- Персонаж комедии Пьера Бомарше «Женитьба Фигаро».
- Персонаж оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро».
- Персонаж оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».
- Персонаж комедии Пьера Бомарше «Севильский цирюльник».
Ба́ртоло да Сассоферрато (Бартолус) (Bartolo da Sassoferrato, Bartolus) (1314-1357), итальянский юрист, глава школы постглоссаторов. Автор комментария к кодификации Юстиниана.
* * *
БАРТОЛО да Сассоферрато - БА́РТОЛО да Сассоферрато (Бартолус) (Bartolo da Sassoferrato, Bartolus) (1314-57), итальянский юрист, глава школы постглоссаторов. Автор комментария к Кодификации Юстиниана (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА).
Ба́ртоло да Сассоферрато, Бартолус (Bartolo da Sassoferrato, Bartolus) (13141357), итальянский юрист, глава школы комментаторов римского права постглоссаторов. Автор комментария к Кодификации Юстиниана, представляющей собой систематизацию византийского права.
Барто́ломе зако́н -
общеарийских (индоиранских) глухих смычных *p,
*t, *k предшествующим звонким придыхательным *bh, *dh, *gh,
сформулированный в 1885 К. Бартоломе. Согласно Б. з., группы
согласных bh + t, bh + k, dh + k, dh + p, gh + p, gh + t и т. п.
превращаются в древнеиндийском языке в
сочетания bdh, bgh, dgh, dbh, gbh, gdh и т. д. (например, причастия на ‑ta- от глаголов lábhate ‘берёт’, bódhati ‘бодрствует,
замечает, узнаёт’, dáhati ‘сжигает’ имеют вид labdhá ‘взятый’ из
*labh-tá‑, buddhá ‘узнанный’, ‘замеченный’ из *budh-ta‑, dagdhá
‘сожжённый’ из *dagh-tá‑, от корня doh‑/duh- ‘доить’ 3‑е лицо единственного числа - dógdhi из *dogh-ti). Соответственно в
древнеиранских языках, где общеиндийское придыхание было утрачено,
ожидались бы звонкие группы bd, bg, dg, db, gb, gd, однако они
засвидетельствованы только в древней части Авесты (в Гатах); aogədā
(из *augdā ‘проповедовал’ ← *augh-ta), dazdē ‘создали’ (← *dadh-tai),
в большинстве же случаев наблюдается позднее оглушение
предшествующей звонкой: aoxta. Древние группы «звонкий
непридыхательный» (*b, *d, *g) + «глухой» (*p, *t, *k) и в иранских, и в индийских
языках давали глухие рефлексы (древнеиндийское yuktá, авестийское yuxta ‘связанный, запряжённый’ из
*yug-tá‑, ср. yugám ‘ярмо’, от основы dā‑/dad- ‘давать’ - 3‑е л. ед. ч.
среднего залога datte ← *dad-te, причастие
dattá ← *dad + tá‑), на этом основании некоторые учёные
предполагают, что первоначально (в эпоху действия ассимилятивного Б. з.) звонкой была только
серия общеиндоевропейских (и общеарийских)
придыхательных согласных (*bh, *dh, *gh), простые же «звонкие» (*b,
*d, *g) на самом деле звонкими не были, обладали каким-то другим
отличительным признаком.
Соколов С. Н., Авестийский язык, М., 1961;
Барроу Т., Санскрит, М., 1976;
Bartholomae Chr., Arische Forschungen, Bd 1-3,
Halle, 1882-87.
О. С. Широков.
См. loi de Bartholomae.
Бартоломе́й Адольф Александрович (р. 1934), учёный в области строительной механики, член-корреспондент РАН (1991). Труды по теории упругости, пластичности и ползучести. Исследовал взаимодействия свайных фундаментов с окружающим грунтом.
* * *
БАРТОЛОМЕЙ Адольф Александрович - БАРТОЛОМЕ́Й Адольф Александрович (1934-2003), российский ученый в области строительной механики, член-корреспондент РАН (1991). Труды по теории упругости, пластичности и ползучести. Исследование взаимодействия свайных фундаментов с окружающим грунтом.
БАРТОЛОМЕЙ Адольф Александрович (р. 1934) - российский ученый, член-корреспондент РАН (1991). Труды по теории упругости, пластичности и ползучести. Исследование взаимодействия свайных фундаментов с окружающим грунтом.
БАРТОЛОМЕО ВЕНЕТО (Bartolommeo Veneto)
(ок. 1480-1531), итальянский живописец, представитель венецианской школы. Ученик венецианского мастера Джованни Беллини, влияние которого можно заметить в некоторых из его ранних работ. Самое раннее произведение Бартоломео - Мадонна (1502), находится в частной коллекции в Венеции. Картины Богоматерь с Младенцем (1505, Бергамо, Академия Каррара) и Обрезание (1506, Париж, Лувр) - образцы венецианского стиля в творчестве мастера. Позже Бартоломео, вероятно, жил в Милане, где испытал влияние ломбардской школы и посвятил себя главным образом портретной живописи. Среди его работ, созданных в миланский период, - Женский портрет (1530) и Портрет Лодовико Мартиненго (1530, Лондон, Национальная галерея). Художественную манеру Бартоломео отличает тщательность письма, но он не был хорошим рисовальщиком. Мужчины на его портретах часто выглядят экстравагантными; он любил изображать причудливые женские образы, подобные Женщине, играющей на лютне (1520, Милан, галерея Брера). Умер Бартоломео в 1531.
БАРТОЛОМЕО Фра - БАРТОЛОМЕ́О Фра (наст. имя Бартоломмео делла Порта, Bartolommeo della Porta) (1472-1517), итальянский живописец. Представитель Высокого Возрождения (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) во Флоренции. Величественные алтарные картины («Оплакивание Христа», 1515-1517).
Бартоломме́о Фра (Bartolommeo), настоящее имя Бартоломмео делла Порта (della Porta) (1472-1517), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения, мастер флорентийской школы. Величественные алтарные картины («Оплакивание Христа», 1515-1517).
БАРТОЛОММЕО Фра - с маленьким Иоанном Крестителем".
Собрание Тиссен-Борнемиса. Лугано.
1516. Галерея Питти. Флоренция.
БАРТОЛОЦЦИ Франческо (Bartolozzi, Francesco)
(1727-1815), итальянский гравер. Родился во Флоренции в 1727. Учился во флорентийской Академии художеств у Иньяцио Хьюфорда. С 1745 в течение шести лет работал в мастерской венецианского гравера Йозефа Вагнера. Затем переехал в Рим, где его покровителем стал кардинал Боттари; однако произведения Бартолоцци не пользовались большим успехом. По приглашению хранителя коллекции английского короля Георга III Далтона Бартолоцци в 1764 приехал в Англию. В Лондоне под руководством Уильяма Райланда он освоил технику пунктирной гравюры. Во время пребывания в Лондоне Бартолоцци выполнил гравюры с многих картин королевской коллекции. Для Бойделла, модного торговца гравюрами, он гравировал доски с полотен Гверчино, Аннибале Карраччи, Карло Дольчи и своих друзей - Дж.Б.Чиприани, Ангелики Кауфман и Джошуа Рейнолдса. Среди наиболее известных работ Бартолоцци - Венера, Амур и сатир (с картины Луки Джордано), Мадонна с Младенцем (с картины Сассоферрато), Мария, королева Шотландская, и ее сын Иаков I (по Ф.Цуккаро). В 1769 он стал действительным членом Королевской академии искусств. 2 ноября 1802 художник покинул Англию и по приглашению принца регента Португалии приехал в Лиссабон; там он стал основателем местной школы граверов. Бартолоцци был одним из самых известных мастеров пунктирной гравюры 18 в. Умер Бартолоцци в Лиссабоне 9 марта 1815.