ГЕЛЬВЕЦИЗМ а, м. helvétisme m. Особенность, свойственная французскому языку Швейцарии. Среди наиболее характерных:1) в области произношения - наличие звука [ts ]; nonante - 90. Веденина 1997 506.
гельвеций
Синонимы к слову гельвеций
Грамматический словарь
Сканворды для слова гельвеций
- Такое название предложил дать Вальтер Миндер элементу, обнаруженному при бета-распаде полония-218, но в научной среде оно не прижилось.
- Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями.
Полезные сервисы
гельвеций (helvetius) клод адриан
Большой энциклопедический словарь
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715-71) - французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение - свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: "Об уме" (1758), "О человеке" (1773, посмертно).
Полезные сервисы
гельвеций клод адриан
Энциклопедический словарь
Гельве́ций Клод Адриан (Helvétius) (1715-1771), французский философ. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности; страсти человека считал главной движущей силой общественного развития («О человеке, его умственных способностях и его воспитании», изд. в 1773 в Лондоне). Его сочинение «Об уме» (1758) было публично сожжено по распоряжению парламента как опасное для религии и государства.
* * *
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан - ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715-71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение - свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).
* * *
ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (январь 1715, Париж - 26 декабря 1771, Париж), французский философ.
Жизнь
Родился в семье придворного врача. Учился в иезуитском коллеже Людовика Великого. Почувствовав отвращение к господствовавшей схоластике, изучал преимущественно историю, языки и литературу. Увлекался трудами французских писателей и мыслителей: Корнелем (см. КОРНЕЛЬ Пьер), Расином (см. РАСИН Жан), Н. Буало (см. БУАЛО Никола), Мольером (см. МОЛЬЕР), Ж. Лафонтеном (см. ЛАФОНТЕН Жан де), Монтенем (см. МОНТЕНЬ Мишель де), Лабрюйером (см. ЛАБРЮЙЕР Жан де), Ф. Ларошфуко (см. ЛАРОШФУКО Франсуа де) и др.
В 1738 благодаря протекции королевы занял пост генерального откупщика (сборщика налогов), что дало ему огромный доход и возможность познакомиться с реальными коллизиями общественной жизни. В ходе исполнения своих должностных обязанностей проникся сочувствием к угнетенному и бесправному третьему сословию и резко критическим отношением к феодально-клерикальным порядкам.
Одновременно посещал литературные салоны, поддерживал тесные контакты с учеными и просветителями, в числе которых были Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Фонтенель (см. ФОНТЕНЕЛЬ Бернар Ле Бовье де), Бюффон (см. БЮФФОН Жорж Луи Леклерк) и др. Из-под его пера выходят удостоившиеся похвалы Вольтера поэтические произведения: «Послание о любви к знанию», «Послание об удовольствии», «Послание о надменности и лени ума» и др. Начал писать проникнутую духом умеренного эпикуреизма поэму «Счастье» (завершил ее в конце жизни).
В 1751, разбогатев и решив полностью посвятить себя творчеству, отказался от должности. Купив поместье, предался написанию своего основного произведения «Об уме».
В 1758 его сочинение было опубликовано, вызвав большой резонанс и принеся ему всеевропейскую известность. Убежденные материалисты во главе с Дидро (см. ДИДРО Дени) квалифицировали книгу как выдающуюся. Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), А. Тюрго (см. ТЮРГО Анн Робер Жак), Руссо (см. РУССО Жан Жак) и другие просветители, поддержав ее в целом, вместе с тем, отнеслись критически к радикализму ее материалистических и атеистических идей. Власти и церковь отнеслись к труду Гельвеция крайне негативно. Он был обвинен в покушении на религию и нравственность. Архиепископ Парижа де Бомон оценил книгу как «мерзкое учение, стремящееся разрушить основы христианской веры», ее осудил в специальном послании римский папа Климент XIII (см. КЛИМЕНТ XIII). Парижский парламент приговорил книгу к сожжению, ее было запрещено читать, переписывать, перепечатывать и хранить. Лишь ценой внешнего отречения от своего произведения и благодаря личным связям Гельвецию удалось избежать наказания.
Совершил путешествие в Англию (1764) и Пруссию (1765) по приглашению Фридриха Великого (см. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ I (1620-1688)). Написал второе крупное произведение «О человеке», являющееся продолжением труда «Об уме», но так и не решился его опубликовать (было напечатано посмертно, в 1773). В последние годы жизни пребывал в состоянии упадка духа в связи с ростом репрессий во Франции против свободомыслия.
Умер от подагры.
Философские взгляды
На формирование взглядов Гельвеция решающее влияние оказали французское Просвещение и философия Локка (см. ЛОКК Джон).
Гельвеций считал мир материальным, бесконечным во времени и пространстве, движущимся по законам механики Ньютона (см. НЬЮТОН Исаак). Решительно отвергал бытие бога и бессмертие души, хотя из цензурных соображений вуалировал свой атеизм. Гельвеций акцентировал существование идеалистической и материалистической линий в мировой философии, которые представляли соответственно Платон (см. ПЛАТОН (философ)) и Пифагор (см. ПИФАГОР Самосский) против Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) и Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)), резко критически относясь к первой.
Придал сенсуализму Локка материалистически заостренную форму. Решительно отвергнув концепцию «врожденных идей», и, полагая вслед за Локком, что люди от рождения подобны «чистой доске».
Гельвеций утверждал, что чувственный опыт, «физическая чувствительность» является единственным источником знаний и морали. «Ум», то есть интеллектуальные и нравственные качества являются, согласно его мысли, полностью и всецело приобретенными.
В центр своей социальной теории положил категорию «интереса», понимаемого как польза, выгода. Не «мнения», как полагали многие просветители, а, по Гельвецию, «интересы» правят миром, являясь всемогущей движущей силой деятельности людей и общественных явлений и служа «мерой человеческих поступков». Повторял вслед за Гоббсом (см. ГОББС), что «интерес» способен поставить под сомнения геометрические аксиомы. «Интерес» вытекает из человеческих страстей, из их «себялюбия» или «физической чувствительности», то есть связан со стремлением получить удовольствие или избегнуть страдания. Характеризовал страсти как «могущественный двигатель на пути великих дел», источник всех изобретений, искусств, ремесел и т. д. Разделял страсти на «природные», то есть связанные с удовлетворением естественных потребностей, и «искусственные», то есть сформированные обществом: честолюбие, тщеславие, любовь, зависть, скупость и т. д. Но в конечном итоге, по Гельвецию, вторые вытекают из первых и в конечном итоге сводятся к ним, определяясь «себялюбием» или «физической чувствительностью», в чем и проявлялось понимание человека как природного существа. Французский философ подразделял интересы на частные и общие. Добродетели основаны на общих; нравственная гармония есть совпадение частных и общих интересов.
Гельвеций, будучи решительным противником феодальных отношений и римско-католической церкви, осуждал дворянство за паразитизм и бездарность, а католическое духовенство, кроме того, - за фанатизм, своекорыстие, безнравственность и лицемерие. Он резко критически относился к сословному неравенству людей и выдвинул положение об изначальном природном равенстве способностей людей. Полагал, что реальная разность способностей и нравственного облика людей всецело определяется воспитанием, в котором огромную роль играют случайности.
Воспитывающим фактором служит общественная среда, под которой понималась вся совокупность внешних обстоятельств. Ведущую роль среди них играют, согласно Гельвецию, форма правления и законодательство страны, в связи с чем им возлагались особые надежды на просвещенный абсолютизм. «Несчастья» людей и народов связывал с несовершенством законов и неравномерным распределением богатства. Рассматривал «деспотизм» как препятствие для нравственности, полагая вместе с тем, что он коренится в природе каждого человека. Рекомендовал правительствам смягчать имущественные противоречия в обществе. «Умеренное состояние», по Гельвецию, является оптимальным и для счастья.
По стилистическим особенностям произведения Гельвеция напоминают непринужденную и изящную беседу в литературном салоне: многословие, отсутствие сложных и отвлеченных теоретических построений, много анекдотов, отступлений, примеров из истории, этнографии и т. д.
Энциклопедия Кольера
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (Helvtius, Claude-Adrien)
КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ
(1715-1771), философ-просветитель, один из идеологов Французской революции. Родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение того времени, дававшее классическое образование. Окончив его, служил в Каене помощником своего дяди, сборщика налогов. Писал стихи, однако, если не считать аллегорическую поэму Счастье (Le Bonheur, издана посмертно в 1772), к которой он вернулся в последние месяцы жизни, оставил занятия поэзией к 1740. В юном возрасте Гельвеций решил последовать примеру скептичного Фонтенеля, из сочинений которого почерпнул некоторые сведения об идеях Гоббса, Локка, Монтескье и Вольтера, и благодаря этому достичь славы в литературном мире. В 1738, когда ему было всего 23, он получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца. На этом посту он сколотил целое состояние, хотя и не был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и бездеятельным чиновником. После женитьбы в 1751 оставил должность. Гельвеций и его жена Анна Катрин де Линьвиль д'Отрикур проводили время то в замке в Воре близ Ремалара, то в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон стал известен как колыбель свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха. После вынужденного ухода от дел Гельвеций в 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II - Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд О человеке (De l'Homme). Середина 18 в. была эпохой изобретателей и полемистов, и такие писатели, как Руссо, Монтескье, Вольтер, Ламетри и Кондильяк, критически анализировали сложивший общественный порядок. К трактатам по философии и исследованиям механизма сознания Гельвеций добавил свой труд Об уме (De l'Esprit, 1758), который был запрещен Сорбонной; был отдан приказ о его публичном сожжении. Главные принципы этики Гельвеция: 1) единственным мотивом всех человеческих поступков является эгоистический интерес; 2) эгоизм выступает как первичный фактор даже в поступках чисто морального свойства; 3) критерием моральности поступка является его полезность для общества; 4) законодательство и воспитание служат приведению в гармонию, посредством вознаграждений и наказаний, индивидуального эгоизма и общественного блага. Хотя трактат Об уме был осужден папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, он оставался кодексом французской морали в течение 50 лет. Труд О человеке, его умственных способностях и его воспитании (De l'Homme, de ses facults intellectuelles et de son ducation) был опубликован посмертно в 1772. Главную свою задачу Гельвеций видел в том, чтобы убедить законодателей и деятелей образования, что гений, добродетели и таланты (которым нации обязаны своим величием) зависят не просто от различий в органах чувств, но являются следствием образования, которое, в свою очередь, полностью зависит от характера законов и формы государственного правления. Поэтому счастье наций - в их собственных руках и зависит всецело от того, насколько серьезно они относятся к развитию образования. Гельвеций страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771. Сочинения Гельвеция оказали влияние на многих известных мыслителей и деятелей того времени. В Великобритании его считали прямым предшественником утилитаристов - И.Бентама и Дж. Милля.
ЛИТЕРАТУРА
Гельвеций К.А. Счастье. Поэма. М., 1936 Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938 Гельвеций К.А. Об уме. М., 1938
Полезные сервисы
гельвеций, клод адриан
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715 - 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: "Об уме" (1758), "О человеке" (1773, посмертно).
Полезные сервисы
гельвецист
Словарь галлицизмов русского языка
ГЕЛЬВЕЦИСТ а, м. окказ. ? От имение Гельвеция. Инако как поднимут на смех. Болотов Зап. 3 186. В наш комплет <состав входили> господа, кончающиеся на исты, то есть Вольтеристы, Гельвецисты и прочие. Всякая всячина 1769 21. Гельвецианский ая, ое. И именно "гельвецианская", а не "героико-аскетическая" мораль Руссо давал возможность сформулировать эти критерии. Ю. М. Лотман. // Кошелев 1996 68.
Полезные сервисы
гельвеция
Энциклопедический словарь
Гельве́ция (Helvetia), латинское название Швейцарии (от гельветов); употребляется на почтовых марках.
* * *
ГЕЛЬВЕЦИЯ - ГЕЛЬВЕ́ЦИЯ (Helvetia), латинское название (от гельветов (см. ГЕЛЬВЕТЫ)) Швейцарии; употребляется на почтовых марках.