Энциклопедический словарь
Демокри́т (около 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) из г. Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.
* * *
ДЕМОКРИТ - ДЕМОКРИ́Т (лат. Demokritos, греч. Димо́критос) (около 460 до н. э., Абдеры, Фракия - около 360 до н. э.), древнегреческий философ, основоположник атомистического учения. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии (см. АТАРАКСИЯ).
Биография и проблема авторства
Дата его рождения еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору (см. АПОЛЛОДОР Афинский) - 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрита, - 470. Демокрит был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием (см. ДИОГЕН Лаэртий) легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом (см. КСЕРКС I) отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа (см. СОКРАТ); возможно, встречался с Анаксагором (см. АНАКСАГОР). Традиционно считается, что наибольшее влияние на Демокрита оказал атомист Левкипп (см. ЛЕВКИПП (философ)), однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма (см. АТОМИЗМ) как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школ Греции: милетской (см. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА), элейской (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА) и пифагорейской (см. ПИФАГОРЕИЗМ).
Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла) в порядке тетралогий (см. ТЕТРАПЛЕГИЯ): по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в том числе медицине; также ему приписывались «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская книга» - в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) - среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой», вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) и Теофраста (см. ТЕОФРАСТ); много сведений о Демокрите сохранили скептики (см. СКЕПТИЦИЗМ), считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма.
В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений - об этом говорят Цицерон (см. ЦИЦЕРОН) («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит - «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский (см. ДИОНИСИЙ Галикарнасский), из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона (см. ПЛАТОН (философ)) и Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) как наиболее красноречивых. Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет.
Атомы и пустота
Главная антитеза плюралистической онтологии Демокрита - атомы и пустота. Атом («неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида (см. ПАРМЕНИД): деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским (см. ЗЕНОН из Элеи); если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище».
Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть - значит быть чем-то, быть чем-то - значит быть телом, быть телом - значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто («нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», - этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.
Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе - космос Демокрита полностью механистически детерминирован. В согласии с законом сохранения бытия («из ничего ничего не бывает») возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Четыре элемента физического мира - огонь, воздух, вода и земля - тоже состоят из атомов. Только атомам огня Демокрит приписывал определенную форму - шарообразную, об остальных трех элементах известно, что у них форма одинаковая, но величина разная: самые большие атомы земли, самые мелкие у воздуха. Эти три элемента представляют собой смесь атомов всех форм, по этой причине они могут взаимопревращаться: путем выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, или земля - в воду (критику этого воззрения с замечанием о том, а как же тогда возможен обратный процесс, см.: Аристотель. О небе. III, 4). Расхождения в свидетельствах относятся к вопросу о том, имеют ли атомы вес: согласно Аристотелю и Теофрасту, вес атомов Демокрита пропорционален их величине, Аэтий и Цицерон отрицают наличие у атомов веса.
Космогония и гносеология
Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры (космосы). Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному «Вихрю» (ср. то же у Анаксимандра (см. АНАКСИМАНДР) и Анаксимена (см. АНАКСИМЕН)), в котором произошла первичная сортировка атомов - подобное к подобному, причем более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась, и из нее формировались звезды. Земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» - «нет причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем в другую сторону» (фр. 379; 403).
Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания, т. е. от наличия наблюдателя. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, конвенционально. По обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле - атомы и пустота. В таком же значении слово «обычай» до Демокрита использовал Эмпедокл (см. ЭМПЕДОКЛ) , говоря об условности таких привычных слов как «рождение» и «гибель», в то время как первоэлементы на самом деле вечны. По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т. д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает».
Все качества, по Демокриту, сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» - горьким, и т. д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения - взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Поэтому различия в восприятии обусловлены как изменчивостью предмета (один и тот же атом, «повернувшись», может восприниматься и как кислый, и как сладкий), так и изменчивостью субъекта (больной воспринимает не так, как здоровый, ибо у него другая температура организма). Отсюда программный скептицизм в теории познания: «На самом деле мы ничего ни о чем не знаем».
Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела («видик», eidolon), проникает в глаза, а затем в душу, в которой отпечатывается - так возникают наши представления (ср. аналогичное учение о материальных истечениях у Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ)). Душа-псюхе, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар наиболее подвижная из всех фигур); при этом атомы души и тела «перемешаны». Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов».
Демокрит допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными. От них, как и от всего телесного, тоже исходят пленки-«идолы», причем одни «добрые», а другие «злые»; они предвещают будущее «своим видом и произносимыми звуками», чаще всего эти образы залетают в нас во сне через поры тела. Главный итог рассуждений Демокрита о богах тот, что бояться их не следует, но попросить о благотворном влиянии - весьма предусмотрительно. Такое объяснение бытия богов, по замечанию Цицерона (см. ЦИЦЕРОН), граничит с отрицанием их существования, и в античности у Демокрита была устойчивая репутация атеиста, тем более что традиционную веру в богов и судьбу он связывал с суевериями и страхом смерти.
Этика
Этика Демокрита - продолжение его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «невозмутимость», использовал также и традиционные термины «гармония» и «размеренность». Центральное понятие его этики - эвтюмия, которой была посвящена отдельная книга. Учение о благодушии-эвтюмии находится в связи с критикой Демокритом традиционной религии и верований в судьбу (тюхе). Неологизмы euthumia и euesto подчеркивали его отказ от традиционного понимания счастья как дарованного богами (eudaimonia) либо удачным случаем (euthukhia): в результате сам принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю обусловленность.
Значение термина прежде всего связано с понятием меры, самоограничения по отношению к телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни» (фр. 657). Мудрец умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам. Отчетливый мотив радости, передаваемый термином, не означает отождествления эвтюмии и удовольствия: «Эвтюмия не тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые; она есть такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями».
Основная часть сохранившихся фрагментов Демокрита относится именно к этике, но в настоящем виде сложно судить, насколько близко каждое высказывание передает слова самого Демокрита. Признается, что собрание моральных наставлений у Стобея содержит в основном аутентичный материал, хотя помещено под именем «Демократа». Это яркие образцы афористической моралистики, пользовавшиеся устойчивой популярностью на протяжении веков: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после», «Любящие порицать неспособны к дружбе», «Быть верным долгу в несчастии - великое дело», и т. д., всего около 480 изречений («гном»).
Значение Демокрита в науке
В историю философии Демокрит вошел как основоположник атомистики. Сущность его атомистического мировоззрения состоит в том, что бытие состоит из совокупности мельчайших, неделимых материальных частиц - атомов, которые находятся в пустоте. Все воспринимаемое органами чувств возникает из соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Демокрит полагал, что движение бытия во времени совершается по некоей необходимости или судьбе, которая непостижима, а для человека тождественна случайности. Вместе с тем, Демокрит призывал постигать причину любого явления. В качестве способа познания Демокрит признавал только умозрительное умозаключение. Идею атомизма ученый последовательно применял во всех своих исследованиях: в математике, физике, астрономии, биологии, психологии, культуре, политике, логике.
В основу космогонических представлений Демокрита положена концепция о множественности миров во Вселенной, время для него не имеет начала, так как означает изменение бытия, которое происходит вечно. Демокрит уподоблял человеческий организм космосу и называл его микрокосмом. Он признавал существование богов в виде соединений огненных атомов, но отрицал их бессмертность. В эстетике Демокрит, по-видимому, первым выявил грань между прикладными искусствами, требующими лишь наличия навыков, и художественным творчеством, невозможным без вдохновения. В этике философ развил учение об атараксии (см. АТАРАКСИЯ). Есть сведения, что Демокрит, используя опыт своих путешествий, составил географическую карту известных ему стран. В политике он был сторонником демократического устройства общества.
Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора (см. ПРОТАГОР) и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов (см. СОФИСТЫ). Также традиционно (во многом благодаря эпикурейской историографии) он считается одним из источников формирования скептической традиции - влияние на Пиррона (см. ПИРРОН) через Метродора Хиосского и Анаксарха. Учение Демокрита считается высшей стадией древнегреческого материализма и получило дальнейшее развитие в философии Эпикура (см. ЭПИКУР).
Большой энциклопедический словарь
ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) - из г. Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.
Энциклопедия Кольера
ДЕМОКРИТ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), античный философ, уроженец Абдер во Фракии. Достоверные сведения о его жизни крайне скудны. Вероятно, в молодости Демокрит совершил путешествие по различным странам, в ходе которого познакомился с учениями греков, египтян, персов, вавилонян и, возможно, индусов. Вся его долгая жизнь (он прожил свыше 90 лет) была посвящена преподаванию и исследованиям. Демокрит подробно развил атомистическую теорию своего учителя Левкиппа, признавая в качестве единственной реальности в бесконечном вихре кружащихся миров одни только атомы (греч. "неделимые") и пустоту. Согласно Демокриту, мысль и ощущение существуют лишь в нашем представлении. Вечно движущимся атомам не присущи никакие качества, у них есть лишь положение, форма, размер и непроницаемость, и все вещи, как и качества, которые связывают с ними наши восприятия, - это лишь видимость различных форм и сочетаний атомов. Так, поверхность белого предмета состоит из гладких атомов, причина кислого вкуса - прикосновение к языку игольчатых атомов, зрение возникает от попадания в глаз пленочки из тончайших атомов, постоянно испускаемых в пространство всеми объектами, сама мысль - это лишь движение атомов внутри тела. Душа человека состоит из мелких, круглых, весьма подвижных атомов, которые распадаются после смерти. Существуют два рода знания: "темное" (возникающее на основе чувственных данных) и "подлинное" (знание об атомах и пустоте). Эти и многие другие взгляды были изложены в огромном своде трудов, охватывавших все отрасли наук. У Диогена Лаэртия перечислено более 70 произведений Демокрита, в том числе О вкусе, О цвете, Причины небесных явлений, Логика, Геометрия, Врачебная наука, О ведении боя в доспехах, О красоте стихов. В античности сочинения Демокрита пользовались популярностью, но до нас они дошли лишь в отрывках и изложениях. Школа Эпикура унаследовала и физическую теорию Демокрита, и во многом его этику. Демокрит рекомендовал оберегать душу от сильных потрясений и сохранять благодушие, что доставило ему еще в античности прозвище "Смеющегося философа".
ЛИТЕРАТУРА
Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДЕМОКРИТ (около 470 или 460 до нашей эры - умер в глубокой старости), из города Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустоты. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые; они невидимы для человека; из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Истечения из атомов, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.
Афоризмы
Демокрит (Demokritos) (ок. 460 - 370 до н.э.)
Греческий философ-материалист. Родился в городе Абдера во Фракии. Работы охватывали многие области науки, но сохранились лишь их фрагменты. Один из основателей античной атомистики. Считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и "слипания" крошечных неделимых однородных частиц, и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во вселенной. В этике был предшественником Эпикура.
Афоризмы, цитаты
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.
Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. ("Энциклопедия афоризмов", Минск, "Современный литератор", 1999). В книге "Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей" Э.Борохов (М. ООО "Издательство АСТ" 2001) в качестве автора фразы указан Ключевский В.О.
Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора.
Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.
Медицина - сестра философии.
Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
Законы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.
Демокрит
(ок. 470/460 - ок. 380/370 гг. до н.э.) философ-материалист, основоположник атомистики, из Абдер (Фракия)
Смелость - начало дела, но случай - хозяин конца.
(Я) предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол.
По уговору холод, по уговору тепло, по существу же лишь атомы и пустота.
Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.
Ищущим блага оно достается с трудом, зло же приходит само и без искания.
Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.
Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.
Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.
Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
Кто в чем-либо нуждается, тот не богат, а кто ни в чем не нуждается, тот не беден.
Глупцы желают долгой жизни, не испытывая радости от долгой жизни.
Глупцы, боясь смерти, желают себе старости.
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.
Кто сам не любит никого, того (…) тоже никто не любит.
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.
Ложе уничтожает ссору любовников.
Старик уже был юношей, а юноша еще неизвестно, доживет ли до старости. Итак, благо, уже осуществившееся, лучше блага, которое еще в будущем и неизвестно, осуществится ли оно.
Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех частей его.
Гражданская война (…) и для победителей и для побежденных (…) одинаково гибельна.
Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.
Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов, сами собой производятся.
Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы.
Многие, не учившиеся ничему разумному, тем не менее живут разумно.
Должно или быть хорошим, или подражать хорошему.
Чувств больше пяти у животных, мудрецов и богов.
Для меня один человек - что целый народ, а народ - что один человек.
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.
Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.
Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.
Истина в глубине.
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
Быть верным долгу в несчастье - великое дело.
Всякий вид работы приятнее, чем покой.
Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд.
Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Многие многознайки не имеют ума.
Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.
Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей.
Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.
Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.
Причина ошибки - незнание лучшего.
Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.
Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.
Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются.
Для меня слово мудрости ценнее золота.
Откровенная речь - свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.
Слово - тень дела.
Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
Должно говорить правду и избегать многословия.
Законы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.
Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.
Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.
Мужество делает ничтожными удары судьбы.
Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями.
Страх порождает лесть.
Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.
Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.
Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.
Единомыслие создает дружбу.
Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.
В счастье легко найти друга, в несчастье же - в высшей степени трудно.
Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.
Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.
Украшенье женщины - молчаливость; похвальна также и простота наряда.
Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.
Если не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим.
Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.
У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.
Признак ума - предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду - признак бесчувственности.
Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит не плохо жить, но медленно умирать.
Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.
Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.
Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.
Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.
Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
Зависть полагает начало раздору среди людей.
Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.
Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.
Наихудшее, чему может научиться молодежь, легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.
Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.
Если не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью.
Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.
Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.
Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.
Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.
У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, в вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока они едят или пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.
Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.
Медицина - сестра философии.
Приятен старик, который приветлив и серьезен.
Сила и красота суть блага юности, блага же старости - расцвет рассудительности.
Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.
Синонимы к слову демокрит
сущ., кол-во синонимов: 1
Лингвистические термины
Демокрит (род. ок. 460 до н.э. - умер ок. 370 до н.э.)
Древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Он занимался всеми существующими тогда науками: этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.п. Из двух точек зрения на природу названия:
а) слова обозначают вещи по их природе, истинно;
б) слова обозначают вещи по обычаю, неправильно - он отстаивал вторую, считая, что не существует "природной" связи между словом и вещью.
В доказательство того, что имена - от установления, по обычаю, он приводил четыре довода:
1) наличие омонимов;
2) существование синонимов;
3) наличие неназванных вещей;
4) переименования (в именах собственных).
Понятия лингвистики
Демокрит (род. ок. 460 до н.э. - умер ок. 370 до н.э.)
древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Он занимался всеми существующими тогда науками: этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.п.
Из двух точек зрения на природу названия:
а) слова обозначают вещи по их природе, истинно;
б) слова обозначают вещи по обычаю, неправильно - он отстаивал вторую, считая, что не существует «природной» связи между словом и вещью.
В доказательство того, что имена - от установления, по обычаю, он приводил четыре довода:
1) наличие омонимов;
2) существование синонимов;
3) наличие неназванных вещей;
4) переименования (в именах собственных).
Грамматический словарь
Словарь русских имен
-а, м. Стар. редк.
Отч.: Демокри́тович, Демокри́товна.
Производные: Дёма.
[От греч. dēmos - народ и kritos - избранный. По имени греч. философа Демокрита.]
Словарь имён
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Демокритович, Демокритовна.
Производные: Дёма.
Происхождение: (От греч. demos - народ и kritos - избранный. По имени греч. философа Демокрита.)
Словарь древнегреческих имен
Демокрит (ок. 460-370 до н. э.)
Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомистической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и «слипания» крошечных неделимых однородных частиц и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во Вселенной. В народе Демокрит получил прозвище «смеющегося философа», а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.
Сканворды для слова демокрит
- Основоположник учения об атомном строении материи.
- Картина Диего Веласкеса.
- Этот древнегреческий философ так потешался над человеческой глупостью, что вошёл в историю как «Смеющийся».
- Древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.
- Этот абдерский атомист имел прозвище Насмешник.
Полезные сервисы