Гладиа́торы (лат. gladiator, от gladius - меч), в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте). С начала V в. бои гладиаторов не практиковались.
* * *
ГЛАДИАТОРЫ - ГЛАДИА́ТОРЫ (лат. gladiator, от gladius - меч), в Др. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обычай гладиаторских боев возник из этрусских обрядов ритуальных убийств рабов и военнопленных на похоронах знати. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили - фракийцы, самниты, галлы.
Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты - сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) - сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии - сражавшиеся с дикими зверями; андабаты - выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры - без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты - на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии - сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии - ловившие арканом; лухории - с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии - сражавшиеся бичом или палкой. Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками Ave Caesar, moritori te salutant - «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя».
Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С нач. 5 в. бои гладиаторов были запрещены.
ГЛАДИАТОРЫ - в Древнем Риме - вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим песком. Поединок гладиаторов, возможно, восходит к раннему европейскому обычаю человеческих жертвоприношений на могиле знатных покойников. Вероятно, римляне переняли эту традицию у своих соседей-этрусков, которые давали обреченным на заклание людям оружие и заставляли их сражаться возле могилы. Первый известный нам поединок гладиаторов в Риме был устроен в 264 до н.э. на похоронах Децима Брута Юния Перы - таким образом его сыновья "почтили прах отца". Тогда сражались лишь три пары гладиаторов, однако к началу 2 в. до н.э. не редкостью становится сотня пар. По мере того, как популярность этого зрелища возрастала, поединки гладиаторов перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраивать по случаю государственных торжеств, а также по другим поводам. В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников. В имперский период страсть к необычайному размаху устраиваемых на арене зрелищ возросла. Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Чтобы вновь пробудить интерес публики, были введены новые облачения и доспехи гладиаторов, изобретались неслыханные виды поединков. Часто людей выставляли против диких животных, при Домициане карлики бились с женщинами. Некоторые императоры в связи с ростом влияния христианства попытались сократить число участников поединков или даже свести сражение к его имитации. Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др. Отбор и подготовка гладиаторов. Хотя официально гладиторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался "ланиста". В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда. При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы. Существовало несколько видов гладиаторов. Мирмиллон и самнит были тяжело вооружены, у них имелся короткий меч и продолговатый щит. И тот и другой носили шлем с забралом, но у самнита на шлеме красовался высокий гребень, как то было принято у самнитов, а на шлеме мирмиллона гребень, по-видимому, изображал рыбу. Фракиец носил поножи и круглый щит, а вооружен был большим изогнутым кинжалом. Ретиарий выходил на бой практически обнаженным, у него имелась лишь сеть, чтобы набросить на противника, и трезубец, чтобы его пронзить. Подчас для разнообразия выставляли и другие типы гладиаторов: конных, на колесницах, с двумя мечами, с веревкой, которой они ловили своего противника, в шлемах без отверстий для глаз.
Зрелище. О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Иногда сообщалось, что для защиты от солнца над ареной будет натянут навес или же что для охлаждения воздуха будет разбрызгиваться вода. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки ретиария с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая палец вверх. В таком случае устроитель обращался к зрителям, которые голосовали за смерть бойца, делая некий жест большим пальцем (pollice verso, обычно переводят как "обращая большой палец вниз"), либо, ценя отвагу побежденного, соглашались пощадить его (вероятно, в этом случае они махали платками). Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.
ЛИТЕРАТУРА
Гельмут Хефлинг. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. М., 1992