Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вариации

Толковый словарь

мн. 1. Музыкальное произведение, представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях (в мелодии, ритме и т.п.)

Словарь существительных

ВАРИА́ЦИИ, -ий, мн (ед вариа́ция, -и, ж).

Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в аккомпанементе, тональности, мелодии, гармонии и т. п.

Очень настойчиво с залихватской ловкостью играли за двумя стенами на балалайке, и звуки хитрой вариации «светит месяц» смешивались в голове Филиппа Филипповича со словами заметки в ненавистную кашу (Булг.).

Энциклопедический словарь

ВАРИА́ЦИИ -ий; мн. (ед. вариа́ция, -и; ж.) [от лат. variatio - изменение]

1. Музыкальное произведение, танец и т.п., основанное на видоизменении и разработке главной темы в мелодии, ритме и т.п. Концертные вариации для фортепиано с оркестром. В. на тему русской песни. Тема с вариациями. // В балете: технически сложный короткий классический танец в быстром темпе. В. Сильфиды.

2. Видоизменение второстепенных элементов, частностей чего-л. при сохранении основы. Это лишь в. на тему и не более (разг.; ничего нового).

Вариацио́нный, -ая, -ое. В-ая форма (муз.). Вариацио́нность, -и; ж.

* * *

вариа́ции (от лат. variatio - изменение), 1) музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её повторений с изменениями в фактуре, гармонии. 2) В балете - небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.

Большой энциклопедический словарь

ВАРИАЦИИ (от лат. variatio - изменение) (тема с вариациями) - музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.; в балете - небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.

Энциклопедия Кольера

ВАРИАЦИИ - один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна). Средства варьирования темы разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония). Как форма вариации могут выступать и самостоятельно (например, фортепианные вариации на тему вальса Диабелли, ор. 120 Бетховена), и в составе более крупной формы или цикла (например, медленная часть из квартета, ор. 76, № 3 Й. Гайдна). Основные вехи в истории вариаций - вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения; вариации для лютни и клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего Возрождения; клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и голландца Я.Свелинка в конце 16 - начале 17 вв.; сюита вариаций - одна из ранних форм танцевальной сюиты; английская форма граунд - вариации на повторяемую в басовом голосе короткую мелодию; чакона и пассакалья - формы, схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не обязательно басовый (чакона и пассакалья широко представлены в творчестве Баха и Генделя). Среди известнейших вариационных циклов начала 18 в. - вариации А.Корелли на тему La Folia и Гольдберг-вариации И.С.Баха. Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.

ЛИТЕРАТУРА

Цуккерман В. Анализ музыкального произведения. Вариационная форма. М., 1987

Гуманитарный словарь

ВАРИА́ЦИИ в музыке (от лат. vanatio - изменение) - муз. форма, суть к-рой в изменяемых повторах темы. В инструмент. музыке темой В. обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Тема м. б. оригинальной (сочиненной специально для данных В.) либо заимствованной (из фольклора, из музыки др. автора, из церк. обихода). Изменения темы при повторе могут касаться ее мелодич. структуры, фактуры, лада, тональности, гармонии, соотношения контрапунктирующих голосов, ритма, метра, жанровых признаков, тембра (инструментовки), темпа, регистра и т. д. Следуя друг за другом, В. образуют цикл, к-рый м. б. самостоят. произв., частью многочастного соч. (сонаты, симфонии и др.) или разделом соч. сложной формы (напр., "эпизод нашествия" в 1-й части симфонии № 7 Шостаковича). В. - одна из древнейших муз. форм, существующая в фольклоре всех народов, возникли в импровизац. изменениях осн. мелодии, в куплетных повторах хоровой песни или в процессе повтора танцевальных инструмент. наигрышей. В проф. зап.-европ. музыке форма В. кристаллизуется в 16 в. Одни из осн. типов В. - полифонические В. на неизменный бас (basso ostmato, пассакалья, чакона). Такие В. писали Фрескобальди, Вивальди, Пахельбель, Перселл, Бах, Гендель, Куперен и др. композиторы эпохи барокко. В дальнейшем этот тип В. встречается у Брамса (финал симфонии № 4), у композиторов нововенской школы (Шенберг, Берг, Веберн) неоклассич. направления (Хиндемит, Стравинский), у Танеева (пассакалья из фп. квинтета) и особенно у Шостаковича (2 ч. фп. трио, пассакалья из Первого скрипичного концерта, антракт между 4-й и 5-й картинами оперы "Катерина Измайлова").

Др. тип В. - гомофонные В. В 16-17 вв. их часто сочиняли на темы популярных песен. В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) такие В. встречаются и как самостоят. соч., и в составе сонаты, квартета, концерта, реже - симфонии Классические В. наз "строгими" из-за ограничений, соблюдаемых композиторами при варьировании темы (не подлежала варьированию форма и тактовая структура темы, ее гармонич. остов, изменения тональности ограничивались лишь одноименным мажором и минором). Такие В. были также распространенной формой виртуозной импровизации на эстраде, и мн. выдающиеся композиторы-виртуозы блестяще импровизировали В. на заданную тему (Моцарт, Бетховен, Гуммель, Черни, Мендельсон, Вебер, Паганини, Лист, Шопен).

В творчестве композиторов-романтиков 19 в. (Шуман, Мендельсон, Лист, Брамс, Григ и др.) и далее, в 20 в., ограничения при варьировании темы постепенно снимаются (отсюда название "свободные" В.). Возможности контрастных преобразований темы расширяются за счет эволюции самого муз. языка и влияния на В. жанров новой сюиты, симфонич. поэмы, романтич. концерта, балетной музыки. В свободных В. 19-20 вв. нередко возникает стилевой контраст между темой, принадлежащей более ранней муз.-историч. эпохе, и языком самих В., напр. В. Брамса на темы Генделя, Гайдна, В. на тему 24-го каприса Паганини Брамса, Рахманинова ("Рапсодия на тему Паганини"), Лютославского, В. Рахманинова на тему Корелли, В. Регера на тему Моцарта и др.

В рус. музыке кон. 18 - нач. 19 в. имеется множество В. на темы рус. нар. песен (Хандошкин и др.). Среди наиб. ярких произв. этого рода - фп. В. Глинки на тему песни "Среди долины ровныя". Начиная с Глинки в рус. вокальной музыке утвердился тип В. на неизменную мелодию (soprano ostinato) в виде куплетно-вариационной формы ("Персидский хор" и хор "Лель таинственный" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, песня Варлаама из оперы "Борис Годунов" и песня Марфы "Исходила младешенька" из оперы "Хованщина" Мусоргского, романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"), а также в б. сложном, симфонизир. варианте в "Камаринской" Глинки, в симфонич. картине "В Средней Азии" Бородина, в "эпизоде нашествия" (разработке) 1-й части симфонии № 7 Шостаковича. Мн. из рус. муз. В. пол. 19-20 в. строятся на жанровом контрасте - варьировании темы в характере вальса, мазурки, менуэта, романса и т. п. Таковы В. Чайковского на тему рококо для виолончели с оркестром и финал 3-й сюиты, В. Рахманинова на темы Корелли и Шопена, В. Лядова для фп. на тему Глинки, соч. 35, финал симфонии № 2 Прокофьева, финал сонаты для фп. № 2 Шостаковича и мн. др.

Новый импульс в развитии формы В. в 20 в. дал импровизационный джаз. Б. ч. джазовых импровизаций представляет собой строгие В. с сохранением тактовой и гармонич. структуры темы (стиль бибоп). Крупнейшие мастера-импровизаторы В. в джазе - Л. Армстронг, Б. Эванс, Д. Брубек, О. Питерсон, Э. Фицджеральд, Д. Гиллеспи и др., среди отечеств. - А. Цфасман, Г. Лукьянов, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Голощекин, А. Козлов.

Лит.: Протопопов Вл. Вариации в рус. классич. опере. М., 1957; Цуккерман В. А. Анализ муз. произведений. Вариационная форма. М., 1974.

Сканворды для слова вариации

- Стихотворение Бориса Пастернака.

Полезные сервисы

вариации (музыка)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВАРИАЦИИ (французское variation, от латинского variatio - изменение), в музыке форма, состоящая из темы и нескольких ее повторений с изменениями в фактуре, гармонии.

Полезные сервисы

вариации в музыке

Энциклопедический словарь

ВАРИАЦИИ в музыке - ВАРИА́ЦИИ (от лат. variatio - изменение) (тема с вариациями), музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.; в балете - небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па-де-де (см. ПА-ДЕ-ДЕ), па-де-труа (см. ПА-ДЕ-ТРУА).

Полезные сервисы

вариации луны

Словарь иностранных слов

Неравномерность лунного пути, зависящая от степени тяготения луны к солнцу.

Полезные сервисы

вариации фонемы

Лингвистические термины

Представители фонемы, которые появляются в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях. В слове пять фонема < а> представлена вариацией [ä]. Вариации фонемы - это звуковые синонимы ее доминанты.

Полезные сервисы