Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брейгель

Грамматический словарь

Бре́йгель ф. 2а ~ 0

Сканворды для слова брейгель

- На его полотне изображена «Страна Кокань» или «Страна лентяев», где за безделье платят жалованье, а за труд наказывают.

- Нидерландский живописец, автор серии картин «Перевёрнутый мир».

- Это фламандский живописец носил прозвище Мужицкий.

- Нидерландский живописец, автор цикла картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове.

- Нидерландский живописец, автор картин «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере», «Поклонение царей», «Притча о сеятеле».

- Нидерландский живописец, автор картин «Двенадцать пословиц», «Фламандские пословицы», «Битва Масленицы и Поста».

- Нидерландский живописец, автор картин «Детские игры», «Падение Икара», «Морской бой в гавани Неаполя».

- Нидерландский живописец, автор картин «Падение мятежных ангелов», «Безумная Грета», «Триумф смерти».

- Нидерландский живописец, автор картин «Две обезьяны», «Самоубийство Саула», «Портрет старой женщины», «Сумрачный день».

- Нидерландский живописец, автор картин «На пути в Египет», «Вавилонская башня», «Поклонение волхвов».

- Нидерландский живописец, автор картин «Успение Богородицы», «Путь на Голгофу», «Свадебный танец на свежем воздухе».

- Нидерландский живописец, автор картин «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Охотники на снегу», «Возвращение стада».

- Нидерландский живописец, автор картин «Сенокос», «Жатва», «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии».

- Нидерландский живописец, автор картин «Избиение младенцев», «Вино на празднике Святого Мартина», «Перепись в Вифлееме».

- Нидерландский живописец, автор картин «Страна лентяев», «Проповедь святого Иоанна Крестителя», «Свадебный танец».

- Нидерландский живописец, автор картин «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже», «Обращение Савла», «Калеки».

- Нидерландский живописец, автор картин «Три солдата», «Притча о слепых», «Мизантроп», «Сорока на виселице».

- Нидерландский живописец, автор картин «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Разоритель гнёзд».

- Не самый известный обладатель этой фамилии, представитель четвертого поколения, был прозван «рейнским».

Полезные сервисы

брейгель (brueghel de oude, boeren brueghel) питер

Большой энциклопедический словарь

Бре́йгель (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер Старший или «Мужицкий» (между 1525 и 1530—1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальные произведения, опирающиеся на нидерландские традиции и фольклор. В картинах Брейгеля, воссоздающих эпическую картину мира, юмор и фантастический гротеск сложно переплетаются с лиричностью («Битва Масленицы и Поста», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568).

Полезные сервисы

брейгель питер старший

Энциклопедический словарь

БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший - БРЕ́ЙГЕЛЬ Старший, или «Мужицкий» (Bruegel), Питер (между 1525 и 1530-1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Поста и Масленицы», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568).

* * *

БРЕ́ЙГЕЛЬ (Breughel, Brueghel или Bruegel) Питер, Старший, или «Мужицкий» [ок. 1520-30 - 5 (9) сентября 1569, Брюссель], величайший нидерландский художник 16 века.

Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной спустя 35 лет после смерти художника, называет его уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии; в некоторых источниках иногда возникает название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя. Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет).

Путешествие в Италию

Около 1552 Брейгель отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Возможно, он посетил Лион, затем через восточную часть Франции отправился сразу в Южную Италию, где стал свидетелем знаменитой битвы с турками при Реджо-ди-Калабрия в 1552. В следующем году он уже в Риме, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Джулиано Кловио (будущим покровителем Эль Греко (см. ЭЛЬ ГРЕКО)). К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом (см. ВОС Мартен де)). Около 1554, возвращаясь из Италии, Брейгель путешествует по Альпам, по-видимому, переходит Сен-Готард и добирается до Инсбрука в Тироле. По сделанным им рисункам (некоторые выполнены уже по возвращении в Антверпен) становится ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера (см. АЛЬТДОРФЕР Альбрехт), Кранаха (см. КРАНАХ Лукас Старший), Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт) и др., затмили впечатления художника от Италии и Рима.

В Антверпене. Брейгель и Босх

В 1555 ведущий антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля; их совместное сотрудничество продолжалось до самой смерти художника. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин Иеронима Босха (см. БОСХ Иероним); его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера, вероятно, поразили Брейгеля, такие нравоучительные диптихи Босха, как «Сад земных наслаждений» или «Воз сена» стали источником вдохновения Брейгеля для целого ряда его картин.

Картины на темы фламандского фольклора

Некоторые приемы босховской живописи - большой размер холста и мелкий - фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Картина с изображением нидерландских пословиц - «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», - включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека»): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела, их веселые и бессмысленные забавы - своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. В «Безумной Грете» (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть - преисподнюю лишь бы насытить свою жадность - олицетворение алчности и порока.

В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте - такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей - кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих - к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.

С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители - фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников - Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного (см. БРЕЙГЕЛЬ Ян Старший)), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном.

Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя»; «Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Обращение Савла»; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель; «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории.

Пейзажи. Крестьянская тема.

История человечества - только часть истории Вселенной; в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и образ. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими берегами, его эпически-грандиозные ландшафты - воплощение вечных космических законов. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы», или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Хмурый день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь) (все - Музей истории искусств, Вена), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август).

Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы - жизни и смерти.

В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» - обе в Музее истории искусств, Вена). Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия целого, сами крестьяне - их обличье, характерные типы, повадки.

Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы.

Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Нового времени.

Полезные сервисы

брейгель старший

Большой энциклопедический словарь

БРЕЙГЕЛЬ Старший - или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530-1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания ("Битва Масленицы и Поста", 1559; "Безумная Грета", 1562; "Крестьянский танец", серия "Времена года", 1565; "Слепые", 1568).

Энциклопедия Кольера

БРЕЙГЕЛЬ Старший (Brueghel, Pieter)

(ок. 1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в 1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), также стали известными художниками. Самые ранние произведения Брейгеля - пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480-1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен - Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПАДЕНИЕ ИКАРА

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПАДЕНИЕ ИКАРА

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

"Крестьянская свадьба". Ок. 1566 - 67.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости - наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе - Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450-1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг). Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе. Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах - Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) - в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля - пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием - высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: "Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах" и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) - "а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие - приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.

ЛИТЕРАТУРА

Климов Р. Питер Брейгель. М., 1959 Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М., 1983

Полезные сервисы

брейгель старший питер

Энциклопедический словарь

Бре́йгель Старший Питер - или Брейгель «Мужицкий» (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (между 1525 и 1530 - 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В произведениях Брейгеля, воссоздающих эпическую картину мироздания, юмор и фантастический гротеск сложно переплетены с поэтическим восприятием природы («Битва Масленицы и Поста», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568).

Полезные сервисы

брейгель ян старший

Энциклопедический словарь

БРЕЙГЕЛЬ Ян Старший - БРЕ́ЙГЕЛЬ (Bruegel de Oudere; также Brueghel или Breughel) Ян, Старший, прозвище - Бархатный Брейгель (Fluwelen Bruegel) (1568, Брюссель - 13 января 1625, Антверпен), фламандский живописец, второй сын Питера Брейгеля Старшего (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший) . Учился у Гоеткинда в Антверпене, в 1593-96 путешествовал по Италии, где пользовался покровительством кардинала Федериго Борромео. В 1610 стал придворным живописцем австрийских эрцгерцогов. Работал в основном в Антверпене. Тесная дружба связывала его с Рубенсом (см. РУБЕНС Питер Пауль); пример их творческого сотрудничества - картина «Адам и Ева в раю» (1620, Маурицхейс, Гаага), Рубенс выполнил фигуры, Брейгель - пейзаж, цветы и животных. Писал главным образом ландшафты и цветы. Пейзажи Брейгеля Бархатного (обычно небольшого формата), яркие и нарядные по колориту, отличаются тщательностью отделки и тонкостью миниатюрной работы («Дровосеки», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сын художника, Ян Брейгель-младший (1601-1678), работал в манере своего отца.

Полезные сервисы

брейгель, старший питер

Иллюстрированный энциклопедический словарь

П. Брейгель. Крестьянский танец. Музей истории искусств. Вена.

П. Брейгель. "Крестьянский танец". Музей истории искусств. Вена.

БРЕЙГЕЛЬ Старший, или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 - 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания ("Битва Масленицы и Поста", 1559; "Безумная Грета", 1562; серия "Времена года", 1565).

Питер Брейгель Старший. Художник и знаток. Рисунок пеpом.

Питер Брейгель Старший. "Художник и знаток". Рисунок пеpом.

Питер Брейгель Старший. Катание на коньках.

Питер Брейгель Старший. "Катание на коньках".

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565.

Питер Брейгель Старший. "Охотники на снегу". 1565.

Полезные сервисы