Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вийон

Грамматический словарь

Вийо́н ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова вийон

- Пушкин писал, что у французов этот поэт «воспевал в площадных куплетах кабаки и виселицу и почитается первым народным певцом».

- Французский живописец, абстракционист.

- Выдающийся французский поэт позднего Средневековья.

Полезные сервисы

вийон (villon) франсуа

Большой энциклопедический словарь

ВИЙОН (Villon) Франсуа (1431 или 1432 - после 1463) - французский поэт. В поэмах "Малое завещание" (1456), "Большое завещание" (1462), насыщенных автобиографическими намеками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов; мотивы смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества.

Полезные сервисы

вийон франсуа

Энциклопедический словарь

Вийо́н Франсуа (Villon) (1431/1432 - после 1463), французский поэт. В поэмах «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), насыщенных автобиографическими намёками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов (Вийон сам вёл богемную жизнь нищего и бродяги); мотивы одиночества, смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием «здравого смысла» и аскетического идеала.

* * *

ВИЙОН Франсуа - ВИЙО́Н (Villon) Франсуа (1431 или 1432 - после 1463), французский поэт. В поэмах «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), насыщенных автобиографическими намеками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов; мотивы смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества.

* * *

ВИЙО́Н (Villon) Франсуа (наст. имя и фамилия Франсуа де Монкорбье, Montcorbier) (1431, Париж - после 1463), выдающийся французский поэт позднего Средневековья.

Скудные свидетельства бурной жизни

О Франсуа Вийоне известно очень немного. Его отец умер, когда он был ребенком, и мальчика усыновил родственник Гийом де Вийон, капеллан церкви Святого Бенедикта. Он дал Франсуа свою фамилию. В 1452 Франсуа получил в парижском Университете степень магистра свободных искусств. Хотя слава о его прегрешениях и тяге к дурным компаниям уже преследовала его давно, первое столкновение с законом произошло лишь в 1455, когда он в поножовщине, возникшей из-за женщины, ранил клирика Филиппа Сермуаза. К этому времени он уже прославился своими стихами. Вся дальнейшая биография Вийона восстанавливается в основном по разрозненным свидетельствам о нем как о правонарушителе: к примеру, как о соучастнике ограбления в 1466 казны теологического факультета, хранившейся в Наваррском Коллеже, после чего он, опасаясь расследования дела, исчез из Парижа до 1461.

О том обществе, в котором время от времени вращался Вийон в последующие пять лет, свидетельствуют семь баллад, написанных им на воровском жаргоне, который уже в начале 16 века никто не понимал. В 1460 Вийона приговорили в Орлеане к смерти, поэта спасла только амнистия, объявленная в честь приезда в город трехлетней дочери герцога Карла Орлеанского (см. КАРЛ Орлеанский), Марии (это событие он отметил «Посланием Марии Орлеанской»). Ему опять-таки удается избегнуть наказания и в 1461, когда он был освобожден из тюрьмы в Мэн-сюр-Луар, благодаря амнистии, объявленной новым королем Людовиком XI (см. ЛЮДОВИК XI). Он пытается служить знаменитым принцам-поэтам Карлу Орлеанскому и Рене Анжуйскому, но не уживается при дворе ни одного из них и обращается с поэтической просьбой о денежном вспомоществовании к герцогу Жану Бурбону.

Творчество

Творчество Франсуа Вийона традиционно разделяется на три части - две крупные поэмы и набор отдельных стихотворений. Первая из них - его поэма 1456 «Лэ» («Малое завещание»). Ее герои, адресаты «распоряжений» Вийона, - его парижские приятели и собутыльники; это выражение любви к жизни во всех ее проявлениях, голос неунывающего, острого на язык парижского школяра. Всего пять лет отделяют «Лэ» от второй поэмы - «Завещания» («Большое завещание»), но теперь это исповедь человека, борющегося со страхом смерти убеждением самого себя и всех окружающих в ее неизбежности, в тленности всего сущего - «все ветер унесет с собой». Эта поэма - точный образ мировоззрения того времени, когда смерть была чуть ли не будничным явлением, придавая особую остроту наслаждению радостями сего дня.

По форме «Завещание» - набор баллад, повествующих о «дамах» и «сеньорах» «минувших времен», о «парижанках», о «толстушке Марго», наконец, о внутренних противоречиях самого автора, объединенных мыслью о бренности земной жизни. Об этом разладе свидетельствуют сами названия отдельных стихотворений Вийона, например, «Разговор души и тела Вийона», так и не приходящих к согласию.

Последние годы

После возвращения в Париж в 1462 Вийон едва успевает избавиться от неприятностей, связанных с расследованием дела о Наваррском Коллеже, как попадает в тюрьму Шатле в связи с делом о драке, в которой он принимал только косвенное участие, но зато повлекшей за собой ранение папского нотариуса. Сперва Вийона приговаривают к повешению, но после поданной им апелляции и доследования устанавливается его невиновность. Однако власти, желая избавить город от этого неблагонадежного «рецидивиста», 5 января 1463 приказывают поэту покинуть Париж на десятилетний срок. Тогда он пишет свою «Балладу суду», прошение о предоставлении ему трех дней отсрочки исполнения приговора. Суд смилостивился, и запись об этой отсрочке - последнее имеющееся свидетельство о его жизни, дальнейшие следы Вийона теряются. Достоверно известно, что в 1489, когда в свет вышло первое издание его стихов, их автора уже не было в живых.

Посмертное признание

Следующая редакция сборника появляется в 1532 стараниями знаменитого поэта «Плеяды» Клемана Маро (см. МАРО Клеман); примерно за полвека Вийона переиздают 32 раза, что для 15-16 вв. является свидетельством его неслыханной популярности. Вийон выводится в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа), где рассказывается, что он переехал в Пуатье и был там клириком (это не невероятное утверждение: сохранились стихи Вийона на пуатевенском наречии). О Вийоне с похвалой отзывались и многие поэты века Просвещения (Лафонтен (см. ЛАФОНТЕН Жан де), Буало (см. БУАЛО Никола), Мольер (см. МОЛЬЕР), Бомарше (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен)), но изданий его стихов почти не было. Затем, после долгого перерыва, интерес к нему возрождается, в частности, стараниями Теофиля Готье (см. ГОТЬЕ Теофиль) в эпоху романтизма, в 19 веке, когда страстность и откровенность его поэзии уже не вызывают реакции отторжения, характерной для эстетики придворного искусства 16, 17 и 18 веков. Верлен (см. ВЕРЛЕН Поль) и Бодлер (см. БОДЛЕР Шарль) уже считают его своим предшественником, ценя в нем не только искренность, но и отточенность поэтической формы.

Сама личность Вийона неоднократно привлекала внимание, его делали своим героем Р. Стивенсон (см. СТИВЕНСОН Роберт Луис), Ф. Карко, в России П. Г. Антокольский (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) и др. Среди его переводчиков на русский язык был Н. С. Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович).

Энциклопедия Кольера

ВИЙОН Франсуа (Villon, Francois)

(1431 - после 1463), один из величайших французских поэтов. Отточенность стиха, иносказательность и мрачный юмор делают его уникальным явлением в средневековой литературе. Родился он недалеко от Парижа в апреле 1431. Судя по всему, его мать была родом из провинции Берри. Она не смогла оставить при себе сына, и мальчика усыновил капеллан Гийом де Вийон, настоятель церкви св. Бенедикта, которая стала родным домом для Франсуа де Ложа, или де Монкорбье (именно так его следовало бы называть). Он учился в университете и в 1449 получил диплом бакалавра (довольно поздно для своих восемнадцати лет), затем стал лиценциатом, а летом 1452 - магистром. В студенческие годы принял участие в озорной проделке, похитив вместе с однокашниками из владений мадам де ла Брюйер межевой камень, имевший не вполне приличное прозвище. Этому событию было посвящено одно из ранних произведений Вийона (ныне утерянное). В июне 1455 поэт смертельно ранил в уличной стычке молодого священника и был вынужден бежать из Парижа; перебравшись в Шеврез и Бур-ла-Рен, он проводил время в любовных утехах с распутной аббатисой монастыря Пор-Рояль. В январе 1456 ему было даровано помилование, и он вернулся в Париж. В конце того же года, ближе к Рождеству, поэт решил уехать из Парижа (возможно, в Анжер) и написал маленькую шутливую поэму из 320 строк - Лэ (Les Lais), иначе - Малое Завещание (Petit Testament), где отписывал свое более чем сомнительное "имущество" различным горожанам. В это же время он связался с шайкой, ограбившей Наваррский коллеж. Имена преступников вскоре стали известны властям, и Вийон около четырех лет (1456-1460) скрывался в провинциях Берри, Орлеане и Дофине. Летом 1461 поэт оказался в епископской тюрьме городка Менсюр-Луар и вышел на свободу лишь благодаря королевской амнистии. Друзья и родственники Франсуа добились для него условного помилования; он смог вернуться в Париж и после кратковременного заключения (3-7 ноября) был освобожден, дав письменное обязательство возместить свою долю награбленного (120 экю). Поэт уже успел истощить всеобщее терпение, и когда в начале 1463 он принял участие в уличной драке, его отправили в тюрьму Шатле и без долгих околичностей приговорили к повешению. Он подал прошение о помиловании, и 5 января парижский парламент заменил смертную казнь на десятилетнее изгнание из города. В самом конце 1461 или в начале 1462, сразу по возвращении в Париж, Вийон создал свой шедевр - Завещание (Testament), иначе - Большое Завещание (Grand Testament). Оно повторяет структуру Лэ, но насмешливые дарения предваряются обширным вступлением (строфы 1-832). Кроме того, поэт включил в поэму многочисленные "баллады" и несколько других стихотворений, написанных в разное время и по разным поводам. Самая знаменитая - Баллада-молитва Богородице (Ballade pour prier Nostre Dame), которую Франсуа вложил в уста своей матери. Столь же известны баллада, посвященная бойким на язык парижанкам (Баллада о парижских дамах - Ballade des femmes de Paris), и баллада, в которой высмеивается сельская идиллия (авторство ее приписывается епископу Филиппу де Витри) - Баллада-спор с Франком Гонтье (Les contrediz de Franc Gontier). Завершают поэму эпитафия Вийона самому себе и Баллада о прощении (Ballade de mercy). Среди вставных баллад лучшей, без сомнения, является Эпитафия (L'pitaphe Villon), более известная под названием Баллада повешенных (Ballade des pendus): она была написана в то время, когда Вийон ожидал смертной казни. Вполне достойны его таланта баллада, в которой он просит у судей трехдневной отсрочки приговора, и насмешливое стихотворение, где поэт советуется с тюремщиком относительно подачи прошения о помиловании. Под именем Вийона сохранилось несколько баллад, написанных на жаргоне воровского братства Кокийаров. Они почти не поддаются расшифровке. Впервые стихи Вийона были напечатаны в 1489 парижским издателем Пьером Леве.

ЛИТЕРАТУРА

Вийон Ф. Лирика. М., 1981 Вийон Ф. Большое Завещание. М., 1982 Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991

Полезные сервисы

вийон, франсуа

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИЙОН (Вильон) (Villon) Франсуа (1431 или 1432 - после 1463), французский поэт. В поэмах "Малое завещание" (1456), "Большое завещание" (1462), балладах, отмеченных ясностью и простотой стиля, парадоксальностью образов, нашли отражение сцены из жизни парижских низов (Вийон сам вел богемную жизнь нищего и бродяги); мотивы одиночества, смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироничным отрицанием ценностей "здравого смысла", аскетического идеала.

Полезные сервисы