину, но сплющенную форму (чтобы обеспечить приемлемые аэродинамические характеристики для дозвукового полета) и большую площадь поверхности, чем дозвуковые самолеты тех же массы и объема. Таким образом, полное аэродинамическое сопротивление сверхзвукового самолета, складывающееся из сопротивления трения, волнового и индуктивного сопротивлений, больше, чем полное аэродинамическое сопротивление дозвукового самолета тех же массы и объема. Поэтому аэродинамическое качество сверхзвукового самолета хуже, чем у дозвукового. Единственным важным преимуществом сверхзвукового самолета является высокая скорость полета, что особенно важно для военной авиации.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОЧНОСТИ

Проблемы прочности самолета связаны с необходимостью минимизации массы конструкции, хотя она и подвергается воздействию больших нагрузок. Для характеристики этих нагрузок используют параметр, называемый "коэффициентом перегрузки", нормирующим параметром которого является максимальная взлетная масса самолета (расчетный полный вес). Величина этого коэффициента зависит от типа самолета; она составляет около 3 для пассажирских самолетов и бомбардировщиков и увеличивается до 8 для истребителей и учебно-тренировочных самолетов. У самолетов хорошей компоновки вес несущей (силовой) конструкции может составлять около одной четверти от расчетного полного веса.

Флаттер. Несущая конструкция должна быть не только прочной, но и достаточно жесткой. В случае податливой конструкции увеличение нагрузки, обусловленной подъемной силой, может вызвать такую деформацию крыла, которая эквивалентна увеличению угла атаки с соответствующим увеличением подъемной силы и т.д., вплоть до разрушения конструкции. Недостаточная жесткость конструкции может стать причиной возникновения специфических крутильных колебаний - флаттера (рис. 9). При флаттере крылья самолета совершают машущие движения, подобные взмахам крыльев летящей птицы. Существует определенная взаимозависимость между крутильными и изгибными деформациями крыла, вызванными аэродинамическими нагрузками, и энергия воздушного потока при флаттере может вызвать нарастание крутильно-изгибных колебаний, которые в конце концов приводят к разрушению конструкции. Флаттер может также возникать в виде машущих движений несущих поверхностей рулей, изгибных колебаний фюзеляжа и знакопеременных деформаций других элементов конструкции летательного аппарата.

Рис. 9. ФЛАТТЕР КРЫЛА. Крылья начинают совершать антисимметричные изгибные колебания. Если при возникновении такого движения аэродинамические силы усиливают его, то при недостаточной жесткости конструкции флаттер приведет к разрушению крыльев.

Рис. 9. ФЛАТТЕР КРЫЛА. Крылья начинают совершать антисимметричные изгибные колебания. Если при возникновении такого движения аэродинамические силы усиливают его, то при недостаточной жесткости конструкции флаттер приведет к разрушению крыльев.

Бипланы. Первым самолетом, поднявшимся в воздух, был биплан, или "этажерка", как его еще называли за внешний вид. Биплан - не только прочная, но и достаточно жесткая конструкция. Его крылья подкреплялись с помощью элементов, работающих на сжатие, таких, как деревянные стойки, подкосы и лонжероны, и элементов, работающих на растяжение, - расчалок из стальных струн и тросов. Деревянные нервюры закрывались материей, пропитанной лаком. Главным дефектом биплана является высокое лобовое сопротивление, которое создают многочисленные распорки и расчалки и крылья большой площади. Первые монопланы. Уже первые расчалочные монопланы были более совершенны с аэродинамической точки зрения, чем бипланы. Однако вследствие менее жесткой конструкции они нередко терпели аварии, вызванные неустойчивостью крутильно-изгибных колебаний и флаттером. В ходе Первой мировой войны по этим причинам от применения монопланов отказались.

Современные монопланы. В результате развития науки о прочности были разработаны конструкции (рис. 10), позволившие создать жесткий моноплан с высокими аэродинамическими характеристиками. В этой конструкции жесткость крыла на кручение обеспечивается кессонной конструкцией, состоящей из продольных лонжеронов со стенками, работающими на срез, и обшивки крыла между лонжеронами. Частоты собственных крутильных колебаний таких конструкций велики по сравнению с частотами изгибных колебаний, так что критическая для возникновения флаттера скорость значительно превышает скорости, развиваемые такими летательными аппаратами.

Рис. 10. КРЫЛЬЯ С ФАНЕРНОЙ ОБШИВКОЙ использовались на некоторых монопланах в 1920-х годах, однако вскоре их начали изготавливать из сплавов алюминия. 1 - полки лонжеронов; 2 - фанерная обшивка среднего кессона; 3 - фанерная обшивка носового кессона; 4 - передний лонжерон; 5 - фанерная стенка переднего лонжерона; 6 - задний лонжерон; 7 - фанерная стенка заднего лонжерона.

Рис. 10. КРЫЛЬЯ С ФАНЕРНОЙ ОБШИВКОЙ использовались на некоторых монопланах в 1920-х годах, однако вскоре их начали изготавливать из сплавов алюминия. 1 - полки лонжеронов; 2 - фанерная обшивка среднего кессона; 3 - фанерная обшивка носового кессона; 4 - передний лонжерон; 5 - фанерная стенка переднего лонжерона; 6 - задний лонжерон; 7 - фанерная стенка заднего лонжерона.

Обшивка и стенки лонжеронов на первых монопланах новой конструкции изготавливались из авиационной фанеры, а сами лонжероны - из деревянного бруса путем склейки. Эта же технология применялась для создания монококовых фюзеляжей. Клееные конструкции оказались довольно ненадежными, так как они исключали возможность технического контроля качества склейки. Кроме того, деревянные конструкции подвержены гниению и порче насекомыми. По этим причинам несущие элементы обшивки самолетов стали изготавливать из алюминиевых листов. Эти листы должны быть очень тонкими из соображений экономии веса, однако тонкие неподкрепленные панели обшивки коробятся под действием нагрузки, искажая требуемую аэродинамикой форму поверхности и приводя к разрушению конструкции в случае нарастания неустойчивости. Чтобы воспрепятствовать короблению, панель обшивки можно усилить различными средствами. Можно подкрепить обшивку в отдельных местах внутренними элементами жесткости или использовать многослойную обшивку (рис. 11).

Рис. 11. КОНСТРУКЦИИ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКОГО КРЫЛА с дополнительными элементами жесткости (а) и слоистой обшивкой с заполнителем (б) отличаются высокой прочностью и жесткостью. 1 - обшивка; 2 - полки лонжеронов; 3 - ребра жесткости; 4 - стенка лонжерона; 5 - внешняя обшивка; 6 - сотовый заполнитель; 7 - внутренняя обшивка.

Рис. 11. КОНСТРУКЦИИ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКОГО КРЫЛА с дополнительными элементами жесткости (а) и слоистой обшивкой с заполнителем (б) отличаются высокой прочностью и жесткостью. 1 - обшивка; 2 - полки лонжеронов; 3 - ребра жесткости; 4 - стенка лонжерона; 5 - внешняя обшивка; 6 - сотовый заполнитель; 7 - внутренняя обшивка.

Сверхзвуковой самолет. При высоких скоростях полета, развиваемых сверхзвуковыми самолетами, температура обшивки повышается вследствие аэродинамического нагревания, и соответственно снижается ее прочность. Вследствие этого алюминиевые сплавы непригодны для изготовления сверхзвуковых самолетов с M і 2, и вместо них используют сплавы на основе никеля или титана. Еще одной серьезной проблемой прочности конструкции сверхзвукового самолета является необходимость использования тонких и удлиненных в направлении полета форм, которые, как упоминалось выше, требуются для уменьшения волнового сопротивления.

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Спиральная неустойчивость. В отличие от лодки или автомобиля самолет, предоставленный самому себе, не будет выдерживать сколь-нибудь долго свой курс. Если атмосферное возмущение (например, вызванный тепловой конвекцией восходящий поток воздуха) немного накренит самолет на правое крыло, то он начнет разворачиваться вправо. Это движение по кривой разворота будет увеличивать относительную скорость движения и подъемную силу на левом крыле и уменьшать их на правом крыле, вследствие чего самолет еще более накренится на правое крыло и будет разворачиваться еще быстрее. Это явление называется спиральной неустойчивостью. Однако скорость нарастания спиральной неустойчивости мала, и летчик без труда контролирует это движение в условиях хорошей видимости ориентиров. В отсутствие видимости, например при полете в густом тумане или в сплошной облачности, летчик не сможет контролировать возникновение и развитие спиральной неустойчивости, так как без приборов он не в состоянии определить, куда повернул самолет и повернул ли он вообще. По мере нарастания крена вертикальная составляющая подъемной силы становится меньше, чем вес самолета, самолет начинает проваливаться и быстро теряет высоту. Попытки уменьшить скорость снижения, используя руль высоты, чтобы поднять выше нос самолета, приводят к еще большему увеличению крутизны спирали. Скорость снижения быстро возрастает на последней стадии такого неконтролируемого движения, которое летчики называют "кладбищенской спиралью". Первые меры, направленные

Полезные сервисы

полетавкин

Словарь русских фамилий

ПОЛЕТАЕВ ПОЛЕЙЧУК ПОЛЕТАВКИН ПОЛЕЙЧУК ПОЛЕТАВКИН

Полетай - быстрый, проворный. (Ф)

Полезные сервисы

полетавший

Синонимы к слову полетавший

Полезные сервисы

полетаев

Словарь русских фамилий

ПОЛЕТАЕВ ПОЛЕЙЧУК ПОЛЕТАВКИН ПОЛЕЙЧУК ПОЛЕТАВКИН

Полетай - быстрый, проворный. (Ф)

Сканворды для слова полетаев

- Via Fiodor - «улица Фёдора» - появилась на карте Генуи в память об этом Герое Советского Союза.

- Герой Великой Отечественной войны, гвардии рядовой Советской Армии, герой итальянского Сопротивления.

Полезные сервисы

полетаев анатолий иванович

Энциклопедический словарь

Полета́ев Анатолий Иванович (р. 1936), баянист, дирижёр, народный артист СССР (1991). Художественный руководитель и главный дирижёр (с 1968) русского народного оркестра «Боян».

* * *

ПОЛЕТАЕВ Анатолий Иванович - ПОЛЕТА́ЕВ Анатолий Иванович (р. 1963), российский баянист, дирижер, народный артист СССР (1991). Художественный руководитель и главный дирижер (с 1968) Русского народного оркестра «Боян». 2-я премия на Международном конкурсе аккордеонистов и баянистов «Дни гармоники» в Клингентале (1966).

Большой энциклопедический словарь

ПОЛЕТАЕВ Анатолий Иванович (р. 1963) - российский баянист, дирижер, народный артист СССР (1991). Художественный руководитель и главный дирижер (с 1968) Русского народного оркестра "Боян". 2-я премия на Международном конкурсе аккордеонистов и баянистов "Дни гармоники" в Клингентале (1966).

Полезные сервисы

полетаев николай гаврилович

Энциклопедический словарь

ПОЛЕТАЕВ Николай Гаврилович - ПОЛЕТА́ЕВ Николай Гаврилович (1889-1935), русский поэт. Был членом литературной группы «Кузница» (см. КУЗНИЦА) (с 1920). В поэзии - мотивы одиночества, воспоминания о городском детстве. Сборники: «Стихи» (1919), «Песня о соловьях» (1921), «Сломанные заборы» (1923), «Резкий свет» (1926), «О соловьях, которых не слыхал» (1932) и др. Рассказы (сборник «Железнодорожники», 1925).

Большой энциклопедический словарь

ПОЛЕТАЕВ Николай Гаврилович (1889-1935) - русский поэт. Был членом литературной группы "Кузница" (с 1920). В поэзии - мотивы одиночества, воспоминания о городском детстве. Сборники: "Стихи" (1919), "Песня о соловьях" (1921), "Сломанные заборы" (1923), "Резкий свет" (1926), "О соловьях, которых не слыхал" (1932) и др. Рассказы (сборник "Железнодорожники", 1925).

Полезные сервисы

полетаев фёдор андрианович

Энциклопедический словарь

Полета́ев Фёдор Андрианович - Поэтан (1909-1945), солдат Красной Армии, герой Движения Сопротивления в Италии, Герой Советского Союза (1962, посмертно). Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянской партизанской дивизии. Погиб в бою.

* * *

ПОЛЕТАЕВ Федор Андрианович - ПОЛЕТА́ЕВ Федор Андрианович (Поэтан) (1909-45), солдат Советской Армии, герой Движения Сопротивления в Италии, Герой Советского Союза (1962, посмертно). Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянской партизанской дивизии. Погиб в бою.

Полезные сервисы

полетаев федор андрианович

Большой энциклопедический словарь

ПОЛЕТАЕВ Федор Андрианович (Поэтан) (1909-45) - солдат Советской Армии, герой Движения Сопротивления в Италии, Герой Советского Союза (1962, посмертно). Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянской партизанской дивизии. Погиб в бою.

Полезные сервисы

полетаев фёдор андрианович (поэтан)

Большой энциклопедический словарь

Полета́ев Фёдор Андрианович (Поэтан) (1909—1945), герой Движения Сопротивления в Италии, солдат Красной Армии, Герой Советского Союза (1962, посмертно). Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою.

Полезные сервисы

полетать

Толковый словарь

сов. неперех.

В течение некоторого времени совершить действие, названное соответствующим беспрефиксным глаголом.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛЕТА́ТЬ, полетаю, полетаешь, совер. Продержаться некоторое время в воздухе, летая; провести некоторое время в полете. Птица полетала с минуту и снова села. Хочется полетать на аэроплане.

Толковый словарь Ожегова

ПОЛЕТА́ТЬ, -аю, -аешь; совер. Пробыть нек-рое время в полёте.

Энциклопедический словарь

ПОЛЕТА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; св. Летать некоторое время. П. во сне. Птицы полетали и сели.

Академический словарь

-а́ю, -а́ешь; сов.

Летать некоторое время. -

Полетаем с тобой до зари, вот и все. Я могу тебя отнести, куда только ты вздумаешь. Тургенев, Призраки.

Орфографический словарь

полета́ть, -а́ю, -а́ет

Формы слов для слова полетать

полета́ть, полета́ю, полета́ем, полета́ешь, полета́ете, полета́ет, полета́ют, полета́я, полета́л, полета́ла, полета́ло, полета́ли, полета́й, полета́йте, полета́вший, полета́вшая, полета́вшее, полета́вшие, полета́вшего, полета́вшей, полета́вших, полета́вшему, полета́вшим, полета́вшую, полета́вшею, полета́вшими, полета́вшем

Синонимы к слову полетать

покружить, попорхать

Морфемно-орфографический словарь

по/лет/а́/ть.

Грамматический словарь

полета́ть св нп 1a

Полезные сервисы

полетевший

Синонимы к слову полетевший

прил., кол-во синонимов: 59

был уволенным (9)

взявший ноги в руки (15)

вылетевший (43)

вышедший из строя (19)

двинувший (130)

двинувшийся (129)

дернувший (84)

дунувший (19)

забарахливший (9)

загремевший (51)

заскользивший (4)

исключенный (26)

испортившийся (143)

кирдыкнувшийся (7)

направившийся (63)

нарушившийся (33)

начавший передвигаться (6)

низвергнувшийся (20)

низвергшийся (14)

низринувшийся (15)

оставшийся за штатом (4)

отбывший (20)

отказавший (24)

отправившийся (78)

отчисленный (21)

побежавший (36)

повалившийся (42)

погнавший (34)

подравший (17)

поехавший (33)

покативший (16)

покатившийся (18)

получивший расчет (9)

помчавший (17)

помчавшийся (20)

понесшийся (21)

попортившийся (19)

потянувший (38)

припустивший (19)

припустившийся (15)

пришедший в негодность (38)

пулей помчавшийся (11)

пустившийся бегом (12)

пустившийся в путь (16)

растянувшийся (45)

свалившийся (89)

свергнувшийся (15)

свергшийся (13)

сверзившийся (12)

сверзнувшийся (10)

сдавший (46)

слетевший (31)

сломавшийся (57)

сорвавшийся (54)

турманом полетевший (10)

уволенный (25)

упавший (142)

ухнувший (61)

ухнувшийся (27)

Полезные сервисы

полетевший к черту

Синонимы к слову полетевший к черту

Полезные сервисы

полетевший к чертям собачьим

Синонимы к слову полетевший к чертям собачьим

Полезные сервисы

полетевший ко всем чертям

Синонимы к слову полетевший ко всем чертям

Полезные сервисы

полетел

Синонимы к слову полетел

Полезные сервисы

полетел от машки вверх-тормашки

Пословицы и поговорки Даль

Полетел от Машки вверх-тормашки.

См. ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ

Полезные сервисы

полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство

Пословицы и поговорки Даль

Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.

См. ПРИСКАЗКИ

Полезные сервисы

полетели

Синонимы к слову полетели

нареч, кол-во синонимов: 3

Сканворды для слова полетели

- Рассказ российского писателя Михаила Зощенко.

Полезные сервисы

полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди

Пословицы и поговорки Даль

Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди (прилетели ничем не хуже).

См. РОДИНА - ЧУЖБИНА

Полезные сервисы

полететь

Толковый словарь

сов. неперех.

1. Начать передвигаться, перемещаться по воздуху.

отт. Направиться в определенном направлении по воздуху.

отт. перен. разг. Начать передаваться, распространяться (о слухах, молве и т.п.).

2. перен. разг.

Начать быстро, стремительно передвигаться, перемещаться.

отт. Начать быстро, стремительно проходить (о времени).

3. перен. разг.

Упасть, свалиться, не удержавшись в каком-либо положении.

4. перен. разг.

Быстро снизиться (о цене, уровне чего-либо).

5. перен. разг.

Оказаться снятым с занимаемой должности.

6. перен. разг.

Прийти в негодность, сломаться, испортиться.

ПОЛЕТЕ́ТЬ - глаг., св., употр. сравн. часто

Морфология: я полечу́, ты полети́шь, он/она/оно полети́т, мы полети́м, вы полети́те, они полетя́т, полети́, полети́те, полете́л, полете́ла, полете́ло, полете́ли, полете́вший, полете́в

1. Полететь значит начать перемещаться по воздуху.

Птицы полетели на юг. | Двигатель починят, и через два часа мы полетим.

2. Когда говорят, что какие-либо сообщения (письма, телеграммы и т. п.) полетели, значит, в какой-то момент их стало приходить очень много.

Со всех сторон полетели слова сожаления. | Отовсюду полетели письма. | От него полетели одно за другим несуразные короткие письма, в которых он всё сожалел, что писать ему не о чём.

3. О брошенных с силой предметах говорят, что они полетели.

Камень полетел в окно. | Тарелки со звоном полетели на пол.

4. О событиях, которые, по ощущению человека, быстро сменяют друг друга, говорят, что они полетели.

Полетели дни за днями. | Когда он вернулся домой, недели и месяцы полетели необычайно быстро.

5. О начавших быстро перемещаться людях или транспортных средствах говорят, что они полетели.

Описав крутую дугу, катер полетел к узкому выходу из бухты. | Не обращая внимания на возраст, он буквально полетел по лестнице на пятый этаж.

6. Полететь значит отправиться куда-либо на самолёте.

Завтра полечу на курорт. | Он полетит в Москву.

7. В разговорной речи при прощании с кем-либо вы можете сказать я полетел(а), имея в виду, что вы уходите, спешите куда-либо.

Ну, всё, я полетел, до свидания!

8. Полететь с какой-либо должности, работы значит лишиться её неожиданно и быстро, быть уволенным за какие-либо проступки; в разговорной речи.

Он полетел с должности заведующего кафедрой. | После проверки, проведённой специальной комиссией, майор полетел со своего поста, был изгнан из армии и партии.

9. Когда о каком-то устройстве говорят, что оно полетело, значит, оно сломалось, испортилось; в разговорной речи.

Мотор полетел. | По дороге в гараж полетел карбюратор.

10. Если о каких-то планах, запланированных событиях говорят, что они полетели, значит, они нарушились, не осуществились; в разговорной речи.

График работы полетел. | Ему было ужасно досадно, что полетели все его планы.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛЕТЕ́ТЬ

полечу́, полети́шь, сов.

1. О самостоятельно передвигающихся в воздухе: начать лететь. Аист разбежался, взмахнул крыльями и полетел.

|| Направить куда-н. свой полет. Ворона полетела в лес. «Я помчусь, полечу легче сокола.» А.Кольцов.

2. То же о брошенных с силой предметах. Камень полетел в окно.

3. перен. Стремительно двинуться, побежать (разг.). Мы полетели со всех ног, боясь опоздать на поезд.

|| Стремительно поехать, помчаться на лошади. «Пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами.» Гоголь. «Но десять бьет; он выезжает, он полетел, он у крыльца.» Пушкин.

4. Упасть, свалиться (разг. фам.). Я поскользнулся и полетел. Гвоздь погнулся, и полка полетела. «Тарелка опрокинулась, полетела и разбилась.» Гоголь.

Толковый словарь Ожегова

ПОЛЕТЕ́ТЬ, -лечу, -летишь; совер.

1. см. лететь.

2. Начать лететь (в 1, 2, 4 и 5 знач.). Полетели птицы. П. стрелой. Вещи полетели на пол. Полетели дни. Цены полетели вниз.

Популярный словарь

Полететь

см. лететь

Энциклопедический словарь

ПОЛЕТЕ́ТЬ -лечу́, -лети́шь; св.

1. Начать лететь (1-6 зн.). Птицы полетели на юг. Мяч полетел за боковую линию. Цены полетели вниз. Стёкла полетели из окон. Со всех сторон полетели слова сожаления. Отовсюду полетели письма. И полетели дни за днями. Лошади полетели. Автомобиль полетел со скоростью света. Стрелой полетел домой.

2. Отправиться куда-л. на самолёте. Завтра полечу на курорт. Он полетит в Москву.

3. Разг. Лишиться должности, места. П. с работы. П. с должности заведующего кафедрой. Давно бы уже полетел, если б не рука в главке.

4. Сломаться, испортиться. Мотор полетел. Зуб полетел. Часы полетели.

5. Разг. Нарушиться, не осуществиться. График, отпуск полетел. Премия полетела ко всем чертям!

Академический словарь

-лечу́, -лети́шь; сов.

1. Начать совершать действие в соответствии с глаг. лететь (в 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.). -

Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Пушкин, Капитанская дочка.

Пришла тетка. Лена сказала ей, что полетит с Быковым на аэроплане. Саянов, Небо и земля.

Вверху что-то оглушительно щелкнуло, и вниз полетело колено сбитой водосточной трубы. Катаев, Белеет парус одинокий.

Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Л. Толстой, Война и мир.

Стала зима. Полетели дни за днями. Боборыкин, В путь-дорогу.

Весть о челябинском инциденте полетела по всем эшелонам. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.

К утру похолодало еще больше, снег полетел гуще. Конецкий, Островок.

2. Отправиться куда-л. на самолете.

Завтра полечу на юг. Он полетит в Москву.

3. перен. разг.

Лишиться должности, места.

Управляющий сказал мне: - Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели. Чехов, Моя жизнь.

[Железнодорожную] ветку перенесли, хотя и с некоторым запозданием. Кто-то полетел с работы, кому-то нагорело. Тендряков, Короткое замыкание.

4. перен. разг.

Нарушиться, не осуществиться.

График полетел. Отпуск полетел.

- Как засадит ему шеф выговор, так, считай, и премия полетела. Трифонов, Зимний день в гараже.

||

(несов. лететь).

Сломаться, испортиться.

Прошлой зимой на бетонном заводе два компрессора полетели. То есть сломались. Зверев, Очкарик.

Замучил этот мотор. Все время ждешь: винт ударит о камень, полетит шпонка, надо будет чинить. Шпонка летела раз восемь. Песков, Край света.

Сборник слов и иносказаний

полететь (иноск.) - быстро мчаться, как птица, вниз, (иноск.) - упасть

Ср. Лётом - быстро.

Ср. Излетать весь город.

Ср. Оседлаю коня,

Коня быстрова,

Я помчусь, полечу

Легче сокола.

Кольцов. Песня старика.

Орфографический словарь

полете́ть, полечу́, полети́т

Формы слов для слова полететь

полете́ть, полечу́, полети́м, полети́шь, полети́те, полети́т, полетя́т, полетя́, полете́л, полете́ла, полете́ло, полете́ли, полети́, полете́вший, полете́вшая, полете́вшее, полете́вшие, полете́вшего, полете́вшей, полете́вших, полете́вшему, полете́вшим, полете́вшую, полете́вшею, полете́вшими, полете́вшем

Синонимы к слову полететь

1. см. побежать.

2. см. поехать.

3. см. отправиться 1.

4. см. упасть

гл. сов.

1.

упасть

повалиться

растянуться

2.

упасть

повалиться

свалиться

слететь

низвергнуться

свергнуться

ухнуть

ухнуться

См. падать...

Архаизмы

Полететь - побежать, понестись

Морфемно-орфографический словарь

по/лет/е́/ть.

Грамматический словарь

полете́ть св нп 5b

Полезные сервисы

полететь в тартарары

Фразеологический словарь

ЛЕТЕТЬ В ТАРТАРАРЫ. ПОЛЕТЕТЬ В ТАРТАРАРЫ. Экспрес. То же, что Лететь вверх тормашками.

Наша семья могла строить радужные планы, но стоило заболеть мышке или захворать слону, как всё летело в тартарары. Их беды становились нашими (Н. Дурова. Даём уроки доброты).

И Крымов, окончательно утратив благое настроение в этот погожий июньский день, понял, что все планы со съёмками на август полетели в тартарары (Ю. Бондарев. Игра).

Ольга Ивановна снова подумала, как всё в этой жизни перепутано… А может быть, всё как раз увязано и есть тут жёсткая трагическая зависимость, без которой земля давно полетела бы в тартарары (Э. Максимова. Русское поле в департаменте Дром).

Полезные сервисы

полететь вверх дном

Фразеологический словарь

Разг. Экспрес. Резко измениться; разрушиться.

- От вашего города тогда мало-помалу не останется камня на камне, - всё полетит вверх дном, всё изменится, точно по волшебству (Чехов. Невеста).

Полезные сервисы

полететь вверх тормашками

Фразеологический словарь

ЛЕТЕТЬ ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ. ПОЛЕТЕТЬ ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ. Разг. Экспрес. Рушиться; пропадать; гибнуть.

Человек к ним прижился и, может быть, счастлив. И вдруг у него всё летит вверх тормашками (К. Федин. Первые радости).

Полезные сервисы

полететь к черту

Синонимы к слову полететь к черту

пойти на ветер, развалиться, пойти прахом, полететь ко всем чертям, полететь к чертям собачьим, разрушиться, пойти ко всем чертям, пойти к чертям собачьим, пропасть, пойти к черту, пойти хинью, разладиться, пойти навонтараты, погибнуть, прийти в расстройство, пойти вкривь и вкось, пойти наперекосяк, расползтись по швам, пойти кувырком, расстроиться, расползтись, нарушиться, пойти на фуфу, пойти насмарку

Полезные сервисы

полететь к чертям

Фразеологический словарь

ЛЕТЕТЬ К ЧЕРТЯМ. ПОЛЕТЕТЬ К ЧЕРТЯМ. Прост. Рушиться; гибнуть.

Твой дед, потом отец обживал этот суровый край… А ты всё бросаешь! На твоих глазах всё летит к чертям, а тебе - трын-трава?! Не понимаю (Ю. Осипов. Хозяин на земле человек).

- Что-то там сорвётся в организме, какая-то малость… и всё полетит к чертям и в два месяца человека скрутит (М. Алексеева. Дорога в Городок).

Полезные сервисы

полететь кувырком

Фразеологический словарь

ЛЕТЕТЬ КУВЫРКОМ. ПОЛЕТЕТЬ КУВЫРКОМ. Разг. Экспрес. Уничтожаться, пропадать впустую.

До чего бы люди ни договорились, он сейчас же вопрошает: а это как? И снова начинается спор, установленное летит кувырком (М. Горький. Жизнь Матвея Кожемякина).

Она была вовсе не в его вкусе, эта Вика, но из-за неё весь вечер полетел кувырком (Ю. Нагибин. Перекур).

Полезные сервисы

полететь на воздух

Фразеологический словарь

Разг. Экспрес. Взорваться.

Стали гореть подземные хранилища с бензином, взрываться склады боеприпасов - полетели на воздух военные заводы вместе с фашистами (А. Н. Толстой. Армия героев).

Полезные сервисы

полетика

Сканворды для слова полетика

- Одна из активных фигур в стане светских врагов и гонителей Александра Пушкина.

Полезные сервисы

полетнее

Орфографический словарь

поле́тнее, -его (годовая дань, ист.)

Синонимы к слову полетнее

пошедший на фуфу, дань

Полезные сервисы

полетний

Толковый словарь Даля

ПОЛЕТНИЙ, полетный, еже(каждо)летний, погодный, ежегодный, годичный. Дают дань полетною. Царь же у митрополита проси полетных даней, ·стар. С нас полетнего оброку сходит десять рублев с тягла. Календарь издание полетное. Полетная жен., ·стар. письмо, запись, грамата на льготные годы;

| покормежная на несколько лет, срочная отпускная;

| сделка, об отсрочке, о рассрочке платежа на годы, полетная грамата. Полетник, полетчик, -чица, работник на одно лето, летний батрак. Полетуха жен. насекомое из рода тли, молей. Полетина жен., архан. слетье, весь сбор, получаемый за лето с земли: хлеб, сено, всякие овощи. Полеток муж., архан. все заработки в одно лето, что платится в лето работнику. Мне хозянн еще и полптка не заплатил. Ныне полетки хорошие, цены на работников поднялись.

| пск., твер. все ланское, летошнее, прошлогоднее, прошлолетнее. Лен полеток, полетошний, прошлогодний. Полету нареч. полетку пск. летом, в лето, в теченье лета. Полетье пск., твер. лето, за все продолженье свое, все летнее время. Прошлое полетье было сухменное, либо мокрое.

Полезные сервисы

полетно-диспетчерский

Синонимы к слову полетно-диспетчерский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полётно-диспетчерский

Синонимы к слову полётно-диспетчерский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полетно-измерительный

Синонимы к слову полетно-измерительный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полётно-измерительный

Синонимы к слову полётно-измерительный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полетно-информационный

Синонимы к слову полетно-информационный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полётно-информационный

Синонимы к слову полётно-информационный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полетность

Энциклопедический словарь

ПОЛЁТНОСТЬ -и; ж. Наличие полёта (4 зн.); вдохновенная устремлённость. П. финала симфонии. П. пения, игры.

Синонимы к слову полетность

сущ., кол-во синонимов: 1

Педагогическое речеведение

Полетность - способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звукоизвлечения - голос как бы «летит». Независимо от типа голоса, высоты и тесситуры, а также громкости звучания, в полетном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» - призвук в области четвертой октавы, если воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области, названные «высокой формантой», с наибольшей легкостью воспринимаются нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие обертоны, отличается хорошей слышимостью. Полетный голос, испытывающий воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость. П. - одна из важнейших характеристик тембра профессионального, в частности педагогического голоса. Если в голосе нет П., то это не только обедняет выразительные возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты обусловлено определенной конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная постановка голоса позволяет придать ему, помимо других качеств, и П.

Лит.: Козюренко Ю.И. Звукозапись с микрофона. - М., 1988; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977; Юссон Р. Певческий голос- М., 1974.

А.А. Князьков

Полезные сервисы

полётность

Академический словарь

-и, ж.

Наличие полета (во 2 знач.), вдохновенная устремленность.

Полетность финала симфонии. Полетность пения.

Особенно близки были Софроницкому скрябинская мятежность, полетность и озаренность игры. Я. Мильштейн, О В. В. Софроницком.

Орфографический словарь

полётность, -и

Синонимы к слову полётность

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

полетный

Энциклопедический словарь

ПОЛЁТНЫЙ см. Полёт.

Полезные сервисы

полётный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. полёт, связанный с ним

2. Свойственный полёту [полёт 1., 2.], характерный для него.

3. Предназначенный для полёта [полёт 1., 2.], используемый в полёте, при полёте.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛЁТНЫЙ, полётная, полётное (спец.). прил. к полет. Полетные свойства самолета.

|| При полете. Полётный вес бомбовоза.

Толковый словарь Ожегова

ПОЛЁТ, -а, м. Движение, передвижение по воздуху. П. пчелы. П. снаряда. П. на Луну. Счастливого полёта! (пожелание). П. на лыжах (прыжок с трамплина). П. мысли (перен.). Птица высокого полёта (перен.: о человеке, занимающем важное положение; разг. ирон.).

Академический словарь

-ая, -ое.

Относящийся к полету самолетов.

Полетный день.

||

Предназначенный для полета.

Полетное обмундирование.

полетный вес

авиа

вес самолета или другого летательного аппарата при взлете с нормальной нагрузкой.

Полезные сервисы