Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вермер

Синонимы к слову вермер

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Верме́р см. Верме́ер

Полезные сервисы

вермер делфтский (vermeer van delft) ян

Большой энциклопедический словарь

Верме́р Де́лфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632—1675), голландский живописец. Работал в Делфте. Небольшие интимные картины из жизни горожан («Девушка с письмом», «Бокал вина»), пейзажи («Вид Делфта», «Уличка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.

Полезные сервисы

вермер делфтский ян

Энциклопедический словарь

Верме́р Де́лфтский Ян (Vermeer van Delft) (1632-1675), голландский живописец, работал в Делфте. Небольшие интимные картины из жизни горожан («Девушка с письмом», «Бокал вина»), пейзажи («Вид Делфта», «Уличка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.

Большой энциклопедический словарь

ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ (Vermeer van Delft) Ян (1632-75) - голландский живописец, работал в Делфте. Небольшие интимные картины из жизни горожан ("Девушка с письмом", "Бокал вина"), пейзажи ("Вид Делфта", "Уличка") отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.

Энциклопедия Кольера

ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ Ян (Vermeer, Jan)

(1632-1675), голландский живописец. Его умение использовать различные оттенки цвета для передачи фактуры и формы предметов осталось непревзойденным в истории живописи. Художник известен также под именем Ян ван дер Меер ван Делфт. Родился в Делфте в 1632. Учителя Вермера неизвестны; в его работах чувствуется влияние мастеров утрехтской школы (Хонтхорст, Тербрюгген, Пеленбург) и Карела Фабрициуса (ум. 1654). В 1653 Вермер вступил в гильдию св. Луки; он четырежды избирался в ее правление. Вермер умер в Делфте и был похоронен 15 декабря 1675. Вермер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина; сегодня из них известны шестнадцать. Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, - поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, - число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок. Излюбленный сюжет Вермера - женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя. Среди немногочисленных картин на другие сюжеты особенно замечательны два пейзажа, Вид Делфта (Гаага, Маурицхейс) и Улочка (Амстердам, Рейксмузеум), отличающиеся удивительной безмятежностью и уравновешенностью. Для ранних работ Вермера, выполненных в 1650-е годы, характерно большее разнообразие сюжетов и большая живописная свобода, чем для его позднейших произведений. В картинах 1660-х годов он отдавал предпочтение холодным светлым тонам и математически точно рассчитанным композициям; произведения последних лет выделяются особенно высоким мастерством исполнения.

ЯН ВЕРМЕР. ДАМА У КЛАВЕСИНА

ЯН ВЕРМЕР. ДАМА У КЛАВЕСИНА

ЯН ВЕРМЕР. ГЕОГРАФ

ЯН ВЕРМЕР. ГЕОГРАФ

"Кружевница". 1664-65. Лувр. Париж.

Вермер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии. Произведения Вермера более, чем картины других мастеров, отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 в., эпохи расцвета ее городской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Ян Вермеер Дельфтский. М., 1933 Ротенберг Е. Ян Вермеер Дельфтский. Альбом репродукций. М., 1964 Золотов Ю.К. Вермер Делфтский [[Альбом]]. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ян Вермер. Любовная записка.

Ян Вермер. "Любовная записка".

ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ (Vermeer van Delft) Ян (1632 - 75), голландский живописец. Небольшие интимные картины из жизни горожан ("Бокал вина"), пейзажи ("Уличка") отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.

Ян Вермер. Девушка в голубом, читающая письмо.

Ян Вермер. "Девушка в голубом, читающая письмо".

Ян Вермер. Кружевница.

Ян Вермер. "Кружевница".

Ян Вермер. Студия художника.

Ян Вермер. "Студия художника".

Ян Вермер. Девушка с жемчужиной.

Ян Вермер. "Девушка с жемчужиной".

Полезные сервисы

вермер ян

Энциклопедический словарь

ВЕРМЕР Ян - ВЕРМЕ́Р Ян (Ян Вермеер Делфтский, Vermeer van Delft) (крещен 31 октября 1632, Делфт - похоронен 15 декабря 1675, там же), голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Небольшие интимные картины из жизни горожан («Девушка с письмом», «Бокал вина»), пейзажи («Вид Делфта», «Улочка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.

Родился в семье предпринимателя, производившего шелк для портьер и обивки мебели, а также торговавшего картинами. Живя в кальвинистской, но относительно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, приняв исповедание своей жены К. Больнес. В 1662-1671 состоял деканом гильдии делфтских художников. Работал медленно (от него дошло немногим более 30 картин), для поддержания огромной семьи из 11 детей вынужден был к концу жизни по примеру отца заняться антикварной торговлей.

Испытал влияние К. Фабрициуса (см. ФАБРИЦИУС Карел). Редкие для него по теме картины (мифологическая - «Диана с нимфами», Маурицхейс, Гаага и евангельская - «Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (см. БАРОККО).

Картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) являет уже раннюю зрелость мастера. Сосредоточив интерес на человеческой фигуре, фактуре вещей, тончайших нюансах облика и повадки своих героев, Вермер превращает грубоватый бытовой мотив в романтическое таинство любви (представив, вероятно, свою супругу в виде веселой девицы, а себя - одним из ее кавалеров).

Любовь - в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова - остается с той поры лейтмотивом картин Вермера, даже если в них (как в большинстве случаев) и нет никаких кавалеров. Его героини внимают учтивому флирту, вникают в любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности - сцены чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя.

Гениальный колорист, Вермер умеет воспроизвести деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы, и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. Пред нами предстает тончайшая игра разума и чувств, души и плоти - причем поэзия отнюдь не перерождается в сухую дидактику, действуя через видимый мир голландской бытовой, кое-где чуть праздничной повседневности.

К лучшим вещам такого рода принадлежат «Девушка с письмом» (Дрезденская картинная галерея), «Женщина у окна» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Солдат и смеющаяся женщина» (Собрание Фрик, Нью-Йорк), «Дама, примеряющая ожерелье» (Берлинские государственные музеи (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ)). Даже, казалось бы, «чистый», совсем уже не галантный жанр («Служанка с кувшином молока» , Государственный музей, Амстердам; «Кружевница», Лувр) полон у Вермера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в «Мастерской живописца» (Художественно-исторический музей, Вена).

Вероятно, применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру (см. КАМЕРА-ОБСКУРА), Вермер достиг в своих городских видах, их всего два - «Улочка» (Государственный музей, Амстердам) и «Вид Дельфта» (Маурицхейс, Гаага) удивительной, почти фотографической объективности, соединив ее с привычной своей мягкой поэзией.

Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной» (там же) либо, напротив, пытливого разума - в поздних «Географе» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и «Астрономе» (Собрание Ротшильд, Париж).

Воздействие образов Вермера усилилось после его нового открытия в середине 19 века, захватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, в частности, воплощает фигура художника Эльстира из эпопеи М. Пруста (см. ПРУСТ Марсель) «В поисках утраченного времени»).

Полезные сервисы