сущ., кол-во синонимов: 1
минерал (5627)
Богусла́в - город (с 1938) в Украине, Киевская область, на р. Рось. Железнодорожная станция. 19,2 тыс. жителей (1991). Фабрики: суконная, художественных изделий, мебельная; пищевые предприятия и др. Музеи: историко-краеведческий, украинского художника И. М. Сошенко. Известен с 1195 как древнерусская крепость. С XIV в. в Литве и Польше, с 1793 в Российской империи.
* * *
БОГУСЛАВ - БОГУСЛА́В, город (с 1938) на Украине, Киевская область (см. КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ). Население 18 тыс человек (2003). Расположен на реке Рось (см. РОСЬ). Железнодорожная станция.
Фабрики: суконная, художественных изделий, мебельная. Пищевые предприятия.
Основан Ярославом Мудрым (см. ЯРОСЛАВ Мудрый) в 1032, с 1195 - древнерусская крепость. С 14 в. в составе Великого княжества Литовского (см. ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО). В 1569 принадлежал объединенному государству Литвы и Польши - Речи Посполитой. С 1793 в Российской империи. С конца 19 в. стал центром изготовления самобытной декоративной ткани (богуславская ткань).
Среди достопримечательностей: Историко-краеведческий музей, музей украинского художника И. М. Сошенко.
БОГУСЛАВ - город (с 1938) на Украине, Киевская обл., на р. Рось. Железнодорожная станция. 19,2 тыс. жителей (1991). Фабрики: суконная, художественных изделий, мебельная; пищевые предприятия и др. Музеи: историко-краеведческий, украинского художника И. М. Сошенко. Известен с 1195 как древнерусская крепость. С 14 в. в Литве и Польше, с 1793 в Российской империи.
БОГУСЛАВСКАЯ Зоя Борисовна - БОГУСЛА́ВСКАЯ Зоя Борисовна (р. 1929), русская писательница, драматург, критик. Критические работы: «Леонид Леонов» (1960) и др. В прозе - острые социально-нравственные коллизии (книги «... и завтра», 1967, «Посредники», 1981 и др.). Пьеса «Контакт» (1979) и др.
БОГУСЛАВСКАЯ Зоя Борисовна (р. 1929) - русская писательница, драматург, критик. Критические работы: "Леонид Леонов" (1960) и др. В прозе - острые социально-нравственные коллизии (книги "... и завтра", 1967, "Посредники", 1981 и др.). Пьеса "Контакт" (1979) и др.
БОГУСЛАВСКИЙ (Boguslawski) Войцех (1757-1829) - польский режиссер, драматург, артист драмы и оперы (бас), педагог. Один из создателей польских профессиональных драматических и музыкальных театров. Поставил оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" Стефани (1794).
Богусла́вский Войцех (Bogusławski) (1757-1829), польский режиссёр, драматург, артист драмы и оперы (бас), педагог. Один из создателей польских профессиональных драматических и музыкальных театров. Поставил оперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» Я. Стефани (1794).
* * *
БОГУСЛАВСКИЙ Войцех - БОГУСЛА́ВСКИЙ (Boguslawski) Войцех (9 апреля 1757, Глинно, близ Познани - 23 июля 1829, Варшава), польский режиссер, драматург, артист драмы и оперы (бас), педагог. Один из создателей польских профессиональных драматических и музыкальных театров.
В период с 1762 по 1770 учился в Варшаве; в 1778 стал актером драматической труппы. Одновременно участвовал в первых опытах по созданию национальной оперы (написал либретто оперы «Осчастливленная нищета» М. Каменьского (см. КАМЕНЬСКИЙ Мацей), постановка 1778 с участием Богуславского). В 1783-1784 директор труппы «Национальные актеры» (впоследствии - «Театр Народовы») в Варшаве. В 1785 организовал театр в Вильне (см. ВИЛЬНО) и гастролировал с ним по городам Польши, Галиции (см. ГАЛИЦИЯ), западным губерниям России. Эти поездки имели большое значение для становления польского национального театра. С 1789 вновь в Варшаве руководил труппой «Национальные актеры», где ставил произведения зарубежных драматургов (У. Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Мольер (см. МОЛЬЕР), П. Бомарше (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен), Г. Э. Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим)) и польских авторов («Возвращение депутата» Ю. Немцевича (см. НЕМЦЕВИЧ Юлиан Урсын), 1791), а также пьесы собственного сочинения («Генрих VI на охоте», 1792). Его деятельность имела большое значение для развития польского оперного театра (перевел либретто и поставил оперы западноевропейских композиторов). В 1794 сочинил либретто и поставил комическую оперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» Я. Стефани, имевшую в условиях национально-освободительного движения 1794 большой политический резонанс (сохраняется в репертуаре современных польских театров). В 1799-1814 вновь возглавлял «Театр Народовы». Выступал с равным успехом, как в оперных, так и в драматических спектаклях: роли - Король Лир, Гамлет в одноименных пьесах Шекспира и др.; оперные партии - Аксур в одноименной опере А. Сальери; Бардос - «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы». Основываясь на эстетических нормах классицизма, в своем, искусстве был близок принципам сценического реализма. С 1811 вел педагогическую работу в организованной по его проекту «Драматической школе» (Варшава).