- Российский театральный режиссёр.
виктюк ром. григ
Гуманитарный словарь
ВИКТЮ́К Ром. Григ. (род 1936) - актер и реж. После окончания ГИТИСа в 1957 - актер, с 1959 реж. в т-рах юного зрителя Львова, Киева, Калинина (Тверь). С 1971 по 1977 - реж. Рус. драм. т-ра (Вильнюс). С 1977 живет в Москве, в качестве приглаш. реж. работает в т-рах Москвы, Петербурга, Таллина, Киева, Минска, Горького и др. С 1989 регулярно ставит спектакли в Италии, США, Финляндии, Болгарии. С 1977 осуществил б. 50 постановок. Тема несовпадения духовного потенциала героя и его повседневного существования объединяет мн. спектакли реж. 60-70-х гг. по пьесам А. Володина, А. Вампилова, М. Рощина, В. Славкина, Р. Ибрагимбекова. Конкретность соц. анализа сочетается в спектаклях В. с точностью психол. красок, что с наиб. полнотой выразилось в пост. пьес Л. Петрушевской "Уроки музыки" (1980), "Чинзано" и "День рождения Смирновой" (1983) в руководимой реж. студии при ДК "Москворечье". В 80-е гг. соц. нравы системы предстают в работах реж. в парадоксально-комич. освещении. Спектакли "Квартира Коломбины" Л. Петрушевской, "Стена" А. Галина ("Современник", 1986, 1987), "Наш Декамерон" Э. Радзинского (т-р им. М. Ермоловой, 1990), "Уроки мастера" (т-р им. Е. Вахтангова, 1990) полны едкой иронии, гротеска и откровенной эксцентриады. В кон. 80-х гг. заметен отход от острых проблем современности и интерес к обл. подсознательного, стремление к переосмыслению устоявшихся стереотипов, обществ. мифов и табу. "Священные чудовища" Ж. Кокто (Киев. т-р им. Л. Украинки, 1987), "Служанки" Ж. Жене ("Сатирикон", 1988), "Федра" М. Цветаевой (т-р на Таганке, 1988), "Наш Декамерон", "Мадам Баттерфляй" Д. Хуана (1990) отличаются особой пластич. выразительностью; пантомима, танец, смело вводимые реж. в худож. ткань спектакля, служат важнейшими формообразующими эл-тами. Пост. также телеспектакли "Игроки", "Манон Леско", "Радуга зимой", "Долгая память". В 1991 создан "Театр Романа Виктюка", первые спектакли: "М. Баттерфляй", "Служанки", "Лолита". Одна из характ. черт режиссуры В. - верность лит. первоисточнику (впервые в стране поставленные им спектакли по пьесам "Прошлым летом в Чулимске" А. Вампилова, "Царская охота" Л. Зорина, "Уроки музыки" Л. Петрушевской, "Федра" М. Цветаевой, а также пьесам Э. Радзинского, А. Галина и др.).
Полезные сервисы
виктюк роман григорьевич
Энциклопедический словарь
Виктю́к Роман Григорьевич (р. 1936), режиссёр. Работал в театрах Львова, Калинина. В Москве ставил спектакли в Театре им. Моссовета, Театре им. Вахтангова, МХАТе, Театре на Таганке и др. В 1991 организовал в Москве «Театр Романа Виктюка». Допускает применение шоковых методов воздействия на зал (условная, но откровенная эротика и др.). Использует приёмы театра масок, пантомимы. Постановки: «Вечерний свет» А. Н. Арбузова (1975), «Стена» А. М. Галина (1987), «Федра» М. И. Цветаевой (1988), «Служанки» Ж. Жене (1988), «М. Баттерфляй» Д. Г. Хуана (1991), «Философия в будуаре» маркиза де Сада Д. А. Ф. (1996), «Саломея» О. Уайльда (1998) и др.
* * *
ВИКТЮК Роман Григорьевич - ВИКТЮ́К Роман Григорьевич (р. 28 октября 1936, Львов), российский режиссер. Народный артист России (1988).
В 1956 окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского. Начинал как актер в Львовском, затем Киевском ТЮЗах, был педагогом-ассистентом в студии при Театре им. И. Франко. Организатор и руководитель молодежной студии (впоследствии Молодежного театра) при Львовском ТЮЗе (1965-68), главный режиссер Калининского ТЮЗа (1968-70), режиссер Литовского русского драматического театра (1971-77). В 1977-79 - главный режиссер Студенческого театра МГУ. В 1980-х годах работал в театре-студии «Москворечье» и студии ДК «Знамя революции» (Москва). С 1991 - руководитель созданного им «Театра Романа Виктюка», ставит также спектакли в различных театрах страны и за рубежом.
В 1970 - начале 1980-х годов Виктюк осуществил студийные постановки произведений Л. С. Петрушевской (см. ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна): «Уроки музыки» (Студенческий театр МГУ и студия «Москворечье»), «Чинзано» и «Здравствуйте, девочки, к вам пришел ваш мальчик» (ДК «Знамя революции»). Добиваясь предельного жизнеподобия, соответствующего документальному стилю диалогов, режиссер в то же время раскрывал внебытовой, символический смысл представляемых пьес, придавал «неприкрашенной действительности» оттенок фантасмагории. В более поздних спектаклях Виктюка (в том числе и в постановке «Квартиры Коломбины» Петрушевской, театр «Современник», 1986) жизненная конкретика вытесняется «открытой театральностью»; режиссер вводит в действие элементы шоу, использует приемы комедии масок, музыкального театра, пантомимы. К концу 1980-х годов складывается «классический» стиль Виктюка, связывающий его театр с массовой культурой. Режиссера привлекает условная, но откровенная эротика, красота на грани китча (см. КИТЧ), двусмысленность на грани скандала. Некоторые его спектакли адаптируют для современного «массового сознания» темы Эроса-Танатоса, соблазна, гомосексуального влечения («Служанки» Ж. Жене, театр «Сатирикон», 1988; Театр Романа Виктюка, 1992; «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», затем Театр Романа Виктюка, 1991; «Лолита» Э. Олби по В. В. Набокову, Театр Романа Виктюка, 1992, и др.). Режиссер часто ориентируется на актеров-звезд; поставил «Анну Каренину» по Л. Н. Толстому и «Даму без камелий» Т. Рэттигана для Л. В. Максаковой (см. МАКСАКОВА Людмила Васильевна) (Театр им. Евг. Вахтангова, 1983 и 1990); «Федру» М. И. Цветаевой для А. С. Демидовой (см. ДЕМИДОВА Алла Сергеевна) (Театр на Таганке, 1988); пьесы Э. С. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского» для Т. В. Дорониной (см. ДОРОНИНА Татьяна Васильевна) (МХАТ им. М. Горького, 1988) и «Наш Декамерон» для Т. А. Догилевой (см. ДОГИЛЕВА Татьяна Анатольевна) (Театр им. М. Н. Ермоловой, 1989) и др. Несколько раз приглашал на ведущие драматические роли «звезд» смежных жанров (певец Э. Курмангалиев в «М. Баттерфляй», балерина Н. Р. Макарова (см. МАКАРОВА Наталия Романовна) в пьесе У. Гибсона «Двое на качелях», «Фора-театр», 1992). Поставил более 100 спектаклей. Среди них: «Царская охота» Л. Г. Зорина (Театр им. Моссовета, 1978), «Адский сад» Р. Майнарди (театр «Современник», 1993), «Рогатка» и «Полонез Огинского» Н. Коляды (Театр Романа Виктюка, 1993 и 1994). Работает как режиссер на телевидении («Игроки» по Н. . Гоголю, 1978; «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1980, и др.) и на эстраде.
О творчестве Виктюка сняты документально-игровой фильм «Баттерфляй» (1993) и документальный фильм «Роман-любовь».
Большой энциклопедический словарь
Виктю́к Роман Григорьевич (р. 1936), режиссёр. Работал в театрах Львова, Калинина. В 1991 организовал в Москве «Театр Романа Виктюка». Допускает применение шоковых методов воздействия на зал (условная, но откровенная эротика и др.), использует приёмы комедии масок, музыкального театра, пантомимы. Постановки: «Вечерний свет» А. Н. Арбузова (1975), «Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской (1986), «Стена» А. М. Галина (1987), «Федра» М. И. Цветаевой (1988), «Служанки» Ж. Жене (1988), «М. Баттерфлай» Д. Хуана (1991), «Лолита» Э. Олби (1992, по В. В. Набокову).
Полезные сервисы
виктюк, роман григорьевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВИКТЮК Роман Григорьевич (родился в 1936 г.), режиссер. Работал во Львове, Калинине и других городах. Добиваясь предельного жизнеподобия в студийных постановках пьес Л.С. Петрушевской ("Уроки музыки", 1979, Студенческий театр МГУ), раскрывал и их символический смысл. В 1980 - 90-х гг. использует приемы театра масок, пантомимы, шоковые методы воздействия на зал (условная, но откровенная эротика и др.). В 1991 организовал в Москве "Театр Романа Виктюка". Среди постановок: "Вечерний свет" А.Н. Арбузова (1975, Театр имени Моссовета), "Стена" А.М. Галина (1987, Московский театр "Современник"), "Федра" М.И. Цветаевой (1988, Московский театр на Таганке), "Служанки" Ж. Жене (1988, Московский театр "Сатирикон"; 1991, "Театр Романа Виктюка"), "М. Баттерфляй" Д.Г. Хуана (1992) и др.