Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брюсов

Грамматический словарь

Брю́сов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

БРЮСОВ

Напрашивается ассоциация с фамилией Я. В. Брюса, одного из сподвижников Петра Первого. Однако поэт В.Я. Брюсов отрицал какое-либо родство своих предков крепостных крестьян со знатными Брюсами, выходцами из Шотландии. Созвучие случайное, вероятнее всего, что фамилия Брюсов происходит от "брюс" в значении "брус" отрезок древесного ствола, обтесанный на четыре грани. Смягчение р перед у встречается в русской фонетике: коегде говорят "стрючок" вместо "стручок", "брюсница" в значении "брусника". (Ф).

Сканворды для слова брюсов

- Русский поэт 19-20 века.

- Основатель русского символизма.

- Русский поэт, чей дед выкупился из крепостной зависимости.

- Он создал известнейший русский венок сонетов - «Светоч мысли».

- Подражая латинским образцам, этот поэт написал одностишие: «О, закрой свои бледные ноги!».

- Гиппиус называла его «человеком абсолютного, совершенно бешеного честолюбия», а Ходасевич писал, что «чувствовал он себя капитаном некоего литературного корабля и дело своё делал с великой бдительностью».

Полезные сервисы

брюсов александр яковлевич

Энциклопедический словарь

Брю́сов Александр Яковлевич (1885-1966), археолог, доктор исторических наук. Брат В. Я. Брюсова. Труды по эпохам неолита и бронзы.

* * *

БРЮСОВ Александр Яковлевич - БРЮ́СОВ Александр Яковлевич (1885-1966), археолог, доктор исторических наук. Брат В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич) . Труды по эпохам неолита и бронзы.

Большой энциклопедический словарь

БРЮСОВ Александр Яковлевич (1885-1966) - археолог, доктор исторических наук. Брат В. Я. Брюсова. Труды по эпохам неолита и бронзы.

Полезные сервисы

брюсов в.я

Афоризмы

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924)

Русский ученый, писатель, поэт, основоположник русского символизма. Родился 1 декабря (по старому стилю - 13 декабря) 1873 в Москве. Умер 9 октября 1924 в Москве.

Афоризмы, цитаты

Вечен только мир мечты.

Ты - женщина, и этим ты права.

Полезные сервисы

брюсов валер. як

Гуманитарный словарь

БРЮ́СОВ Валер. Як. (1873-1924) - поэт, прозаик, лит. критик, переводчик. Род. и жил в Москве. Еще учась в г-зии Л. И. Поливанова, пережил увлечение философией Спинозы и Лейбница. В нач. 1890-х гг. познакомился с творчеством франц. символистов (Ш. Бодлера, П. Вердена, С. Малларме и др.) и под их влиянием предпринял первые поэтич. опыты. С сер. 1890-х гг. Б. - один из лидеров нарождавшегося рус. модернизма. В 1894-95 издал три вып. сб. "Рус. символисты", где ему принадлежало большинство стихов и переводов. "Новая поэзия", считал Б., должна была выражать "тонкие, едва уловимые настроения", гипнотизировать читателя "рядом сопоставл. образов". Сб. получили резко отрицат. отзывы. Скандальную известность приобрело одностишие Б. "О, закрой свои бледные ноги!", долгое время служившее хрестоматийным примером крайностей декадентской поэзии. Тогда же вышел сб. "Chefs d’oeuvres" ("Шедевры", 1895), к-рый Б. завещал "вечности и иск-ву". Этот сб., как и "Me eum esse" ("Это - я", 1897) явился характерным образцом декадентской лирики рубежа веков с ее декларацией индивидуализма, иррационализма, эл-тами эпатажа, причудливостью образов, необычностью формы и т. д. В целом благожелательно встречен сб. "Tertia vigilia" ("Третья стража", 1900), где возникают новые темы и мотивы: фрагменты совр. жизни, мифологич. сюжеты, история (напр., раздел "Любимцы веков"). В 1899 Б. - организатор символистского изд-ва "Скорпион". Был фактическим составителем и ред. альм. "Сев. цветы", объединявшего представителей "нового иск-ва". В 1904-08 Б. - руководитель и ведущий теоретик ж. "Весы", осн. органа рус. символистов. Программное значение имели такие статьи Б., как "Ключи тайн" (1904), "Священная жертва" (1905), "Свобода слова" (1905), в к-рых он отстаивал безусловную свободу самовыражения художника. Б.-критика (кн. "Далекие и близкие", 1912) отличали строгость оценок, вкус, поэтич. чутье, обширная эрудиция, конкретность анализа. Вехами в лит. жизни России нач. века стали сб. "Urbi et Orbi" ("Граду и миру", 1903) и "Stephanos" ("Венок", 1906). Так, А. Блок увидел в первом из них "ряд небывалых откровений, озарений почти гениальных". Ключевыми в сб. были урбанистич. (Б. - один из первых в России поэтов-урбанистов) и эротич. (тема "земной" любви-страсти) мотивы, однако Б. не чужда в это время и гражданств. лирика (особой популярностью пользовались стих. "Каменщик", "Кинжал"). Значит. внимание уделял поэт. поискам "б. свободного, б. гибкого, б. вместительного стиха", добиваясь стройности, целостности и смыслового единства сб-ков, оказав этим влияние на А. Блока, А. Белого и др. Автор ром. "Огненный Ангел" (1907-08) - стилизов. повествования о Германии 16 в., в подтексте к-рого - история сложных взаимоотношений Б., А. Белого и Н. Петровской, ист. ром. из жизни Рима 4 в., сб. рассказов "Земная ось" (1907), "Ночи и дни" (1913), отличающихся ясностью и строгостью формы, лаконизмом, отчетливым сюжетом, композиц. завершенностью. Издал также сб. "Все напевы", 1909; "Зеркала теней", 1912; "Семь цветов радуги", 1916; "Девятая Камена", 1917. Выступал с лекциями и ст. по истории и теории лит-ры (в т. ч. творчеству Пушкина и стиховедению: "Наука о стихе", 1919; и др.). Приняв Окт. революцию, деятельно работал в сфере культуры (пред. Всерос. союза поэтов, инициатор создания и лектор Высшего лит.-худож. ин-та, активный переводчик арм. поэзии, за что удостоен звания нар. поэта Армении, и т. д. В сб-ках Б. "Персидские мечты", 1920; "В такие дни", 1921; "Миг", 1922; "Дали", 1922; "Меа", 1924, наряду с традиц. для Б. темами присутствует политич. проблематика. Б. ищет новый стиль в формах "неоклассицистич." оды и дает образцы "науч. поэзии". Один из "вождей" отеч. символизма и реформатор стиха, Б. вошел в историю Серебряного века как "самый культурный писатель на Руси" (М. Горький).

В. Я. Брюсов

В. Я. Брюсов

Полезные сервисы

брюсов валерий яковлевич

Энциклопедический словарь

Брю́сов Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Один из основателей и теоретиков символизма в России. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершённость образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» - «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» - «Городу и миру», 1903; «Στέφανος» - «Венок», 1906). Исторические романы «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вёл общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

* * *

БРЮСОВ Валерий Яковлевич - БРЮ́СОВ Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма (см. СИМВОЛИЗМ) . Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» - «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» - «Городу и миру», 1903; «StejanoV» - «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

* * *

БРЮ́СОВ Валерий Яковлевич [1 (13) декабря 1873, Москва - 9 октября 1924, там же] русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма (см. СИМВОЛИЗМ), критик, переводчик, литературовед.

Детство и образование

Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, дед со стороны матери - поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова (см. ПОЛИВАНОВ Лев Иванович), Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем - на историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти - хранителем архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антиномичных начала - самоотдача стихиям жизни (эротика, игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.

Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики

В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d"oeuvre» («Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это я»,1897) и сборнике переводов из П. Верлена (см. ВЕРЛЕН Поль) «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900-09 - «Tertia vigilia» («Третья стража»,1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) - определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» (см. ПАРНАС (группа поэтов)) с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 намечается поворот к большей простоте формы (сборник «Зеркало теней»,1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.

Литературное окружение. Редакторская, издательская и критическая деятельность

Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К. К. Случевским (см. СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович), Д. С. Мережковским (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич), З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна), К. Д. Бальмонтом (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), Н. М. Минским, К. М. Фофановым (см. ФОФАНОВ Константин Михайлович), Ф. К. Сологубом (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич) и др.). В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (см. СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ) (вып. 1-5, 1901-11) и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства». В 1904-09 был фактическим редактором журнала «Весы» (см. ВЕСЫ (журнал)), ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912). Заслужив репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в то же время расходился с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать его зависимость как от социально-политических, так и от мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной стороны, со статьей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» - «Свобода слова», 1905, с другой - с докладами Вяч. Иванова и А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) о теургическом символизме - «О «речи рабской», в защиту поэзии», 1910). После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910 возглавляет литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль» (под редакцией П. Б. Струве (см. СТРУВЕ Петр Бернгардович)), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе.

Концепция истории и исторические романы

Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия как «третий Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны. Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В 1907-12 внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный ангел» (1907-08) и «Алтарь победы» (1911-12) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий. В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.

Историко-литературная и переводческая деятельность

Знакомство в 1898 с редактором журнала «Русский архив» (см. РУССКИЙ АРХИВ) П. И. Бартеневым (см. БАРТЕНЕВ Петр Иванович) положило начало многолетней публикаторской, комментаторской, историко-литературной деятельности Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе). На протяжении всей жизни занимался и художественными переводами (античные авторы, Данте, Дж. Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По, П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк, О. Уайльд, армянские поэты и др.). Переводческая манера Брюсова претерпела радикальную эволюцию от вольных переложений в 1890-е гг. до принципиального буквализма поздних переводов.

Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октября

Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19 возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова. В последних стихотворных сборниках - «Дали» (1922), «Mea» («Спеши»,1924) - пытался разработать принципы новой «научной» поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.

Большой энциклопедический словарь

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924) - русский поэт. Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов "Tertia Vigilia" - "Третья стража", 1900; "Urbi et Orbi" - "Городу и миру", 1903; "????????" - "Венок", 1906). Исторические романы: "Огненный ангел" (1908), "Алтарь победы" (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

Энциклопедия Кольера

1913 г. Литературный музей. Москва.

(1873-1924), русский поэт, прозаик, драматург и критик. Родился 13 декабря 1873 в Москве, сын богатого купца. Начал писать стихи в 1881 и еще студентом Московского университета представил свои стихотворные опыты в антологии Русские символисты (1894). В том же году опубликовал свой перевод Романсов без слов П.Верлена. До окончания университета (1899) Брюсов издал две книги стихов - Chefs d'oeuvre (Шедевры,1895) и Me eum esse (Это - я, 1897); в дальнейшем почти каждый год был ознаменован новым стихотворным сборником. На протяжении десяти лет он был возмутителем спокойствия в российской литературе, в конце концов стяжав признание как мастер стиха и величайший эрудит. В 1904 Брюсов основал знаменитый журнал "Весы". С 1910 по 1912 был литературным редактором влиятельного ежемесячника "Русская мысль", открывавшего и поощрявшего новые таланты. Он много путешествовал за границей, где встречался почти со всеми выдающимися поэтами и писателями своего времени, в том числе с Э.Верхарном, оказавшим большое влияние на его поэтическое творчество. В 1913 Брюсов издал собрание своих сочинений в двадцати пяти томах. Помимо поэзии, это собрание включало два его романа - Алтарь победы (из жизни Рима 4 в.) и Огненный ангел (из жизни Германии 16 в.), а также рассказы и литературную критику. Брюсову принадлежат многочисленные стихотворные переводы и одна значительная пьеса - Земля (1904). Во время Первой мировой войны он был военным корреспондентом. Приветствовал большевистский переворот.

Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Максимов Д. Брюсов. Л., 1969 Брюсов В. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1973-1975 Библиография В.Я.Брюсова. 1884-1973. Ереван, 1976 Жирмунский В.М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического исследования. - В кн.: Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Полезные сервисы

брюсов календарь

Словарь иностранных слов

БРЮСОВ КАЛЕНДАРЬ - первый календарь в России ген. Брюса, вышедший в 1709 г. с различными предсказаниями до 1821 г. Предсказания нынешних календарей есть не более как сплошной вымысел составителей.

Полезные сервисы

брюсов, валерий яковлевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

В.Я. Брюсов. Портрет работы С.В. Малютина. 1913. Литературный музей. Москва.

В.Я. Брюсов. Портрет работы С.В. Малютина. 1913. Литературный музей. Москва.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), русский поэт. Один из инициаторов и организаторов символистского направления в России. Историко-культурная проблематика, рационализм, декламационный строй (книги стихов "Tertia Vigilia" - "Третья стража", 1900; "Urbi et Orbi" - "Городу и миру", 1903; "Stejanoz" - "Венок", 1906). Исторические романы "Огненный ангел" (1908), "Алтарь победы" (1913). Литературная критика. Труды по стиховедению.

В.Я. Брюсов. Портрет работы М.А. Врубеля.

В.Я. Брюсов. Портрет работы М.А. Врубеля.

Полезные сервисы

брюсова надежда яковлевна

Энциклопедический словарь

БРЮСОВА Надежда Яковлевна - БРЮ́СОВА Надежда Яковлевна (1881-1951), российский музыковед (см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ), деятель в области музыкального образования и просвещения, заслуженный деятель искусств России (1950). Сестра В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич) . Труды по музыкальной педагогике; методике музыкально-теоретического образования, народной музыке.

Большой энциклопедический словарь

БРЮСОВА Надежда Яковлевна (1881-1951) - российский музыковед, деятель в области музыкального образования и просвещения, заслуженный деятель искусств России (1950). Сестра В. Я. Брюсова. Труды по музыкальной педагогике; методике музыкально-теоретического образования, народной музыке.

Полезные сервисы

брюсовский

Орфографический словарь

брю́совский (от Брю́сов)

Полезные сервисы

брюсову

Сканворды для слова брюсову

- Стихотворение Бориса Пастернака.

Полезные сервисы