I ж.
Украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким грифом.
II ж. разг.
Что-либо громоздкое, несоразмерное в частях.
I ж.
Украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким грифом.
II ж. разг.
Что-либо громоздкое, несоразмерное в частях.
БАНДУ́РА, бандуры, жен. (греч. pandura) (муз., Этногр.). Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент полушаровидной формы с широким грифом.
БАНДУ́РА, -ы, жен.
1. Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент.
2. перен. Громоздкий и нескладный предмет (прост. неод.).
| прил. бандурный, -ая, -ое (к 1 знач.).
БАНДУРА - жен. музыкальное орудие, весьма похожее на лютню или на балалайку, с округлым кузовом и металлическими струнами; на ней играют перышком, как на турецкой домре.
| У нас (малорос.) бандурой зовут торбан, который гораздо больше и пузастее, а играют на нем пальцами, по-гитарному. Бандурный или торбанный строй весь в один лад (аккорд), а струн бывает много, но не всегда равно. Бандурист муж. бандуристка жен. игрок на бандуре. Бандуристы или торбанщики бывали прежде в каждом порядочном барском дворе Малороссии, и казачки плясали и пели с бандурами. Бандурить, бренчать, заниматься музыкой для забавы; упуская дело.
Бандура
-ы, ж.
Украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент, родственный цитре.
В городе Глухове собрался народ около старца-бандуриста и уже с час слушал, как слепец играл на бандуре (Гоголь).
Родственные слова:
бандури́ст, бандури́стка, банду́рный
Этимология:
От польского bandura (← ит. pandura ← лат. pandura ← греч. pandoura ‘3-струнная цистра’). В русском языке - с XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
Бандура известна с XVI в. Используется в оркестрах народных инструментов, для сольного исполнения и для аккомпанемента пению. Существуют капеллы бандуристов.
БАНДУ́РА, -ы, ж
Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеющий два набора струн: короткие расположены веерообразно, а длинные - вдоль корпуса и по широкому, слегка отогнутому грифу.
Тут он [Левко] отворотился, засунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны бандуры (Г.).
БАНДУ́РА -ы; ж.
1. Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким широким грифом.
2. Разг. О чём-л. громоздком.
* * *
банду́ра (польск. bandura), украинский струнный щипковый музыкальный инструмент. Объединяет признаки лютни и цитры. Исполнители на бандуре - бандуристы - пели в её сопровождении думы, эпические, исторические и другие песни.
* * *
БАНДУРА - БАНДУ́РА (польск. bandura), украинский музыкальный инструмент. Родствен цитре (см. ЦИТРА). Известен с 15-16 вв.
БАНДУРА (польск. bandura) - украинский музыкальный инструмент. Родствен цитре. Известен с 15-16 вв.
-ы, ж.
Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент с широким грифом.
Слепой обхватил бандуру руками, и вот корявые пальцы проворно забегали по многочисленным струнам, полились нежные задумчиво-грустные трели. Скиталец, Этапы.
Бандура, ы, ж.
Украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент.
► Светлица была убрана во вкусе вре мени, о котором живые намеки остались только в песнях да народных думах, уже не поющихся на Украине старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры. // Гоголь. Тарас Бульба //
Ё моё с бандурою! Пск. Эвфем. Выражение удивления. ПОС 1, 106.
Разбивать/разбить бандуру. Жарг. угол. 1. Раскрывать женскую сумочку с целью совершения кражи. ББИ, 23. 2. Совершать кражу из женской сумочки. ББИ, 23; Балдаев 1, 27. Бандура - большой, громоздкий предмет.
БАНДУРА, -ы, ж..
1. Любой музыкальный инструмент (обычно струнный).
2. Большой громоздкий автомобиль (самолет и т. п.).
банду́ра, банду́ры, банду́р, банду́ре, банду́рам, банду́ру, банду́рой, банду́рою, банду́рами, банду́рах
(музыкальный инструмент)
Заимствовано из украинского, куда попало из польского. Польское bandura заимствовано из итальянского, где восходит (через латынь) к греческому pandoura - "цитра".
Польское - bandura.
Латинское - pandura.
Слово «бандура» известно в русском языке с XVII в. как название украинского музыкального инструмента (известного в XV-XVI в.в.).
Слово заимствовано через польский язык из итальянского bandura, которое восходит к латинскому pandura. Первоисточник - греческое pandoura («кифара»).
Родственными являются:
Украинское - бандура.
Болгарское - бандура.
Производные: бандурист, бандурный.
БАНДУРА (музыкальный инструмент). Из укр. яз. в XVIII в. В укр. из польск. яз. Польск. bandura заимств. из ит. яз.
Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где bandūra из итал. pandura, восходящего к греч. pandoūra «цитра», слову ливийского происхождения. См. того же корня банджо, мандолина. Ср. гитара.
банду́ра
южн., укр., блр. Заимств. через польск. bandura из ит. pandūra, которое восходит через лат. pandūra к греч. πανδοῦρα "кифара". Источник слова ищут в Лидии (см. Г. Майер, Türk. Stud. 1, 61; Бернекер 1, 42; Mi. EW 7; Брюкнер 14). Ввиду особенностей распространения слова и наличия начального б- едва ли это слово заимств. непосредственно из греч., вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 43).
Бандура - в Древнем Риме был популярен щипковый музыкальный инструмент «pandura» - трехструнная цитра. Сам император Нерон, отдававший дань занятиям искусством, играл на такой.
Связи между странами год от года ширились; «пандуру» стали узнавать не только ближние, но и дальние соседи римлян. За время продвижения на север она увеличила количество струн, слегка изменила форму и стала на Украине национальным музыкальным инструментом, получив название «бандура».
Казалось бы, бандура не так уж велика собой, но, из-за того, что долго ходить с ней трудно и утомительно, слово приобрело еще одно значение, переносное: «громоздкий и неуклюжий, неудобный в переноске предмет».
- Громоздкий и нескладный предмет.
- Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент.
- Плюканский музыкальный инструмент из фильма «Кин-дза-дза!».
- Фильм Владимира Гардина «Остап ...».
БАНДУРА Альберт - БАНДУ́РА (Bandura) Альберт (р. 1925, Мюндар, Канада), канадский и американский психолог.
Получил образование в канадском Университете Британской Колумбии (бакалавр, 1949) и Айовском университете (магистр, 1951); доктор философии. Профессор Стэнфордского университета (см. СТЭНФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (с 1953). Член редколлегии ряда психологических журналов.
Исследовал детерминанты и механизмы обучения через наблюдение и абстрактное (см. АБСТРАКЦИЯ) моделирование поведения, уделяя особое внимание символическому моделированию. Занимался проблемами самоконтроля мотивации и поведения, считал эффективность самоконтроля важнейшим механизмом личностного действия. Изучал причины агрессивности в семье. Развивал «социально-когнитивную теорию», согласно которой человек понимается как активно действующая личность, одновременно адаптирующаяся к окружающим условиям и преобразующая их в соответствии со своими потребностями (см. ПОТРЕБНОСТИ) . При этом личность рассматривается не как фиксированная структура, но как самосовершенствующаяся в присущих ей процессах познания.