м.
Табак низшего сорта; махорка.
БАКУН - муж. простой русский папушный табак, папушник, Nicotiana rustica; тютюн, шнуровой табак, от резки шнуром. Махорка или рубанка, от рубки, разбор получше.
баку́н
сорт южнорусского табака "Nicotiana rustica". Горяев (Доп. 1, 2) думает, с одной стороны, о местн. н. Баку, с другой стороны, указывает на англ. baccy от tobacco "табак". Оба указания не объясняют словообразования.
м.
Одно из течений анархизма, характеризующееся стремлением к уничтожению государственности и замене её договорными отношениями.
БАКУНИ́ЗМ -а; м. Одно из течений анархизма, характеризующееся стремлением к уничтожению государственности и замене её договорными отношениями между людьми. ● По фамилии русского революционера, одного из теоретиков анархизма и народничества М. А. Бакунина (1814 - 1876).
* * *
БАКУНИЗМ - БАКУНИ́ЗМ, одно из течений анархизма (см. АНАРХИЗМ), связанное с именем и деятельностью М.А. Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович). Проповедуя абсолютную свободу личности, бакунисты выдвинули программу социальной ликвидации, которая подразумевала уничтожение частной собственности, отмену всякого государства, полную автономию общин мелких производителей и объединение их в свободную федерацию. Бакунин и его последователи отвергали все формы борьбы беднейших классов, если они не ведут прямо к социальной ликвидации; были противниками создания политических партий пролетариата, марксистского учения о социалистической революции. По мысли бакунистов роль социального переворота должен сыграть стихийный бунт, движущими силами которого должны стать не только рабочий класс, но и крестьянство, люмпен-пролетариат, прогрессивная интеллигенция. Решающую роль в грядущей революции бакунисты отводили студенчеству, учащейся молодежи.
Расцвет бакунизма пришелся на 1860-1870-е годы, особенно на период после Парижской комунны (см. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871). Наибольшее влияние он приобрел в экономически невысоко развитых районах Юго-Западной Европы (Италии, Испании, Южной Франции, романской части Швейцарии). В России бакунизм оказал влияние на развитие революционного народничества. С течением времени в местных условиях бакунизм претерпевал заметную эволюцию и приобрел различные оттенки.
Для осуществления своих идей бакунисты в 1868 году создали Альянс социалистической демократии (см. АЛЬЯНС СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ), который должен был установить гегемонию бакунизма в международном рабочем движении. Бакунисты добивались принятия своего Альянса в Первый Интернационал (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й) на правах самостоятельной организации, но получили отказ. Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса с Бакуниным за руководство Интернационалом, закончилась исключением последнего в 1872 году из Интернационала. Расширение влияния марксистской идеологии, неудачи анархистских выступлений (например, в ходе Испанской революции 1868-1874 годов (см. ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1868-74)) привели к вырождению бакунизма в незначительную секту. Тем не менее, он оказал значительное влияние на развитие различных анархистских течений.
- Одно из течений анархизма, характеризующееся стремлением к уничтожению государственности и замене её договорными отношениями.
БАКУНИН
Бакула, Бакуля, Бакуня - так в разных регионах России звали ловкого пройдоху, умеющего пустить пыль в глаза, «петь соловьем», если надо обольстить или попросту обмануть кого-либо. От этих прозвищ и пошли фамилии Бакилин, Бакулев, Бакулевский, Бакулин, Бакунин, Бакушинский, Бакшеев. Хотя, учитывая «склонность» иных диалектов усекать и переиначивать на свой манер личные имена, нельзя исключить и другой источник происхождения некоторых из этих фамилий: усеченный вариант разговорной формы Абакум от имени Аввакум, что в переводе с древнееврейского означает ‘обнимающий’.
БАКУНИН
Бакуня - то же, что бакуля: говорун, краснобай. Может быть и другое происхождение: Бакуня уменьшительная форма имени Абакум (Аввакум). (Ф). В "Ономастиконе" Веселовского:Бакуня, Бакунины: Бакуня Голощапов, крестьянин, 1579 г., Шуя; Иван и Михаил Ивановичи Бакунины, 1568 г., Ярославль. Бакуня Ч краснобай, ловкач, проныра, егоза (Даль).
БАКУНИН
Бакула, Бакуля, Бакуня - так в разных регионах России звали ловкого пройдоху, умеющего пустить пыль в глаза, «петь соловьем», если надо обольстить или попросту обмануть кого-либо. От этих прозвищ и пошли фамилии Бакилин, Бакулев, Бакулевский, Бакулин, Бакунин, Бакушинский, Бакшеев. Хотя, учитывая «склонность» иных диалектов усекать и переиначивать на свой манер личные имена, нельзя исключить и другой источник происхождения некоторых из этих фамилий: усеченный вариант разговорной формы Абакум от имени Аввакум, что в переводе с древнееврейского означает ‘обнимающий’.
- Русский революционер, идеолог анархизма.
- В 1861 году этот теоретик анархизма бежал из дальневосточной ссылки: в заливе Де-Кастри «упал» за борт, а сам перебрался на борт американского судна.
- Кто первым взялся переводить «Капитал» Карла Маркса на русский язык?
- Какой поручик произвел выстрел по мятежным войскам 14 декабря 1825 года?
- По требованию Николая I этот революционер писал в Алексеевском равелине Петропавловской крепости свою «Исповедь».
- Пьеса российского писателя Константина Федина «... в Дрездене».
БАКУ́НИН Ал-др Мих. (1768-1854) - писатель и поэт. Отец М. А. Бакунина и П. А. Бакунина. Из старинной дворянской семьи, в детстве и юности жил в Италии, окончил Туринский ун-т (1789). Служил в Коллегии иностр. дел, с 1791 - в отставке, жил в имении Премухино Новоторжского у. Тверской губ. Был связан с кружком Н. А. Львова. Б. писал в разл. стихотв. (дружеские послания, идиллии, басни, поэмы и др.), а также прозаич. жанрах, не публикуя своих соч.; занимался переводами ("Освобожд. Иерусалим" Т. Тассо). Его творчество - характерный образец сочинительства для самого себя и близких, распростран. в культурной дворянской среде рубежа 18-19 вв. и отчасти связанный с сентиментализмом и горацианским идеалом независимой сел. жизни.
БАКУНИН Алексей Александрович - БАКУ́НИН Алексей Александрович (1823-1882), российский общественный деятель, брат М.А. Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович); участник подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года. Шестой по возрасту из братьев Бакуниных, Алексей по окончании Московского университета пошел на гражданскую службу, во время Крымской войны (1854-1856) служил в ополчении. В 1860 году он был избран предводителем дворянства Новоторжского уезда Тверской губернии, вместе с братом Николаем Бакуниным возглавлял либерально-конституционную оппозицию в среде тверской общественности. Алексей Александрович был председателем съезда тверских мировых посредников (январь 1862), который принял решения об отказе проводить крестьянскую реформу, потребовал перевода крестьян на выкуп, уравнения сословий и созыва собрания народных представителей. После этого Алексей Бакунин был арестован и приговорен Сенатом к заключению в смирительном доме. Отбывать наказание ему не пришлось, но он был лишен права заниматься государственной или общественной службой. Алексей Бакунин увлекался ботаникой, составил обширный труд «Тверская флора», частично опубликованный. При разделе имущества Бакуниных он унаследовал родовое имение Прямухино.
БАКУ́НИН Мих. Ал-др. (1814-76) - революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Сын А. М. Бакунина, брат П. А. Бакунина. В 1828-33 обучался в Петерб. арт. уч-ще, служил офицером в чине прапорщика, в 1835 вышел в отставку. В 1836-40 жил в Москве; участник кружка Н. В. Станкевича, близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, увлекался философией И. Фихте и Г. Гегеля, один из виднейших рус. гегельянцев. С 1840 за границей, жил в Германии, Швейцарии и Франции, слушал лекции К. Гердера и Ф. Шеллинга, сблизился с левыми гегельянцами - А. Руге, В. Вейтлингом, Г. Гервегом. Выступления Б. обратили на себя внимание рос. полиции; Николай I повелел ему вернуться в Россию, однако Б. не подчинился; решением Сената лишен дворянского звания, всех прав состояния, а в случае появления в России подлежал ссылке в Сибирь на каторжные работы. Это еще б. укрепило Б. в его взглядах и сделало восприимчивым к постулатам отрицания собственности и гос-ва П. Прудона, с к-рым Б. встретился в Париже. Там же он познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, позднее стал их полит. противником. В 1846 Б. ушел в дело "освобождения славянства", соединив в единое целое социализм, панславизм и анархизм. После речи 17.11.1847 о польском восстании 1830-31 Б. выслан из Франции. В 1848 принимал участие в слав. съезде в Праге, был одним из руков. праж. нар. восстания (12-17.06.1848). В мае 1849 участвовал в восстании в Дрездене (Саксония). После его поражения арестован, приговорен к смертной казни, замененной пожизн. заключением, передан австр. правительству. В 1851 вторично приговорен к смертной казни, вновь замененной пожизн. заключением. Выдан австр. правительством России и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где написал свою "Исповедь" (1851). В 1857 после прошения имп. Александру II отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал из ссылки за границу через Японию и Америку, прибыл в Лондон. В 1862-63 сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, был связан с тайным об-вом "Земля и воля". В 1863, желая стать участником польского восстании 1863-64, вошел в мор. эксп. к берегам Литвы с транспортом оружия (эксп. Лапинского). В 1864-67 жил в Италии и Швейцарии. В 1864 вступил в I Интернационал, тогда же создал тайное "Интернац. братство". В 1868 основал в Швейцарии анархич. орг-цию "Междунар. альянс социалистич. демократии", принятую в Интернационал на правах одной из женевских секций. Б. стремился к рук-ву Интернационалом, но натолкнулся на ожесточенное сопротивление Маркса и Энгельса и в 1872 исключен из него. Участвовал в сент. 1870 в Лионском восст., в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Последние годы жил в Локарно. Ум. в Берне, где и похоронен.
Теория Б. окончательно сложилась в кон. 1860 - нач. 70-х гг. (работы "Федерализм, социализм, антитеологизм", 1867; "Государственность и анархия", 1873). Гл. угнетателем человечества Б. считал гос-во, опирающееся на фикцию Бога. Считая духовное рабство первопричиной любого рабства, он видел его гл. источник в религии, считая ее "коллективным сумасшествием", а церковь - "родом небесного кабака", где народ старается забыть о своей повседневной беде. Чтобы привести человечество к "царству свободы", необходимо "взорвать" гос-во и исключить принципы власти. Освобождение массы невозможно до тех пор, пока не освободится личность, к-рой отдается приоритет. Социальный переворот Б. мыслил как восстание против гос-ва, частной собственности и Бога. Взгляды Б. пользовались значит. популярностью среди народников 70-х гг. Идеи Б. оказали влияние на деятельность т. н. бакунинских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), долгушинцев, чайковцев, членов "Всерос. социально-рев. орг-ции", нашли отражение в программе и тактике "Земли и воли" 1870-х гг. Анархистские воззрения Б. получили распространение в Италии, Испании, романской Швейцарии, в Бельгии и во Франции; актуальность их проявилась в философии, культуре и протестных акциях т. н. "новых левых" в Европе 1960-х гг. и не исчерпана до наст. времени.
Соч.: Философия. Социология. Политика: (Сб.). М., 1989.
Лит.: Нирумова Н. М. Бакунин. М., 1970; ее же: Социальная доктрина М. А. Бакунина, М., 1990.
М. А. Бакунин
Баку́нин Михаил Александрович (1814-1876), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключён в Петропавловскую, затем (1854) в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (конец 1864-65) и «Альянса социалистической демократии» (1868). С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников, в 1872 исключён из Интернационала решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина «Государственность и анархия» (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России, а так называемое «Прибавление А» к этой работе стало одним из программных документов революционного народничества.
* * *
БАКУНИН Михаил Александрович - БАКУ́НИН Михаил Александрович (18 (30) мая 1814, село Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария), русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма (см. АНАРХИЗМ), идеолог народничества. Михаил Бакунин происходил из старинного дворянского рода, родился в семье помещика. С 1829 года он учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 году был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем он служил офицером в артиллерийских частях. В 1835 году Бакунин самовольно оставил службу, но избежал наказания за дезертирство.
Во второй половине 1830-х годов он жил в Москве, с 1835 году стал участником кружка Н.В. Станкевича, где играл видную роль, познакомился с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым. Под влиянием Станкевича он заинтересовался трудами Канта и Фихте, а также философией Гегеля. В 1840 году Бакунин уехал в Германию, слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по «философии откровения» в Берлинском университете, познакомился с левыми младогегельянцами (А. Руге). В 1842 году в журнале А. Руге «Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства» он опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой признал необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Эта статья встретила одобрение Герцена и Белинского. В Цюрихе Бакунин познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. С 1844 года Бакунин жил в Париже, где сблизился с П.Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». Деятельность Бакунина за границей обратила на себя внимание царских властей.
В феврале 1844 года русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен Сенатом, в случае возвращения в Россию, к ссылке в Сибирь на каторгу. С середины 1840-х годов Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. 17(29) ноября 1847 года в Париже на собрании в память Польского восстания (1830-1831) Бакунин произнес речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции. В 1848 году Бакунин написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Бакунин принимал участие в Революции 1848-1849 годов, особый интерес проявлял к движениям славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), он стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12-17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам он призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции русских войск в Венгрию (1849).
В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления Бакунин был арестован в Хемнице, в апреле 1850 года приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В том же году Бакунин был передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 года военным судом в Ольмюце был вновь приговорен к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением.
В 1851 году австрийские власти выдали Бакунина царскому правительству, он был доставлен в Петербург и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По требованию императора Николая I Павловича Бакунин написал «Исповедь» (опубликована в 1921), в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своем участии в них. По форме она носила характер покаяния, что можно объяснить стремлением Бакунина вырваться из тюрьмы, однако, по мнению председателя Государственного совета А.И. Чернышева, не имела «ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного». Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской крепости. После воцарения Александра II Николаевича в 1857 году его отправили в ссылку в Восточную Сибирь, где он жил в Томске и Иркутске. В 1861 году Бакунин получил разрешение на поездку по торговым делам вниз по Амуру. Добравшись до морского побережья, Михаил Александрович пересел на американское судно, направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Великобританию. В Лондоне в 1862-1863 годах он сотрудничал в «Колоколе» с Герценом и Огаревым, с которым вскоре разошелся в политических взглядах - Герцен осуждал бакунинский авантюризм. Бакунин был связан с первой организацией «Земля и воля», в начале 1863 года принял участие в Польском восстании (1863-1864).
В 1864 году он обосновался в Италии, где создал первую анархистскую организацию «Интернациональное братство». В конце 1864 года Бакунин вступил в Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал). К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Бакунина, получивших распространение в ряде стран Запада и в России. В 1867 году он переехал в Швейцарию, неустанно создавал сеть тайных революционных обществ в Европе.
Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873). Он отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта. История, по Бакунину представляет собой эволюционный процесс, переход человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество должно представлять собой строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Анархистская теория Бакунина во многом соприкасается с учением М. Штирнера.
Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Бакунин высказывался против всякой государственности; выступал против использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов. Бакунин возлагал главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 1860-1870-х годах к материалистам и атеистам, Бакунин в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта.
Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании России.
В 1868 году в Женеве Бакунин основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L"Alliance Internationale de la democratic Socialiste) и добивался ее принятия в Интернационал как самостоятельной международной организации. Получив отказ, Бакунин объявил о роспуске Альянса, на самом деле сохранив его тайно. Эта организация должна была играть роль анархистского авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии, так и в теоретических расхождениях.
В 1868-1870 годах активизировались связи Бакунина с русским революционным движением. Под его редакцией в 1868 году в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 году Бакунин сблизился с С.Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал «Народная расправа». Через Нечаева вождь анархизма рассчитывал распространить на Россию влияние своей тайной анархистской международной организации. Однако после разоблачения Г.А. Лопатиным сущности Нечаева разошелся с последним.
К 1869-1870 годам относится ряд печатных обращений Бакунина к русской демократической молодежи. Его книга «Государственность и анархия» (1873) оказала идейное влияние на народническое революционное движение. Бакунин называл русского крестьянина прирожденным социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодежи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Бакунин подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Под прямым воздействием Бакунина сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 1870-х годов и преобладало в нем в течение ряда лет. Наиболее ярко оно проявилось в массовом «хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к революционному восстанию. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 1870-х годов заметную эволюцию. Помимо чисто бакунистских кружков (С.Ф. Ковалика), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, в кружке «москвичей». Взгляды Бакунина оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 1870-х годов, «Народной воли».
Во время Франко-прусской войны (1870-1871) Бакунин участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870). В 1872 году на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. Раскол привел к прекращению деятельности Первого Интернационала. В 1874 году он возглавлял выступление анархистов в Болонье (Италия). Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений, писал воззвания и прокламации, планировал революционные акции. Он умер в Берне, там и похоронен.
БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76) - российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества "Интернациональное братство" (1864-1865) и "Альянса социалистической демократии" (1868). С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против К. Маркса и его сторонников, в 1872 исключен решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина "Государственность и анархия" (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России.
БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876), один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку. Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию. В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как "алгебру революции". Ключевой момент его жизненного пути в этот период - публикация в 1842 в журнале "Немецкие ежегодники" ("Deutsche Jahrbcher") статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: "Страсть к разрушению - творческая страсть". Царское правительство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848. Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент - призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу. В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года - в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала "Народное дело", но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет - Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России.
Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876. В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал существование объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством - вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в "природу человека", свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом. Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном движении той эпохи. Бакунин оставил после себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а особенно в Италии и Испании, где анархистское движение проявляло активность еще несколько десятилетий после смерти Бакунина. Его идеи оказали воздействие на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах ("Земля и воля"). В Бакунине проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли - убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.
ЛИТЕРАТУРА
Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993 Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. - Вопросы истории, 1994, № 3
Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1-2. М., 1991
Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А.Бакунина. М., 1990
БАКУНИН Николай Александрович - БАКУ́НИН Николай Александрович (1818-1901), российский общественный деятель, брат М.А. Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович); участник подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года. Второй по возрасту из братьев Бакуниных, Николай окончил артиллерийское училище; в 1842 году вышел в отставку, женился и поселился в родовом имении Прямухине. В 1840-х годах он был близок с Белинским, состоял с ним в перՐߐؑPڐծ Во время Крымской войны (1855-1856) Бакунин вместе с младшими братьями вступил в ополчение, но в военных действиях не участвовал. В 1858 году он был назначен членом тверского губернского комитета по крестьянскому делу, поддерживал план А.М. Унковского по освобождению крепостных крестьян с землей, при условии обязательного выкупа. В 1861-1862 годах Бакунин был членом тверского губернского присутствия по крестьянским делам от дворянства. В ходе крестьянской реформы (1861) он открыто критиковал деятельность правительства, требовал проводить реформы на демократических принципах; вместе с братом Алексеем Бакуниным возглавлял либерально-конституционную оппозицию в среде тверской общественности. После участия в съезде тверских мировых посредников (январь 1862), которые отказались проводить крестьянскую реформу, потребовали перевода крестьян на выкуп, уравнения сословий и созыва собрания народных представителей, Бакунин был арестован, пять месяцев провел в Петропавловской крепости. Сенат приговорил его к заключению в смирительном доме на два года. По ходатайству петербургского генерал-губернатора А.А. Суворова он был освобожден от наказания, но до конца жизни был лишен права занимать общественные должности.
БАКУНИН Пав. Ал-др. (1820-1900) - философ и земский деятель, активный участник проведения крест. реформы 1861 в Тверской губ. Сын А. М. Бакунина, брат М. А. Бакунина. "Бог есть живой смысл" - формула, выражающая осн. пафос философии Б., в корне отличный от "пафоса отрицания" его брата; лишь в связи с ней можно говорить о гегельянстве Б. - создателя специфич. рус. "философии жизни". Безусловная истина для Б. не есть нечто потустороннее; напротив, "всякий живущий несет истину в себе самом" и открывает ее в акте самосознания ("саморазумения"), т. е. в непосредств. переживании бытия как смысла и небытия как бессмыслицы. На почве жизни исчезает надуманная противоположность веры и знания, при этом гипертрофия первой ведет к суеверию, второго - к феномену "изверившегося человека" и даже изверившегося об-ва - к "мнимой общественности". В связи с категориями жизни, судьбы и смерти Б. развивал ориг. философию времени, согласно к-рой "время течет в прошлое"; именно прошлое ("совершенное") и есть область смысла и духовной ясности: "проходить означает приходить к себе самому", а будущее есть лишь "темная чувственная материя", обращаться к к-рой за смыслом "есть великое недоразумение".
Соч.: Основы и формы знания. СПб., 1886.
Баку́нины - Алексей Александрович (1823-1882) и Николай Александрович (1818-1901), общественные деятели, братья М. А. Бакунина. Участники подготовки и проведения крестьянской реформы 1861. В 1862 возглавили либерально-конституционное выступление тверских посредников. Заключены в Петропавловскую крепость, после освобождения отстранены от общественной деятельности.
Баку́нины, Алексей Александрович (1832-1882) и Николай Александрович (1818-1901), общественные деятели. Братья М. А. Бакунина. Участники подготовки и проведения крестьянской реформы 1861. В 1862 возглавили либерально-конституционное выступление предводителей дворянства и мирских посредников Тверской губернии. Заключены в Петропавловскую крепость, после освобождения отстранены от общественной деятельности.
БАКУНИНЫ Алексей Александрович (1823-82) и Николай Александрович (1818-1901) - российские общественные деятели, братья М. А. Бакунина. Участники подготовки и проведения крестьянской реформы 1861. В 1862 возглавили либерально-конституционные выступление тверских посредников. Заключены в Петропавловскую крепость, после освобождения отстранены от общественной деятельности.
Баку́нц Аксель (1899-1938), армянский писатель. Сборник повестей и рассказов о жизни армянского крестьянства («В тёмном ущелье», 1927), сборник новелл («Сеятели чёрных пашен», 1933), сатирическая хроника городка «Киорес» (1935). Необоснованно репрессирован.
* * *
БАКУНЦ Аксель - БАКУ́НЦ Аксель [13 (25) июня 1899, Горис - 1938], армянский писатель.
Родился в крестьянской семье. В 1923 окончил Харьковский сельскохозяйственный институт. Был главным агрономом Зангезурского уезда. Печататься начал в 1918. В сборнике повестей и рассказов «В темном ущелье» (1927) изображал трудовую жизнь дореволюционного армянского крестьянства. В сборнике новелл «Сеятели черных пашен» (1933) он передал напряженную атмосферу революционной борьбы в Армении, показал героев Гражданской войны, трудолюбие, жизнестойкость народа. Выступил как певец родной природы, знаток народно-разговорного языка. Автор блестящих новелл: «Альпийская фиалка», «Фазан», «Лар-Маркар», «Письмо к русскому царю», «Беседа Муро», «Белый конь», «Орешники братства», «Сын гончара», «Закат провинции». В повести «Овнатан Марч» (1927) разоблачал буржуазных националистов. В сатирической хронике «Киорес» (1935) изображены нравы провинциального городка. Незавершенными остались «Хачатур Абовян (см. АБОВЯН Хачатур)», «Кармракар» (опубликовано несколько глав). Написал несколько сценариев («Под черным крылом», «Зангезур» и другие). Репрессирован; реабилитирован посмертно.
БАКУНЦ Аксель (1899-1938) - армянский писатель. сборник повестей и рассказов о жизни армянского крестьянства ("В темном ущелье", 1927), сборник новелл ("Сеятели черных пашен", 1933), сатирическая хроника "Киорес" (1935). Репрессирован; реабилитирован посмертно.