Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

висконти

Энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

ВИСКО́НТИ - семья швейц. архитекторов и мастеров, два поколения к-рых работали в СПб. и пригородах. Первый из них - кам. дел мастер Плачидо ВИСКОНТИ (1741-1823) приехал в Россию с сыном Давидом в 1784, работал под рук. Дж. Кваренги на стр-ве Англ. дворца в Петергофе (1784-1787) и на стр-ве Эрмитажного т-ра (1786). Позднее работал в Павловске и руководил переносом колоннады Аполлона (1799) и постройкой Оранжереи. В 1800 вернулся на родину.

Его мл. брат - кам. дел мастер Пьетро Санто Висконти (1752-1819) - приехал в СПб. в 1787. С 1789 работал в Павловске и Гатчине, с 1797 рук. строит. работами в Павловском дворце по проекту В. Бренна. В 1800 вместе с братом уехал на родину.

Три сына Плачидо продолжали работы отца в СПб. Давид Висконти (1768-1838) начал службу в 1787 на стр-ве Англ. дворца в Петергофе, через 3 года перешел на службу в Мед. коллегию и построил Мед.-хирургич. школу на Аптекарском о-ве. В 1793 переведен в команду В. Бренна и под его рук-вом 3 года выполнял перестройки в Зимнем дворце. В 1794-1800 построил также по проектам Бренны в Гатчине кам. Лесную оранжерею (1794-96), "Березовые ворота" (1795-98), Большой и Малый кам. мосты (1797-98). Рук. достройкой Исаакиевской церкви по указаниям Бренны (1796-1801), перестроил по проекту Ж. Тома де Томона кам. Большой т-р в СПб. (1802) и работал на постройке Биржи на Стрелке Васильевского о-ва по его же проекту (1804-11); построил в Павловском парке кам. мост через р. Славянку, изв. как. "Висконтиев мост" (1807-08). С 1812 служил в Строит. к-те МВД, одновременно в 1815-27 - арх. в Дирекции имп. т-ров. По своему проекту построил католич. церковь св. СтаниславаСПб.).

Второй сын Плачидо - Карло Доменико Висконти (1775-1852) приехал в СПб. в 1795. С 1797 в Гатчине пом. В. Бренны при перестройке и расширении дворца, с 1800 - кам. дел мастер в Павловске, где построил: Краснодолинный павильон по проекту Ч. Камерона (1801), мавзолей "Супругу-благодетелю" по проекту Ж. Тома де Томона (1807-08), мост через р. Славянку у Пиль-башни по проекту А. Воронихина (1807-08). В 1809 вернулся на родину.

Третий сын Плачидо - Пьетро Висконти (1781-1843) приехал в СПб. в 1797, три года работал в Павловске, где изготовлял постаменты и балюстраду для дворца (1798), руководил постройкой кам. лестницы от дворца в долину р. Славянки (1799). В 1800 уехал с отцом на родину. Спустя два года вернулся в СПб., работал пом. арх. в Комиссии по построению Биржи (1804-1811), в Мед.-хирургич. академии (1811-20), арх. в Гоф-интендантской конторе (1823-26), чл. Строит. к-та МВД (1824-33), арх. Комиссии проектов и смет Гл. управления путей сообщения и публ. зданий (1833-43). Умер в СПб.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова висконти

Полезные сервисы

висконти (visconti)

висконти (знатный итальянский род)

Энциклопедический словарь

ВИСКОНТИ (знатный итальянский род) - ВИСКО́НТИ (Visconti, от vescomes - виконты), знатный итальянский род (известен с кон. 10 в.), к которому принадлежали тираны (правители) Милана в 1277-1447 (с 1395 - герцоги).

При поддержке папы Урбана IV Оттон Висконти (1207-1295), архиепископ Милана, вступил в противоборство с фамилией Делла Торре, в то время правившей Миланом. В 1277 в битве при Дезио войска Делла Торре потерпели поражение, и Оттон стал править единолично, ссылаясь на старинные права миланских архиепископов на светскую власть. В 1287 он передал власть внучатому племяннику Маттео (1250-1332), получившему прозвище Великий (Il Grande). Он также боролся с Делла Торре, которые в 1310 сделали попытку вернуть утраченную власть, и получил поддержку от императора Священной Римской империи Генриха IV (см. ГЕНРИХ IV (германский король)), чьи войска в это время вторглись в Италию. Маттео собрал собственную сильную наемную армию, к 1315 ставшую сильнейшей в Северной Италии. Власть Милана распространилась на Павию, Пьяченцу, Бергамо, Новару и другие города севера. В 1317 Маттео поссорился с папой Иоанном XXII, претендовавшим на единоличную светсткую власть на севере Италии. Папа обвинил правителя Милана в колдовстве и ереси и провозгласил интердикт, (см. ИНТЕРДИКТ) даже призвал к крестовому походу против Висконти. В мае 1322 Маттео передал бразды правления своему сыну Галеаццо I (ок. 1277-1328) и вскоре умер. Галеаццо продолжил политику отца, установив выгодные связи путем династических браков членов своей семьи с правящими фамилиями Франции, Германии и Савойи. После смерти Галеаццо власть перешла к его сыну Аццо (1302-39), который заключил мир с папой в 1329. Аццо умер, не оставив прямых наследников, и власть перешла к его дядям Лучино (1292-1349) и Джованни (1290-1354, был архиепископом Миланским). Во время их правления власти Милана подчинились Болонья и Генуя, были возвращены территории, утраченные во время конфликта с папой. Джованни наследовали три племянника, разделивших владения. Из них наиболее известен Галеаццо II (ок. 1321-1378). Его резиденция находилась в Павии, он основал здесь университет и прославился как покровитель художников и поэтов, в том числе Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) . Внутри своих владений братья проводили независимую политику, но их внешняя политика была единой. Они выступали против папства и вели борьбу с Флоренцией.

После смерти Галеаццо его брат Бернабо заключил военный союз с Францией и попытался оттеснить от власти наследника Галеаццо II, Джана Галеаццо. Но Джан Галеаццо одержал победу, и Бернабо умер в заключении у племянника в 1385. При Джане Галеаццо Висконти стали герцогами Милана и графами Павии, владения Висконти распространялись почти на всю северную Италию. После смерти Джана Галеаццо его сын, Джованни Мария (1388-1412) из-за своей молодости и неопытности не сумел удержать власть и правил лишь номинально. Висконти лишились существенной части своих владений, потеряли Ломбардию. Джованни Мария, отличавшийся болезненной, ненормальной жестокостью, стал жертвой заговорщиков. Его брат Филиппо Мария (1392-1447) сумел восстановить семейную мощь, чему помог брак с вдовой знаменитого кондотьера Кане. Филиппо Мария реорганизовал финансы герцогства, создал производство шелковых тканей. В 1447, когда Милан был осажден войсками Венеции, Филиппо Мария обратился за помощью к мужу своей единственной дочери Франческо Сфорца (см. СФОРЦА Франческо). После скорой смерти Филиппо Марии Сфорца унаследовал герцогство, одержав победу над королем Альфонсо V Арагонским, в пользу которого было составлено завещание.

Полезные сервисы

висконти лукино

Энциклопедический словарь

Виско́нти Лукино (1906-1976), итальянский режиссёр. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960). Важнейшая для Висконти тема - конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности - развита в изощрённых по пластическому мастерству фильмах, посвящённых проблемам художника и культуры, человека и его времени: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1972), «Семейный портрет в интерьере» (1974), «Невинный» (1976) и др. Спектакли в драматическом и оперном театрах.

* * *

ВИСКОНТИ Лукино - ВИСКО́НТИ Лукино (полностью Лукино Висконти ди Модроне, Luchino Visconti di Modrone) (2 ноября 1906, Милан - 17 марта 1976, Рим), итальянский режиссер театра и кино, один из основоположников неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ).

Потомок аристократического рода Висконти (см. ВИСКОНТИ (знатный итальянский род)), Лукино начал работать в кино во Франции ассистентом Жана Ренуара (см. РЕНУАР Жан) на съемках фильма «Загородная прогулка» в 1936. В Италии Висконти входил в группу антифашистски настроенных кинокритиков, выступал в журналах демократического направления («Бьянко и неро»). В 1940 он принял участие в съемках фильма «Тоска», начатых Ренуаром и законченныхсвязи с войной) итальянским режиссером К. Кохом.

Свой первый самостоятельный фильм «Одержимость» по роману Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» Висконти поставил в 1942. Этот фильм считается предвестником неореализма. Он резко выделялся на фоне парадного муссолиниевского кинематографа, жестким, неприкрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом и накалом страстей. В годы Второй мировой войны Висконти участвовал в движении Сопротивления, был арестован гестаповцами и чудом избежал расстрела.

Его эстетические взгляды окончательно сформировались в кружке передовых итальянских кинематографистов и литераторов, группировавшихся вокруг журнала «Чинема». В 1945 Висконти участвовал в съемках документального фильма «Дни славы». Близок к документальному жанру фильм «Земля дрожит», который Висконти снял в 1948 в сицилийском рыбачьем селении Ачи-Трецца с участием непрофессиональных актеров, говорящих на местном диалекте. Режиссер снимал этот фильм в подлинных интерьерах и на натуре, использовал импровизированные диалоги, наблюдения за повседневной жизнью рыбаков. Фильм проявил высокую и изощренную пластическую культуру Висконти, по праву считается одной из вершин неореалистического кино.

В рамках неореализма Висконти снял комедию «Самая красивая» (1951) и короткометражную новеллу в фильме «Мы, женщины» в которых играла Анна Маньяни (см. МАНЬЯНИ Анна). Эти работы полны зарисовками послевоенного быта римских улиц, психологическими этюдами из жизни городского среднего класса. Но уже в них режиссер пытается найти выход из круга самоповторов, которыми начали грешить неореалисты. В 1954 Висконти снял фильм «Чувство» (по К. Бойто), где проявилась важная для его творчества тема противоречия между эгоизмом страсти и нормами общественной морали. Экранизируя в 1957 повесть Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) «Белые ночи», Висконти перенес действие в современный ему Ливорно и насытил ткань фильма лиризмом, вольной игрой фантазии, театрализацией.

В театре Висконти начал активно работать с 1945. Он успешно выступал в качестве режиссера драматических и музыкальных спектаклей. К числу наиболее значительных относятся его постановки спектаклей «Смерть коммивояжера» (1950, Артура Миллера (см. МИЛЛЕР Артур)), «Три сестры» (1952, А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович)), «Дядя Ваня» (1956, А. П. Чехова), «Вид с моста» (1958, А. Миллера), пьес У. Шекспира, Ж. Кокто, Ж. Ануя, Т. Уильямса. В музыкальных театрах Висконти ставил «Травиату» и «Трубадура» Джузеппе Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) , оперы Г. Доницетти, Р. Штрауса.

Тенденция к синтезу музыкального и драматического начал прослеживается во многих кинолентах режиссера. Музыка у Висконти не только сопровождает и иллюстрирует действие, а организует и задает ритм и настроение как отдельных эпизодов, так и композицию целых фильмов. В своих пристрастиях режиссер предпочитал возвышенный строй музыкальной классики. Обширные цитаты из Дж. Верди и Антона Брукнера (см. БРУКНЕР Антон) он вставил в «Чувство», прелюдию для фортепиано Снзара Франка (см. ФРАНК Сезар) - в «Туманные звезды Большой Медведицы», адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера (см. МАЛЕР Густав) - в «Смерть в Венеции», а в «Леопарде» звучит неизданный и малоизвестный вальс Дж. Верди. А основой для сложного кинематографического искусства Висконти служит литература, ведь большинство его фильмов - экранизации классической прозы 19-20 веков.

В 1960 режиссер вернулся к привычной для итальянских неореалистов теме жизни современного города в фильме «Рокко и его братья». Здесь он поднял острую для Италии социальную проблему адаптации выходцев из нищего юга страны в промышленных центрах севера страны. В форме многопланового семейного романа Висконти проследил распад патриархального крестьянского рода Паронди. На судьбе братьев Рокко, Симоне, Винченцо, Чиро, Луки показана жизнь простых итальянцев эпохи экономического чуда. Значительная доля в успехе этого фильма принадлежит актерам Анни Жирардо (см. ЖИРАРДО Анни) (Надя), Алену Делону (см. ДЕЛОН Ален) (Рокко) и Ренато Сальваторе (Симоне), сыгравшим здесь одни из лучших своих ролей за всю кинокарьеру.

Форму семейного эпоса, как и мотивы распада, краха Висконти использует в своих дальнейших лентах. В 1962 он поставил фильм «Леопард» (1962, по роману Джованни Томази ди Лампедузы (см. ТОМАЗИ ДИ ЛАМПЕДУЗА Джузеппе), главная премия Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1963) - романтическую фреску из эпохи Рисорджименто (см. РИСОРДЖИМЕНТО), которая повествует об упадке сицилийского поместья, выходе буржуазии на историческую сцену. Еще один вариант гибели семейного рода дан в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз Венецианского кинофестиваля (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)), полном символики и мифологической реминисценсии. В 1967 Висконти экранизировал роман Альбера Камю (см. КАМЮ Альбер) «Посторонний».

Следующий фильм «Гибель богов» (1969) повествовал о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества, приходе к власти фашистов. Центральным эпизодом фильма стала «ночь длинных ножей» 20 июня 1934, когда по приказу Гитлера были уничтожены главари штурмовых отрядов (см. СА) (СА). Эта сцена считается одной из самых сильных антифашистских страниц мирового кино.

В 1960-х годах Висконти работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана (см. МОПАССАН Ги де) «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 - новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья». Картины, снятые Висконти в 1970-е годы, отличает внутренняя общность проблематики, единство стиля. Трагедия индивидуализма становится основной темой этих фильмов.

Пышный, величавый и болезненный декаданс становится эмоциональным фоном для гибели одинокого героя, пытающегося спастись от грубого и пошлого мира в поклонении идеальной красоте. Композитор Г. Ашенбах стал главным героем фильма «Смерть в Венеции» (1971, по Т. Манну). В одиночество и безумие погружается баварский король-покровитель искусств Людвиг II Виттельсбах (см. ВИТТЕЛЬСБАХИ) , судьбе которого посвящен фильм «Людвиг» (1971).

Поисками выхода из тупика одиночества выделяется лента «Семейный портрет в интерьере» (1974), где позиции высокомерного невмешательства в людские страсти выдвигается альтернатива сочувствия к тревогам ближнего, осознания ответственности за страдания мира. В последнем фильме режиссера «Невинный» (1976), вышедшем уже после смерти режиссера, он осуждает аморализм, культ вседозволенности, с лирическим волнением говорит о вечных ценностях любви, материнства, самоотверженности. В целом творчество Висконти отличается масштабностью тем, социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой связью с традициями итальянской и мировой литературы.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы