м.
1. Древнеримский оратор Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.).
2. Употребляется как поэтический символ красноречия.
м. разг.
Человек, который слишком красноречиво или слишком много говорит (обычно с оттенком иронии или порицания).
м.
1. Древнеримский оратор Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.).
2. Употребляется как поэтический символ красноречия.
м. разг.
Человек, который слишком красноречиво или слишком много говорит (обычно с оттенком иронии или порицания).
ЦИЦЕРО́Н -а; м. Шутл. О том, кто очень красноречив или слишком много говорит. Слыть местным цицероном. Устать слушать парламентского цицерона. ● По имени древнеримского оратора Цицерона (106-43 до н.э.).
* * *
ЦИЦЕРОН - ЦИЦЕРО́Н Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина, Италия - 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Уроженец городка Арпина (120 км к югу-востоку от Рима) из семьи всадников, Цицерон с 90 года жил в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 избирается квестором (см. КВЕСТОРЫ)и отправляет магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)), становится членом сената и проходит все этапы сенатской карьеры: в 69 - эдил (см. ЭДИЛЫ), 66 - претор (см. ПРЕТОРЫ), 63 - консул (см. КОНСУЛЫ). В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины (см. КАТИЛИНА), получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 - наместник провинции Киликия в Малой Азии.
Начиная с 81 и на протяжении всей жизни с неизменным успехом выступает с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей могут быть названы: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три - 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) - 44 и 43.
С середины 50-х гг. Цицерон все больше погружается в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея (см. ПОМПЕЙ Гней)) и установления диктатуры Цезаря (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий)Цицерон вплоть до конца 44 живет в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризуются особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три - 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все - 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра - «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века - Катона Цензория (см. КАТОН Цензор), Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.
В марте 44 был убит Цезарь (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий); в декабре Цицерон возвращается в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря - триумвиров Октавиана (см. АВГУСТ (император)), Антония (см. МАРК АНТОНИЙ) и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.
Основные проблемы творчества
Происхождение из небольшого италийского муниципия, (см. МУНИЦИПИИ) где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух родинах»: у каждого римского гражданина две родины - по месту рождения и по гражданской принадлежности, и «родина, которая нас произвела на свет, нам не менее дорога чем та, которая нас приняла». Здесь нашел себе отражение капитальный факт истории и культуры античного мира: сколь бы ни были обширны позднейшие государственные образования, монархии или империи, социально и психологически реальной исходной ячейкой общественной жизни оставался продолжавший жить в их составе город-государство - гражданская община («Об обязанностях» I, 53).
Поэтому республика Рима, охватившая ко времени Цицерона огромные территории, не исчерпывалась для него своим военно-политическим и государственно-правовым содержанием. Он видел в ней форму жизни, интенсивно переживаемую непосредственную ценность, а ее основой считал солидарность граждан, способность каждого, поняв интересы общины и государства, поступать в соответствии с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы им правильно объяснить, доказать и убедить силой слова, - красноречие было для Цицерона формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима (Брут, 1-2; 7).
К вершинам красноречия вели два пути. Один состоял в служении словом государству и его интересам на основе бескорыстной им преданности, гражданской доблести (virtus) и обширных познаний в политике, праве, философии (О нахождении материала I, 2; Об ораторе III, 76); другой путь состоял в овладении формальными приемами, которые позволяли оратору убедить любую аудиторию принять нужное ему решение (О нахождении материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту Клуэнция 139); искусство этого последнего рода обозначалось в Риме греческим по происхождению термином риторика. (см. РИТОРИКА)Стремление Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогики.
Однако, в конкретных условиях Древнего Рима обе эти стороны дела становились все менее совместимы: кризис республики в 1 веке, приведший к замене ее империей, как раз и состоял в том, что ее политическая практика все яснее оказывалась ориентирована на интересы лишь правящей верхушки города Рима и приходила во все более острый конфликт с интересами развития государства в целом и с его консервативной системой ценностей. Нравственная перспектива, с одной стороны, и обеспечение непосредственных интересов, будь то государственного руководства, клиента в суде или своих личных, с другой, находились в постоянном и углубляющемся противоречии, а единство virtus и политической - даже шире: жизненной - практики все больше раскрывалось как черта не реального, а идеального Рима, как его художественно-философский образ.
Все узловые моменты деятельности Цицерона и его творчества, равно как восприятие его последующими веками, связаны с этим противоречием. Моральный кодекс Римской республики основывался на консервативной верности традициям общины, на законности и праве и уважении к успеху, достигнутому на их основе. Цицерон стремился быть верным этой системе норм (см. речь «В защиту Сестия», в частности гл. 98-101) и как государственный деятель и оратор неоднократно ей следовал. (См. речи в защиту Росция, против Верреса, против Антония, сказанное выше о подавлении заговора Катилины). Но верный кодексу сенатской знати, которая все отчетливей стремилась - и с большим успехом - использовать этот кодекс в свою пользу, Цицерон столь же часто обращался и к чисто риторическим приемам и строил речи в защиту не моральных норм, а выгоды: см. согласие выступить двумя годами раньше заговора Катилины в его же защиту, речь в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия или Анния Милона и др. Эта непоследовательность ставилась ему в вину и рассматривалась как основополагающая его черта гуманистами Возрождения и учеными историками 19 века (Т. Моммзен (см. МОММЗЕН Теодор) и его школа).
На фоне практической деятельности политика и судебного оратора в Цицероне жила и нарастала потребность в преодолении указанного коренного противоречия. Одним из путей было для Цицерона постоянное обогащение своей теории красноречия греческой философией, а римской традиции и системы ценностей в целом - духовным опытом Эллады. Он трижды подолгу живал в Греции, много переводил с греческого, постоянно ссылается на греческих мыслителей, называет Платона (см. ПЛАТОН (философ))«нашим божеством» (Письма к Аттику IV, 16), видит достоинство римского магистрата в его способности руководствоваться в своей деятельности практическими интересами сенатской республики, но в то же время и философией (письмо к Катону, январь 50 г.), «а так как смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у греков называется философией, то ее-то я и почел нужным изложить на латинском языке» (Тускуланские беседы I, 1).
Содержанием сочинений Цицерона в 40-е гг. становятся политика и красноречие особого рода - насыщенные философией и правом, становятся образы Рима и римлян былых времен, суммирующие в идеализованном виде духовные традиции греко-римской античности. В годы гражданской войны и диктатуры эта идейная позиция окончательно раскрывалась как независимая от жизненной практики норма культуры, (Письма к Аттику IX, 4, 1 и 3; «Катон» 85; «Лелий» 99 и 16), но призванная в ней жить и ее корректировать. Эта сторона мысли и деятельности Цицерона стала в 20 в. основой в оценке и исследовании его наследия (после появления коллективной статьи о нем в «Реальной энциклопедии по изучению классической древности» Паули-Виссова (1939) и работ, на ней основанных.
МАРК ТУЛЛИЙ
(Marcus Tullius Cicero)
(106-43 до н.э.), римский оратор и философ.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН
ЖИЗНЬ
Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника. Он приходился не только земляком, но даже дальним родственником знаменитому Марию, впервые избранному консулом на 107 до н.э. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде, от которых до нас дошли две речи. В первой из них, В защиту Квинкция (81 до н.э.), Цицерон противостоял ведущему римскому адвокату Квинту Гортензию. Второй речью, В защиту Росция Америнского, Цицерон нанес поражение приближенному диктатора Суллы. В 79-77 до н.э. оратор путешествовал и продолжить свое образование в Афинах, на Родосе и в Малой Азии. По возвращении в Рим женился на богатой и властной Теренции и начал политическую карьеру. В 75 до н.э. Цицерон был избран квестором, т.е. младшим чиновником провинциальной администрации, служил помощником римского магистрата Луция Педуцея в Лилибее на западе Сицилии, надзирая за вывозом зерна и участвуя в местном управлении. Хотя в Риме его успехи не произвели особого впечатления, жители Сицилии помнили о Цицероне, и в 70 до н.э., подавая против своего печально известного проконсула Гая Верреса иск о вымогательстве, они обратились к нему за помощью. Обвиняемый подкупал судей и магистратов, а также нанял в качестве адвоката знаменитого Гортензия, однако Цицерон столь искусно представил все доказательства, полагаясь в основном на показания свидетелей, а не на красноречие, что его выступление решило дело. Веррес отказался от тяжбы и отправился в изгнание. В следующем году Цицерон при поддержке сицилийцев стал курульным эдилом, т.е. чиновником, ответственным за общественные работы и снабжение хлебом. Чтобы подняться на две верхние ступени карьеры, к должности претора и консула, Цицерон нуждался в союзе с какой-либо могущественной партией в сенате и предложил свои услуги Помпею. Среди прочего Цицерон в угоду Помпею защищал (69 до н.э.) его приверженца Марка Фонтея, обвиненного в том, что, будучи проконсулом Трансальпийской Галлии (ныне южная Франция), он занимался вымогательством. В 66 до н.э. Цицерон был избран претором. Консульство оставалось главной целью политических амбиций Цицерона, однако мало кто из римлян мог припомнить, чтобы homo novus (лат. "новый человек"), т.е. человек, первым в роду вошедший в состав правящей аристократии, достиг этого высшего поста. Цицерон надеялся быть избранным при поддержке Помпея, но, быть может, еще важнее оказались для него выходки соперника, Луция Сергия Катилины. Во время двух предыдущих предвыборных кампаний Катилина был лишен возможности выдвинуть свою кандидатуру, поскольку находился под судом по обвинению в вымогательстве в период управления Африкой. После первой неудачи Катилина организовал заговор с целью убийства консулов в день их вступления в должность (65 до н.э.). Замысел этот был столь мало популярен, а тайна соблюдалась столь небрежно, что Катилине пришлось вовсе отказаться от своей идеи, хотя, как это ни поразительно, никаких мер к заговорщикам так и не было принято. За месяц до выборов 64 до н.э. Катилина открыто заговорил о своей готовности к революционным преобразованиям, если ему удастся добиться должности консула, и это в высшей степени обеспокоило римлян, так что предпочтение было в итоге отдано Цицерону. Катилина обратился к насилию, в котором он чувствовал себя увереннее, и стал готовить реванш. В ходе стремительно развивавшихся событий с октября 64 по январь 63 до н.э. Цицерону специальным постановлением сената были предоставлены особые полномочия. Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима и присоединиться к мятежникам в Этрурии, а тех заговорщиков, которые остались в Риме, арестовал и казнил без суда. Решительные действия в момент кризиса доставили Цицерону звание "отца отечества". Для Цицерона эти события послужили доказательством того, что вдохновенное руководство в сочетании с concordia ordinum, т.е. согласием всех сословий, может стать непреодолимой преградой на пути замыслов всех, кто рвется к диктаторской власти. По итогам своего консульства Цицерон надеялся достичь гармонии интересов аристократов-сенаторов и их противников, популяров, сохранив при этом верховенство сената. В 62 до н.э. Помпей вернулся из триумфального восточного похода и предъявил умеренные требования, добиваясь земельных пожалований для своих воинов и утверждения тех мероприятий, которые были им проведены на Востоке. Однако сенат, подстрекаемый противниками Помпея, Метеллом и Лукуллом, ответил отказом. Нанесенная Помпею обида подтолкнула его к вступлению в 60 до н.э. в союз с Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем. Цезарь был избран консулом (59 до н.э.), Красс располагал огромным богатством, на стороне Помпея были слава и армия недовольных ветеранов. Этот триумвират имел достаточно силы для того, чтобы поставить сенат на колени. Некоторые источники сообщают, что Цезарь предложил войти в этот союз и Цицерону. Но Цицерон чувствовал себя обманутым Помпеем, его тревожило свойственное Цезарю пренебрежение к установленным обычаям, и потому он принял сторону сенатской партии. Однако упования на сенат, как выяснилось, оказались напрасными. Сенат позволил опасному демагогу Публию Клодию Пульхру, приверженцу Цезаря и Красса, против которого Цицерон как свидетель выступал в 61 до н.э. по делу о святотатстве, провести закон, связанный с делом Катилины и явно направленный лично против Цицерона. Этот закон требовал изгнания каждого, кто посмел казнить римского гражданина без санкции народного собрания. В результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он получил позволение вернуться в сентябре 57 до н.э., когда Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию. Прежние надежды Цицерона на то, что Помпей выйдет из триумвирата и активными самостоятельными действиями поддержит сенат, потерпели крушение, когда Цезарь занял гибкую позицию на переговорах в Луке 56 до н.э. Теперь Цицерону приходилось прислушиваться к тому, чего желают триумвиры, он был вынужден щадить своих врагов, а порой даже выступать в их защиту. Чувствуя себя униженным, он удалился из политики и в 54-51 до н.э. находил утешение в работе над диалогом О государстве. После смерти в 54 до н.э. Юлии, дочери Цезаря и жены Помпея, а затем в 53 до н.э. - также и Красса и с нараставшим напряжением между двумя оставшимися триумвирами шансы на сохранение республиканского строя увеличились. В то же время в городе продолжались беспорядки, достигшие кульминации после убийства Клодия в январе 52 до н.э. Цицерон попытался подкрепить свою идею concordia ordinum фигурой rector, своего рода "первого человека", чьи полномочия не препятствовали бы сохранению республиканского строя. Не может быть сомнения в том, что в роли rector Цицерону виделся Помпей, но и здесь его ожидало разочарование. В 51 до н.э., в пору политического кризиса, Цицерон, который полагал, что его место теперь в Риме, был вынужден провести год в качестве проконсула провинции Киликия в Малой Азии. Когда он возвратился в 50 до н.э., выяснилось, что Помпей перешел на сторону сената, отвергавшего притязания Цезаря на должность консула. Цезарь проигнорировал угрозы сената и Помпея и в январе 49 до н.э. вместе с армией перешел Рубикон. Он продвинулся вперед так стремительно, что Помпей, отрезанный от своих сил в Испании, был вынужден оставить Италию и в конце концов потерпел решительное поражение при Фарсале в 48 до н.э. Цицерон, скрепя сердце последовавший за Помпеем в Грецию, был позднее прощен Цезарем. В благодарность за оказанную милость Цицерон составил три речи в честь победителя, но так никогда и не сумел примириться с тем, что Цезарь уничтожил республиканский порядок. Цицерон вновь вышел на политическую сцену после убийства Цезаря (44 до н.э.), он готов был поверить, что последний из могучих тиранов пал и теперь сенат сможет восстановить республику. Полагая, что ему удастся манипулировать юным Октавианом, племянником и наследником Цезаря, Цицерон рассчитывал внести раскол в стан цезарианцев и верил, что сумеет перехитрить не способного к политике Антония, собиравшего вокруг себя ветеранов. В сентябре 44 до н.э. Цицерон произнес первую из четырнадцати направленных против Антония Филиппик (названы так по аналогии с речами афинского оратора Демосфена, с которыми тот в 4 в. до н.э. обрушился на Филиппа Македонского). Эти обличительные речи были рассчитаны на укрепление оппозиции Антонию. Однако Цицерон недооценил Октавиана. В то же время интриги, сплетни, несогласованность решений сводили на нет усилия республиканцев, пока Октавиан не нанес им смертельный удар, заключив сделку с Антонием и третьим претендентом на власть, Марком Эмилием Лепидом. 7 декабря 43 до н.э., через две недели после образования второго триумвирата (22 ноября), Цицерон по настоянию Антония был убит. Отрубленные голова и руки Цицерона были доставлены Антонию и его жене в Рим, а затем выставлены на ораторской трибуне.
ТВОРЧЕСТВО
Речи и труды по ораторскому искусству. Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58. Речи основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге Об ораторе (De oratore, 55 до н.э.) в 3 книгах, где перечисляются основные требования к оратору. Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. Риторическая техника Цицерона в основном позаимствована у греков. Один интересный раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio, нахождение подходящего материала; dispositio, его расположение; dictio, стиль; actio, исполнение; и memoria, запоминание. Две другие работы по риторике, Брут (Brutus) и Оратор (Orator), появились в 46 до н.э. Кроме весьма ценного перечня известных римских ораторов той эпохи, эти диалоги содержат обсуждение преимуществ азианского стиля и аттицизма. Азианством называли обильно украшенную прозу, склонную к звучным словосочетаниям, подчеркнутым ритмическим эффектам, пышным метафорам и иным изощренным фигурам. Аттицизм предпочитал простоту, избегал риторических эффектов, превыше всего ценя ясность. Аттицистам, таким, как Цезарь и Брут, Цицерон казался азианцем, верным приверженцем напыщенного "высокого" стиля. Сам Цицерон выступал за компромисс и полагал, что красноречивый человек преследует своей речью три цели: отстоять свою точку зрения, доставить слушателям удовольствие и заставить слушателей присоединиться к своей позиции. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: простота аттицизма для доказательства; средний стиль, гладкий, закругленный, но не слишком искусственный очарует аудиторию, а пышный стиль азианства склонит ее на сторону говорящего. Совершенный оратор, подобный Демосфену, не ограничивается одним лишь простым стилем, как это делают аттицисты, а пользуется всеми стилями в соответствии с меняющейся задачей речи. Идеи Цицерона не получили всеобщего признания вплоть до конца 1 в. н.э., когда преподаватель риторики Квинтилиан написал трактат Воспитание оратора. Будущему адвокату Цицерон рекомендовал делить речи на следующие разделы: exordium (вступление), narratio (изложение существенных фактов), probatio (доказательство), frequentatio (краткое повторение), reprehensio (опровержение доводов оппонента) и peroratio (заключение). Вероятно, чтобы понять все эти подразделения, лучше рассмотреть их на примере одной из речей Цицерона, хотя бы В защиту Милона (Pro Milone, 52 до н.э.). Тит Анний Милон и уже известный нам Клодий возглавляли враждовавшие друг с другом политические группировки, терроризировавшие Рим в бурные времена на исходе 50-х годов. 18 января 52 до н.э. Милон убил Клодия в случайной стычке. Цицерон готовился выступить в его защиту, однако вокруг здания суда и в самом суде скопилось много вооруженных лиц, и он не решился на это. Милон был признан виновным и отправился в изгнание. Цицерон все же придал окончательную форму задуманной речи и послал ее уже осужденному Милону. Речь открывает exordium, вступление, в котором Цицерон пытается развеять предубеждения судей, взывая к их патриотизму: Милон убил представлявшего собой угрозу обществу Клодия исключительно из патриотических побуждений. Более того, Цицерон намерен доказать, что Милон действовал в рамках самозащиты. Цицерону пришлось расширить этот раздел речи, чтобы опровергнуть мнение, будто к судебной процедуре можно отнестись как к формальности. Он напоминает, что ни сенат, ни Помпей (бывший в это время консулом) не уверены однозначно в вине Милона, что явствует и из того факта, что сам Помпей назначил судебное разбирательство. Покончив со вступлением, Цицерон избирает в качестве narratio, изложения, тон безыскусного изложения фактов, но факты подобраны таким образом, что свидетельствуют против Клодия. Клодий надеялся на должность претора, в то время как Милону уже было обеспечено консульство. Если бы Клодию удалось занять низшую должность, Милон сделался бы главной помехой его планам, следовательно, Клодию требовалось устранить Милона. Клодий знал, что на праздники Милон поедет в свой родной город Ланувий, и устроил ему засаду. Рабы Милона, опасаясь за жизнь хозяина, совершили правое дело. В следующей части речи, probatio (доказательство), Цицерон продолжает излагать мотивы действующих лиц. Клодий стремился развязать себе руки на время исполнения должности претора, он опасался выдвинутого против него Милоном обвинения в организации беспорядков. У Милона не было никаких мотивов для убийства. Цицерон переходит к разбору характеров того и другого. В своей политической деятельности Клодий был неизменно склонен к насилию, в то время как Милон всегда выказывал умеренность. Неужели он способен на неспровоцированное убийство? Затем Цицерон пускает в ход "улики и доводы". Двое из состава суда могут подтвердить, что Клодий предсказывал: Милону осталось жить не более трех дней. Обсуждаемое событие произошло на четвертый день после этого разговора. И наконец, если бы Милон и планировал в тот день убить Клодия, ему бы это не удалось, потому что Клодий внезапно изменил свои планы. В frequentatio Цицерон повторяет все аргументы, рассчитывая на их совокупное воздействие. По отдельности все эти совпадения могут показаться случайными. Но вместе они превращаются во вполне убедительное доказательство. От положительных доказательств Цицерон обращается к reprehensio, опровержению. Милона не в чем обвинять, поскольку нападение, подготовленное Клодием, его же самого и погубило. После этого события Милон не сделал своих рабов свободными с тем, чтобы их невозможно было допросить под пыткой и вынудить к даче показаний против хозяина: им просто нечего сказать. Все дальнейшее поведение Милона также свидетельствует о его невиновности. Цицерон постоянно пытается пробудить внимание своих слушателей, пуская в ход риторические вопросы и как бы бросая им вызов: пусть попытаются оспорить его выводы, если это возможно. Речь Цицерона завершает peroratio. Здесь Цицерон отважно отбрасывает всю свою прежнюю аргументацию и утверждает, что, если бы даже Милон спланировал убийство Клодия, это было бы патриотическим поступком, заслуживающим благодарности соотечественников, ибо беззакония Клодия давно перешли всякие границы. Цицерон умоляет суд пощадить Милона, который слишком горд и уверен в своей невиновности, чтобы самому просить о снисхождении. Адвокат заверяет судей, что Помпей одобрит их оправдательный приговор, и смолкает: "слезы мешают говорить". Для риторического стиля Цицерона характерны частые обращения к истории, религии и философии. Прибегает он и к язвительной насмешке, которая подчас опирается на каламбур; так, магистрата Верреса Цицерон именует кабаном (лат. verris), т.е. явно обыгрывает его имя. Цицерон часто переходит к жестоким личным нападкам на своих противников (ср. во 2-й Филиппике изображение Антония, которого прямо на народном собрании рвет после перепоя). Однако наиболее сильная черта стиля Цицерона - это сама его проза, нагнетание точно сбалансированных периодов, приходящих к ритмической кульминации. Приведем один пример из 4-й речи против Катилины. Quae cum ita sint, pro imperio, pro exercitu, pro provincia quam neglexi, pro triumpho ceterisque laudis insignibus quae sunt a me propter urbis vestraeque salutis custodiam repudiata, pro clientelis hospitiisque provincialibus quae tamen urbanis opibus non minore labore tueor quam comparo, pro his igitur omnibus rebus, - pro meis in vos singularibus studiis proque hac quam perspicitis ad conservandam rem publicam diligentia - a vobis nisi huius temporis totiusque mei consulatus memoriam postulo: quae dum erit in vestra fixa mentibus, tutissimo me muro saeptum esse arbitrabor. "И все-таки я требую от вас не власти, не войска, не провинции, от которой уже отказался, требую не триумфа и прочих знаков отличия, которые отверг, чтобы оставаться на страже благополучия Рима и вашего, требую не клиентуры и уз гостеприимства, которые мог бы завязать в провинциях и которые я все же средствами, находящимися в моем распоряжении здесь, с равным тщанием оберегаю и приобретаю. Но взамен всего перечисленного, в воздаяние за мое исключительное в отношении вас рвение, за мою ведомую вам всем бдительность, направленную на спасение государства, я не требую от вас ничего, кроме памяти как об этом дне, так и обо всем моем консульстве; и пока эта память будет неизгладима в ваших сердцах, я буду считать себя в полной безопасности". Вглядываясь в латинский текст, мы видим, что он открывается перечислением трех существительных, которые все имеют разные окончания, но равное количество слогов (четыре). К ним Цицерон присоединяет краткое относительное придаточное предложение (quam neglexi), далее следуют еще два оборота с распространенными сочетаниями существительных в начале, и каждое из них в свою очередь сопровождается длинным придаточным. Затем следуют еще три фразы, начинающиеся с pro, подводящие итог всему вышесказанному, причем каждая следующая часть предложения оказывается длиннее и сложнее предыдущей, пока долг сограждан Цицерону не представится поистине безмерным; "кульминацией" становится неожиданный спад, скромное заключение, скрепленное намеком на аллитерацию m и t. Мы можем сопоставить с этим текстом следующий период из Размышлений оратора 18 в. Э.Берка: "Нас наставляют время, события и побуждения. Мудрые примут решение, судя по важности дела ; гневливыми будет двигать возмущение против угнетения ; сильными и смелыми - любовь к славной опасности во имя правого дела, однако, по праву или без него, революция окажется последним средством, к которому прибегнут мыслящие и добросовестные люди". Короткое вступление содержит три существительных, каждое следующее длиннее предыдущего. То же соблюдение пропорций сохраняется и во втором предложении. Три типа людей (каждый последующий занимает в тексте больше места, чем предыдущий) соответствуют трем различным основаниям их действий (описанным согласно тому же правилу). Наконец, как и у Цицерона, следует длинное придаточное предложение, завершающееся ритмическим исходом. Два процитированных нами текста разделяют более 18 столетий, однако структура фразы Берка и его пафос вполне могли бы принадлежать Цицерону - столь велико влияние римского автора.
Письма. Обширная корреспонденция Цицерона, включающая почти 1000 писем, разделяется на 16 книг посланий к Аттику, 16 книг писем к друзьям и родственникам (иногда даются и их ответы), 3 книги писем брату Квинту и 1 - Бруту. Письма, первоначально не предназначавшиеся для публикации (хотя позднее Цицерон решил издать сделанную им самим выборку), чрезвычайно искренни и безыскусны (в отличие от продуманных и осмотрительных речей). В них свободно обсуждаются все темы, представлявшие тогда всеобщий интерес. Очень мало писем относится к годам, предшествующим достижению Цицероном консульской должности (64 до н.э.), а от этого года - и вовсе ни одного письма. Поток посланий нарастает в 62 до н.э., в год, когда Помпей вернулся из восточного похода, и вскоре перерастает в настоящую лавину. Читатель проникает за политические кулисы. Он оказывается посвящен в попытки Цицерона добиться благосклонности Помпея, становится свидетелем его отчаяния от равнодушия и бездеятельности этого политика. Мы видим Цезаря, снисходительно обращающегося в 49 до н.э., еще до Фарсальского триумфа, к Цицерону за поддержкой, и слышим ответ Цицерона, дипломатичный, но все же говорящий о том, что он остается с Помпеем. Мы видим и юного Октавиана, который усердно обхаживает Цицерона на закате дней, а затем меняет курс и обрекает его на гибель. Несмотря на политическую проницательность Цицерона, письма привлекают и тем, что порой дальнейший ход событий обнаруживает его заблуждения. Письма дают историкам множество биографических сведений о самом Цицероне: распад почти 30-летнего брака с Теренцией, недолговечный союз Цицерона с его подопечной Публилией, постоянные денежные заботы. В то же время письма обнаруживают отношение Цицерона к важнейшим событиям в жизни, его отчаяние в изгнании, не знающее удержу тщеславие, когда он бывал "при исполнении". Скорбь, вызванная смертью любимой дочери Туллии (45 до н.э.), красноречиво передана в письме Аттику: "В этой пустыне я избегаю всякого общества. Я похоронил себя в диком глухом лесу, откуда выхожу лишь в сумерках. Ближайшим моим другом - после тебя - стало одиночество. Здесь я общаюсь только с книгами, и даже эту беседу прерывают слезы". Разумеется, наряду с таким изобилием подробностей из жизни частного человека письма Цицерона содержат больше ценной информации о римском обществе конца республики, чем любой другой источник. Между делом мелькают сообщения, проливающие свет на независимость и достаточную самостоятельность женщин (к примеру, Теренция, жена Цицерона, продавала и покупала недвижимость, а Сервилия, мать Брута, оказала влияние на постановление сената по снабжению города хлебом). Перед нашими глазами предстает непомерное богатство отдельных лиц (сам Цицерон владел в Италии 15 домами и усадьбами); мы видим отношение римлян к рабам (о смерти своего чтеца Сосифея Цицерон сожалел "едва ли не больше, чем принято скорбеть о смерти раба"). Письма, написанные раскованно и остроумно, с часто мелькающими в них прозвищами, греческими фразами, расхожими выражениями, многие считают самой ценной частью наследия Цицерона.
Философия. Цицерон не был оригинальным мыслителем. В письме Аттику он характеризует свои философские труды как apographa, т.е. "списки". И все же его трактаты полезны как раз потому, что они представляют, в основном без всяких пристрастных искажений, учения ведущих школ его времени, т.е. стоиков, академиков и эпикурейцев. Так, к примеру, первые две книги О долге (De officiis, традиционный перевод Об обязанностях) излагают теорию Панэтия, стоика 2 в. до н.э. Эклектизм Цицерона перестанет удивлять нас, если мы вспомним, что он вообще был склонен к компромиссам, и его философия в целом совпадает с его политическими принципами. Так, в трех его "политических" произведениях, О государстве (De republica, 54-51 до н.э.), О законах (De legibus, не завершен) и О долге (44 до н.э.), приверженность Цицерона доктрине естественного права легла в основу его политических лозунгов concordia ordinum (согласие сословий) и consensus Italiae (сплочение Италии). Внимание Цицерона неизменно привлекали прежде всего проблемы этики, главный его труд в этой области - О разграничении добра и зла (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.), диалог в 5 книгах, представляющий отношение стоиков, академиков и эпикурейцев к учению о высшем благе. Горести, постигшие Цицерона к концу жизни, побудили его написать книги о судьбе и провидении, о старости и о дружбе. Главное место среди них занимает диалог О природе богов (De natura deorum), где опять-таки представлены воззрения трех философских школ.
Поэзия. Как поэт Цицерон подвергался осмеянию многих критиков, в частности Ювенала, однако греческий историк Плутарх в биографии Цицерона отмечает, что при жизни Цицерон добился в этой области такой же репутации, как и в риторике. В поэзии он преимущественно оставался консерватором, и, судя по всему, не одобрял таких новаторов, как Катулл. Сохранились довольно обширные фрагменты поэмы Цицерона О моем консулате (De consulato suo), а также немало отрывков из его переводов греческих авторов.
ЛИТЕРАТУРА
Плутарх. Цицерон. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1-2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1-3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994
Цицерон.
ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106 - 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Один из создателей и классиков латинского литературного языка. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
цицерон (иноск.) - красноречивый оратор (намек на Цицерона - оратора римского)
Ср. Цицеронствовать - ораторствовать, краснобайствовать.
Ср. Да, Аммос Федорович, кроме вас некому (говорить). У вас, что ни слово, то Цицерон с языка слетел.
Гоголь. Ревизор. 4, 1.
Ср. Я встречал людей, одаренных замечательными способностями; говорит - заслушаешься: Цицерон, совершенный Цицерон; приложишь к делу, он ни к черту не годится!
Ю. Штатенгейм (из записной книжки Д.В. Григоровича).
Ср. Может быть этот самый обыватель, который цицеронствует насчет распущенности голодного мужика и чувствует в глубине сердца, что всем его рассуждениям цена грош ломаный.
В. Боборыкин. Общества нет ("Новости" 26-го окт. 1900 г.).
См. грош ломаный цена.
См. демосфен.
Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106 - 43 до н.э.)
Римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Родом из Арпины. Образование получил в Риме и в Афинах. Довольно быстро стал величайшим оратором своего времени. Сторонник республиканского строя. Будучи консулом, подавил заговор Катилины. Во время Гражданской войны поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря выступил против Антония и попал в проскрипционные списки, т.е. был объявлен вне закона и предан смерти. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Является автором латинского словаря и стиля для выражения абстрактных понятий. В средние века был известен как популяризатор греческой философии. В 1345 Петрарка Франческо (Petrarca) обнаружил в Вероне его письма и взял их за образец для собственных "Латинских писем".
Афоризмы, цитаты -
Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.
Познай самого себя.
Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Щедрость не знает границ.
Взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь сколько нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того, чтобы поделиться с другими, то им нечего более бояться.
Что посеешь, то и пожнешь.
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
О времена! О нравы!
Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле?
Привычка - вторая натура.
Бумага не краснеет.
Жалок старик, который не сумел в течение столь долгой жизни научиться презирать смерть!
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.
Путь в подземное царство отовсюду одинаков.
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Когда гремит оружие, законы молчат.
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости.
Не знать истории - значит всегда быть ребенком.
Благо народа - высший закон.
Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.
Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья.
Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Всосал с молоком кормилицы.
Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела.
Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности.
Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.
Не следует завладевать разговором как вотчиной, с которой имеешь право выжить другого.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.
Лицо - зеркало души.
Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.
Нет ничего святого, чего деньги не могли бы осквернить, ничего столь сильного, чего нельзя было бы осилить деньгами.
см. оратор
См. оратор...
Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.)
«Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере, хотя его надежды на долговременное примирение интересов горожан высших и средних классов не оправдались. Во время гражданской войны он поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, то есть объявлен вне закона и предан смерти. Так же как многие ораторы, он писал стихи и книги по риторике, философии. В них он знакомил римлян с философскими теориями греков, создал латинский словарь и стиль для выражения абстрактных понятий. Цицерон был остроумным человеком, и его письма написаны в непринужденном, свободном стиле. Они - бесценный комментарий к неспокойной политической и социальной жизни времени поздней Республики. Как латинист и мыслитель Цицерон оказал огромное влияние на ранних христианских писателей. Св. Иероним даже имел видение, в котором он обвинялся, что он больше последователь Цицерона, чем христианин. А св. Амвросий за образец для своей книги о христианской морали взял «Об обязанностях» Цицерона. Выраженный Цицероном взгляд, что добродетель есть результат человеческих усилий, а не божественное благоговение, также был привлекательным для последователей христианского учения иеромонаха Пелагия. В средние века он был известен как философ и популяризатор греческой философии. В 1345 Петрарка обнаружил в Вероне его письма и, сняв копию, взял их за образец для собственных «Латинских писем». Благодаря своим письмам Цицерон был оценен не только как философ и стилист, но и как личность. Эразму Роттердамскому даже пришлось написать свою «Цицерониану» - чтобы дополнить словарь великого язычника, так как многие ученые отказались употреблять лексику, не апробированную Цицероном. И только позже, в период неогуманизма 18 в., когда как бы заново были открыты греческие оригиналы, эклектическо-посредническая роль Цицерона как связующего звена между Грецией и Римом и между Римом и Ренессансом утратила первоначальный блеск.
- Римский оратор, первым воскликнувший «О времена! О нравы!».
- В сенате он произнёс четыре речи против заговорщика Катилины, вынудив того бежать из Рима.
- Оратор, чей язык матрона Фульвия проткнула золотой шпилькой.
- Античный мудрец, в честь которого назвали один из типографских шрифтов.
- Этот оратор был убит в 43 году до н.э. по приказу Марка Антония.
- Древнеримский философ.
- Древнеримский оратор.
- Кто, как принято считать, первым назвал Геродота «отцом истории»?
- Кому удалось ликвидировать заговор Катилины?
- Кто сказал фразу: «Лицо - зеркало души»?
- Стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева.
ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) - римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
ЦИЦЕРОН (агент) - ЦИЦЕРО́Н (наст. имя Элиша Базна) (1904 - 21 декабря 1970, Мюнхен), один из самых известных агентов нацистской Германии во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА). По происхождению албанец. В 1943-1944 работал в английском посольстве в столице Турции Анкаре. Имел доступ к секретным документам, которые в виде микрофильмов передавал тогдашнему немецкому послу в Турции Францу фон Папену (см. ПАПЕН Франц фон). Несмотря на то, что документы были подлинными, в ставке Гитлера не доверяли Цицерону, который, в частности, передал весьма ценную информацию о готовящейся встрече на высшем уровне в Тегеране в ноябре 1943 и о дне высадки союзников в Нормандии в соответствии с операцией «Оверлорд» (см. НОРМАНДСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ) летом 1944.
Последние годы жизни работал ночным сторожем в Мюнхене. Его деятельность в пользу Германии описана в книге Л. С. Мойзиша «Операция «Цицерон» (1950). В 1962 Базна опубликовал мемуары под название «Я был Цицероном». Обе книги в 1960-е годы были переведены на русский язык.
Цицеро́н Марк Туллий - Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 - Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени.Происхождение и воспитаниеОтец Цицерона принадлежал к всадническому сословию; вместе с детьми он переселился в Рим, где они под наблюдением оратора Красса получили греческое образование. Большое влияние на воспитание Цицерона оказали поэт Архий, ораторы Марк Антоний, Сульпиций Руф, Аврелий Котта, философ-эпикуреец Федр, философ-стоик Диодот. Право Цицерон изучал под руководством братьев Муциев Сцевол - понтифика и авгура. Первую судебную речь "В защиту Росция" он произнес в 81 в деле против Хрисогона - любимого вольноотпущенника диктатора Суллы. В период разгула проскрипционных казней Суллы это был рискованный шаг со стороны Цицерона. Тем не менее он выиграл процесс и, спасаясь от гнева Суллы, удалился в Афины, где изучал греческую философию и ораторское искусство. Вернувшись после смерти Суллы в Рим, Цицерон в 76 получает должность квестора. Снабжая Рим во время дороговизны дешевым сицилийским хлебом, он своей умеренностью и честностью добивается любви сицилийцев.В 70 произносит знаменитую "Речь против Верреса", обвинив наместника Сицилии во взяточничестве, вымогательствах и прямом грабеже сицилийцев. Эта речь принесла Цицерону громкую славу, и в 69 народ избирает его курульным эдилом, а в 63 - консулом. В этот период были произнесены многие судебные речи; Цицерон никогда не брал денег за свои выступления, однако весьма неохотно брался за обвинительные речи (подавляющая часть его речей - речи защиты, а не обвинения).
За всю свою долгую жизнь он составил более 100 речей, 56 из которых сохранились полностью, от 20 уцелели только фрагменты, еще 35 мы знаем лишь по заглавиям.Заговор КатилиныКонсульство 63 года стало апогеем политического успеха Цицерона. Ему удалось раскрыть заговор Катилины, стремившегося захватить в Риме власть, устроив предварительно поджоги и расправу над политическими противниками. Убить Цицерона заговорщикам не удалось, сам же консул в нескольких сенатских речах против Катилины, ставших хрестоматийными примерами политического ораторского искусства, добился осуждения и казни заговорщиков. Раскрытие заговора принесло Цицерону громкую славу, даже неподкупный Катон назвал его "отцом отечества". Однако чрезмерное тщеславие Цицерона, вынуждавшее его во всех своих речах превозносить самого себя, вызывало у многих недовольство. Этим недовольством воспользовались политические противники Цицерона, в частности сторонники Юлия Цезаря. В апреле 58 ставленник Цезаря плебейский трибун Клодий добился принятия направленного против Цицерона закона, который осуждал всякого магистрата, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Не дожидаясь обвинения, Цицерон удалился в добровольное изгнание. Имущество его было конфисковано.Уже в сентябре 57 Цицерон был возвращен из изгнания, однако силы его были надломлены. Он сознает бессилие сената перед триумвирами и ищет благосклонности Помпея и Цезаря. В 51 он был назначен наместником Киликии, где, одержав победу над разбойничими племенами Амана, получил от войска почетный титул "императора". Во время гражданской войны он присоединяется к Помпею, после битвы при Фарсале возвращается в Италию, получив в октябре 47 прощение Цезаря. В этот период Цицерон удаляется от общественных дел и, занимаясь философией, пишет многочисленные трактаты.ТрактатыСамый ранний трактат "Риторика" был написан Цицероном еще в юношестве (83). Его трактат в 3 книгах "Об ораторе" (55) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. К 46 относится книга "Брут" по истории ораторского искусства. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг "О государстве" (53), 6 книг "О законах" (51), 3 книги "Об обязанностях" (44). В 46-45 были написаны философские трактаты "О пределах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О старости", "О дружбе", религиозно-философские сочинения "О природе богов", "О дивинации", "О судьбе" и др. Из несохранившихся сочинений известны его труды "О гражданском праве", "Об авгурах", "О славе", "О философии", "Об укреплении государства" и т. д.Гибель ЦицеронаУбийство Цезаря 15 марта 44 пробуждает в Цицероне надежды на возрождение республики, и он возвращается в Рим к активной политической деятельности. Приняв сторону Октавиана, он с сентября 44 по апрель 43 произносит в сенате и народном собрании свои знаменитые "Филиппики" - обвинительные речи против Антония. Однако Октавиан предает своего сторонника, и при заключении его триумвирата с Антонием и Лепидом (октябрь 43) Цицерон вместе с 16 другими видными республиканцами попадает в проскрипционные списки. При попытке к бегству в начале декабря он был убит. Его голова и правая рука были доставлены обрадованному Антонию, который поместил их на ораторской трибуне римского форума.Слава Цицерона-оратора не померкла в веках: у него учились и ему подражали отцы Церкви Лактанций, Амвросий Медиоланский, Августин, писатели Возрождения Петрарка и Боккаччо, французские просветители Дидро, Вольтер, Монтескье, Ж. Ж. Руссо и многие другие.Сочинения:Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975.Философские трактаты. М., 1985.Речи. М., 1993. Т. 1-2.Письма. М., 1994. Т. 1-3.Литература:Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т. 3. С. 158-192.Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.Gelzer M. Cicero. Wiesbaden, 1969.Л. Л. Кофанов ЦИЦИАНОВ Павел Дмитриевич (1754-1806) - князь, российский генерал от инфантерии (1804). С 1802 главноначальствующий в Грузии, руководил присоединением к России Имеретии, Мегрелии, Гянджинского, Карабахского, Шекинского и Ширванского ханств. Убит при переговорах с бакинским ханом.
Цицеро́н, Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (10643 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Политический идеал Цицерона «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии), образцом которого он считал Римскую республику III начала II вв. до н. э. Человеческий идеал Цицерона «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель», сочетающий греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Один из создателей и классиков латинского литературного языка.
прил., кол-во синонимов: 18
бурливший (19)
вещавший (19)
витийствовавший (11)
выступавший (77)
говоривший с жаром (10)
державший речь (13)
ораторствовавший (16)
певший соловьем (10)
распинавшийся (16)
толкавший речу (8)
толкавший речугу (12)
толкавший речь (15)