Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бесы

Энциклопедический словарь

БЕСЫ - БЕ́СЫ, в древнеславянской мифологии злые духи; слово общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s - «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианской традиции «бес» при переводах заменило «демон». В христианских представлениях бесы - слуги и шпионы дьявола (см. ДЬЯВОЛ), они - воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом (см. МИХАИЛ Архангел) . Они - враги человеческого рода, насылают болезни (особенно душевные - беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем. Бесы, как и Дьявол, когда-то были слугами Божьими - ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу. Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря).

Отпадение бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (см. АПОКАЛИПСИС) (12, 9) и др. В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесов в стадо свиней.

Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать людям неправедные желания, подстрекать ко злу. Но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу. Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них - пустынников и аскетов. Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества - Антония Великого (см. АНТОНИЙ Великий) .

Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ)). Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху. В средневековой Европе особенно популярны легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»). Бесы могут являться в обличьи черного пса («Фауст» И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)) и черного кота. Их часто изображают как иноверцев или иноземцев (в русской традиции как эфиопов - «черных муринов» или ляхов, т. е. поляков, позднее - немцев: мотив, отраженный у Гоголя в «Ночи перед Рождеством»). На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего представляют в виде самых необычных фантазийных созданий. Чаще всего их изображают похожими на фавнов (см. ФАВН (бог)) и сатиров (см. САТИРЫ): с небольшими рожками, копытцами, хвостом.

По русским представлениям, бесы чаще всего невидимы. Их дано видеть иногда лишь твердым, праведным людям (например, видение идущего к Иоанну Кронштадскому (см. ИОАНН Кронштадтский) монаха, который видит «собор бесов», кричащих, что «нам теперь дана власть» - явная народная реакция на революционное брожение).

В европейском изобразительном искусстве бесов часто изображают в популярнейшем сюжете «Искушение Святого Антония» (Босх (см. БОСХ Иероним), Нитхард (см. НИТХАРДТ Матис), Лукас Кранах Старший (см. КРАНАХ Лукас Старший), Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) и др.), в сценах адских мучений и Страшного суда (см. СТРАШНЫЙ СУД) .

В европейской литературе связь с ортодоксальной традицией сохраняют образы бесов-мучителей у Данте в «Божественной комедии». Многочисленные средневековые легенды о бесовских искушениях разработаны (с ощутимым пародийным оттенком) в «Рукописи, найденной в Сарагосе» Я. Потоцкого. Принципиальная трактовка Достоевским Черта в «Братьях Карамазовых» как воплощения зла, таящегося в темных глубинах человеческой души, почти цитатно повторена Т. Манном в «Докторе Фаустусе». Изображение революционеров-террористов как бесовской силы в другом романе Достоевского, «Бесы», в большей степени восходит к народным представлениям о бесах как о возмутителях спокойствия. Пестрая свита Воланда в «Мастере и Маргарите» Булгакова восходит к средневековой низовой сатире.

Большой энциклопедический словарь

БЕСЫ - в древнеславянской мифологии злые духи; в христианских представлениях то же, что черти.

Гуманитарный словарь

БЕ́СЫ (общеслав. слово: старослав. ед. ч. бѣсъ, укр. біс, болг. бяс и т. д., восходящее к индоевроп. bho-dho-s - "вызывающий страх, ужас", того же корня, что и слово "бояться") - в др.-слав. религ.-мифологич. представлениях - злые духи. Из языческой терминологии слово "Б." перешло в христианскую традицию для пер. греч. слова δαιμονεζ (демоны), к-рое (особенно в др. период) не обязательно соединялось с отрицат. значением. Так, у Гомера и Гесиода демоны - существа, занимающие среднее между богами и людьми положение; у Платона этим словом обозначаются и души умерших добрых людей (гении). Сократ постоянно ссылался на своего личного даймана, повелевающего говорить только правду (роль ангела-хранителя в христианстве). В Септуагинте термин δαιμονεζ употребляется для указания на чужих, языческих богов (Втор. 32.17) или на некую пагубу, "заразу" ("зараза, опустошающая в полдень", - слав. "бес полуденный", - Пс. 90.6). Для Иосифа Флавия демоны - "духи злых людей" (Иудейская война, VII, 6, 3). В Новом Завете слово δαιμονεζ употребляется неск. раз в общем значении языч. богов или идолов (Деян. 17. 18; 1 Кор. 10.21), но обычно указывает на злых духов - "диаволов", к-рые, хотя и "веруют и трепещут" (Иак. 2.19), признаю́т Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 8.29), но остаются бесповоротно слугами своего князя Вельзевула, или Сатаны (Мф. 12.24). Поэтому и в христ. богословии они являются духами зла, непримиримыми антагонистами Св. Троицы и ангелов, "врагами невидимыми" рода человеческого. Здесь нет дуализма (как в иран. мифологии), ибо зло, живущее в бесах, - не изнач. качество их природы, а следствие ложного выбора их свободной воли. Б. и сам Диавол - не порождение "теневой" (параллельной благому Богу) стороны бытия, но Его творения, неверные слуги. Некогда бывшие ангелами, они не сохранили "своего достоинства" (Иуд. 1.6) и в акте гордыни и самопревозношения (направленного на достижение полной автономности бытия, - мотив, внуш. затем змеем Адаму и Еве) отпали от Бога и стали "ангелами Сатаны" (Апок. 12.9), "ангелами бездны". (В церк.-слав. нар. обиходе для отличия от ангелов добрых Б. называют аггелами, что соответствует орфографии, но не произношению, греч. αγγελοζ - "ангел"). От своего "ангельского прошлого" Б. сохранили определ. способность сверхчеловеч. знания и могущества, поставленную на службу злу. Но они не могут проникнуть в глубины духа людей праведных и волевых. Деятельность Б. как искусителей направлена на всех людей, но особенно на монахов и всех тех, кто ведет с ними сознательную и явную "брань" (см. Жизнеописание св. Антония и ром. Г. Флобера "Искушение святого Антония"). Они разделяют с ангелами способность быть невидимыми и являться по собств. произволу в разл. образах, вплоть до образа светлого ангела и даже Иисуса Христа. Обычный образ Б. в иконографии совмещает в себе антропоморфные и териоморфные (звероподобные) черты, приближаясь в этом к языч. образу сатаны или фавна: он темен, рогат, хвостат, ноги оканчиваются копытцами, при этом сохраняются крылья (в воспоминание изначальной ангельской природы), но - как у летучей мыши, еще одного "нечистого" животного. Одна из осн. функций бесов - мучение грешников в аду (особенно - "Божественная комедия" Данте и разл. апокрифич. повествования). В рус. лит-ре метафорич. воплощение "мелкого", развращающего, "завистливого" и мстительного зла ("Бесы" Ф. М. Достоевского, "Мелкий бес", Ф. К. Сологуба, образ черта-"ферта" в пов. Л. М. Леонова "Конец мелкого человека" и др.).

Лит.: Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной рус. лит-ре // В сб.: Древности. Труды Славянской комиссии Императ. Моск. археологич. об-ва. Т. 4. Вып. 1. М., 1907. С. 54-152; Спасский А. Вера в демонов в Др. Церкви и борьба с ними // Богосл. вестник. 1907. Т. 2. С. 357-391; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Сканворды для слова бесы

- Роман Фёдора Достоевского.

- Пьеса Альбера Камю.

- Сериал Владимира Хотиненко.

- Фильм Анджея Вайды.

- Стихотворение Пушкина.

Полезные сервисы

бесы голову шестом не достанут

Поговорки

Пск. Ирон. О высокомерном, заносчивом человеке. ПОС 7, 51.

Полезные сервисы

бесы ломают

Поговорки

См. Беси гоняют.

Полезные сервисы