Мужское имя.
Хвалимый, достойный похвалы.
Ахма́д Югнаки́ - узбекский поэт XII в. Дидактическая поэма «Подарок истин» (опубликовано в 1915-1916).
* * *
АХМАД ЮГНАКИ - АХМА́Д ЮГНАКИ́, узбекский поэт 12 в. Дидактическая поэма «Подарок истин» (опубликована в 1915-16).
АХМАД ЮГНАКИ - узбекский поэт 12 в. Дидактическая поэма "Подарок истин" (опубликована в 1915-16).
Ахма́д-шах Дуррани́ (около 1721 - 1773), основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской державы).
* * *
АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ - АХМА́Д-ШАХ ДУРРАНИ́ (ок. 1721 - 73), основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской державы).
АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ (ок. 1721 - 73) - основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской державы).
АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ (около 1721 - 73), основатель и шах (с 1747) независимого афганского государства (Дурранийской державы).
Ахмадаба́д - город на Западе Индии, штат Гуджарат. 2,9 млн. жителей (1991). Центр хлопчатобумажной промышленности; металлообрабатывающая, химическая промышленность; ремёсла. Университет. Основан в 1411. Триумфальные ворота Тин-Дарваза (XV в.), мечеть Рани-Сипри с мавзолеем (окончена в 1514).
* * *
АХМАДАБАД - АХМАДАБА́Д, Ахмедабад (Ahmadabad, Ahmedabad), город на западе Индии (см. ИНДИЯ), на р. Сабармати, в штате Гуджарат (см. ГУДЖАРАТ). Население 4,97 млн. человек (2004). Важный транспортный узел. Аэропорт. Торговый центр сельскохозяйственного района. Центр хлопчатобумажной промышленности. Металлообработка, химическая, кожевенная, пищевая промышленности. Производство стройматериалов. Железнодорожные мастерские. Традиционные художественные ремесла (производство лаковых, ювелирных изделий, из металла, дерева, слоновой кости). Гуджаратский университет (основан в 1949), Текстильный музей.
Основан на месте древнего города Карнавати в 1411 Ахмад-шахом, правителем султаната Гуджарат, стал столицей этого государства. В 1572 завоеван Акбаром (см. АКБАР Джелаль-ад-дин) и присоединен к Могольской империи (см. МОГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ). В 15-17 вв. крупный торговый и ремесленный центр, один из крупнейших и богатейших городов Индии.
В 1619 в Ахмадабаде была открыта английская торговая фактория. В 18 в. в составе махаратского княжества. Значительно разрушен во время англо-маратхских войн (см. АНГЛО-МАРАТХСКИЕ ВОЙНЫ). Рост Ахмадабада в конце 19-20 вв. связан с развитием текстильной промышленности. В 1960-1970 являлся административным центром штата Гуджарат.
В Ахмадабаде - ценные архитектурные памятники Гуджарата: крепость Бхадар (1411), триумфальные ворота Тин-Дарваза (около 1425): мечети - Соборная (1424, перестроена из древнего индуистского храма), Сиди-Саид (около 1515), Рани-Сипри с мавзолеем (окончена в 1514); деревянные дома 16-17 вв. с тонкой резьбой. Джайнистские храмы. В 20 в. были построены здания по проектам Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар).
АХМАДАБАД - город на западе Индии, шт. Гуджарат. 2,9 млн. жителей (1991). Центр хлопчатобумажной промышленности; металлообрабатывающая, химическая промышленность; ремесла. Университет. Основан в 1411. Триумфальные ворота Тин-Дарваза (15 в.), мечеть Рани-Сипри с мавзолеем (окончена в 1514).
Ахмади́ - Эль-Ахмади, город в Кувейте. Свыше 100 тыс. жителей. Нефтеперерабатывающие, водоопреснительные заводы. Нефтеэкспортный порт Ахмади - Мина-эль-Ахмади.
* * *
АХМАДИ - АХМАДИ́ (Эль-Ахмади), город в Кувейте. Население 33,9 тыс человек (2004). Нефтеперерабатывающие, водоопреснительные заводы. Нефтеэкспортный порт Ахмади - Минаэль-Ахмади.
АХМАДИ (Эль-Ахмади) - город в Кувейте. 105 тыс. жителей (1985). Нефтеперерабатывающие, водоопреснительные заводы. Нефтеэкспортный порт Ахмади - Минаэль-Ахмади.
Мужское имя.
Достойный похвалы, знаменитый, известный, прославленный.
Верящий в одного лишь Аллаха, мусульманин. Антрополексема.
Ахмади́е (ахмадия, кадиани), мусульманская секта, основана в 1889 в Пенджабе Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани, которого адепты почитают как пророка и махди. Имеет свыше 1 млн. последователей, главным образом в Пакистане.
* * *
АХМАДИЕ - АХМАДИ́Е (ахмадия, кадиани), мусульманская секта, основана в 1889 в Пенджабе (см. ПЕНДЖАБ (историческая область)) Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани, которого адепты почитают как пророка и махди (см. МАХДИ). Имеет св. 1 млн. последователей, главным образом в Пакистане.
АХМАДИЕ (ахмадия - кадиани), мусульманская секта, основана в 1889 в Пенджабе Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани, которого адепты почитают как пророка и махди. Имеет св. 1 млн. последователей, главным образом в Пакистане.
АХМАДИНЕЖАД Махмуд - АХМАДИНЕЖА́Д Махмуд (р. 28 октября 1956, Гармсар, близ Тегерана), иранский государственный и политический деятель, президент Ирана (с 2005).
Родился в семье кузнеца. В 1989 окончил Тегеранский университет науки и промышленности, инженер по специальности дорожное движение и транспорт. В период Исламской революции 1979 (см. ИСЛАМСКАЯ (ИРАНСКАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ 1979) входил в отряды «Стражи исламской революции». По одной из версий, участвовал в захвате американского посольства (см. ЗАХВАТ ПОСОЛЬСТВА США В ТЕГЕРАНЕ, 1979) в 1979, а также в секретных операциях на территории Ирака во время ирано-иракской войны. После войны занялся политической деятельностью. В 1990-е гг. занимал пост заместителя префекта, затем префекта городов Маку и Хой, губернатора вновь созданной провинции Ардебиль на северо-западе Ирана.
В 2003 был избран мэром Тегерана, на этом посту находился в оппозиции к президенту М. Хатами (см. ХАТАМИ Мохаммед). Будучи мэром, распорядился закрыть сетевые западные рестораны и потребовал, чтобы все мужчины в городе носили бороды и рубашки с длинными рукавами.
В августе 2005 с большим перевесом победил экс-президента Ирана Хашеми-Рафсанджани (см. ХАШЕМИ-РАФСАНДЖАНИ Али Акбар) на президентских выборах и занял пост президента Ирана. Его первым внешнеполитическим заявлением был призыв «стереть Израиль с лица Земли». проводит антиамериканскую политику. Проявил неуступчивость в переговорах с ЕС и МАГАТЭ по вопросу обогащения урана, а также заявил о продолжении развития ядерной программы.
Мужское имя.
Ахмади (см.) + яр (близкий /любимый/ человек; друг, товарищ). Друг, близкий человек Ахмеда.
Ахмаднагар - I
государство в Индии в XV-XVII вв. с одноименной столицей.
II
город в западной части Индии, штат Махараштра. 181 тыс. жителей (1991). Хлопчатобумажная, кожевенная промышленность. Основан в 1494.
АХМАДНАГАР - город в западной части Индии, шт. Махараштра. 181 тыс. жителей (1981). Хлопчатобумажная, кожевенная промышленность. Основан в 1494.
-----------------------------------
АХМАДНАГАР - государство в Индии в 15 - 17 вв. с одноименной столицей.
АХМАДНАГАР (город) - АХМАДНА́ГАР, Ахмеднагар (Ahmadnagar, Ahmednagar), город на западе Индии (см. ИНДИЯ), на реке Сина, в штате Махараштра (см. МАХАРАШТРА (штат)), к востоку от Бомбея (см. БОМБЕЙ). Расположен на плоскогорье Декан (см. ДЕКАНСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ) в Восточных Гатах (см. ВОСТОЧНЫЕ ГАТЫ). Население 325,7 тыс. человек (2004), с пригородами 368 тыс. человек.
Транспортный центр. Хлопчатобумажная, кожевенная промышленность. Традиционное ремесленное производство (медной посуды и др.). Музеи.
На месте древнего города Бхингар (Bhingar) в 1494 Малик Ахмад (один из бахманидских (см. БАХМАНИДСКИЙ СУЛТАНАТ) военачальников, объявивший себя в 1490 независимым правителем с титулом низам-шаха) основал город Ахмаднагар. Ахмаднагар стал столицей нового одноименного государства (см. АХМАДНАГАР (государство)). В 1636 после продолжительных войн с Великими Моголами (см. ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ) Ахмаднагар был присоединен Шах-Джаханом (см. ШАХ-ДЖАХАН) к Могольской империи (см. МОГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ).
После смерти Аурангзеба (см. АУРАНГЗЕБ) в 1707 Ахмаднагар подпал под власть маратхов (см. МАРАТХСКИЕ КНЯЖЕСТВА) и входил во владения пешвы (см. ПЕШВА), который в 1790 передал его Даулат Рао Синдхия. В ходе второй англо-маратхской войны (см. АНГЛО-МАРАТХСКИЕ ВОЙНЫ) в 1803 Ахмаднагар был взят войсками Артура Уэлсли (впоследствии герцога Веллингтона (см. ВЕЛЛИНГТОН Артур)), а в 1817 окончательно присоединен к британским владениям.
Сохранилось множество архитектурных памятников могольского периода, крепость, где в период британского владычества содержались в заключении Дж. Неру (см. НЕРУ Джавахарлал) и др. борцы за независимость Индии.
АХМАДНАГАР (государство) - АХМАДНА́ГАР (Ahmadnagar), государство в Индии (см. ИНДИЯ) на плоскогорье Декан (см. ДЕКАНСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ) в 15-17 вв. Образовано Малик Ахмадом, наместником бахманидского (см. БАХМАНИДСКИЙ СУЛТАНАТ) султана в Джуннаре, объявившим в 1490 себя независимым правителем с титулом низам-шаха. Название получило от своей столицы - г. Ахмаднагара (см. АХМАДНАГАР (город)) (основан в 1494). С 1612 столица - Кирки (Кхирки, в 1626 переименован в Фатехпур, совр. Аурангабад (см. АУРАНГАБАД)).
Ахмаднагар вел войны с Биджапуром (см. БИДЖАПУР (государство)) и Виджаянагарской (см. ВИДЖАЯНАГАР) империей. В 1574 к Ахмаднагару был присоединен Берар. В конце 16 - начале 17 вв. Ахмаднагар вел длительные войны с Великими Моголами (см. ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ) и в 1636 был подчинен Шах-Джаханом (см. ШАХ-ДЖАХАН).
АХМАДУЛИН АХМАТОВ АХМАТУЛИН АХМЕДОВ АХМЕТОВ АХМЕТШИН АХМЕДУЛОВ АХМЕДУЛОВ
Дворянская фамилия Ахматов датируется 1582 г. Происходит от собственного имени Ахмат или Ахмед из араб. "похвальный". (Б)
. От мусульманского имени арабского происхождения, означающего "достохвальный", произошли эти фамилии. Другая "божественная" тюркская фамилия Ахмадулин, Ахматулин - "восхваляемый от Аллаха". (Э)
АХМАТОВЫ. Дворяне с 1582 года (ОГДР, V, с. 52). Скорее всего, выходцы из Казани, т.к. под 1554 годом отмечен под Каширой Федор Никулич Ахматов (Веселовский 1974, с. 17). Ахмат - типично тюрко-татарское имя (Баскаков 1979, с. 176). Ещё под 1283 годом упоминается бесермянин (очевидно, мусульманин- булгарин) Ахмат, откупивший баскачество на Курской земле (ПСРЛ, 25, с. 154). АХМЕТОВЫ. Дворяне с 1582 года , дьяки в XVI - XVII вв., купцы и промышленники в ХVIII-ХХ вв. (ОГДР,V, с. 55; Веселовский 1974, с. 17; РБС, II, с. 363). В основе слова арабо-мусульманскее Ахмет - Ахмад - Ахмат "восхваляемый" (Гафуров) (СТ)
- Русская поэтесса по имени Белла.
- Премия «Белла», учреждённая в её честь, присуждается молодым поэтам.
- Русская поэтесса, первая жена Евгения Евтушенко.
- Её отец был из казанских татар, а сама она стала в 1954 году заниматься в литературном объединении при автозаводе имени Лихачёва у поэта Евгения Винокурова.
- «Она всегда мне казалась свечой горящей», - сказал об этой поэтессе её муж Борис Мессерер, создавший памятник ей в Тарусе.
АХМАДУЛИНА Белла - АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 10 апреля 1937, Москва), русская поэтесса.
Блестящее начало
Начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова (см. ВИНОКУРОВ Евгений Михайлович). В 1960 окончила Литературный институт им. М.Горького. Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич), Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), Р. И. Рождественским (см. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович)), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой - «По грани роковой, по острию каната» - легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).
Поиски собственного стиля
Первый сборник стихов «Струна» (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич)), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. Во многих стихах, особенно с условно-фантастической образностью (поэма «Моя родословная», «Приключение в антикварном магазине», «Дачный роман») она играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию - черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: «Способ совести избран уже / и теперь от меня не зависит («Медлительность»). Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой («Тоска по Лермонтову», «Уроки музыки», «Я завидую ей - молодой» и др.); в их судьбе она находит совю меру - любви, добра, «сиротства», трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности - и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века.
«Друзей моих прекрасные черты...»
Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной - стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви - прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати…, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год…, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»). Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная - упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников» общественно-значимых социальных тем.
Мотив избранничества
Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так...». О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу...» - «Заклинание»), но чаще в стихах о поэзии, самом процесе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной - и «казнь», «пытка», и единственное спасение, исход «земной муки» (стихотворения «Слово», «Ночь», «Описание ночи», «Так дурно жить…); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество «мукой превосходства», страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства, «обострением» личности, но в стихотворениях «Плохая весна», «Это я» она преодолевает эти искусы. Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных (стихотворенье «Озноб», поэма «Сказка о дожде»): московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, «ночных измышлений», встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в «соучастье любви».
Другие грани
Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе (см. ТАБИДЗЕ Галактион Васильевич), С.Чиковани (см. ЧИКОВАНИ Симон Иванович), А.Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [«Сны о Грузии», Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе «Миг бытия» (М., 1997)]. Рассказ «Много собак и собака» напечатан в неофициальном альманахе «Метрополь» (1979). Снималась в кино («Живет такой парень», 1964).
Ахмаду́лина Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937), русская поэтесса. В сборниках «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия СССР, 1989) - стремление предъявить нравственные максимы современнику, утвердить «высокий строй» души; сгущённая метафоричность, изысканная архаичность слога. Интерес к фантасмагорическим ситуациям и персонажам (сборники «Сад», 1987; Государственная премия СССР, 1989; «Гряда камней», 1995). Книги переводов и оригинальных стихов «Сны о Грузии» (1977). Эссе.
Ахмаду́лина Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937), русская поэтесса. В сборниках «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) «высокий строй» души, стремление предъявить нравственные максимы современнику; сгущённая метафоричность, изысканная архаичность слога. В лирике 8090-х гг. усиливается интерес к фантасмагорическим ситуациям и персонажам (сборники «Сад», 1987, Государственная премия СССР, 1989; «Гряда камней. Стихотворения 19571992 гг.», 1995). Книга переводов и стихов «Сны о Грузии» (1977). Эссе.
АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (род. 1937) - поэт. Род. в Москве в семье служащих. Училась в Лит. ин-те им. М. Горького; была исключена из него после того, как подписала коллективное письмо в защиту Б. Л. Пастернака. Печатается с 1955. Первый сб. стихов - "Струна" (1962). Осн. книги: "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Метель" (1977), "Свеча" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987). Отклики критики на первые сб. А. были неоднозначны: с одной стороны, интерес к новому имени (П. Антокольский считал поэму "Моя родословная" "путевкой в жизнь для входа в... поэзию"), с другой - упреки в камерности стихов, их идилличности, словесной избыточности, туманности. Сама А. назвала рецензии "разносными", хотя и признала справедливость нек-рых из них. Позже за А. закрепилась репутация поэта серьезного, сосредоточенного на самопознании, на состояниях человеческой души. Лирику А. отличает метафорически насыщенная манера поэтич. высказывания, сказочные превращения реальности. В 1979 участвовала в создании неподцензурного лит. альм. "Метрополь", опубл. в нем сюрреалистич. прозу, не пропущенную в печать сов. цензурой. А. много пер. груз. поэтов (пер. из С. Чиковани, И. Абашидзе, А. Каландадзе, К. Каладзе, Г. Табидзе и др. - в кн. "Сны Грузии", 1977). Пишет очерки и эссе о судьбах рус. поэзии. За книгу стихов "Сад" удостоена в 1989 Гос. премии СССР. Поч. член Американской академии иск-тв и лит-ры.
Белла Ахатовна Ахмадулина.
АХМАДУЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (родилась 1937), русская поэтесса. В лирике (сборники "Струна", 1962, "Уроки музыки", 1970, "Свеча", 1977, "Тайна", 1983, "Сад", 1987) - стремление предъявить нравственные максимы современнику, утвердить высокий строй души; сгущенная метафоричность, изысканная архаичность слога. Книга переводов и оригинальных стихов "Сны о Грузии" (1977). Эссе.
Белла Ахмадулина.