Банио́нис Донатас - Банёнис (Banionis) (р. 1924), литовский актёр, народный артист СССР (1974). С 1941 в Паневежском театре, с 1980 главный режиссер, в 1984-88 художественный руководитель и директор. Игра Баниониса отличается психологической углублённостью, сдержанным, но сильным темпераментом. Снимался в фильмах: «Никто не хотел умирать», «Мёртвый сезон», «Гойя», «Солярис»; телефильмах «Операция "Трест"», «Никколо Паганини» и др. Государственная премия СССР (1967, 1977).
* * *
БАНИОНИС Донатас - БАНИО́НИС (Banionis) Донатас (р. 28 апреля 1924, Каунас), литовский актер театра и кино, режиссер; народный артист СССР (1974). Государственная премия СССР (1967, 1977). С детства Донатас увлекся театром и, будучи учеником-керамистом в ремесленной школе, посещал драматический кружок. В 1941 поступил в труппу только что созданного Юозасом Мильтинисом (см. МИЛЬТИНИС Юозас) Паневежского театра. С тех пор вся жизнь Баниониса связана с Паневежисом. В 1944 он, закончив студию при Паневежском театре, стал профессиональным актером.
Начиная с 1950-х годов, становится ведущим актером театра. Играл в спектаклях: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980) - в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в «Смерти коммивояжера» А. Миллера (1958) и Бекмана в «Там, за дверью» В. Борхерта (1967).
Много лет спустя, в 1980, когда его учитель Ю. Мильтинис ушел на покой, Банионис возглавил труппу Паневежского театра. В 1984 окончил Литовскую консерваторию. Театром руководил вплоть до 1988, а затем вернулся к актерской работе. За это время были поставлены спектакли: «Амадей», «Три мешка сорной пшеницы», «Вечер».
Среди театральных ролей 1990-х гг.: Швитер («Метеор» Ф. Дюрренматта, режиссер Петер Стойчев), Варавин («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, режиссер С. Варнас), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова, режиссер Э. Марцевич), Старик («Миндаугас» Ю. Марцинкевичюса, режиссер И. Бучене, 1994), Норман («На Золотом озере» Е. Томпсона, режиссер Р. Банионис, 1996), Ч. Чейни («Круг» С. Моэма, режиссер Р. Банионис, 1996), Эндрю («Любовные письма» А. Гарни, режиссер Р. Банионис, 1997), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н. Эрдмана, режиссер А. Поцюнас, 1998), «Дальше тишина» (2000).
В кино дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса (см. ЖАЛАКЯВИЧЮС Витаутас) в фильме «Адам хочет быть человеком» (1959), затем снялся у него же в «Хронике одного дня» (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов. Роль председателя Вайтуса в фильме «Никто не хотел умирать» (1965, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием. В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти «между молотом и наковальней».
Банионис блестяще владеет техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли. Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме «Мертвый сезон» (1968, режиссера С. Я. Кулиша (см. КУЛИШ Савва Яковлевич)). Актер сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия. Эта роль потребовала филигранной актерской техники, как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в «Короле Лире» (1970, режиссера Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович)). Совсем иначе - ярко, темпераментно, пластически остро - сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме «Гойя» (1971, режиссера К. Вольфа (см. ВОЛЬФ Конрад), СССР-ГДР). Сложным было отношение актера к «Солярису» (1972, режиссера А. А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич)), где он сыграл главную роль - Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных режиссурой. Зато скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли из «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, режиссера М. А. Швейцера (см. ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович), Государственная премия СССР, 1977) Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и лирику.
Актер исполнил роль Бетховена («Бетховен. Дни жизни» 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в «Кентаврах» (1979, режиссера В. Жалакявичуса (см. ЖАЛАКЯВИЧЮС Витаутас)), чьим прообразом был Сальвадор Альенде (см. АЛЬЕНДЕ ГОССЕНС Сальвадор). За этими масштабными работами последовала череда относительных удач, после которых Банионис резко сменил амплуа, что потребовало привлечения иной актерской техники. В фанатичном садисте Тителе («Факт» 1980, режиссера В. Жалакявичюса), сановном «госте из Вильнюса» («Извините, пожалуйста», 1982, того же режиссера), воротиле подпольного бизнеса Митриче («Змеелов», 1986, В. К. Дербенева) Банионис шел более от внешнего, гротескно-сатирического, а порою - зловещего рисунка роли.
Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей - и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах. Помимо упомянутых выше, актер снялся в фильмах: «Берегись автомобиля» (пастор, 1966), «Операция «Трест» (Стауниц, 1967), «Командир счастливой «Щуки» (1972), «Открытие» (1973), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (Фердинанд Люс, 1976), «Вооружен и очень опасен» (1977), «Цветение несеяной ржи» (Петрушонис, 1978), «Территория» (Илья Чинков, 1979), «Приключения принца Флоризеля» (Председатель, 1979), «Детский мир» (Распоркин, 1982), «Никколо Паганини» (Джерми, 1982).