Валле́н-Деламо́т (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729—1800), французский архитектор. Работал в России в 1759—75, главным образом в Санкт-Петербурге: ясные по композиции Гостиный двор (1761—85), Малый Эрмитаж (1764—67) — в стиле раннего русского классицизма; участвовал в проектировании здания АХ (1764—88) и складов «Новая Голландия» (1765—80).
валлен-деламот жан батист мишель
Энциклопедический словарь
Валле́н-Деламо́т Жан Батист Мишель (Vallin de la Mothe) (1729-1800), французский архитектор. Работал в России в 1759-1775. Постройки в Санкт-Петербурге: Гостиный двор (1761-1785), Малый Эрмитаж (1764-1767) в стиле раннего русского классицизма. Участвовал в проектировании здания АХ (1764-1788) и складов «Новая Голландия» (1765-1780).
* * *
ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель - ВАЛЛЕ́Н-ДЕЛАМО́Т (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729, Ангулем, Франция - 7 мая 1800, там же), французский архитектор. В 1759-75 работал в России. Представитель раннего русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя во Франции и в 1750-52 в Италии.
В 1759 был приглашен И. И. Шуваловым (см. ШУВАЛОВ Иван Иванович) в Россию на должность архитектора при Московском университете. Заключив контракт сроком на три года, переехал в Петербург, преподавал архитектуру в Шляхетском кадетском корпусе. После учреждения Академии художеств (1757) вскоре стал ее преподавателем; при Екатерине II (см. ЕКАТЕРИНА II) после утверждения нового устава Академии был назначен членом академического совета (1765); в 1769 произведен в адъюнкт-ректоры по части архитектуры; находился на этой должности до 1776, когда вышел на пенсию.
В Петербурге Валлен-Деламот активно работал как практикующий архитектор. Первой крупной постройкой был Гостиный двор на Невском проспекте (1761-85). Возведен на фундаментах, заложенных еще в 1757 по проекту В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич), который в свое время спроектировал пышное дорогостоящее здание, не устроившее заказавших его купцов. Валлен-Деламот сохранил план и общее композиционное решение сооружения, но упростил фасады в стиле раннего классицизма. Огромное трапециевидное в плане здание занимает целый квартал, а его двухэтажные арочные галереи украшают и сейчас Невскую «першпективу».
По проекту Валлен-Деламота (совместно с Антонио Ринальди (см. РИНАЛЬДИ Антонио)) на Невском проспекте был возведен католический костел святой Екатерины (1763-83), в архитектуре которого переплелись элементы барокко (см. БАРОККО) и раннего классицизма. Крестообразный в плане, увенчанный мощным куполом, костел представляет собой величественное сооружение, размещенное в глубине участка. Главный фасад в виде монументального арочного портала, опирающегося на свободно стоящие колонны, завершен высоким парапетом с фигурами евангелистов на нем. Отличающееся роскошью убранство интерьера (цветные витражи, мозаичные полы, скульптура, лепнина, роспись, мраморный алтарь) почти не сохранилось. В 1837 в этом костеле венчались Ж. Дантес и Е. Н. Гончарова.
Академии художеств и другие здания
В 1766-68 Валлен-Деламотом был построен дворец графа И. Г. Чернышова. Вместе с С. И. Чевакинским (см. ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович) архитектор участвовал в строительстве складов «Новая Голландия», с А. Ф. Кокориновым (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович) - здания Академии художеств (1764-88) на набережной Невы. Здание академии, квадратное в плане, имеет круглый двор в середине и четыре небольших прямоугольных по углам. Протяженные фасады состоят из рустованного нижнего этажа и объединенных дорическим ордером двух верхних. На Неву выходит главный фасад, украшенный тремя 4-колонными портиками.
Одной из лучших работ архитектора является здание Малого Эрмитажа (1764-67), примыкающее к Зимнему дворцу (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ). Горизонтальные членения фасада, выходящего на Неву, согласуются с членениями Зимнего дворца, подчеркивая ансамблевый характер застройки набережной.
Ясность композиции, характерная для раннего классицизма, в постройках Валлен-Деламота сочетается со свойственной барокко сочной пластикой форм.
Преподавал в петербургской Академии художеств (с 1759 профессор). Среди его учеников: В. И. Баженов (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович), И. Е. Старов (см. СТАРОВ Иван Егорович). Уволен со службы в 1776 с пенсией 400 рублей в год. Вернулся в Ангулем, где и скончался.
Большой энциклопедический словарь
ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729-1800) - французский архитектор. Работал в России в 1759-75. Постройки в Санкт-Петербурге: Гостиный двор (1761-85), Малый Эрмитаж (1764-67) в стиле раннего русского классицизма. Участвовал в проектировании здания АХ (1764-88) и складов "Новая Голландия" (1765-80).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Ж.Б. Валлен-Деламот. Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729 - 1800), французский архитектор. В 1759 - 75 работал в России. Построил в Санкт-Петербурге Гостиный двор (1761 - 85), участвовал в проектировании здания Академии художеств (1764 - 88), складов "Новая Голландия" (1765 - 80).
Ж.Б.М. Валлен-Деламот. Юсуповский дворец.
Полезные сервисы
валлен-деламот жан-баттист мишель
Гуманитарный словарь
ВАЛЛЕ́Н-ДЕЛАМО́Т Жан-Баттист Мишель (1729-1800) - франц. архитектор. Изучал архитектуру во Франц. академии в Риме, а также под рук-вом дяди Франсуа Блонделя и двоюродного брата Жана-Франсуа Блонделя в Париже. В 1759 приглашен в качестве проф. в Петерб. АХ. Исполнил проекты Гостиного двора на Невском пр. (1760), католич. церкви св. Екатерины на Невском пр. (1762), АХ (1764), Малого Эрмитажа (1764-65), фасадов "Новой Голландии" с въездной аркой (1765), здания Вольного экономич. об-ва на Невском пр. (1766), в Большом Петергоф. дворце оформил три интерьера в стиле рококо: Центр. зал с 368 "головками" П. Ротари и китайские кабинеты. В.-Д. ввел в петерб. архитектуру портик с отставл. от стены колоннами, превратив их из декоративного, как у Ф. Растрелли, в конструктивный эл-т постройки. Черты барокко заметны у В.-Д. в решении фасадов АХ, здания Гостиного двора, в гл. фасаде католич. церкви св. Екатерины, скрывающем за собой осн. объем храма, - характерный прием при постройке барочных церквей Италии и Юж. Германии. Зарождающийся классицизм выражен у В.-Д. в рациональной, симметричной планировке здания АХ. В здании "Новой Голландии" В.-Д. повторил прием обработки закругленных угловых частей сдвоенными колоннами с раскреповкой антаблемента, использов. им в проекте Гостиного двора. Арка над въездным каналом в "Новую Голландию", равная по высоте фланкирующим зданиям складов, акцентирована двумя парами колонн тосканского ордена и увенчана раскрепованным антаблементом, к-рый целиком возвышается над верхней линией постройки. В СПб В.-Д. прошел путь от раннего до зрелого классицизма, к-рый после него господствовал в сев. столице еще б. 30 лет. Постройки В.-Д. вплоть до кон. 1990-х гг. украшают набережные Невы и Невский проспект.