- Приток Москвы-реки.
- Река в Московской области.
- Марка водки.
ГЖЕЛЬ, -и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие.
| прил. гжельский, -ая, -ое.
ГЖЕЛЬ -и; ж. собир. Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону // Отдельное такое изделие. ● По названию села Гжель, где возник этот промысел.
* * *
ГЖЕЛЬ - ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты (см. ИВАН I Калита), затем - во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный (см. ИВАН IV Грозный) обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.
Начало кустарного производства
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 в. освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
Исследование гжельской глины
В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора (см. ФАРФОР) - порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д. И. Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович). Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), который высоко отозвался о них: «...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин.
Майоликовые изделия
В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики (см. МАЙОЛИКА), начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы - подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения.
Гжельские гончарные заводы
В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда - тарелки, блюдца, супницы и др. - была «... на фасон заморских самолутчей доброты».
От майолики к полуфаянсу
С конца 18 в. и до 1820-x годов в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу (см. ФАЯНС (керамика)). Соответственно меняется и роспись изделий - от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В это время в Гжели насчитывалось около 50 фабрик, изготавливавших полуфаянсовые изделия. 1840-е годы - расцвет полуфаянсового и гжельского народного керамического промысла. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже - кружки, подсвечники, рукомойники. Полуфаянсовые изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны - Историческом, Русском, Эрмитаже, а также в Егорьевском краеведческом. В одном из статистических описаний Московской губернии 1811 гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Гжельские изделия распространялись не только по всей России, от Архангельска до Астрахани и в Сибири, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.
Гжельские фабриканты
В цветущую пору гжельской промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов - братья Бармины, Я. Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самыми удачливыми среди фабрикантов были Кузнецовы (см. КУЗНЕЦОВЫ). Их фабрика возникла в начале 19 в. в деревне Новохаритоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце 19 в. пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали изделий на 2,1 млн. руб., при этом все предприятия гжельского региона - лишь на 200-300 тыс. руб. в год.
В 1860-1870-х годах происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с его ручной формовкой и росписью. Остаются крупные фабрики.
Возникновение новых артелей
Лишь с 1920-х годов в Гжели начинают понемногу работать отдельные гончарные мастерские. В 1930-е годы основываются все новые артели, затем в Турыгине открывается профшкола, преобразованная в 1931 в Гжельский керамический техникум. В 1935 там же был отстроен цех, специализировавшийся на выпуске декоративного фарфора. Выпускали преимущественно глиняную игрушку, но иногда вспоминали и старые, «кузнецовские», модели. В 1936 производство преобразуется в кооперативную артель «Художественная керамика».
Возрождение творческих традиций
Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1944-1945 и связано с именами историка-искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. И. Бессарабовой. Салтыков берется за возрождение творческих традиций промысла. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики 18 в. и полуфаянса 19 в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой - именно такой мы гжель и знаем. В 1972 было образовано объединение «Гжель», ведущее в Гжели; знаком этого объединения до последнего времени была уточка на бегущей волне в треугольнике.
Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Среди мастеров есть также выпускники Высшего художественно-промышленного училища, Химико-технологической академии, Художественно-промышленного и Абрамцевского училищ.
Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два - майолику. Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию. Налаживаются связи с Финляндией, Швецией, Люксембургом, Францией, Турцией, Болгарией.
-и, ж. Вид фарфора.
В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42].
- Изделия народной художественной керамики.
- Подмосковное село, в котором производят знаменитый фарфор с росписью синим кобальтом.
- Как называется белый, расписанный синим фарфор, который производится в одном городе России?
- Искусство бело-синей керамики.
- Село в Московской области, старинный центр гончарно-фаянсового промысла.
- Керамическая «столица» России.
Гже́льская кера́мика - изделия керамических предприятий в районе с. Гжель (Раменский район Московской области). Во второй половине XVIII в. «чёрные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В XIX в. производились фарфор, фаянс и полуфаянс. Традиции гжельской керамики продолжил завод художественной керамики в пос. Турыгино (изделия с сочной синей росписью по белому фону; художники Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова).
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА - изделия керамических предприятий в районе с. Гжель (Раменский район Московской обл.). Во 2-й пол. 18 в. "черные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В 19 в. производились фарфор, фаянс и полуфаянс. Традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в пос. Турыгино (изделия с сочной синей росписью по белому фону; художники Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова).
ГЖЕ́ЛЬСКАЯ КЕРА́МИКА - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия керамич. предприятий в окрестностях г. Гжель Моск. обл., одного из старейших центров развития худож. керамики в России. Гжель славится изделиями с 16 в. В 18 в. на осн. местных высококачеств. глин было создано произ-во многокрасочной рус. майолики. В кон. 18 в. развивается произ-во полуфаянса, в 1-й четв. 19 в. произ-во фарфор. изделий. Изделия Гжели украшаются обычно подглазурной или надглазурной росписью синего (кобальт) цвета по белому фону, реже золотом по синему фону. Во 2-й пол. 19 в. яркая ручная роспись вытесняется механизиров. способом украшения - печатью и т. п. В 20-30-е гг. все осн. произ-ва Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технич. фарфора. Традиции Г. К. медленно возрождаются с 30-х гг., в 1945-55 восстанавливается вся местная худож. система. Значит. роль в этом процессе принадлежит А. Б. Салтыкову. 50-70-е гг. отмечены расширением стилистич. границ иск-ва Гжели. В 80-90-е гг. сохраняются традиц. худож. принципы, одновременно заметно усиливается декоративность росписи, измельченность и усложненность форм. Ассортимент Г. К. - чашки, чайники, сахарницы, квасники, кувшины, графины и т. п., мелкая пластика - фигурки людей и животных, мн. из к-рых несут в себе теплоту и непосредственность нар. юмора. Широко известны произв. художников Л. П. Азаровой, Т. С. Дунашевой, Т. С. Ереминой, В. Г. Розанова, А. Н. Федотова и др.
Лит.: Пруслина К. Н. Рус. керамика (кон. 19 - нач. 20 в.). М., 1974; Дулькина Т. И., Григорьева Н. С. Керамика Гжели 18-20 вв. Л., 1988; Гжель / Авт. текста Т. И. Дулькина. М., 1989.
Гжельская керамика
Гжельская керамика.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий в районе села Гжель Московской области. Во 2-й половине 18 в. "черные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменились майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В 19 в. производились фарфор, фаянс и полуфаянс. В 20 в. завод художественной керамики в поселке Турыгино выпускает фарфоровые изделия, отличающиеся округлыми объемистыми формами и сочной синей росписью по белому фону.