Бибо́п - боп, рибоп (англ. bebop, bop, rebop - скэт), первый стиль так называемого современного джаза, сложившийся в начале 1940-х гг. В противоположность свингу, как правило, исполняется малыми ансамблями (комбо). Родоначальники бибопа - Ч. Паркер, Дж. Гиллеспи. Характеризуется повышением роли солистов-импровизаторов (бибоп - нетанцевальный стиль), а также использованием голоса в качестве музыкального инструмента.
* * *
БИБОП - БИБО́П (боп) (англ. bebop), джазовый стиль, сложившийся в начале 1940-х годов, одно из основных направлений модерн-джаза. (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) Бибоп, продолжая развивать принципы свинга (см. СВИНГ) в использовании выразительных средств, обнаруживает самые разнообразные тенденции. Это музыка, создаваемая не для массового потребления, а для довольно ограниченной аудитории знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится солист-импровизатор (в роли которого может выступать любой участник ансамбля), в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. Другие специфические черты бибопа: тенденция к возрождению и одновременно обновлению традиций негритянского хот-стиля (см. ХОТ) (в этом смысле бибоп сближается с ривайвл (см. РИВАЙВЛ)-джазом); новаторство в сфере мелодики, ритма, гармонии и тональности; усиление фактора неожиданности, непредсказуемости, нарушение регулярности движения, склонность к асимметричным построениям, введение элементов атональности и политональности; обилие хроматизмов, диссонансов, кластеров, широкое применение брейков и риффов (см. РИФФ), офф-бита.
В области вокала утвердилась и получила дальнейшее развитие заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза особая бестекстовая, слоговая техника исполнения - скэт (см. СКЭТ). Эта манера пения, благодаря отсутствию зависимости мелодии и ритма от текста, открывает большие возможности для свободной импровизации и для использования голоса как виртуозного музыкального инструмента. От бибопа ведет происхождение характерная разновидность скэта, непосредственно связанная с имитацией звучания отдельных инструментов, инструментальных групп, ансамблей и даже больших оркестров - так называемое «инструментальное пение» (англ. instrumental vocal).
Еще одна область экспериментирования музыкантов бибопа - освоение латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария народов Центральной и Южной Америки. Наиболее значительные достижения в этой области принадлежат «афро-кубинскому джазу» (другие названия данного направления - «ку-боп» или «кубана-боп»); с ним также связаны попытки создания биг-бэндов, играющих в стиле бибоп. Существенное влияние бибоп оказал и на многие последующие стили современного джаза (кул (см. КУЛ-ДЖАЗ), хард-боп, модерн-свинг, фри-джаз и другие). Основоположниками бибопа считаются саксофонист Чарли Паркер (см. ПАРКЕР Чарли Берд), трубач Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи) и пианист Телониус Монк (см. МОНК Телониус). Первые записи бибопа на пластинки сделаны в 1945.