- Американский киноактёр, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1951 году в фильме «Африканская королева».
- Американский актёр, известный по ролям в таких фильмах, как «Мальтийский сокол» и «Касабланка».
Бо́гарт (Bogart) Хемфри (18991957), американский актёр. В театре с 1920, в кино с 1930. Первоначальное амплуа роли хладнокровных преступников («Окаменевший лес», 1936; «Тупик», 1937); постепенно воплощаемые им образы становились всё более сложными и психологически углублёнными. Главные роли в фильмах: «Бурные двадцатые годы» (1939; в отечественном прокате «Судьба солдата в Америке»), «Мальтийский сокол» (1941), «Африканская королева» (1951), «Тем тяжелее будет падение» (1956) и др.
Бо́гарт Хамфри (Bogart) (1899-1957), американский актёр. В театре с 1920, в кино с 1930. Главные роли в фильмах: «Бурные двадцатые годы» (в отечественном прокате - «Судьба солдата в Америке»), «Мальтийский сокол», «Африканская королева», «Тем тяжелее будет падение» и др.
* * *
БОГАРТ Хамфри - БО́ГАРТ (Bogart) Хамфри (1899-1957), американский киноактер. Играя гангстеров («Окаменевший лес», 1936) или «крутых» детективов («Мальтийский сокол», 1941), стал воплощением мужественности. Пика успеха достиг в мелодраме М. Куртица «Касабланка» (1943). Смерть Богарта символически обозначила конец «старого» Голливуда и его типажей, на смену ему пришли актеры с амплуа «парня с соседней улицы».
* * *
БО́ГАРТ (Bogart) Хамфри (23 января 1899, Нью-Йорк - 14 января 1957, Лос-Анджелес), американский актер кино и театра, продюсер.
До прихода в кино был моряком, брокером, театральным продюсером, играл на бродвейской сцене. В кино дебютировал в 1930 в фильме Джона Форда (см. ФОРД Джон (кинорежиссер)) «Вверх по реке». В 1930-е неоднократно играл гангстеров, обнаруживая при внешней сдержанности, скупости слов и жестов незаурядную внутреннюю силу («Тупик», 1937, другое прокатное название - «Трущобы большого города», «Король подпольного мира», 1939, «Бурные двадцатые годы», 1939, другое прокатное название - «Судьба солдата в Америке»).
Новой вехой в творчестве Богарта стал фильм Д. Хьюстона (см. ХЬЮСТОН Джон) «Мальтийский сокол» (1941), где актер блестяще сыграл частного детектива Сэма Спейда. В отличие от прежних работ в его персонаже появились черты романтического героя. Эта грань таланта Богарта получила еще большее развитие в авантюрной мелодраме «Касабланка» (1942). Именно благодаря игре Богарта и Ингрид Бергман (см. БЕРГМАН Ингрид) картина с интересом воспринимается и современным зрителем.
Эта линия продолжилась и в образе Гарри Моргана в экранизации романа Э. Хемингуэя (см. ХЕМИНГУЭЙ Эрнест) «Иметь и не иметь» (1945). На первый план здесь вышли любовные сцены, особенно убедительные потому, что экранный роман героев повторился и в жизни: через год Богарт женился на своей юной партнерше по фильму, актрисе Лорин Бэколл. (см. БЭКОЛЛ Лорин)
Конец 1940-х ознаменовался для актера созданием образов людей противоречивых, неоднозначных, резко меняющихся под влиянием тех или иных обстоятельств. Таким он предстал в роли золотоискателя Доббса в фильме Джона Хьюстона «Сокровище Сьерра-Мадре» (1948). В «Африканской королеве» того же режиссера (1951) он мастерски передал процесс преображения не расстающегося с бутылкой виски капитана после того, как его охватывает любовь к немолодой сестре-миссионерке; наградой оказался долгожданный «Оскар (см. ОСКАР (в кино))». В последних картинах Богарт вернулся к ролям циничных представителей теневого мира, но значительно более психологически сложным, чем прежде - кинорежиссер в «Босоногой графине» (1954), беглый арестант в «Часах отчаяния» (1955), насмешливый и ироничный спортивный обозреватель в фильме «Тем тяжелее будет падать» (1956). В 1957 актер умер от рака горла.
БОГАРТ Хамфри (Bogart, Humphrey)
(1899-1957), американский киноактер, выросший до культовой фигуры благодаря ролям "крутых парней" - детективов, гангстеров и отщепенцев. Родился 23 января 1899 в Нью-Йорке в обеспеченной семье. Получив образование в Тринити-скул (Нью-Йорк) и академии Филипса (Андовер, шт. Массачусетс), предполагал продолжить учебу в Йельском университете, однако после вступления США в Первую мировую войну пошел на службу в военно-морской флот. После войны Богарт играл в театре в амплуа романтических юнцов. В 1930 подписал контракт с Голливудом и долгое время метался между Калифорнией и Нью-Йорком, не находя себе достойного применения. В 1934 получил роль гангстера Дьюка Мэнти в пьесе Р.Шервуда Окаменевший лес (The Petrified Forest), в 1936 сыграл эту же роль в кино. После успеха экранизации студия "Уорнер Бразерс" заключила с Богартом долговременный контракт. Редкий фильм криминального жанра на этой студии обходился без Богарта: в 1936-1940 он в среднем каждые два месяца снимался в новом фильме, с успехом изображая героев, стоящих по обе стороны закона. Решающим для его карьеры был 1941 год, когда за ролью вызывающего сочувствие беглого арестанта (Высокая Сьерра - High Sierra) последовал образ Сэма Спейда в Мальтийском соколе (The Maltese Falcon) - бесстрастного детектива, чей пессимизм сдерживается лишь чувством профессионального долга. Удостоенная премии "Оскар" Касабланка (Casablanca, 1942) (по некоторым оценкам, лучший фильм за всю историю Голливуда) добавила к экранному образу Богарта романтические штрихи, после чего актер вошел в зенит своей славы. Благодаря образу романтичного циника Рика Блэйна для многих зрителей Богарт олицетворяет 1940-е годы. Вместе с Лорен Бокол, ставшей в 1945 его четвертой женой, Богарт сыграл в четырех самых знаменитых картинах в жанре "черного фильма" 1940-х годов: Иметь и не иметь (To Have and Have Not, 1944), Вечный сон (The Big Sleep, 1946), Мрачная поездка (Dark Passage, 1947) и Ки-Ларго (Key Largo, 1948). К концу десятилетия планка успеха Богарта поднялась настолько высоко, что он мог позволить себе заметно расширить свой актерский диапазон. Наряду с одержимым золотоискателем в классическом фильме Д.Хьюстона Сокровище Сьерра-Мадре (The Treasure of the Sierra Madre, 1948), он создал образ подозреваемого в убийстве ипохондрика-сценариста (В безлюдном месте - In a Lonely Place, 1950), капитана Куига в Мятеже на "Каине" (The Caine Mutiny, 1954) и чванливого бизнесмена в комедии Сабрина (Sabrina, 1954). За одну из таких нестандартных ролей старого выпивохи-шкипера с речного баркаса (Африканская королева - The African Queen, 1951) Богарт был удостоен премии "Оскар". Последний фильм Богарта, Тем тяжелее будет падать (The Harder They Fall, 1956), впечатляющий акт обвинения спортивному бизнесу, - вышел на экран за десять месяцев до смерти Богарта от рака в Голливуде 14 января 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Базен А. Смерть Хэмфри Богарта. - В кн.: Базен А. Что такое кино? М., 1972 Кино США. Актерская энциклопедия. М., 1996