БАКСТ Лев Самойлович - БАКСТ Лев Самойлович (Самуилович; наст. фам. и имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) [27 апреля (9 мая) 1866, Гродно - 27 декабря 1924, Париж], российский художник, один из лидеров искусства модерна (см. МОДЕРН), выдающийся мастер сценографии.
Путь к успеху
Родился в семье раввина. Воспитывался в Петербурге дедом и бабушкой по матери, поэтому впоследствии и взял их фамилию (Бакстер) в качестве основы псевдонима, подписывая им (с 1889) свои работы. В 1883 поступил по совету М. М. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич) вольнослушателем в Академию художеств, где учился до 1887.
В 1890 изучал технику акварели в мастерской Альберта Н. Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич) и его окружением. Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893-1899 брал уроки в частных академиях Парижа. Был одним из основателей общества «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)» (1891).
Первоначально писал в духе передвижников (жанровые сценки, еврейские типажи, религиозные композиции). В 1890-93 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Его характерный стиль, - изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия - сформировался в процессе оформления журналов «Мир искусства» (1898-1904), «Ежегодника Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы (см. ВЕСЫ (журнал))» и др., а также в дизайне книг («Снежная маска» А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович), 1907).
Работая в самых различных техниках, - легким мазком, гибкими, экспрессивными линиями, то блеклыми, то, напротив, яркими, контрастными тонами, - проявил себя и как замечательный живописец, в том числе как мастер портрета. К числу самых известных его портретных картин принадлежат «В. В. Розанов» (1901), - с философом, замершим в задумчивости с фигуркой Изиды в руке, - и «С. П. Дягилев с няней» (1906), - этот, наиболее известный из портретов великого антерпренера, изображает его крайне напористым и энергичным, остановившимся как бы лишь на мгновение, вдали же сидит его старая няня, словно олицетворяющая уходящую усадебную Россию, столь милую сердцу «мирискусников».
Побывав в 1907 вместе с В. А. Серовым (см. СЕРОВ Валентин Александрович) в Греции (путевые записки об этом «Серов и я в Греции» вышли в 1923 отдельной книжкой), создал ряд средиземноморских пейзажей, а также панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908). Архаическая статуя Аполлона, возвышающаяся здесь на фоне грозовой горной панорамы, олицетворяет античность в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. Панно имело большой успех: в частности, поэт Вячеслав И. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) посвятил ему специальное эссе, вошедшее в его книгу «По звездам» (1909).
Законодатель театра и моды
Органичней всего его талант проявился в сценографии. С 1902 Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), в 1911 он был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов». В 1911-1913 принимал также участие в постановках И. Л. Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Ида Львовна) и А. П. Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна). Бакстовские эскизы (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» А. С. Аренского (1909), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) и др.) выражали образную суть спектакля в феерических, экзотически-сказочных зрелищах; романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин. К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой - пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз.
С 1910 жил в основном в Париже. Рассорившись в 1917 с Дягилевым, несколько лет работал самостоятельно, а в 1921, возобновив свою старую дружбу, оформил для него балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку, которую многие считают лучшим его театральным проектом. Под впечатлением этого спектакля финансист Д. Ротшильд заказал ему для своего особняка в Лондоне цикл панно на тот же сюжет (семья Ротшильдов выступает в этих панно в качестве героев сказки). Оказал своими театральными работами (Бакст к тому же активно выступал и с лекциями о современном искусстве и костюме) огромное влияние на поиски тогдашних западных модельеров. В высокой моде сложилось даже понятие особого «стиля Бакста» - стиля манерно-грациозного, с обязательным оттенком «таинственного Востока».
БАКСТ Лев Самойлович (наст. фам. Розенберг) (1866-1924) - живописец, график, худ. т-ра. В 1883-87 - вольнослушатель АХ. В 1893 едет в Париж, оттуда, повторяя путь Э. Делакруа, в Алжир. Когда с 1898 в Пб. стал выходить ж. "Мир иск-ва", Б. возглавил его худож. отдел, одновременно сотрудничая с ж. "Север", "Нива", "Солнце России", "Аполлон", "Весы", "Золотое руно", "Зритель", "Жупел", "Сатирикон". Б. участвует в выставках "Мира иск-в" и "Союза рус. художников" как пост. экспонент и художник по оформлению интерьеров. Осн. декорац. принципы Б. особенно ярко выявились при оформлении балов и маскарадов (интерьер, костюмы). Сценич. дебют Б. - эскизы декораций и костюмов к одноактной пантомиме "Сердце маркизы" (1900, Эрмитажный т-р) и балет "Фея кукол" Й. Баера (1902, Мариинский т-р).
Тема карнавала, мир масок, близкие "мирискусникам", нашли отражение в работе Б. над романтич. балетами для "Русских сезонов": "Карнавал" К. Шумана (1910), "Видение розы" К. М. Вебера (1914), "Бабочки" К. Шумана (1914, совм. с М. В. Добужинским).
Начиная с работы над трагедиями Еврипида ("Ипполит", 1902) и Софокла ("Эдип в Колоне", 1904) идеалом Б. становится утонченная высокоразвитая культура о. Крит. Античная тема воплотилась в мн. станковых работах Б., в т. ч. "Древний ужас", позднее - в декорац. решении "античных" балетов для "Рус. сезонов": "Нарцисс" М. Черепнина (1911), "Дафнис и Хлоя" М. Равеля (1912), "Послеполуденный отдых фавна" К. Дебюсси (1913). Б. - центр. фигура среди живописцев 1-го периода дягилевской антрепризы "Русские сезоны". Громадное впечатление от балетов "Клеопатра" (муз. С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, М. Мусоргского, 1909), "Ориенталии" (муз. А. Глазунова, А. Аренского, Э. Грига, А. Бородина, 1910), "Шехерезада" (муз. Н. Римского-Корсакова, 1910), "Синий бог" (Р. Гана, 1912) во мн. определялось декорациями Б. с модной тогда "вост." темой. Б. оформляет также экспрессионистский балет "Игры" (муз. С. Прокофьева, хореография В. Нижинского). Ограниченное использование цвета, контраст белого и черного, простые, экономичные, утилитарные костюмы предвосхищают театр. и кинематографич. авангард 1920-х гг.
С 1909 Б. живет б. ч. в Париже, сотрудничает с законодателем тогдашних мод Пуаре, разрабатывает рисунки тканей, сам намеревается открыть творческо-производств. мастерские бытовых и театр. костюмов, оформляет ряд спектаклей для Гранд-Опера и балетной труппы И. Рубинштейн. Удостоен франц. ордена Почетного Легиона (1914).
Л. С. Бакст. Эскиз костюма к балету "Нарцисс"