Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

барановский

Словарь русских фамилий

БАРАНОВСКИЙ

Фамилия Барановский документирована в Польше с 1391г.; связана с названием местечка Баранов, каких несколько. Аналогично фамилия позже возникла на Украине (здесь 15 населенных пунктов Баранiвка, Бараново и др.) и в Белоруссии. (Н). Но возможно и "вторичное" образование, когда говорили ни "сын Барана", а "Баранов сын", "Барановский сынишка".(Э). БАРАНОВСКИЕ. Полонизированная форма от Баранова, от прозвища баран тюрко - татарского происхождения. Вполне возможно и булгарское происхождение от родо-племенно-го наименования баран - барадж. Из польско - литовских татар. Полковник Мустафа Барановский в 1774 году был последним защитником Варшавы. В последующем - учёные, экономисты, изобретатели ОС, 1987, с. 1363)

Сканворды для слова барановский

- Российский изобретатель, создавший 2,5-дюймовую скорострельную пушку с унитарным патроном.

- Польский инженер, изобретатель семафора, компостера для билетов и газомера.

- Российский учёный и изобретатель, создавший воздушный двигатель для локомотива.

- Российский учёный и изобретатель, создавший вместе с сыном пневматический двигатель для подводной лодки.

- Российский учёный и изобретатель, создавший механизм для маршрутной съёмки местности.

Полезные сервисы

барановский владимир георгиевич

Энциклопедический словарь

БАРАНОВСКИЙ Владимир Георгиевич - БАРАНО́ВСКИЙ Владимир Георгиевич (р. 30 декабря 1950, Москва), российский ученый-политолог, член-корреспондент РАН (с 2003). Специалист в области международных отношений, внешней политики и международной безопасности.

Полезные сервисы

барановский владимир степанович

Энциклопедический словарь

Барано́вский Владимир Степанович (1846-1979), российский изобретатель. Сын С. И. Барановского. Создал (1872-75) 2,5-дюймовую скорострельную пушку с унитарным патроном и др. Погиб при испытании патрона.

* * *

БАРАНОВСКИЙ Владимир Степанович - БАРАНО́ВСКИЙ Владимир Степанович (1846-79), российский изобретатель. Сын С. И. Барановского (см. БАРАНОВСКИЙ Степан Иванович). Создал (1872-75) 2,5-дюймовую скорострельную пушку с унитарным патроном и др. Погиб при испытании патрона.

Большой энциклопедический словарь

БАРАНОВСКИЙ Владимир Степанович (1846-79) - российский изобретатель. Сын С. И. Барановского. Создал (1872-75) 2,5-дюймовую скорострельную пушку с унитарным патроном и др. Погиб при испытании патрона.

Полезные сервисы

барановский гавриил васильевич

Энциклопедический словарь

БАРАНОВСКИЙ Гавриил Васильевич - БАРАНО́ВСКИЙ Гавриил Васильевич (25 марта 1860 - около 1920, Петроград), российский архитектор, историк архитектуры, издатель. Жил и работал в Петербурге.

В 1885 окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ), в 1885-1917 служил в Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел, в 1897-1905 преподавал в ИГИ. Автор проектов двух доходных домов Г. Г. Елисеева (см. ЕЛИСЕЕВЫ) (1889-1890 и 1891-1892) в духе неоренессанса с использованием мотивов классицизма. Новаторством отличается собственный доходный дом Барановского (1897) со свободным от декора фасадом и непрерывными ленточными балконами. Ярким образцом петербургского модерна является магазин Товарищества «Братьев Елисеевых» (1902-1903) на Невском проспекте. В композиции Буддийского храма (1909-1915) соединил традиции тибетской архитектуры с чертами «северного модерна». Также автор проекта здания Русского географического общества (1907-1909). Создатель семитомной фундаментальной архитектурной энциклопедии второй половины 19 в. (1902-1908). В 1892-1893 издавал журнал «Строитель» (до 1895 «Наше жилище»).

Полезные сервисы

барановский гавриил вас

Гуманитарный словарь

БАРАНО́ВСКИЙ Гавриил Вас. (1860-1920) - архитектор. Ред. журн. "Наше жилище", "Строитель", составитель "Архитектурной энциклопедии 2-й пол. 19 в". Автор сооружений в Москве, Нижнем Новгороде, Могилеве, строитель усадьбы купцов Елисеевых "Орро" и др. Для Елисеевых построил торг. дом с т-ром на Невском проспекте, неск. доходных домов, наиб. роскошных наемных жилищ в СПб., дачу в Белогорке ок. Гатчины. Собств. доходный дом Б. (1897) предоставлял жильцам все достижения комфорта кон. 19 в., даже обществ. зимний сад. Здание Рус. географич. об-ва (1907) - первое обществ. учреждение, постр. в стиле модерн. Этнографич. искания Б. нашли отражение в сложной композиции и убранстве Буддийского храма в СПб. - единств. в своем роде сооружения в Европе, соединившего традиции вост. (тибетской) архитектуры с технич. достижениями и сложными декорациями модерна. Б. прославился широким применением натуральных материалов, использованием последних достижений науч. мысли в постройках уникального назначения.

Полезные сервисы

барановский гавриил васильевич

Энциклопедический словарь

Барано́вский Гавриил Васильевич (1860-1920), российский архитектор. Работал в Санкт-Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте, 1901-03). Автор 7-томной «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX в.» (1902-08).

Большой энциклопедический словарь

Барано́вский Гавриил Васильевич (1860—1920), архитектор. Работал в Санкт-Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте, 1901—03). 7-томная «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» (1902—08).

Полезные сервисы

барановский пётр дмитриевич

Энциклопедический словарь

Барано́вский Пётр Дмитриевич (1892-1990), исследователь и реставратор памятников русской архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941-45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе реконструкции Москвы спасал от уничтожения шедевры русского зодчества (в том числе Василия Блаженного храм, ансамбль Крутицкого подворья и др.); по точнейшим архитектурным обмерам Барановского восстанавливаются снесённые постройки (церковь Казанской Божьей Матери в Москве и др.).

* * *

БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич - БАРАНО́ВСКИЙ Петр Дмитриевич (1892-1990), российский исследователь и реставратор памятников архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941-45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе реконструкции Москвы спасал от уничтожения шедевры русского зодчества (в т. ч. Василия Блаженного храм (см. ПОКРОВСКИЙ СОБОР), ансамбль Крутицкого подворья и др.); по точнейшим архитектурным обмерам Барановского восстановлена в Москве церковь Казанской Божией Матери, а также восстанавливаются другие снесенные постройки

* * *

БАРАНО́ВСКИЙ Петр Дмитриевич [28 января (10 февраля) 1892, село Шуйское Вяземского уезда Смоленской губ. - 12 июня 1984, Москва, Новодевичий монастырь], российский исследователь и архитектор-реставратор, воссоздавший множество полностью разрушенных архитектурных памятников; выдающийся ученый в области архитектурной археологии, археографии, истории архитектуры, автор универсальных методологий восстановления утерянных элементов древних зданий.

Учеба. Работа во время Первой мировой войны

После окончания школы в 1911 отправляется в Москву, где поступает в Московское строительно-техническое училище. В 1912 двадцатилетний Петр Барановский за проект восстановления Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного знаменитым русским зодчим Федором Конем (см. КОНЬ Федор Савельевич), был награжден золотой медалью Русского археологического общества.

После окончания училища Барановский служит помощником архитектора на Тульском чугуноплавильном заводе, в Управлении строительства Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, одновременно учится на искусствоведческом факультете Московского археологического института.

Во время Первой мировой войны, мобилизованный в инженерную дружину, в звании подпоручика служит начальником команды, строившей укрепления на Западном фронте.

В первые послереволюционные годы Барановский исследует, обмеряет, фотографирует, частично реставрирует или составляет проекты восстановления и обновления памятников русского зодчества в Угличе, Ростове Великом, Мологе, Звенигороде, селе Елизарове Ярославской области, Архангельском, а также участвует в больших экспедициях по русскому Северу. За свою жизнь Барановский совершил десять экспедиций на Север - по Беломорскому побережью, Онеге, Северной Двине, Пинеге, в Новгород, на Соловки, в Карелию.

Весной 1918, окончив с золотой медалью Московский археологический институт, пишет диссертацию о памятниках Болдинского монастыря.

Послевоенная работа

В 1918, после возвращения с фронта, Барановским был предложен проект освобождения Китайгородской стены (см. КИТАЙ-ГОРОД) от искажавших ее пристроек. Осенью того же года было начато восстановление уникальных памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря, разрушенных и сожженных во время гражданской войны.

В эти же годы Барановский знакомится с И. Э. Грабарем (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович), развернувшим реставрационные работы в Кремле. Он включает Петра Дмитриевича в состав кремлевской реставрационной комиссии.

При первой же возможности Барановский приступает к реставрации своей любимой церкви Богоявления в Болдино. Здесь впервые он применяет метод восстановления декоративного убранства по оставшимся «хвостовым» частям кирпичей. Взяв размер кирпича за модуль, Барановский с высокой степенью точности восстанавливает растесанные оконные проемы трапезной палаты. Так впервые он применил метод, ставший сегодня для архитекторов-реставраторов азбучной истиной.

Работа в Коломенском

В 1920 Барановский на ученом совете Центральных государственных реставрационных мастерских делает доклад «О задачах организации музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском». В течение десяти лет, будучи директором организованного по его предложению музея, он занимается реставрацией храмов Вознесения в селе Коломенское и Иоанна Предтечи в селе Дьяково (16 в.).

Здесь Барановский впервые осуществляет идею сосредоточения под открытым небом подлинных шедевров деревянного русского зодчества. Шесть привезенных с Белого моря и других мест памятников положили начало уникальному музею.

Восстановление дворца Голицына

В 1923 Барановский делает в Москве замечательное открытие: под ничем не примечательным оштукатуренным фасадом двухэтажного дома в Охотном ряду исследователь обнаруживает богатый каменный декор дворца фаворита царицы Софьи Алексеевны, Василия Голицына. За пять лет кропотливых реставрационных работ Москве был возвращен в первозданном виде роскошный дворец (1658) в стиле московского барокко (см. НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО). Вместе с дворцом была отреставрирована и церковь Параскевы Пятницы, построенная годом позже и также в стиле московского барокко. Позже по проекту реконструкции центра Москвы дворец Голицына и церковь Параскевы Пятницы были разрушены.

В 1923 в составе научной экспедиции Барановский попадает на Соловки, где в древнем монастыре был организован концентрационный лагерь. Реставратор занимается обмерами собора, трапезной палаты, Белой башни, крепостных стен.

Реставрация Казанского собора

Начиная с 1925, Барановский занимается реставрацией Казанского собора (17 в.), расположенного на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) в Москве, - восстанавливает его первоначальный облик. Этот собор, сооруженный по почину и на средства предводителя русских воинов и ополченцев Дмитрия Пожарского (см. ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович), был памятником войне 1612.

Барановский считал, что Казанский собор был построен по проекту Федора Коня. Время постройки храма совпадало с последними годами жизни русского зодчего. Патриарх Филарет освятил собор 22 октября 1625. Сохранилось свидетельство, что после пожара 1630 Казанский собор был восстановлен учеником Федора Коня, Амбросимом Максимовым. Будучи поклонником творчества Федора Коня, Барановский в этом памятнике почувствовал дух и руку великого зодчего. Обвязавшись веревкой, подобно скалолазу, он обследовал все ряды кокошников и все архитектурные детали. Передвигаясь вдоль купольного барабана, он освобождал древние архитектурные формы от наслоений и тщательно обследовал, восстанавливая утраченное.

В 1930 реставрация была приостановлена в связи с тем, что Моссовет рассматривал вопрос о сносе Казанского собора и Воскресенских (Иверских) ворот, однако в тот момент собор устоял. Снесли его через шесть лет.

Работы в ссылке

В 1933 Барановский был репрессирован (отбыл 3-летнее заключение и ссылку). В лагере реставратор создает сельскохозяйственный музей, строит электростанцию.

После досрочного освобождения (май 1936) без права проживания в Москве он живет в г. Александров Владимирской области. Каждый день в 17.30 ему полагалось отмечаться у оперуполномоченного, и тем не менее, рискуя опоздать на регистрацию, он каждый день с первым поездом отправляется в Москву на Красную площадь, где производит обмеры разбираемого Казанского собора.

Все это время Барановский не оставляет свою заветную мечту о создании обширного музея под открытом небом в Коломенском и подает в президиум Академии архитектуры СССР записку «Программа и научный метод организации музейного городка народной архитектуры».

В годы Великой Отечественной войны

В 1941, живя в Москве на «птичьих правах» (работал по временным удостоверениям Академии архитектуры СССР), он становится инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.

Позднее Академия архитектуры была эвакуирована из Москвы. Пребывание Барановского в столице стало совсем незаконным, и он уезжает в Иваново, где становится инспектором по охране памятников области, в которую до 1944 входили Суздаль, Владимир, Юрьев-Польской.

B те же годы он становится экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории СССР. В составе этой комиссии выезжает в Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.

В Чернигове, куда Барановский прибывает 23 сентября 1943, через день после освобождения города, он занимается реставрацией варварски разрушенного бомбардировками собора Пятницкого монастыря. Почти 20 лет своей жизни Барановский изучает и реставрирует Черниговскую Пятницу, возвращая ей первозданный вид. Только в 1962 эти работы, открывшие новую главу в истории русской архитектуры, были завершены.

Спасо-Андроников монастырь

Получив в феврале 1944 должность начальника отдела реставрации ГУОП, Барановский смог, наконец, оформить московскую прописку, что дало ему возможность продолжить реставрацию памятников. Одним из них стал Спасо-Андроников монастырь, (см. АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ) находившийся после войны в плачевном состоянии. В то время в Москве не хватало жилья, и все строения монастыря были заняты под коммунальные квартиры. Барановский со своими единомышленниками добились того, что в 1947 постановлением Совета Министров СССР территория монастыря была объявлена музеем-заповедником. Торжественное открытие музея имени Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) состоялось в 1960, когда отмечалось 600-летие со дня рождения великого живописца.

Реставрация Крутицкого подворья

Начиная с 1947, Барановский занимается восстановлением и реставрацией комплекса памятников Крутицкого подворья - бывшей резиденции митрополита Зарайского и Подонского. Крутицкое подворье представляет собой комплекс разнообразных памятников архитектуры конца 16 в.: живописные палаты, храмы, колокольни, крыльца, переходы и сказочный «Крутицкий терем» конца 17 в. Проект реставрации Крутиц был готов к началу 1950, после чего Барановский долгие годы занимается его реставрацией и восстановлением.

Спасение памятников

В 1960-1962 как автор проекта реставрации Пятницкой церкви работает в Чернигове главным архитектором республиканской научно-производственной мастерской Госстроя УССР. В 1961 участвует в работе комиссии, которая занимается судьбой палат иконописца Симона Ушакова (см. УШАКОВ Симон Федорович) (в Москве) - они мешали строительству новых зданий ЦК КПСС и их собирались снести. Приспособленные под жилье палаты к этому времени были в катастрофическом состоянии. Благодаря Барановскому, занимавшемуся палатами Симона Ушакова с 1920-х годов, они были сохранены и отреставрированы.

Барановский пытался спасти и крепостную башню в Зарядье (см. ЗАРЯДЬЕ) у церкви Зачатия Анны что в Углу, но неудачно, а вот саму эту церковь вместе с археологическими остатками крепостной стены, а также все церкви и палаты по улице Варварки ему спасти удалось.

К этому времени сложилось тревожное положение с сохранением и охраной памятников истории и культуры. Поступали известия о разборке храмов в Суздале, Владимире, Пскове и других городах. Петр Дмитриевич стал инициатором встречи с министром культуры Фурцевой. Это было на исходе 1964, когда полным ходом в Москве и Подмосковье разрушались старые постройки в преддверии утверждения нового генерального плана реконструкции. Со стороны министра культуры Барановский понимания не встретил - все, «что мешает строить коммунистические города», должно быть снесено.

В 1965 Правительством РСФСР было принято решение о создании «Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК). Перу Барановского принадлежит первый устав Общества. В 1966 он приступил к организации в Крутицах реставрационной мастерской при Московском отделении ВООПИиК.

Последние годы

В конце 1970-х годов у Барановского резко ухудшилось зрение, но он продолжал активно работать над восстановлением Крутицкого подворья. Именно здесь отмечались его 75-, 80-, 85-летия. Девяностолетие Петра Дмитриевича отметили уже в Новодевичьем монастыре, где он прожил большую часть своей жизни (с 1939), там в корпусе больничных палат он и скончался. Похоронен в Донском монастыре. Ценнейший архив, собранный за долгие годы, он передал (еще при жизни) в Государственный Музей архитектуры им. А. В. Щусева.

Полезные сервисы

барановский петр дмитриевич

Большой энциклопедический словарь

БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич (1892-1990) - российский исследователь и реставратор памятников архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941-45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе реконструкции Москвы спасал от уничтожения шедевры русского зодчества (в т. ч. Василия Блаженного храм, ансамбль Крутицкого подворья и др.); по точнейшим архитектурным обмерам Барановского восстановлена в Москве церковь Казанской Божией Матери, а также восстанавливаются другие снесенные постройки БАРАНОВСКИЙ Степан Иванович (1817-90) - российский ученый и изобретатель. В 1860-х гг. сконструировал воздушный двигатель для локомотива ("духовик" Барановского) и вместе с сыном В. С. Барановским - пневматический двигатель для подводной лодки; в 1880 гг. создал модель летательного аппарата тяжелее воздуха ("летун" Барановского). Барановский создал механизм для маршрутной съемки местности ("путемер" Барановского).

Полезные сервисы

барановский степан иванович

Энциклопедический словарь

Барано́вский Степан Иванович (1817-1890), российский учёный и изобретатель. В 1860-х гг. сконструировал воздушный двигатель для локомотива («духовик» Барановского) и вместе с сыном В. С. Барановским - пневматический двигатель для подводной лодки; в 1880-х гг. создал модель летательного аппарата тяжелее воздуха («летун» Барановского), механизм для маршрутной съёмки местности («путемер» Барановского).

* * *

БАРАНОВСКИЙ Степан Иванович - БАРАНО́ВСКИЙ Степан Иванович (1817-90), российский ученый и изобретатель. В 1860-х гг. сконструировал воздушный двигатель для локомотива («духовик» Барановского) и вместе с сыном В. С. Барановским (см. БАРАНОВСКИЙ Владимир Степанович) - пневматический двигатель для подводной лодки; в 1880 гг. создал модель летательного аппарата тяжелее воздуха («летун» Барановского). Барановский создал механизм для маршрутной съемки местности («путемер» Барановского).

Полезные сервисы