Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

блаватская

Сканворды для слова блаватская

- Русская писательница, основательница Теософского движения.

- Её перу принадлежат сочинения: «Разоблачённая Исида» и «Тайная доктрина».

Полезные сервисы

блаватская ел. петр

Гуманитарный словарь

БЛАВА́ТСКАЯ Ел. Петр. (псевд. Радда Бай) (1831-91) - путешественница и авантюристка, медиум-духовидец, автор оккультных соч., прозаик. Основательница Теософского об-ва. Дворянка. Дочь рано умершей писательницы Е. А. Ган. Провела детство и отрочество в имении деда в Сарат. губ. и в Тифлисе, в 16 лет после фиктивного брака освободилась от опеки и отправилась в путешествия по Европе, Сев. Африке, Малой Азии, Сев. и Южной Америке, Китаю, Индии. С детства была склонна к мистике. Вскоре после возвращения в 1859 в Россию начала устраивать спиритич. сеансы. В 1864-72 снова путешествовала по Европе. В дек. 1872 в Одессе предлагала III Отделению свои услуги в качестве междунар. агента, откровенно признавая при этом преимущественно мистификаторский характер своих спиритических сеансов: "Каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моими собственными - для успеха планов моих - словами и соображениями. Редко, очень редко мне не удавалось посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны" (см.: Лит. обоз., 1988, 6). III Отделение отклонило предложение Б. В 1873 она уехала в США, выступала там в печати со статьями о спиритизме. В 1875 совместно с полковником Г. Олкоттом основывает в Нью-Йорке Теософское об-во, филиалы к-рого появилсь вскоре в Англии, Индии, на Цейлоне и в др. странах. В 1878-84 находилась в Индии. В 1884 б. сотрудники Б., супруги Коломб, обнародовали ряд писем Б., из к-рых явствовало, что многочисл. "феномены", с помощью к-рых доказывала реальность не изв. науке сил, были обманом. Это не остановило роста популярности Б., к-рая вскоре приступила к изданию нескольких теософских журналов в Лондоне и Париже. Задачи, сформулиров. Б. для Теософского об-ва, состояли в том, чтобы восстановить утраченное совр. людьми знание скрытых сил природы, якобы известных в древности, а также раскрыть изначальное тождество символов разных религий, что должно привести к созданию "универсальной религии". Б. враждебно относилась к христианству, отрицала личного Бога - Творца и Промыслителя, на Его месте у нее - безличный космич. разум с целым сонмом бесконечных иерархий сил, занимающихся грандиозным стр-вом Вселенной. Осн. соч. Б. "Тайная доктрина" (1888-1897, на рус. яз. перевела Е. И. Рерих в 1937) снабжено схемой космогонич. и антропогонич. процессов с многоступенчатой иерархией "планов", или уровней, "кругов", эволюции универсума; здесь же представлено учение о семи расах, последовательно сменявших друг друга, о трех телах человека: физическом, астральном и ментальном - и др. Б. утверждала, что излагает учение "махатм" - великих вост. учителей, инспирирующих духовную эволюцию человека; контакт с "махатмами" у Б. (как позже у ее последовательницы Е. И. Рерих) осуществлялся в медиумическом трансе. Учение Б., в нек-рой мере основанное, вероятно, на каком-то опыте интроспекции, представляло собой в то же время смесь идей, заимствованных из буддизма, индуизма, гностицизма, но гл. обр. почерпнутых из лит-ры франц. оккультизма. Популярность учения Б. в Европе объяснима тем, что оно предлагало своего рода религию, приспособл. к мышлению людей 19 века, пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало исканиям здешних религ. реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма с ценностями других мировых религий.

Соч.: Дурбар в Лахоре. Из дневника русской // Рус. вестник, 1881, 5-7; Из пещер и дебрей Индостана. Письма на родину. Там же, 1883, 1-4; 1885, 11; 1886, 2, 3, 8; отд. изд. - СПб., 1912; Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах" Мадраса. Там же, 1884, 12; 1885, 1-4, отд изд.: СПб., 1893; Тайная доктрина. Тт. 1-2. Рига, 1937; Голос безмолвия. Калуга, 1908, 1912.

Лит.: Вс. С. Соловьев. Совр. жрица Изиды. Мое знакомство с Блаватской и "теософическим обществом". М., 1994.

Е. П. Блаватская

Е. П. Блаватская

Полезные сервисы

блаватская елена петровна

Энциклопедический словарь

Блава́тская Елена Петровна (1831-1891), русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму. Приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 в Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где также обосновалось Теософическое общество. В 1884 вернулась в Европу, где был предан гласности ряд писем Блаватской, из которых явствовало, что многочисленные её «феномены» были обманом. Главные сочинения Блаватской: «Разоблачённая Исида» (1877), «Тайная доктрина» (т. 1-3, 1888-97).

* * *

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна - БЛАВА́ТСКАЯ Елена Петровна [12 августа 1831, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) - 8 мая 1891, Лондон], русская писательница, основательница Теософского движения (см. ТЕОСОФИЯ).

Происходила из дворянского рода, урожденная Ган. Ее мать, Елена Андреевна Ган, урожденная Фадеева, была известной писательницей. Блаватская - близкая родственница С. Ю. Витте (см. ВИТТЕ Сергей Юльевич).

Рано лишилась матери, в восемнадцать лет вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани (Ереван). Брак, заключенный лишь в стремлении обрести независимость, оказался неудачным. Через несколько месяцев Блаватская убежала из дома и начала свои странствия, о которых известно мало достоверного. В середине 1870-х гг. Блаватская оказалась в Нью-Йорке. Еще раньше она познакомилась со спиритами и даже сама основала спиритическое общество в Каире, просуществовавшее недолго. В Америке в то время спиритических обществ было особенно много. Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Елена Петровна знакомится с полковником Генри Олкоттом и вместе с ним и близкими друзьями в 1875 организовывает Теософское общество. Формулируются три задачи общества: создание ядра Вселенского братства человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; содействие изучению сравнительной религии, философии и науки; исследование необъясненных законов природы и сил, сокрытых в человеке. В сентябре 1877 в нью-йоркском издательстве J. W. Bouton вышел в свет первый труд Е. П. Блаватской «Разоблаченная Исида». В 1878 Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие широко освещалось в печати. В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олкотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1879 устраивают штаб-квартиру Общества. В октябре 1879 они приступают к изданию первого теософского журнала The Theosophist, редактором которого становится Е. П. Блаватская. Теософское общество, одно из первых познакомивших широкую публику с духовной сокровищницей буддизма, быстро расширяется. Особый резонанс труды общества имели в Англии и в образованных кругах индийского общества. В мае 1880 Блаватская со своим другом едут на Цейлон, где полковник Олкотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают панча-шила, то есть официально становятся буддистами, - факт, который Олкотт впоследствии объяснил как «формальное подтверждение наших давних убеждений». Блаватская принимает индийское имя Радда-бай.

В 1882 в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Состояние здоровья Блаватской в это время резко ухудшилось, и она едет в Европу. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии в городе Эльберфельде и погружается в работу над новой книгой «Тайная Доктрина». В это время в Индии начинается кампания по обвинению Блаватской в фальсификации феноменальных явлений. Члены Теософского общества решают не предавать это дело огласке, и Блаватская в марте 1885 уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Кампания против Блаватской продолжилась в Лондоне, так как английское правительство рассматривало ее деятельность по возрождению буддизма как подрыв своего владычества в Индии. Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, в своем докладе в декабре 1885 заклеймил Е. П. Блаватскую как обманщицу, а также обвинил ее в шпионаже в пользу России.

В Англии Блаватская продолжила работу над «Тайной Доктриной»; она была завершена и опубликована в октябре 1888. Помогали Блаватской Бертрам Китли и доктор Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. Основу «Тайной Доктрины» составляют станцы из некой «Книги Дзиан» с комментариями и пояснениями Блаватской. Также в книге подробно рассматривается символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идет об образовании Вселенной. Второй том рассматривает происхождение и эволюцию человечества. В октябре 1890 Европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонc-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Блаватская пишет «Ключ к Теософии» и «Голос Безмолвия».

Скончалась Блаватская в Лондоне от гриппа.

Большой энциклопедический словарь

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831-91) - русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Африке, М. Азии, Сев. и Юж. Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму. Приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 в Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где с 1878 обосновалось Теософическое общество. В 1884 вернулась в Европу, где был предан гласности ряд писем Блаватской, из которых явствовало, что многочисленные ее "феномены" были обманом. Главные сочинения Блаватской: "Разоблаченная Исида" (1877), "Тайная доктрина" (т. 1-3, 1888-97).

Полезные сервисы

блаватская, елена петровна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831 - 1891), русская писательница, теософ. Странствовала по Европе, Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму. Приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала Теософическое общество в 1875 в Нью-Йорке, с 1879 - в Индии. В 1884 вернулась в Европу. Главные сочинения Блаватской: "Из пещер и дебрей Индостана. Письма на родину" (1883, 1912), "Разоблаченная Исида" (другие названия "Изида без покрова", 1877), "Тайная доктрина" (тома 1-3, 1888 - 97).

Полезные сервисы