Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вышеславцев

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

вышеславцев бор. петр

Гуманитарный словарь

ВЫШЕСЛА́ВЦЕВ Бор. Петр. (1877-1954) - философ, деятель рус. религ. возрождения. В 1899 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, занялся адвокатурой, но вскоре примкнул к кружку, руководимому видным представителем философии права в России П. И. Новгородцевым. Слушал лекции П. Наторпа и Г. Когена в Марбурге. В 1914 защитил дисс. "Этика Фихте" и получил каф. философии в Моск. ун-те; преподавал также в Моск. коммерч. ин-те и Нар. ун-те А. Л. Шанявского. Неприятие рационализма, онтологизм и интуитивизм, проявившиеся уже в первой работе В., свидетельствуют о его глубинной связи с осн. традицией рус. философии. Участие в работе Вольной акад. духовной культуры свело его с Н. А. Бердяевым, содружество с к-рым продолжалось и после высылки обоих философов из России в 1922. В Берлине сблизился с христ. молодежным союзом (ИМКА), работал в изд-ве "ИМКА-Пресс". Ред. изв. сб. "Проблемы рус. религиозного сознания" (Берлин, 1924). Вскоре переехал в Париж, где вместе с Н. А. Бердяевым издавал ведущий орган рел.-филос. мысли рос. эмиграции - ж. "Путь". Член Религиозно-филос. акад. и проф. Богословского ин-та в Париже. Осн. темы его творчества - социальная философия и филос. антропология. Проявлял интерес к психоаналитич. школе К. Г. Юнга, используя, в частности, ее концептуальный аппарат для изучения опыта христ. подвижников. В 1935 в организов. Религиозно-филос. акад. богословском диспуте защищал софиологич. учение о. Сергия Булгакова от осуждения его Моск. Патриархией как еретич. После войны жил в Женеве, где и скончался.

Соч.: Этика преображенного Эроса. М., 1994.

Полезные сервисы

вышеславцев борис петрович

Энциклопедический словарь

Вышесла́вцев Борис Петрович (1877-1954), религиозный философ, профессор Московского университета (1917-1922). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом антиномии нравственных ценностей и человеческой свободы видел в христианском учении о «благодати» как преображении подсознательных влечений в любовь к высшим ценностям («Этика преображённого Эроса», 1932).

* * *

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - ВЫШЕСЛА́ВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954), русский религиозный философ, профессор Московского университета (1917-22). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом (см. ГАРТМАН Николай) антиномии нравственных ценностей и человеческой свободы видел в христианском учении о «благодати» как преображении подсознательных влечений в любовь к высшим ценностям («Этика преображенного Эроса», 1932).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954), русский философ. Родился в Москве 3 октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 - профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 - один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь". В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955).

Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954. Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал "иррациональные" элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. "Тема метафизики - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции". Интуиция оказывается своего рода "прорывом" к абсолютному, которое "не дано в понятиях". Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что "мы окружены непознаваемым и недоказуемым", что "иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду". В то же время для Вышеславцева "иррациональное" отнюдь не противостоит разуму, а, напротив, является "основой" разумности в мире и в человеке: "Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание". В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка метафизике всеединства (особенно учению о "непостижимом" С.Л.Франка). В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики ("этики закона"), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о "бессознательном". Кантианский долг апеллирует исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой "новой", творческой этики, по Вышеславцеву, должна стать "преображающая сила воображения". Психоаналитическая "сублимация", в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс духовного преображения и "обожения" личности. Новая этика, "преодолевающая морализм", соединяет эти две традиции и оказывается способной "преображать и сублимировать". Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания "сублимации" является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической "вертикали": нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в "плоскостно"-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает вполне "технологический" смысл в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический смысл "бессознательного" и, одновременно, признавали человеческую свободу (свободу "произвола", "абсолютного выбора"), Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева обращение к бессознательному - это движение к Абсолюту, к "очевидности иррациональной глубины бытия". Без такой "возвышающей" цели человек оказывается "закованным в самом себе", "пойманным в заколдованном кругу самосознания". В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как "свободная зависимость".

ЛИТЕРАТУРА

Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его "философия сердца". - Вопросы философии, 1990, № 4 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994

Полезные сервисы

вышеславцева анна агафон

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы