Ба́ктра - город (VI в. до н. э. - XVI в. н. э.), столица Бактрии, затем Кушанского царства. Ныне городище Балх у одноименного города в Северном Афганистане.
* * *
БАКТРА - БА́КТРА (также Бактры, Балх, Бельх), древний город (6 в. до н. э. - 16 в. н. э.), центр исторической области Бактрии (см. БАКТРИЯ), столица Греко-Бактрийского (см. ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО), затем Кушанского царства (см. КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО). Располагался на р. Балх (приток Амурдарьи), на месте современного города Балх (см. БАЛХ) на севере Афганистана (близ границы с Узбекистаном, в 20 км к северо-западу от г. Мазари-Шариф).
Известен как легендарная родина Зороастра (см. ЗАРАТУШТРА); упоминается в Ведах и Авесте. С 545 г. до н. э. административный центр сатрапии Бактрия в составе ахеменидской Персии. В 328 до н. э. город взят войсками Александра Македонского; после смерти Александра вошел в состав державы Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ). В 250-130 гг. до н. э. - столица самостоятельного Греко-Бактрийского царства; на этот период приходится расцвет города. В середине 1 в. н. э. Бактра становится столицей Кушанского царства, основанного кочевавшими здесь с 2 в. до н. э. ираноязычными племенами кушан. Город процветал как в составе Кушанского царства (до 370 г. н. э.), как в составе державы Сасанидов (см. САСАНИДЫ) (4-7 вв.), так и в период арабского владычества (8-13 вв.). У арабских географов Бактра заслужила название Умм аль-билад («Мать городов»). В 1220 город был разрушен Чингисханом (см. ЧИНГИСХАН) и почти столетие лежал в руинах. В эпоху Саманидов и Тимуридов Бактра (тогда уже Балх) вновь становится важным городским центром; за него боролись иранские Сефевиды, вожди узбекских племен, а затем персидский правитель Надир-Шах (см. НАДИР-ШАХ Афшар). В 1850 город вошел в состав Афганистана как административный центр Афганского Туркестана.
Сохранившиеся на холме стены этого старинного города, построенные главным образом в период Тимуридов, имеют 11 км в окружности. К северу от современного поселения видны впечатляющие развалины цитадели. Сильно пострадавший от времени, но все же уцелевший лучше других памятников мусульманских столетий, облицованный изразцами мавзолей Абу Наср Парса был, по-видимому, сооружен в конце 16 в. Напротив мечети стоят арочные ворота в медресе, которую возвел в 17 в. Саид Субхан Куали. Прилегающий с юга к городской стене насыпной холм, называемый Тепе-Рустам, идентифицируют как остатки огромной буддийской пагоды 3 в. до н. э. Неподалеку высится холм, именуемый Тахти-Рустам, где, по предположению, размещался знаменитый храм огнепоклонников.