Бертолу́ччи Бернардо (Bertolucci) (р. 1941), итальянский режиссёр. В кино с 1962. Фильмы: «Двойник» (1968), «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «Двадцатый век» (1976), «Трагедия смешного человека» (1981), «Последний император» (1987), «Под покровом неба» (1991), «Маленький Будда» (1995). Проявляет склонность к масштабным эпическим постановкам, попеременно увлекался идеями марксизма, фрейдизма, буддизма и др.
* * *
БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо - БЕРТОЛУ́ЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (р. 1941), итальянский режиссер и поэт. Испытал сильное влияние П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло), унаследовав от него социальный критицизм и исповедальность. Наиболее значительные фильмы: «Конформист», 1970 (по А. Моравиа); «Последнее танго в Париже», 1972; «Двадцатый век», 1976 (эпическая панорама итальянской жизни на протяжении полувека); «Последний император», 1987; «Ускользающая красота», 1996.
* * *
БЕРТОЛУ́ЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (р. 16 марта 1941, Парма, Италия), итальянский режиссер, драматург, поэт.
Учился в Римском университете. За свою книгу стихов удостоен премии Виареджо (1962). Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16-миллиметровой пленке «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Близкое знакомство с П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло) позволило ему стать ассистентом режиссера на съемках «Аккаттоне» (1961), а следом в стилистике своего учителя и мэтра снять первый полнометражный игровой фильм «Костлявая кума» (1962) - социологический репортаж об обитателях римского дна. В 1964 поставил свой второй фильм «Перед революцией», историю духовного «недовозмужания» юноши буржуазного круга с явными биографическими аллюзиями, который стал одним из ведущих фильмов молодежной итальянской контестации (протестного кино), в ее романтическом преломлении.
В период контестации снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод» (1965-66), работал над незавершенным фильмом «Канал» (1966), поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и гнев» (1967). В вольной экранизации «Двойника» Ф. М. Достоевского - фильм «Партнер» (1968) - впрямую выявлялась как идейная двойственность главного героя (что крайне характерно для творчества Бертолуччи в целом), так и точка заката самой контестации, утрата ею доминирующего положения в итальянском кино.
На рубеже 1960-1970-х гг. он открыто примыкает к движению итальянского политического кино, не поступаясь при этом собственными внутренними установками. В телефильме «Стратегия паука» (1969), развернутой экранизации наброска Х. Борхеса (см. БОРХЕС Хорхе Луис) «Тема предателя и героя», исследует природу героизма и предательства в контексте революционной борьбы. В адаптации одноименного романа А. Моравиа (см. МОРАВИА Альберто) «Конформист» (1970), следуя висконтиевской трактовке природы фашизма («Гибель богов»), вскрывает подоплеку сотрудничества с тиранией как замещение неудовлетворенных, преимущественно сексуальных комплексов.
В получившей несправедливо скандальную известность ленте «Последнее танго в Париже» (1972) создает романтическую версию современной трагедии любви. В 1976 создает эпопею «Двадцатый век», программно ангажированную, снятую с левых позиций сагу о борьбе социальных классов в Италии, сюжет которой охватывает три четверти 20 столетия и которая, в свою очередь, во многом знаменовала переход итальянского кино от злободневной актуальности политического кинематографа к произведениям историко-аналитическим. После фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) надолго порывает с итальянской тематикой.
После переезда в Англию начинается его «космополитический» период творчества как современного художника - гражданина мира. На материале китайской истории создает глубоко оригинальный аналог «Двадцатого века» в его азиатском преломлении - фильм «Последний император» (1987, две премии «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) и «Золотой глобус»), заслуженно снискавший громкую мировую славу. Экранизацией одноименного романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале «Под покровом неба» («Чай в пустыне», 1990). «Маленький Будда» (1993) оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма. После 15 лет жизни за границей снял в Италии фильм «Я танцую одна» («Ускользающая красота», 1995), своеобразную антологию ведущих тем и мотивов собственного творчества. Соавтор сценариев всех собственных картин.