м.
Съедобный гриб с тёмно-коричневой шляпкой на толстой и беловатой ножке; белый гриб.
БОРОВИ́К, -а́, м
Съедобный гриб с темно-коричневой выпуклой толстой шляпкой на толстой белой ножке, растущий в лесах почти на всей территории России;
Син.: белый гриб.
Белый гриб (боровик) растет как в хвойных, так и в лиственных лесах (В. Сол.).
БОРОВИ́К -а́; м. Разновидность белого гриба с тёмно-коричневой шляпкой и беловатой толстой ножкой.
◁ Боровичо́к (см.).
* * *
борови́к - то же, что белый гриб.
БОРОВИК - то же, что белый гриб.
-а́, м.
Гриб с темнокоричневой толстой шляпкой и беловатой толстой ножкой; белый гриб.
Когда наступала грибная пора, из леса несли кузова крепких боровиков, подосиновиков, рыжиков, груздей. Полторацкий, Дорога в Суздаль.
БОРОВИК, то же, что белый гриб.
борови́к, боровики́, боровика́, боровико́в, боровику́, боровика́м, боровико́м, боровика́ми, боровике́, боровика́х
сущ., кол-во синонимов: 29
бекас (26)
белый (99)
белый гриб (13)
беляк (11)
болет (1)
боровик берроуза (2)
боровик девичий (1)
боровик красивый (3)
боровик ле галь (2)
боровик сетчатый (2)
боровик фехтера (2)
боровик юнквилла (2)
боровичок (2)
дубовик келе (3)
жминда (2)
красный гриб (5)
порог (22)
растение (4422)
сатанинский гриб (4)
см. белый гриб
БОРОВИКОВ БОРОВИКОВСКИЙ БОРОВОЙ БОРОВИК
Боровик - человек, живущий в бору, то есть густом хвойном лесу, и занимающийся каким-либо лесным промыслом.Такой образ жизни породил и переносное значение: сильный, здоровый человек. О крепком старике говорили: "Вон еще он какой боровик: двоих переживет" (Ф). В "Ономастиконе" Веселовского Боровой Василий Микулич, 1597 г., Арзамас.
- Фамилия белого гриба.
- Белый гриб, обычно растущий среди сосен.
- Съедобный гриб.
- Российский писатель, автор пьес «Агент 00», «Заговор в Буккиттинги», «Интервью в Буэнос-Айресе».
- Российский писатель, автор пьес «Три минуты Мартина Гроу», «Человек перед выстрелом».
- Российский писатель, автор романа-эссе «Пролог».
- Российский писатель, автор документальных книг «Один год неспокойного солнца», «Повесть о зелёной ящерице».
- Российский писатель, автор повести «Май в Лиссабоне».
БОРОВИК (гриб) - БОРОВИ́К, то же, что белый гриб (см. БЕЛЫЙ ГРИБ).
БОРОВИК Артем Генрихович - БОРОВИ́К Артем Генрихович (13 сентября, 1960 Москва - 9 марта 2000, там же), российский журналист. Сын Г. А. Боровика (см. БОРОВИК Генрих Авиэзерович).
Детство провел в США, где в то время работал его отец собственным корреспондентом Агентства печати Новости. В 1982 окончил факультет журналистики МГИМО.
По окончании института работал корреспондентом международного отдела газеты «Советская Россия». Побывав в горячих точках - Чернобыле, Никарагуа, опубликовал серию очерков, которые привлекли читателей своей остротой и гражданской позицией автора. В 1987-1991 гг. работал корреспондентом журнала «Огонек», на страницах которого в 1987 появились его очерки об Афганской войне, одновременно был одним из ведущих популярной перестроечной телепрограммы «Взгляд». Свою известность получил прежде всего как военный журналист. Автор книг: «Встретимся у трех журавлей», «Спрятанная война» (об Афганистане), «Как я был солдатом армии США». Все книги разошлись большим тиражом.
В 1991 занял пост главного редактора основного им еженедельника «Совершенно секретно» и ведущим одноименной телепрограммы на российском телевидении. В 1995 возглавил совет директоров информационно-издательской группы «Совершенно секретно», преобразованного затем в крупный медиахолдинг. В 1998 инициировал выход газеты «Версия».
В 2000 трагически погиб в авиакатастрофе, самолет Як-40, в котором Боровик направлялся в командировку в Киев, упал при взлете. После гибели Боровика была учреждена журналистская премия его имени, Благотворительный фонд Артема Боровика, который возглавил его отец.
Борови́к Генрих Авиэзерович (р. 1929), русский писатель. Антимилитаристская, антифашистская направленность в повести «Май в Лиссабоне» (1975), пьесах («Интервью в Буэнос-Айресе», 1976; Государственная премия СССР, 1977; «Агент 00», 1982). Роман-эссе «Пролог» (1984; Государственная премия СССР, 1986). Киносценарии. Автор и ведущий публицистических телепрограмм.
* * *
БОРОВИК Генрих Авиэзерович - БОРОВИ́К Генрих Авиэзерович (р. 1929), русский писатель. Антимилитаристская, антифашистская направленность в повести («Май в Лиссабоне», 1975), пьесах («Интервью в Буэнос-Айресе», 1976; Государственная премия СССР, 1977; «Агент 00», 1982). Роман-эссе «Пролог» (1984; Государственная премия СССР, 1986). Цикл телепрограмм, посвященных наиболее острым моментам истории России, а также зарубежным политическим деятелям.
БОРОВИК Генрих Авиэзерович (р. 1929) - русский писатель. Антимилитаристская, антифашистская направленность в повести ("Май в Лиссабоне", 1975), пьесах ("Интервью в Буэнос-Айресе", 1976; Государственная премия СССР, 1977; "Агент 00", 1982). Роман-эссе "Пролог" (1984; Государственная премия СССР, 1986). Репортажи.
Борови́к-Рома́нов Виктор-Андрей Станиславович (1920-1997), физик, академик РАН (1972). Основные труды по антиферромагнетизму. Открыл пьезомагнетизм. Государственная премия Российской Федерации (1993).
* * *
БОРОВИК-РОМАНОВ Виктор-Андрей Станиславович - БОРОВИ́К-РОМА́НОВ Виктор-Андрей Станиславович (18 марта 1920, Петроград - 31 июля 1997, Москва), российский физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1972). Основные труды по антиферромагнетизму. Открыл пьезомагнетизм.
БОРОВИК-РОМАНОВ Виктор-Андрей Станиславович (р. 1920) - физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1972). Основные труды по антиферромагнетизму. Открыл пьезомагнетизм.
БОРОВИКОВ БОРОВИКОВСКИЙ БОРОВОЙ БОРОВИК
Боровик - человек, живущий в бору, то есть густом хвойном лесу, и занимающийся каким-либо лесным промыслом.Такой образ жизни породил и переносное значение: сильный, здоровый человек. О крепком старике говорили: "Вон еще он какой боровик: двоих переживет" (Ф). В "Ономастиконе" Веселовского Боровой Василий Микулич, 1597 г., Арзамас.
БОРОВИКОВСКИЙ
Весьма многозначная фамилия у нашего великого живописца, портретиста конца XVIII - начала XIX вв. В.Л. Боровиковского. В основе - название гриба, растущего обычно в хвойном лесу - бору. Боровиком, Боровичком могли назвать человека плотного телосложения, кряжистого, основательного и серьезного. Прозвище и дало жизнь фамилиям Боровик, Боровиков, Боровиковский, Боровиченков . Если заглянуть в Словарь В.И. Даля, можно узнать много любопытного о словах с этим корнем. На севере, к примеру, боровиком называли метлу, веник, потому что веники вяжут в бору или в березняке. Мастер по заготовке этих необходимых в хозяйстве вещей вполне мог прозываться Боровиком. Такое же прозвище получал и живущий в бору и промышляющий сбором меда у диких боровых пчел, особенно если характер у него был зловредный, «кусачий». А вот предки Боровских к бору имели отношение косвенное: они были родом либо из Боровска Калужской губернии, либо из какого-то другого населенного пункта, связанного с понятием бор: Бор, Боровое и т.п.
БОРОВИКОВ БОРОВИКОВСКИЙ БОРОВОЙ БОРОВИК
Боровик - человек, живущий в бору, то есть густом хвойном лесу, и занимающийся каким-либо лесным промыслом.Такой образ жизни породил и переносное значение: сильный, здоровый человек. О крепком старике говорили: "Вон еще он какой боровик: двоих переживет" (Ф). В "Ономастиконе" Веселовского Боровой Василий Микулич, 1597 г., Арзамас.
БОРОВИКОВСКИЙ
Весьма многозначная фамилия у нашего великого живописца, портретиста конца XVIII - начала XIX вв. В.Л. Боровиковского. В основе - название гриба, растущего обычно в хвойном лесу - бору. Боровиком, Боровичком могли назвать человека плотного телосложения, кряжистого, основательного и серьезного. Прозвище и дало жизнь фамилиям Боровик, Боровиков, Боровиковский, Боровиченков . Если заглянуть в Словарь В.И. Даля, можно узнать много любопытного о словах с этим корнем. На севере, к примеру, боровиком называли метлу, веник, потому что веники вяжут в бору или в березняке. Мастер по заготовке этих необходимых в хозяйстве вещей вполне мог прозываться Боровиком. Такое же прозвище получал и живущий в бору и промышляющий сбором меда у диких боровых пчел, особенно если характер у него был зловредный, «кусачий». А вот предки Боровских к бору имели отношение косвенное: они были родом либо из Боровска Калужской губернии, либо из какого-то другого населенного пункта, связанного с понятием бор: Бор, Боровое и т.п.
БОРОВИКО́ВСКИЙ Вл. Лукич (1757-1825) - художник, портретист, представитель сентиментализма. До 1788 жил в Миргороде (Украина), где учился у отца - иконописца. С кон. 1788 - в СПб. (с 1792 обучался в мастерской И. Лампи). Был близок к крупнейшим деятелям рус. просветительства - писателю В. Капнисту, поэту Г. Державину, арх. Н. Львову. С нач. 1790-х гг. писал миниатюры (портрет В. Капниста) и сходные с ними по характеру исполнения портреты ("Лизанька и Дашенька", 1794). Разрабатывал камерный тип портрета, в к-ром ставил задачу раскрыть естеств. чувства и прирожд. склонности модели (портреты О. Филипповой, нач. 1790-х гг.; Е. Арсеневой, 1796; М. Лопухиной, 1797). Писал также б. сдержанные по настроению и сухие по живописному исполнению парадные портреты (А. Куракина, 1801-02; имп. Павла I, 1800). В нач. 19 в. в творчестве Б. появляются ампирные черты (портреты мадам де Сталь, М. Долгоруковой - оба нач. 1810-х гг.).
Лит.: Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский и рус. культура на рубеже 18-19 вв. М., 1975.
В. Л. Боровиковский "Портрет М. И. Лопухиной"
Боровико́вский Владимир Лукич (1757-1825), живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). Суховато-сдержанные работы Боровиковского 1800-х гг. («А. Б. Куракин», 1801-02) отражают влияние эстетики классицизма.
* * *
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич - БОРОВИКО́ВСКИЙ Владимир Лукич (24 июля (4 августа) 1757, Миргород - 6 (18) апреля 1825, Петербург) - русский художник, живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ), сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). С 1800-х испытал влияние классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) («А. Б. Куракин», 1801-1802).
Владимир Боровиковский родился в украинской казацкой семье. Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко (см. БАРОККО) [«Богоматерь с младенцем» (вероятно, из икон для миргородской Троицкой церкви), 1784, Музей украинского искусства, Киев]. В 1787 написал аллегорические композиции для торжественного оформления пути Екатерины II в Крым (не сохранились), после чего переселился в Санкт-Петербург, где был принят в доме Н. А. Львова (см. ЛЬВОВ Николай Александрович); сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (помимо самого Львова, с В. В. Капнистом (см. КАПНИСТ Василий Васильевич), Г. Р. Державиным (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) , И. И. Хемницером (см. ХЕМНИЦЕР Иван Иванович) ). Совершенствует мастерство, с 1792 занимаясь у австрийского живописца И. Б. Лампи-отца и пользуясь советами Д.Г. Левицкого (см. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич).
Активно претворяет опыт барочного искусства в религиозных заказах (живопись иконостасов Борисоглебского собора в Торжке, 1790-1792, и Иосифовского собора в Могилеве, 1793-1794; сохранилась лишь частично). В ранний петербургский период создает много миниатюрных портретов, обычно написанных маслом, но подражающих эмалевой живописи («В. В. Капнист», начало 1790-х, Русский музей), а также малоформатных портретных картинок, близких по стилю к миниатюре («Г. Р. Державин», 1795; «Торжковская крестьянка Христинья», ок. 1795; обе - Третьяковская галерея).
Характерная для этих образов лирическая задушевность, внимание к частной, «естественной» жизни человека свойственны и некоторым парадным его портретам (прежде всего, знаменитому портрету Екатерины II (1794, Третьяковская галерея), изображенной в домашнем платье на прогулке в царскосельском парке). Переливчатые, нежные цветовые гаммы органично связывают фигуры с пейзажным фоном. Кисть мастера не столько заостряет индивидуальные черты, сколько отмечает общие свойства просветленной, облагороженной человеческой натуры, благодаря чему большинство его персонажей, в особенности женских, кажется связанным неким фамильным родством. Среди типичных работ этого периода - портреты Н. И. Куракиной (1795), Е. Н. Арсеньевой (1796, оба - Русский музей), М. И. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея). Хрупкая, мечтательная красота последнего портрета век спустя вдохновила Я. П. Полонского («Она давно прошла - и нет уже тех глаз,/ И той улыбки нет, что молча выражали/ Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.../ Но красоту ее Боровиковский спас («К портрету М. И. Лопухиной», 1885).
Даже в более официозных образах Боровиковского живописная риторика предстает не блеском тщеславия, но выражением человеческого достоинства как такового; примером может служить портрет А. Б. Куракина (1801-02, Третьяковская галерея), в жизни чваного «павлина», как его звали современники. К числу самых эффектных работ мастера принадлежит портрет Павла I в коронационном одеянии (1800, Русский музей). Активное, героическое начало, предвосхищающее романтизм, четко проступает в портрете генерала Ф. А. Боровского (1799, там же). Прежняя воздушная дымка уступает более контрастным цветовым созвучиям в картине «Сестры А. Г. и В. Г. Гагарины» (1802); возрастает волевая собранность характеров («Неизвестная в тюрбане» (возможно, писательница Ж. де Сталь, 1812; оба - в Третьяковской галерее). В 1810-х годах Боровиковский пишет все больше групповых портретов, сводящих воедино разные поколения («А. И. Безбородко с дочерьми», 1803, Русский музей). В 1804-1811 создает ряд колористически напряженных религиозных образов для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Напротив, в поздних светских работах проявляется жесткость, суховатая педантичность манеры. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А.Г. Венецианов (см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович)).
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825) - российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера ("М. И. Лопухина", 1797). С 1800-х гг. испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02).БОРОВИКОВСКИЙ (БОРОВИК) Владимир Лукич БОРОВИКОВСКИЙ Лев Иванович (1806-89) - украинский поэт, фольклорист. Сборник стихов "Байки и прибаутки Левка Боровиковского" (1852), романтическая поэма "Маруся" (1829), переводы из А. С. Пушкина, А. Мицкевича.
Боровико́вский Лев Иванович (1806-1889), украинский поэт, фольклорист. Сборник стихов «Байки и прибаутки Левка Боровиковского» (1852), романтическая поэма «Маруся» (1829), переводы из произведений А. С. Пушкина, А. Мицкевича.
* * *
БОРОВИКОВСКИЙ Лев Иванович - БОРОВИКО́ВСКИЙ Лев Иванович (1806-89), украинский поэт, фольклорист. Сборник стихов «Байки и прибаутки Левка Боровиковского» (1852), романтическая поэма «Маруся» (1829), переводы из А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), А. Мицкевича. (см. МИЦКЕВИЧ Адам)
Боровико́вский Лев Иванович (18061889), украинский поэт, фольклорист. Сборник стихов «Байки и прибаутки Левка Боровиковского» (1852), романтическая поэма «Маруся» (1829), переводы из А. С. Пушкина, А. Мицкевича.
В.А. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея.
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 - 1825), российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритма с правдивой передачей характера модели ("Е.А. Нарышкина", 1799). С начала 19 в. испытал влияние классицизма ("А.Б. Куракин", 1801 - 02).
В.Л. Боровиковский. Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских.