Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

риторика

Толковый словарь

I ж.

1. Теория, методика и практическое искусство красноречия, известные с античных времен.

отт. Учебный предмет, содержащий теорию и методику красноречия.

отт. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

2. перен.

Эффектная, внешне красивая, но малосодержательная речь; краснобайство, фразёрство, риторизм.

II ж. устар.

Название младшего класса духовной семинарии.

Толковый словарь Ушакова

РИТО́РИКА (или реторика), риторики, мн. нет, жен. (греч. rhetorike).

1. Теория ораторского искусства, красноречия (научн.). Учебник классической риторики. Правила риторики.

|| перен. Напыщенная речь, в которой красивые фразы и слова скрывают ее бессодержательность (книжн. неод.).

2. Встарину - название младшего из трех классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие).

Толковый словарь Ожегова

РИТО́РИКА, -и, жен.

1. Теория ораторского искусства.

2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая р. Впасть в риторику.

| прил. риторический, -ая, -ое. Р. вопрос (приём ораторской речи утверждение в форме вопроса).

Толковый словарь Даля

РИТОРИКА - жен., греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель. Риторический, к риторике и к риторству относящийся. Риторский, риторам свойственный. Риторические тропы, фигуры, искусственные украшенья речи, приведенные в правила. Риторить, риторствовать, говорить или писать красно, речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно. Риоторствованье, риторство, действие по гл. В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно.

Словарь существительных

РИТО́РИКА, -и, ж

Наука об искусстве красноречия, об ораторской убеждающей речи; с середины ХХ в. - наука об условиях и формах эффективного речевого общения.

Слово, сказанное в камне архитекторами, так высоко, что до его высоты никакой риторике не дотянуться (Паст.).

Переводоведческий словарь

риторика - теория выразительности речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Энциклопедический словарь

РИТО́РИКА -и; ж. [греч. rhētorikē]

1. Теория красноречия; ораторское искусство. Правила риторики. Тонкости риторики. // С середины 20 в.: наука об условиях и формах эффективного речевого общения.

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность. Пустая р. Впасть в риторику. В выступлении много риторики, но мало логики.

3. В России в старину: название младшего класса духовной семинарии.

* * *

рито́рика (греч. rhētorikē), 1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В XIX в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В середине XX в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение термина: риторика - наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации.

2) Риторика музыкальная - музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приёмов (см. в ст. Фигура).

* * *

РИТОРИКА - РИТО́РИКА (греч. rhetorike),

1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон (см. ЦИЦЕРОН), Квинтилиан (см. КВИНТИЛИАН Марк Фабий)), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) ). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики (см. СТИЛИСТИКА). В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.

2) Риторика музыкальная - музыкально-теоретическое учение эпохи барокко (см. БАРОККО), связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (см. в ст. Фигура (см. СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ)).

Большой энциклопедический словарь

РИТОРИКА (греч. rhetorike) -1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.2) Риторика музыкальная - музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (см. в ст. Фигура).

Академический словарь

-и, ж.

1. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

В Греции и в Риме образование было исключительно словесное. Преподавались грамматика, риторика и философия. Писарев, Наша университетская наука.

[Прохин] воспитал свой стиль сначала в семинарии, потом в Казанском университете, на хриях, периодах, тропах --- и прочих тонкостях риторики. И. Гончаров, Воспоминания.

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

[Войницкий:] Эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Чехов, Дядя Ваня.

Здесь героическое происходит ежедневно. Это надо показывать на фактах, без риторики и громких фраз. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.

3. В старину:

название младшего класса духовной семинарии.

[греч. ‛ρητορική]

Гуманитарный словарь

РИТО́РИКА (от греч. ῥητορική, τέχνη - ораторское иск-во) - в древности и в эпоху средневековья - наука об ораторском иск-ве и шире - о структуре худ. прозаич. текстов. Классич. Р. определяла три задачи красноречия: убедить, усладить и взволновать; сами же речи подразделялись на полит., судебные и торжеств. В риторич. разработке речи насчитывалось 5 частей: нахождение материала; расположение; словесное выражение (учение о трех стилях - высоком, ср. и низком и о средствах возвышения стиля); запоминание; произнесение. Учение о словесном выражении составляло центр. часть Р.: последнее должно было быть правильным, ясным, красивым и уместным. Р. подробно описывает средства, необходимые для достижения такого результата.

До нач. 17 в. обучение риторическому иск-ву в России происходит с помощью освоения "образцовых" текстов (Свящ. Писание, богослужебные тексты) и подражания ораторам и писателям. Известен переводной риторич. трактат "О образех" Георгия Хировска (Хиробоска). Р. Макария, соседствовавшая в сборниках с Грамматикой Мелетия Смотрицкого и Диалектикой Иоанна Дамаскина, долгое время считалась первой рус. Р.; однако при более внимательном изучении она оказалась перев. Р. Филиппа Меланхтона. Тем не менее именно эта Р. положила начало освоению механизма создания текста на новой основе. В 17 в. обучение Р. в основном ведется на лат. яз., хотя существуют и опыты перевода риторик на рус. яз. - напр., переводы текстов Иоанникия Галятовского (Голятовского) "Наука албо способ сложеня казаня" и "Ключ розумения" (обе 1659). В кон. 17 - нач. 18 в. Россия переживает своеобразный "риторический" бум: создаются новые Р.: Яна (Андрея) Белобоцкого, 1690(?); Михаила Усачева, 1699; Софрония Лихуда, 1698(?); Козьмы, 1710; "Риторическая рука" Стефана Яворского, 1705; Р. Георгия Даниловского (Данииловского), 1720. Свидетельством активного изучения Р. в это время служат многочисл. сб. упражнений по составлению текстов, выполненных обучающимися в школах и академиях. Анализ этого мат-ла еще не завершен. Первым печатным учебником Р. стало "Краткое руководство к красноречию" М. В. Ломоносова; однако, несмотря на авторитетность этого текста, видимо, степень его самостоятельности можно будет оценить только после изучения предшествующей риторической традиции текстологами, лингвистами, лит.-ведами.

Интерес к риторикам начинает угасать в посл. четв. 18 в., в связи с переосмыслением роли автора в процессе создания худож. произв. и ростом индивидуального начала в лит-ре. В это время она уже утрачивает и былые функции, схожие с функциями лит. критики в последующий период.

В 19 в. формируется отношение к Р. как к занятию "пошлому" и "бездарному" (не без влияния В. Г. Белинского). Р. приобретает репутацию предмета, достойного внимания школяров, однако в ряду примечательных работ в области ораторского иск-ва следует назвать работы И. И. Давыдова, Н. И. Греча, К. П. Зеленецкого и др. Интерес к древним риторикам, как и к Р. вообще, возрождается в России в 1980-е гг.

Лит.: Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни. СПб., 1911; Буланина Т. В. Риторика в Древней Руси: Сведения о теории красноречия в русской письменности 11-17 веков. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1985; Елеонская А. С. Русская ораторская проза 17 в. М., 1990; Аннушкин В. И. Опыт периодизации истории русской риторики // Риторика. 1995. № 2. С. 129-134; Аверинцев О. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

РИТОРИКА (греческое rhetorike),

1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях - высоком, среднем, низком и о 3 средствах возвышения стиля - отборе слов, сочетании слов, стилистических фигурах), запоминание, произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России - М.В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику, стало частью теории литературы под названием стилистика. В середине 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и философское) значение термина: риторика - наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации.

2) В европейском музыкальном искусстве 17 - середины 18 вв. система приемов, разработанная исходя из взгляда на музыку как на прямую аналогию ораторской речи.

Словарь слов из произведений русской литературы

Риторика - и РЕТО/РИКА, и, ж.

1. Наука о красноречии, ораторском искусстве; учебная книга по теории красноречия.

По части русского языка у нас были только учебники, т. е. грамматика, синтаксис и риторика. // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //*

РИТОРИЧЕСКИЙ.

2. Напыщенность речи.

Эта верность фальшива от начала до конца. В рассказе много риторики, но нет логики. // Чехов. Дядя Ваня //

3. Название младшего класса духовной семинарии.

[Правдин:] А ты, господин Ку-тейкин, не из ученых ли? [Кутейкин:] Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Доходил до риторики, да Богу изволивши, назад воротился. // Фонвизин. Недоросль //

Сборник слов и иносказаний

риторика (иноск.) - красноречие (собств. наука о красноречии)

Ср. Неужели вы думаете, что все эти погремушки и ваша риторика дадут нам ответ на вопрос?

А.П. Чехов. Задача.

Ср. ρητορική τέχνη.

Искусство красноречия.

Орфографический словарь

рито́рика, -и

Словарь ударений

рито́рика

Стилистический словарь

РИТОРИКА - теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь - инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi - Квинтилиан). В русской традиции Р. определяется как "учение о красноречии" (М.В. Ломоносов), "наука изобретать, располагать и выражать мысли" (Н.Ф. Кошанский), предметом которой является "речь" (К.П. Зеленецкий). Современная Р. - учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Р. как наука изучает законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности, Р. как искусство предполагает умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

В определениях Р. обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому Р. называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях Р.). Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. др. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать Р. учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями.

Р. - учение о воспитании личности через слово. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) будет обеспечено преподавание Р.

Современная Р. изучает все виды общественно-речевого взаимодействия. Недостаточно определять Р. как науку только об ораторском искусстве, с которого она начиналась в античном полисе. Уже русская классическая Р. предполагала обращение к письменной речи, философской и науч. литературе, а современная Р. вмещает также Р. разг.-бытовой речи и Р. средств массовой информации.

В русской науке существует традиционное деление на общую и частную Р. Во всяком случае уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют общие правила ведения и построения речи (предмет общей Р.) и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной Р.).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов (так называемый риторический канон), каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изобретение (лат. inventio - что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio - где сказать?), 3) выражение (лат. elocutio - как сказать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая Р. в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение - содержание речи; 3) композиция; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение, произношение, язык тела).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи:

1. Изобретение - рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах (топосах), источниках изобретения. Общие места - основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места (топосы) - также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Существуют следующие общие места (топосы): 1) определение, 2) части/целое, 3) род/вид, 4) свойства, 5) противоположность, 6) имя, 7) сравнение (подобие, количество), 8) причина/следствие, 9) условие, 10) уступление, 11) время, 12) место, 13) свидетельство, 14) пример.

Критика топосов - общих мест - связана с их формально-схоластическим использованием при обучении Р. Именно учение об общих местах, а следом и "все риторики" были критикованы в середине XIX в. В.Г. Белинским и К.П. Зеленецким (последний, в частности, утверждал, что "невозможно изобретать мысли"). Тем не менее топическая структура обнаруживается во всякой речи, и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты. Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций (ср. теорию фреймов и мн. др.). Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации.

2. Расположение - раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение. Каждая из них имеет прочные традиции описания и рекомендации в построении - в русских учениях о речи ХХ в. сохранилось именно учение о композиционных частях речи и стиле.

3. Слововыражение как словесное оформление речи связано с поиском уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие. Слововыражение предполагает нахождение нужных слов и их эффективное расположение в фигурах речи. В учении о слововыражении традиционно описывались качества речи, виды тропов и фигур. Каждый из авторов риторик обычно предлагает свое ви́дение эффективного использования стилевых возможностей лексики и стилистического синтаксиса через определенные отбираемые для обучения тексты. Именно слововыражение является основным способом украшения речи.

4. Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста - самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.

5. Раздел произношение и телодвижение считается заключительным с точки зрения подготовки речи, но первоначальным в восприятии речи. Оратор реализует свою речь в произношении, но не менее значимы мимика, жестикуляция и телодвижения в целом. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

Произношение и голосоведение предполагают создание определенного стиля произношения, включающего работу над громкостью (звучностью) речи, темпом и ритмом, паузацией, артикуляцией, логическими ударениями, интонацией, тембром голоса. Хорошее произношение основывается на владении дыханием. Все перечисленные факторы требуют от ритора упражнений и накопления практического опыта.

Внешние манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только языком, но и всем своим телом: "говорят" руки, ноги, поворот фигуры, головы, мимика и т.д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Важнейший раздел Р. - учение об образе ритора. Ритором называется всякий участник речи, речедеятель, человек, воздействующий речью, мастер риторики как искусства нравственно-речевого убеждения. Исторически риторами называли также учителей Р. Оратором принято называть человека, произносящего устные публичные речи, автором - создателя письменных текстов. В современной Р. возможно говорить о коллективном или коллегиальном риторе, представленном в работе книжных издательств или средств массовой информации. Ораторика - область риторики, изучающая правила создания устных публичных выступлений.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" - недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории.

Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята.

В Р. всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы, ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная Р. называет такие качества оратора, как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А. Волков). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора, некоторый риторический идеал, в принципе не достижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении Р. Классическая риторика предлагала следующие "средства приобретения красноречия" (по М.В. Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории Р.), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. В качестве философско-профессиональной основы Р. М.В. Ломоносов называет знание других наук. Современная Р. ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории Р. и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении "общаться" вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и необразцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной "играющей" методике, а более формируя личный ораторский облик ученика).

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная Р. занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием "прекрасное"), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием - "справедливое или несправедливое"). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, напр., "Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии", включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Профессор Московского университета А.Ф. Мерзляков в своей "Краткой риторике" 1804-1828 гг. рассматривает: а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) историю истинную и вымышленную, е) речи (последние по "содержанию и намерению" делились на "духовные, политические, судебные, похвальные и академические". Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX в., например, у Н.Ф. Кошанского подробно разбираются: "1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность". Во второй половине XIX в. с заменой Р. на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или худож. литературы.

Современная частная Р. включает в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности: 1) устная речь: а) дописьменная речь, не имеющая письменной основы (разг.-бытовая речь, молва, фольклор); б) риторическая речь, т.е. устная речь, могущая иметь письменный прототип (политическая, судебная, эпидейктическая, учебная, пропагандистская, проповедническая); в) репродуцирующая, т.е. устно копирующая письменную речь (дикторская, театральная); 2) письменная речь (письма, документы, сочинения); 3) печатная словесность, литература (худож., науч., журнальная); 4) массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной Р. как разделах частной Р. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь - основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей "риторики" (ср. медицинская или торговая речь, деловая Р. в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Замечательна история русской Р., обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50-70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10-15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.

Оптимизация Р. как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания - важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.

Лит.: Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Полн. собр. соч. - М.; Л., 1951. Т. 7.; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972; Античные риторики / Под редакцией А.А. Тахо-Годи. - М., 1978; Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVII вв. - М., 1988; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. - Ростов н/Д., 1994.; Риторика. Специализированный проблемный журнал. - 1995-1997. - №1-4; Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1996; Его же: Курс русской риторики. - М., 2001; Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. - М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. - М., 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996; Ее же: Педагогическая риторика: история и теория. - М., 1998; Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. - М., 1997; Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. - М., 1998; Его же: Первая русская "Риторика" XVII в.. - М., 1999; Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Докл. 1-й Всерос. конф. по риторике. - М., 1998; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. - М., 1999; Его же: Теория риторики. - М., 1999.

В.И. Аннушкин

Формы слов для слова риторика

рито́рика, рито́рики, рито́рик, рито́рике, рито́рикам, рито́рику, рито́рикой, рито́рикою, рито́риками, рито́риках

Синонимы к слову риторика

Идеография

искусство

красноречие

риторика - теория ораторского искусства.

ритор.

риторизм. риторичный. риторический.

апострофа.

элоквенция.

риторическое обращение.

риторическое восклицание.

гомилетика.

см. словесное искусство

Лингвистика

Рито́рика

(греч. ῥητορική - ораторское искусство) - филологическая дисциплина, изучающая способы

построения художественно выразительной речи,

прежде всего прозаической и устной; близко

соприкасается с поэтикой и стилистикой. Поскольку предметом риторики является

прозаическая «украшенная», т. е. художественная, речь и

правила её построения (порождения),

риторика противостоит поэтике, изучающей поэтическую речь, грамматике, ориентированной на изучение

«естественной» (эстетически не отмеченной) речи, и герменевтике, имеющей

дело с пониманием текста.

История риторики подразделяется на 2 неравных периода. Хотя

осознанный интерес к отдельным частям риторики характерен для ряда

древних культурных традиций, ср., например, учение о так называемом рити

(особом качестве языка художественного текста, связанном с отбором и

расположением слов) в старых индийских

трактатах по поэтике, становление риторики как особой науки произошло

в Древней Греции. Уже в 5 в. до н. э. двумя греками из Сиракуз был

составлен не дошедший до нас учебник риторики. Развитие риторики на

раннем этапе связано прежде всего с Аттикой, некоторыми городами Малой

Азии, с островом Родос. Софист Горгий (5-4 вв. до н. э.) положил начало

риторике в Афинах, ею занимались также Трасимах Халкидонский, Протагор.

Развитую форму риторика приобрела в 3-2 вв. до н. э. благодаря

деятельности теоретиков риторики - Исократа, Аристотеля, Феопомпа,

Дионисия Галикарнасского и других. С середины 2 в. до н. э. под

греческим влиянием в Риме также появляются ораторы и теоретики

риторики, прежде всего Цицерон и Квинтилиан. В результате

практической деятельности ораторов-риторов и анализа большого

эмпирического материала у Аристотеля («Риторика»), Цицерона («De oratore», «Orator», «De inventione», «Brutus»),

Квинтилиана («Institutio oratore»),

Псевдо-Лонгина (условного автора трактата «О возвышенном») и других

сложилась особая область научного знания, не только подводившая итоги

практическому опыту ораторского искусства, но и предписывавшая ему свои

законы и правила. Пройдя через период сосуществования различных

ораторских манер, риторика на исходе античности начинает превращаться в

нормативную дисциплину.

Античная риторика включала в себя разделы об источниках

красноречия (дарование, природные данные - natura; искусство - ars - как

результат профессиональной выучки; упражнение - exercitatio), о

родах красноречия, о

задачах оратора, соответственно об

элементах речи: 1) нахождение (inventio), т. е. систематизация материала, сведение

многообразия к общим типам, выделение пункта доказательства, указание

логических аргументов, 2) расположение материала (dispositio), его композиция, 3) словесное выражение (elocutio), главная часть риторики (критерии

красноречия: правильность, ясность, упорядоченность - уместность,

красота - украшенность; средства удовлетворения этих критериев - отбор

слов, их сочетание, фигуры речи),

4) запоминание (memoria), учение о

профессиональной ораторской памяти и 5) произнесение (pronunciatio, actio), учение об интонации, мимике, жестах, способствующих успеху

речи.

Античная риторика была усвоена в средневековье и пользовалась большим

престижем, входя в число семи «избранных наук». Эпоха Возрождения и

следовавшие за ней периоды господства отдельных художественных

направлений (маньеризм, барокко, классицизм) уделяли риторике

значительное внимание (многочисленные трактаты 16-18 вв., особенно во

Франции, Германии, Италии). В это время, особенно в 17 в., риторика, с

одной стороны, тяготеет к универсализации, обнаруживая связи с

складывающейся «логической» грамматикой (см. Логическое направление), а с другой -

превращается в инструмент, способный уловить достаточно тонкую

дифференциацию эстетических установок. Через Польшу и Украину идеи

риторики проникли в 17 в. в Россию и нашли здесь отклик - «Книги суть

риторики двои...» Макария (рукопись 1623), «De arte

rhetorica libri X» Феофана Прокоповича (1716), «Риторика»

М. В. Ломоносова (1748). Пособия по риторике практического характера

продолжали появляться почти до середины 19 в. Однако уже в 18 в.

происходит разрыв между традиционной структурой риторики (включая

исследовательский аппарат) и новым опытом художественной прозы

(в частности, и ораторского красноречия). Риторика начинает тяготеть к

сближению (в некоторых разделах - к слиянию) с поэтикой и к растворению

в стилистике. В эпоху романтизма риторика с её нормативно-дидактическими

тенденциями начинает восприниматься как изживший себя канон,

препятствующий свободному творчеству, как дисциплина

схоластически-каталогизаторского типа, не способная проникнуться

идеями историзма, препятствующая новым принципам словесного искусства.

Риторика как наука приходит к началу 19 в. в состояние упадка. Однако с

60‑х гг. 20 в. вновь начинается расцвет риторики, нашедшей для себя

новый идейно-научный контекст. Она становится одной из наиболее быстро

и продуктивно развивающихся дисциплин филологического цикла. Этот

второй период в истории риторики нередко называют

«неориторикой» или «общей риторикой» (rhétorique

générale), в отличие от риторики традиционного типа.

Становление риторики нового типа вызвано в первую очередь

лингвистическими факторами, через которые она включается в круг

семиотических дисциплин и в сферу культурологических проблем. Уяснение

статуса лингвистики в рамках теоретико-информационной концепции

привело, в частности, к выделению и операционному определению так

называемой поэтической функции языка, образуемой при наличии

установки на сообщение (message), и к разработке

лингвистических методов исследования поэтической

функции. Не менее существенным был следующий шаг - возникновение

новой лингвистической дисциплины, так называемой лингвистики текста, которая предполагает

описание как связанных таких фрагментов текста (сверхфразовых единств), которые превышают предложение, до последнего времени считавшееся

наиболее крупной единицей языка. Независимо от того, выводится ли

риторическая структура текста непосредственно из законов языка

(распространение языковых правил на сверхфразовый уровень) или

связывается с переосмыслением языковой структуры, упорядочиваемой извне

(например, по законам построения геометрической симметрии и т. п.), -

остаётся несомненной не только роль языкового субстрата в построении

объектов, изучаемых риторикой, но и - что важнее - роль отдельных

языковых элементов (например, имманентной грамматической структуры

предложения) в вероятностном определении структуры смежных участков

текста. Это и обусловливает лингвистическую связанность (единство)

текста, которую не может игнорировать риторика. Складывающаяся

лингвистическая теория прозы более конкретно отражает и возможности

применения лингвистических методов к анализу сверхфразовых единств, и

взаимосвязь риторики и лингвистики, предполагающую зависимость

(и ориентацию) объектов риторики (риторических структур) от объектов

лингвистики (языковых структур). В современной семиотике под риторикой как раз и понимают правила

построения речи на сверхфразовом уровне, законы «поэтической семантики»,

т. е. типы непрямых (переносных) значений (риторических фигур), и

«поэтику текста» (структуру отношений внутритекстовых элементов),

включая анализ социального функционирования

текстов как целостных знаков.

Многофункциональность риторики, обеспечившая ей существование в новых

условиях, позволяет говорить о «лингвистических» основаниях

современной риторики и в метаязыковом аспекте:

функционирование её в качестве дескриптивного аппарата и

нормативного регулятора даёт возможность трактовать риторику как

«вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст.

Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь

употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу

создания «функционального языка», выступая как

один из важнейших инструментов культуры, который организует её

языковую и коммуникативную систему (Р. Лахман). На этих путях риторика

входит в союз с другими дисциплинами, нащупывая новые формы

функционирования в качестве стабилизирующей силы культуры.

Принадлежа, как и языкознание, к кругу

семиотических наук, риторика разделяет с ним ряд общих проблем:

вариант - инвариант (ср. проблему так называемых общих мест в риторике),

типы (каталогизация и классификация), общее и частное, универсалии, проблема выводимости

(развёртывания) и сводимости (свёртывания), сопоставление и поиск

общего основания, моделирование

действительности и т. п. Во многих случаях риторика сталкивается как с

типовыми с такими ситуациями, которые в языкознании выступают как

исключения или парадоксы. Тем самым открываются возможности для

дальнейшего (и притом сознательного) контакта риторики и лингвистики,

при котором и последняя с пользой для себя обращается к опыту

риторики.

Античные теории языка и стиля, под ред. О. М. Фрейденберг, М.-Л.,

1936;

Бабкин Д. С., Русская риторика начала XVII в., «Труды

Отдела древнерусской литературы», 1951, т. 8;

Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;

Аверинцев С. С., Риторика как подход к обобщению

действительности, в кн.: Поэтика древнегреческой литературы, М.,

1981;

Лотман Ю. М., Риторика, «Учёные записки Тартуского

университета. Труды по знаковым системам», XII, 1981, в. 515;

Общая риторика, пер. с франц., М., 1986;

Volkmann R., Rhetorik und Metrik der Griechen und

Römer, 3 Aufl., Münch., 1901;

Curtius E. R., Europäische Literatur und

lateinisches Mittelalter, Bern, [1954];

Perelman Ch., Olbrechts-Tyteca L., La

nouvelle rhétorique, P., 1958;

Morier H., Dictionnaire de poétique et de

rhétorique, P., 1961;

Cohen J., Structure du langage poétique, P.,

1966;

Todorov T., Littérature et signification, P.,

1967;

Varga A. K., La rhétorique et la critique

structuraliste, «Het Franse Boek», 1968,

janv.;

Rhétorique générale, P., 1970;

Kuentz P., Rhétorique générale ou rhétorique

théorique, «Littérature», 1971, 4;

Eco U., Einführung in die Semiotik, Münch.,

[1972];

Jakobson R., Questions de poétique, P.,

1973;

Plett H. F., Textwissenschaft und Textanalyse.

Semiotik, Linguistik, Rhetorik, Hdlb., 1975;

Rhetorik. Kritische Positionen zum Stand der Forschung,

hrsg. von H. F. Plett, Münch., 1977;

Lachmann R., Rhetorik und

Kulturmodell, в кн.: Slavistische Studien zum

VIII Internationalen Slavistenkongress in Zagreb 1978, Köln-W.,

1978;

её же, Rhetorik - alte und neue Disziplin,

«Berichte zur Wissenschaftsgeschichte», 1981, Bd 4;

Kristeller P. O., Studien zur Geschichte der

Rhetorik und zum Begriff des Menschen in Renaissance, Gött., 1981;

Baumhauer O. A., Die sophistische Rhetorik. Eine

Theorie sprachlicher Kommunikation, Stuttg., 1986.

В. Н. Топоров.

Лингвистические термины

риторика (др.-греч. ρητώρίκη)

1) теория и искусство красноречия;

2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи;

3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. - красивая, напыщенная, малосодержательная речь;

4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. - прозаическая речь или публичная аргументация. "Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики"; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически;

Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания;

Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений;

общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи;

частная Р. изучает конкретные виды речи;

современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ;

5) Р. - учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора;

общественные задачи Р. состоят:

а) в воспитании ритора;

б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем;

в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка;

г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила.

риторика (греч. rhetorike). Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Морфемно-орфографический словарь

рито́рик/а.

Грамматический словарь

рито́рика ж 3a

Педагогическое речеведение

Риторика (греч. rhetorike techne от rhetor - оратор) - теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Теория Р., возникшая еще в античности (середина I тыс. до н. э.), синкретически заключала в себе все основные дисциплины гуманитарного круга; к середине XIX в. завершается их выделение и специализация, и Р. утрачивает статус теоретической области знаний. Развитие гуманитарной культуры с середины XX в. отмечено так называемым «риторическим Ренессансом» или «возрождением Р.». Это касается, в первую очередь, теории Р.: лингвистика и литературоведение вновь обращаются к классическому риторическому наследию, переосмысливая его на новом уровне; за рубежом возникает современная новая Р. (неориторика), начинающая претендовать даже на роль общей методологии гуманитарного знания (основания для этого находят в том, что многие наиболее общие теоретические концепты гуманитарных наук возникли именно в классической риторической теории). Неориторика родственна лингвистической прагматике, коммуникативной лингвистике и пр.; эти молодые науки по сути представляют собой дисциплины риторического круга; их теоретический аппарат также во многом восходит к системе понятий древней Р.

Со второй половины XX в. за рубежом отмечается интерес к риторической практике, возникают специальные методики и курсы совершенствования речевого общения, слушания и понимания, быстрого чтения и пр. В последние годы проявления «риторического Ренессанса» заметны и у нас. Однако современная теория общей Р., предметом которой являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, и пути оптимизации речевого общения, в отечественной филологии только начинает разрабатываться. То же касается и современных частных Р., на основании которых возможно совершенствование речевого общения в так называемых «сферах повышенной речевой ответственности» (таких, как дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организаторская деятельность, социальная помощь, журналистика, торговля, услуги и пр.).

Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М., 1978; Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1980; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989; Ми-хальская А.К. О современной концепции культуры речи // ФН.- 1990. - № 5; Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996; Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. - М., 1987; Риторика и стиль/ Под редакцией Ю.В. Рождественского. - М., 1984.

А. К. Михальская 204

Риторика

(др.-греч. ρητώρίκη)

1) Теория и искусство красноречия;

2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи;

3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. - красивая, напыщенная, малосодержательная речь;

4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. - прозаическая речь или публичная аргументация. «Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики»; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ;

5) Р. - учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила.

Методические термины

РИТО́РИКА (от греч. rhētorikē).

Наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве; связана с поэтикой, обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила речевого поведения. На основе последних был построен учебный предмет в средних школах России в XIX в. В курсе Р. сообщались правила построения текстов различных видов (особенно рассуждений), логические правила, требования грамматики, давались образцы с их разборами, стилистические и риторические фигуры.

Отдельные требования Р. используются в современной методике преподавания языка: это касается деления текстов на описания, рассуждения, повествования, работы над различными жанрами в развитии связной речи учащихся и др. Близки к Р. занятия по практической и функциональной стилистике. Научные основания Р. заложил Аристотель, который рассматривал Р. как науку о законах мнения, соотнося ее с логикой - наукой о законах знания. С 50-х гг. XX в. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации вновь возник интерес к Р. как самостоятельной научной и учебной дисциплине. В РФ в 90-е гг. Р. как учебная дисциплина введена в средние общеобразовательные школы и гуманитарные высшие учебные заведения (Аннушкин, 2006; Волков, 2003).

Этимологический словарь

Латинское - rhetorica.

В русской письменной речи слово впервые употребляется Аввакумом (XVII в.), причем написание его несколько отличалось от современного, менялось несколько раз на протяжении веков. Древнерусское слово со значением «теория прозаической речи вообще, красноречия в частности» писалось и произносилось как «риторикия», затем широко употребляться стало укороченное «риторика».

В начале XX в. традиционным было написание «реторика» (соответственно - «ретор», «реторический»).

Родственным являются:

Польское - retoryka.

Производные: ритор, риторик, риторический.

Др.-рус. Заимств. из греч. яз., где rhētorikē (< rhētorikē technē «искусство говорить», ср. математика) - суф. производное от rhētōr, суф. образования от rhēton «высказывание» (от rhēsis «слово, речь»).

рито́рика

еще у Аввакума 263, др.-русск., ст.-слав. риторикиС© ῥητορική (Супр.). Из греч. ῥητορικη (τέχνη). См. рето́рика (Фасмер, Гр.-сл. эт. 166; Грот, Фил. Раз. 2, 509; Преобр. II, 205).

Сканворды для слова риторика

- Наука для «говоруна».

- Наука краснобайства.

- Одна из семи свободных наук.

- Теория и искусство красноречия.

- Наука об ораторском искусстве.

Полезные сервисы

риторика в истории науки

Лингвистические термины

В античности живое слово было важнейшим и самым действенным способом достижения авторитета в общественно-политической жизни. Политик выступал в собрании совета и на народных собраниях, полководец - перед войском, частное лицо - перед судом, на празднествах, дружеских встречах и т.п. Поэтому поиски условий действенности речи и стремление создать теории обучения красноречию и овладения им начались уже в ранних период. Предположительно первый (несохранившийся) учебник Р. в 5 в. до н.э. написали два сицилийских грека из Сиракуз: Корак и Тисий. Из Сицилии первые достижения художественного красноречия были перенесены в Афины Горгием из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н.э.). В истории он известен как один из представителей греческой софистики. В 427 Горгий прибыл в Афины в качестве посланника родного города и встретил здесь восторженный прием как оратор и учитель риторики. Он разработал приемы риторской художественной прозы, способы поэтической выразительности. Он сознательно применял стилистические средства ("горгианские фигуры"): фразы, аналогичные по форме и содержанию, параллельные члены предложения (изоколия), антитезу, рифмы. Концовки предложений ритмически оформлены (клаузулы). Кроме Горгия, Р. в Афинах развивали и другие софисты: Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других софистов, использовавших риторику как средство достижения власти над людьми, Аристотель оценивал Р. как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. В трех книгах своего сочинения "Риторика" Аристотель излагает научные основы красноречия и выдвигает в качестве его задачи достижение правдоподобия. Практическое красноречие достигает своего высшего расцвета в Греции во второй половине 5-4 в. до н.э. в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов. После битвы при Херонее (338 до н.э.). Греция утратила политическую самостоятельность, и необходимость в практическом красноречии отпала. Стилистическая форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый тип красноречия - азианизм, столь же искусственный, как и его антипод аттицизм 1 в. до н.э. Связь Р. с практикой постепенно теряется, но риторическая теория непрерывно совершенствуется и ее система тщательно разрабатывается. Р. становится важнейшим предметом обучения и в связи с этим начинает оказывать определяющее влияние на всю литературу, разрабатывая приемы достижения изящества художественной формы. Во 2 в. н.э. греческое красноречие вновь переживает еще один расцвет (период т.н. второй софистики). Во 2 в. до н.э. римляне вместе с греческой системой образования переняли и Р., которая стала предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотически настроенных кругах возникает сопротивление греческому красноречию как иноземному искусству, внешне изящному, но лишенному конкретного содержания. Главой сопротивления был Катон Старший - крупнейший оратор раннереспубликанской эпохи. Он составил для своего сына руководство по Р. (несохранившееся), где изложил одно из основных правил: "Не упускай дела, а слова найдутся" ("Rem tene, verba sequentur"). В 161 до н.э. из Рима были выселены все греческие учителя красноречия. Но во второй половине 2 в. до н.э. греческая Р. утвердилась в Риме окончательно. Римское красноречие достигло апогея в конце республиканской эпохи, когда начался период политических смут. Лучшим оратором стал гениальный Цицерон. Сохранилось более 50 его речей, а также сочинения по теории, в которых Цицерон синтезирует теоретические положения греческой Р. с практикой римского красноречия, тесно взаимосвязанной с общественно-политической жизнью древних римлян. Цицерон защищал идеал всесторонне образованного оратора-философа. Язык Цицерона - до сих пор классическая норма латинской прозы. После падения Республики с Р. происходит то же самое, что и в Греции. Она теряет связь с практикой общественно-политической жизни и переходит в школу. Школьное красноречие ограничивается учебными и торжественными речами (declamatio). Здесь ценится не конкретное содержание, а внешняя эффектность стилистической формы. Свидетельство тому - сохранившиеся образцы школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан). Так же, как и в Греции, Р. послужила базой для развития римской литературы. Борьба азианизма и аттицизма вылилась в спор между представителями "нового" и "старого", отстаивающего архаические принципы, направлений. Квинтилиан, первый в Риме учитель Р. на государственном содержании, дал в своем сочинении самое полное из всех известных античных руководств по подготовке оратора ("Наставление оратору" в 12 книгах). В споре во второй половине 1 в. н.э. он занял "золотую середину" и выдвинул требование возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. вновь возрождается архаическое направление (наиболее крупный представитель - Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера). Цицеронианизм просуществовал недолго. Таким образом, античная Р. была основой античного образования, теоретической базой античной литературной эстетики и литературной теории, с течением времени Р. пропитала всю литературу. Воздействие Р. простирается от средневековых латинских школ и университетов до современного преподавания литературы, литературоведения, культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Система теории Р. сформировалась в 4 в. до н.э., но впоследствии и усложнялась, и дифференцировалась. Греческая риторическая терминология имеет эквиваленты в латинском языке, охватывающие всю систему понятий и категорий, необходимых для оратора: природные способности (natura), обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio), постоянное упражнение (exercitatio);

практический опыт (usus). Было выработано три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum), предназначенное для торжеств (genus demonstrativum). Задачи оратора (officia oratoris): собрание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи соответствующей стилистической формы (elocutio) запоминание речи и выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь состояла из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Вначале зачастую помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, propositio), доказательство выступало то как доказательство собственных положений (confirmatio), то как опровержение утверждений противника (refutatio). Искусство оратора основывалось также на стилистически правильной форме, поэтому в Р. было разработано учение о стиле. Было выработано три стиля: удобный для поучения сухой стиль (genus subtile), приспособленный для судебного красноречия;

возвышенный стиль (genus grande, sublime), имеющий целью затронуть чувства слушателя и используемый в совещательном красноречии: средний стиль (genus medium), ориентированный на услаждение слушателя и употреблявшийся в торжественном красноречии. Во всех стилях соблюдались требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшение речи образуют здесь ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Понятия лингвистики

Риторика в истории науки (греч. techne rhetorike - искусство красноречия)

В античности живое слово было важнейшим и самым действенным способом достижения авторитета в общественно-политической жизни. Политик выступал в собрании совета и на народных собраниях, полководец - перед войском, частное лицо - перед судом, на празднествах, дружеских встречах и т.п. Поэтому поиски условий действенности речи и стремление создать теории обучения красноречию и овладения им начались уже в ранних период. Предположительно первый (несохранившийся) учебник Р. в 5 в. до н.э. написали два сицилийских грека из Сиракуз: Корак и Тисий. Из Сицилии первые достижения художественного красноречия были перенесены в Афины Горгием из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н.э.). В истории он известен как один из представителей греческой софистики. В 427 Горгий прибыл в Афины в качестве посланника родного города и встретил здесь восторженный прием как оратор и учитель риторики. Он разработал приемы риторской художественной прозы, способы поэтической выразительности. Он сознательно применял стилистические средства («горгианские фигуры»): фразы, аналогичные по форме и содержанию, параллельные члены предложения (изоколия), антитезу, рифмы. Концовки предложений ритмически оформлены (клаузулы). Кроме Горгия, Р. в Афинах развивали и другие софисты: Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других софистов, использовавших риторику как средство достижения власти над людьми, Аристотель оценивал Р. как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. В трех книгах своего сочинения «Риторика» Аристотель излагает научные основы красноречия и выдвигает в качестве его задачи достижение правдоподобия. Практическое красноречие достигает своего высшего расцвета в Греции во второй половине 5-4 в. до н.э. в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов. После битвы при Херонее (338 до н.э.). Греция утратила политическую самостоятельность, и необходимость в практическом красноречии отпала. Стилистическая форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый тип красноречия - азианизм, столь же искусственный, как и его антипод аттицизм 1 в. до н.э. Связь Р. с практикой постепенно теряется, но риторическая теория непрерывно совершенствуется и ее система тщательно разрабатывается. Р. становится важнейшим предметом обучения и в связи с этим начинает оказывать определяющее влияние на всю литературу, разрабатывая приемы достижения изящества художественной формы. Во 2 в. н.э. греческое красноречие вновь переживает еще один расцвет (период т.н. второй софистики). Во 2 в. до н.э. римляне вместе с греческой системой образования переняли и Р., которая стала предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотически настроенных кругах возникает сопротивление греческому красноречию как иноземному искусству, внешне изящному, но лишенному конкретного содержания. Главой сопротивления был Катон Старший - крупнейший оратор раннереспубликанской эпохи. Он составил для своего сына руководство по Р. (несохранившееся), где изложил одно из основных правил: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur»). В 161 до н.э. из Рима были выселены все греческие учителя красноречия. Но во второй половине 2 в. до н.э. греческая Р., утвердилась в Риме окончательно. Римское красноречие достигло апогея в конце республиканской эпохи, когда начался период политических смут. Лучшим оратором стал гениальный Цицерон. Сохранилось более 50 его речей, а также сочинения по теории, в которых Цицерон синтезирует теоретические положения греческой Р. с практикой римского красноречия, тесно взаимосвязанной с общественно-политической жизнью древних римлян. Цицерон защищал идеал всесторонне образованного оратора-философа. Язык Цицерона - до сих пор классическая норма латинской прозы. После падения Республики с Р. происходит то же самое, что и в Греции. Она теряет связь с практикой общественно-политической жизни и переходит в школу. Школьное красноречие ограничивается учебными и торжественными речами (declamatio). Здесь ценится не конкретное содержание, а внешняя эффектность стилистической формы. Свидетельство тому - сохранившиеся образцы школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан). Так же, как и в Греции, Р. послужила базой для развития римской литературы. Борьба азианизма и аттицизма вылилась в спор между представителями «нового» и «старого», отстаивающего архаические принципы, направлений. Квинтилиан, первый в Риме учитель Р. на государственном содержании, дал в своем сочинении самое полное из всех известных античных руководств по подготовке оратора («Наставление оратору» в 12 книгах). В споре во второй половине 1 в. н.э. он занял «золотую середину» и выдвинул требование возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. вновь возрождается архаическое направление (наиболее крупный представитель - Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера). Цицеронианизм просуществовал недолго. Таким образом, античная Р. была основой античного образования, теоретической базой античной литературной эстетики и литературной теории, с течением времени Р. пропитала всю литературу. Воздействие Р. простирается от средневековых латинских школ и университетов до современного преподавания литературы, литературоведения, культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Система теории Р. сформировалась в 4 в. до н.э., но впоследствии и усложнялась, и дифференцировалась. Греческая риторическая терминология имеет эквиваленты в латинском языке, охватывающие всю систему понятий и категорий, необходимых для оратора: природные способности (natura), обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio), постоянное упражнение (exercitatio); практический опыт (usus). Было выработано три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum), предназначенное для торжеств - эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачи оратора (officia oratoris): собрание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи соответствующей стилистической формы (elocutio) запоминание речи и выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь состояла из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Вначале зачастую помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, propositio), доказательство выступало то как доказательство собственных положений (confirmatio), то как опровержение утверждений противника (refutatio). Искусство оратора основывалось также на стилистически правильной форме, поэтому в Р. было разработано учение о стиле. Было выработано три стиля: удобный для поучения сухой стиль (genus subtile), приспособленный для судебного красноречия; возвышенный стиль (genus grande, sublime), имеющий целью затронуть чувства слушателя и используемый в совещательном красноречии: средний стиль (genus medium), ориентированный на услаждение слушателя и употреблявшийся в торжественном красноречии. Во всех стилях соблюдались требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшение речи образуют здесь ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Риторика

В античности живое слово было важнейшим и самым действенным способом достижения авторитета в общественно-политической жизни. Политик выступал в собрании совета и на народных собраниях, полководец - перед войском, частное лицо - перед судом, на празднествах, дружеских встречах и т.п. Поэтому поиски условий действенности речи и стремление создать теории обучения красноречию и овладения им начались уже в ранних период. Предположительно первый (несохранившийся) учебник Р. в 5 в. до н.э. написали два сицилийских грека из Сиракуз: Корак и Тисий. Из Сицилии первые достижения художественного красноречия были перенесены в Афины Горгием из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н.э.). В истории он известен как один из представителей греческой софистики. В 427 Горгий прибыл в Афины в качестве посланника родного города и встретил здесь восторженный прием как оратор и учитель риторики. Он разработал приемы риторской художественной прозы, способы поэтической выразительности. Он сознательно применял стилистические средства («горгианские фигуры»): фразы, аналогичные по форме и содержанию, параллельные члены предложения (изоколия), антитезу, рифмы. Концовки предложений ритмически оформлены (клаузулы). Кроме Горгия, Р. в Афинах развивали и другие софисты: Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других софистов, использовавших риторику как средство достижения власти над людьми, Аристотель оценивал Р. как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. В трех книгах своего сочинения «Риторика» Аристотель излагает научные основы красноречия и выдвигает в качестве его задачи достижение правдоподобия. Практическое красноречие достигает своего высшего расцвета в Греции во второй половине 5-4 в. до н.э. в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов. После битвы при Херонее (338 до н.э.). Греция утратила политическую самостоятельность, и необходимость в практическом красноречии отпала. Стилистическая форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый тип красноречия - азианизм, столь же искусственный, как и его антипод аттицизм 1 в. до н.э. Связь Р. с практикой постепенно теряется, но риторическая теория непрерывно совершенствуется и ее система тщательно разрабатывается. Р. становится важнейшим предметом обучения и в связи с этим начинает оказывать определяющее влияние на всю литературу, разрабатывая приемы достижения изящества художественной формы. Во 2 в. н.э. греческое красноречие вновь переживает еще один расцвет (период т.н. второй софистики). Во 2 в. до н.э. римляне вместе с греческой системой образования переняли и Р., которая стала предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотически настроенных кругах возникает сопротивление греческому красноречию как иноземному искусству, внешне изящному, но лишенному конкретного содержания. Главой сопротивления был Катон Старший - крупнейший оратор раннереспубликанской эпохи. Он составил для своего сына руководство по Р. (несохранившееся), где изложил одно из основных правил: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur»). В 161 до н.э. из Рима были выселены все греческие учителя красноречия. Но во второй половине 2 в. до н.э. греческая Р. утвердилась в Риме окончательно. Римское красноречие достигло апогея в конце республиканской эпохи, когда начался период политических смут. Лучшим оратором стал гениальный Цицерон. Сохранилось более 50 его речей, а также сочинения по теории, в которых Цицерон синтезирует теоретические положения греческой Р. с практикой римского красноречия, тесно взаимосвязанной с общественно-политической жизнью древних римлян. Цицерон защищал идеал всесторонне образованного оратора-философа. Язык Цицерона - до сих пор классическая норма латинской прозы. После падения Республики с Р. происходит то же самое, что и в Греции. Она теряет связь с практикой общественно-политической жизни и переходит в школу. Школьное красноречие ограничивается учебными и торжественными речами (declamatio). Здесь ценится не конкретное содержание, а внешняя эффектность стилистической формы. Свидетельство тому - сохранившиеся образцы школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан). Так же, как и в Греции, Р. послужила базой для развития римской литературы. Борьба азианизма и аттицизма вылилась в спор между представителями «нового» и «старого», отстаивающего архаические принципы, направлений. Квинтилиан, первый в Риме учитель Р. на государственном содержании, дал в своем сочинении самое полное из всех известных античных руководств по подготовке оратора («Наставление оратору» в 12 книгах). В споре во второй половине 1 в. н.э. он занял «золотую середину» и выдвинул требование возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. вновь возрождается архаическое направление (наиболее крупный представитель - Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера). Цицеронианизм просуществовал недолго. Таким образом, античная Р. была основой античного образования, теоретической базой античной литературной эстетики и литературной теории, с течением времени Р. пропитала всю литературу. Воздействие Р. простирается от средневековых латинских школ и университетов до современного преподавания литературы, литературоведения, культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Система теории Р. сформировалась в 4 в. до н.э., но впоследствии и усложнялась, и дифференцировалась. Греческая риторическая терминология имеет эквиваленты в латинском языке, охватывающие всю систему понятий и категорий, необходимых для оратора: природные способности (natura), обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio), постоянное упражнение (exercitatio); практический опыт (usus). Было выработано три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum), предназначенное для торжеств (genus demonstrativum). Задачи оратора (officia oratoris): собрание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи соответствующей стилистической формы (elocutio) запоминание речи и выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь состояла из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Вначале зачастую помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, propositio), доказательство выступало то как доказательство собственных положений (confirmatio), то как опровержение утверждений противника (refutatio). Искусство оратора основывалось также на стилистически правильной форме, поэтому в Р. было разработано учение о стиле. Было выработано три стиля: удобный для поучения сухой стиль (genus subtile), приспособленный для судебного красноречия; возвышенный стиль (genus grande, sublime), имеющий целью затронуть чувства слушателя и используемый в совещательном красноречии: средний стиль (genus medium), ориентированный на услаждение слушателя и употреблявшийся в торжественном красноречии. Во всех стилях соблюдались требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшение речи образуют здесь ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Полезные сервисы