Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

воскресенье

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Воскресенье

, мн. -нья, -ний, с.

День недели, следующий за субботой и предшествующий понедельнику, общий день отдыха на неделе.

Планы на воскресенье.

Черубина по воскресеньям посещала костел (Волошин).

Родственные слова:

воскре́сный, воскре́сник

Этимология:

Заимствовано из старославянского языка (въскрьсениѥ ‘воскресение из мертвых Христа’, затем - ‘Пасхальное воскресенье’). С XIII в. так начинают именовать седьмой день каждой недели.

Культура речи:

Воскресенье со словом воскресе́ниевозвращение к жизни’, ‘возрождениеразличается значением.

Энциклопедический комментарий:

Воскресеньем сначала назывался первый день Пасхи - Пасхальное воскресенье, в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. С течением времени воскресенье как седьмой день недели - еженедельный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения Иисуса Христа. Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилонским астрономическим исчислениям, она была заимствована древними иудеями, которые отмечали в качестве праздничного дня субботу в честь окончания божественного творения мира. Суббота праздновалась и в раннем христианстве. Отмежевавшись от иудаизма, христиане стали отмечать как праздник первый день недели, в который произошло воскресение Иисуса Христа.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ВОСКРЕСЕНЬЕ (англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца древними римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о воскресении Иисуса Христа; 5) с представлением шотландских пресвитериан о воскресенье как дне отдыха. Это представление усвоили пуритане в штате Массачусетс, что привело к принятию т.н. воскресных (или "голубых") законов, запрещавших трудовую деятельность в этот день. Солнцепоклонничество доминировало у древних народов вплоть до 5 в. В Древнем Египте обожествленное солнце выступало в виде бога Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов пирамид. Наиболее распространенным символом египетской религии стал Атон ("солнечный диск") с распростертыми крыльями сокола. На дошедших до нас вавилонских печатях солнце изображалось в виде божества, выходящего из дверей, которые открывают его служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть. Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии, где говорится, что "оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще" (Пс 18:6). Израильтяне, вступившие в Палестину, обнаружили у местного населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону (слово "хамман", возможно, означало изображение солнца на алтарях божества). В незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В зороастризме это божество называлось Язата, это - сила света, помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра возвысился и стал ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э., стал популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце концов был признан римскими императорами. С очень древних времен римляне отмечали каждый восьмой день как праздник. А поскольку они испытали влияние не только процветавшего культа Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно начали отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, "день солнца", пришел на смену dies Saturni - дню Сатурна. Самый древний из известных нам законов о воскресенье был введен эдиктом императором Константином в 321. В нем указывалось, что "городские власти, горожане и ремесленники" должны воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца. Первые христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев (каждый день назывался в соответствии со своим порядковым номером), но к концу 3 в. в западном христианстве распространились названия дней недели, соответствующие названиям планет, а в 4-5 вв. там окончательно утвердились языческие названия дней недели. Как было сказано выше, в тот же период распространение восточных культов солнца способствовало утверждению в Риме почитания дня солнца как первого дня недели, в которой каждый день был посвящен определенной планете. Во всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день для воспоминания о воскресении Христа, "солнца правды". В Новом Завете содержатся указания на то, что уже в самый ранний период христиане собирались в первый день недели "для преломления хлеба", а возможно, и для сбора добровольных пожертвований (Деян 20:7; 1 Кор 16:2). Христианский апологет Юстин Мученик (середина 2 в.) описывает, какдень, именуемый днем солнца", все христиане - горожане и сельские жители - собирались для получения наставлений в Священных Писаниях, для молитвы, раздач хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан указывает, что христиане "превратили день солнца в день радости, но вовсе не для того, чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало никакого места в их религии". Первым из отцов церкви Тертуллиан заявил, что христиане по воскресеньям должны воздерживаться от мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было издано множество императорских декретов, которые все строже запрещали труд в воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории, церковь выделила воскресенье как святой день.

См. также ШАББАТ.

Гуманитарный словарь

ВОСКРЕСЕ́НЬЕ - седьмой день недели рос. гражд. календаря, общий день отдыха (первый день недели еврейского и христ., в т. ч. правосл. богослужебного календаря и гражд. календарей многих стран). По свидет-ву евангелистов, Иисус Христос был распят накануне дня субботнего (последнего дня евр. недели), а воскрес "по прошествии субботы в первый день недели" (Мк. 16, 1-2), освятив его, т. о., величайшим событием христ. всемирной истории. Тот же день (через семь недель после Воскресения) ознаменовался сошествием Св. Духа на апостолов и рождением Церкви Христовой, а потому уже в апостольское время стал преимущественным днем "преломления хлеба", т. е. совершения таинства Евхаристии (Деян. 20, 6, 1 Кор. 16, 2). Вскоре "день Солнца" (dies Soils семидневной планетарной недели римского календаря) получает у христиан наименование "день Господень" (Откр. 1, 10). Малоазийские христиане нач. 2 в. в этот "установленный день собирались до рассвета и воспевали Христа как Бога "(Письма Плиния Младшего. X, 96, 7). Это значит, что каждый воскресный день посв. празднованию Христова Воскресения. Древнейшее по времени свидет-во о соблюдении воскресного покоя принадлежит Тертуллиану (кон. 2 - нач. 3 в.): "В день Господа, в к-рый Он воскрес, мы должны быть свободны от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу" (О молитве. Гл. 23). Как еженедельный гос. праздник он был впервые узаконен в 321 имп. Константином Великим, приказавшим, чтобы "все судьи, а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали" (Кодекс Юстиниана. III, 12, 2). Таков статус В. во всех странах христ. традиции. В Др. Руси до 17 в. указы о праздновании воскресного дня исходили от дух. властей. Согласно совм. постановлению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа (17 марта 1647), "по правилам св. апостолов и св. отцов в воскресный день отнюдь никому не подобает делати господину и госпоже, ни рабом, ни свободным, но приходить к церкве Божией на молитву". С нек-рыми доп. это постановление вошло в состав Уложения 1648. Др.-христианское название воскресного дня "день Господень" (лат. dies Dominica) было усвоено романскими яз. (Dimanche, Domenica, Domenigo), германские, проигнорировав его, сохранили языческое "день Солнца" (Sonntag, Zontag, Sunday). Слав. народы называют В. "неделей" (днем, когда отдыхают от дел, ничего не делают): укр. Неділя, польск. Niedziela, чешск. Nedele, болг. Неделя. Этот же термин, первоначально употребляемый и на Руси, сохранился в богослужебном календаре Рус. Церкви, в гражд. обиходе назв. дня ("неделя") перешло на семидневный период, именовавшийся ранее "седмица". Слово "В." в совр. значении стало систематически употребляться с 16-17 вв. Первоначально В. называли только один день в году - праздник Пасхи (Светлое Воскресение), хотя в смысле первого дня каждой недели оно было известно и ранее: "Того же лета, месяца мая в 15-й день в день воскресенья Господня въ Сборъ святых отецъ 7-й недели по Па́сце, по Литургии, загоре́ся градъ Ростовъ") (Лавр летоп. 1211). Т. о., "во всем христианском мире одни мы - русские - называем Господний день Воскресеньем. Как и когда осмелились мы сделать это, стоит исследования. Правда, и др. славяне не отстали от нас, характеристично придумав для первого дня седмицы имя "недели", которое мы бесхарактерно распространили на всю седмицу" (Антонин (Капустин), архим. Поездка в Румелию. СПб., 1879. С. 10-11).

Лит.: Краткое сведение о воскресном дне (б. п.) // Христ. чтение. 1837. Ч. III; Смирнов Д. Празднование воскресного дня: (Его история и значение). Киев, 1893; Петровский А. Воскресный день // Правосл. богословская энциклопедия. СПб., 1902. Т. 3. Кол. 956-979.

Орфографический словарь

воскресе́нье, , род. п. мн. ч. -ний (день недели)

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова воскресенье

Синонимы к слову воскресенье

сущ., кол-во синонимов: 5

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь русского языка

Этимологический словарь

Сканворды для слова воскресенье

Полезные сервисы

воскресенье - свято..

воскресенье по рождеству христову