- Город в Японии, находящийся в префектуре Вакаяма.
- Трафарет, растр или флаг с отверстиями для создания интересных по форме теней.
ГОБОИ́СТ, -а, м
Музыкант, играющий на гобое.
// ж гобои́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
Гобоист Алексей Уткин дважды поразил московскую публику сольной игрой на «несольном» инструменте (Газ.).
гобои́ст, гобои́сты, гобои́ста, гобои́стов, гобои́сту, гобои́стам, гобои́стом, гобои́стами, гобои́сте, гобои́стах
гобои́ст
стар. габаист, во времена Петра I; см. Смирнов 91. Скорее из нем. Hoboist, чем из польск. hoboista.
ГОБОИСТ а, м. hautboiste m., нем. Hoboist. Музыкант (обычно военный), играющий на гобое. Сл. 18.А
сержанты .. также и капралы, имеют на себе шарфы одного колорю, также и гобоисты шарфы имеют. 1706. АК 3 170. Трубачам и гобоистам играть при разводе часовых штуки. Румянцев Док. 2 241. - Норм. Наименование гобоист в трактовке 18 в. имело значение собирательное и относилось и к музыканту-инструменталисту любой специальности: духовой, струнной или ударной. Н. А. Лисова Сухопутн. шляхет. корпус. // Пам. культ. 1983 273. - Лекс. Нордстет 1780: гобоист; Сл. 18: гобои/ст 1703 (га- 1710, гамб- 1721.
- Духовик, под которого перед концертом подстраивается весь оркестр.
- Музыкант, помогающий перед концертом настроится всему оркестру.
м.
Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент - по высоте звука средний между кларнетом и флейтой - в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце.
ГОБО́Й, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой.
ГОБО́Й, -я, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки.
| прил. гобойный, -ая, -ое.
ГОБОЙ - муж. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист муж. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий.
Гобой
-я, мн. гобо́и, гобо́ев, м.
Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом.
Играть на гобое.
Родственные слова:
гобои́ст, гобо́йный
Этимология:
От немецкого Hoboe (← фр. hautbois ‘высокое дерево’).
Энциклопедический комментарий:
Родина гобоя - Франция, где он появился во второй половине XVII в. Гобой произошел от старинных народных музыкальных инструментов - свирели и зурны. Современный гобой имеет 25 отверстий; 22-24 из них закрыты клапанами. Трость двойная из особых сортов камыша. Существуют гобои двух систем - немецкой и французской. Широкое распространение получил гобой французской системы, имеющий более совершенный клапанный механизм и отличающийся чистотой интонации. Гобой занимает важное место в группе деревянных духовых инструментов симфонического и оперного оркестров. Используется также как сольный и ансамблевый инструмент. В числе разновидностей гобоев - теноровый гобой, или английский рожок, альтовый гобой, или гобой д'амур.
ГОБО́Й, -я, м
Деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой небольшую (длиной около 60 см) трубку, расширяющуюся к концу, снабженную системой боковых клапанов, с помощью которых регулируют высоту звука; воздух вдувается в трубку через язычок, расположенный на верхнем (узком) конце инструмента; тембр - средний между кларнетом и флейтой; происходит от древней пастушеской свирели.
Медленно, размеренно, торжественно и печально переливались на высоких нотах флейты. Гобои вторили низко и глухо… (В. Короленко).
ГОБО́Й -я; м. [нем. Hoboe] Духовой деревянный музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки (по высоте звука средний между кларнетом и флейтой).
◁ Гобо́йный, -ая, -ое.
* * *
гобо́й (от франц. hautbois, буквально - высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с XVII в. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, геккельфон.
* * *
ГОБОЙ - ГОБО́Й (от франц. hautbois, букв. - высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок (см. АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК), геккельфон.
ГОБОЙ (от франц. hautbois - букв. - высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон.
-я, м.
Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой.
[нем. Hoboe]
ГОБОЙ - деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д'амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Богатый, напряженный тембр гобоя способствовал его большой популярности на протяжении более чем 250 лет. Современный гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трех частей и обычно изготавливается из африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса. Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Нижний звук извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной длины, т.е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб воздуха укорачивается и звук повышается. Полный диапазон инструмента - от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.
Старинный гобой. Трубки с одинарными или двойными язычками известны, по-видимому, с древнейших времен. Старейшими из сохранившихся инструментов этого типа являются две серебряные трубки, найденные на шумерском царском кладбище в Уре и датируемые 2800 до н.э. Эти трубки образовывали пару и имели двойные язычки. Позднее подобные трубки, изготовляемые из металла, дерева или кости, появились в Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на Дальнем Востоке. Главным духовым инструментом в Древней Греции был авлос (древнеримское название - тибия), часто неверно называемый флейтой. Он состоял из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой. Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком - волынки. Древние трубки стали предшественниками язычковых инструментов Средневековья и эпохи Возрождения. К концу последней их появилось множество - среди них и шалмеи, крумгорны и волынки. Шалмей и поммер непосредственно предшествовали гобою и фаготу 18 в.
Современный гобой. Современный гобой в своем первоначальном виде появился в конце 17 в. во Франции в результате усовершенствования шалмея. Очень быстро он вошел в постоянный состав симфонического оркестра и распространился по всей Европе. К 1700 гобой приобрел форму, которую лишь с небольшими изменениями сохранял в течение столетия. Он имел шесть отверстий и два клапана. В 19 в. произошли значительные изменения в количестве отверстий и в клапанном механизме. Теобальд Бем (1794-1881) разработал систему пружин, рычагов и клапанов, которая позволила сделать больше отверстий и расположить их в соответствии с требованиями акустики. Созданная для флейты, бемовская система была приспособлена для всех деревянных духовых инструментов. Наиболее активно реконструкция гобоя протекала во Франции и Германии. Немецкий гобой, сохраняя более широкий канал классического гобоя и используя широкий, несколько жестковатый язычок, имел богатый, плотный, как бы темный тембр. Французский гобой, с более узкими язычком и каналом, обладал более блестящим и острым звучанием. Р.Штраус предпочитал гобой французской системы и способствовал его утверждению у большинства гобоистов Германии и Центральной Европы. Французский гобой, в основном той же системы, что была принята Парижской консерваторией в 1881, сейчас распространен наиболее широко. Гобой немецкой системы был популярен только в России, хотя в последнее время и там стали превалировать инструменты французской системы. В Вене остается популярным гобой Цулегера, по стилю и конструкции более близкий к классическому гобою. Разновидности гобоя настроены ниже, чем обычный сопрановый. Гобой д'амур - меццо-сопрановый гобой, настроен на малую терцию ниже обычного. Его мягкий, как бы матовый тембр особенно привлекал Баха и других композиторов эпохи барокко. Среди современных композиторов, также использовавших этот инструмент, - Штраус, Дебюсси и Равель. Английский рожок - альтовый гобой, настроенный квинтой ниже обычного. Благодаря богатому, своеобразному тембру он стал сольным инструментом симфонического оркестра.
См. также АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК. Басовый гобой (или, как его иначе называют, баритоновый гобой) настроен октавой ниже сопранового. Его звучание считалось недостаточно сильным для больших оркестров, которые вошли в моду к концу 19 в. Чтобы восполнить этот недостаток, в 1904 был предложен геккельфон, названный так по имени его изобретателя Геккеля, немецкого мастера духовых инструментов. Р.Штраус применил его в Электре и Саломее, время от времени его стали использовать и другие композиторы.
ГОБО́Й (от франц. hautbois - высокое дерево) - деревянный духовой инструмент. Состоит из конич. трубки, заканчивающейся небольшим раструбом, в к-рую вставляется трость (язычок), сделанная из двух тонких камышовых пластинок. Снабжен системой клапанов. Диапазон - h - g3. Имеет характерный пасторальный, певучий тембр. Нижние звуки резковаты ("гусь", по выражению Глинки), самые верхние - очень сдавлены. Инструмент хорошо приспособлен для исполнения длинных мелодич. фраз, т. к. расход воздуха - наименьший из всех духовых инструментов. Настройку Г. изменить трудно, ибо трость вставляется непосредственно в корпус, поэтому весь симфонич. оркестр настраивается обычно по гобою.
Г. известен с 17 в. Его предки - ср.-век. шалюмо и бомбарды. Старинные Г. имели ограниченные технич. возможности, звук их был б. сильным и пронзительным.
Из разновидностей Г. чаще всего встречается английский рожок - альтовый Г., к-рый звучит квинтой ниже обычного. Ранее встречались: Г. д’амур - альтовый (меццо-сопрановый) Г., близкий по конструкции и тембру англ. рожку, и геккельфон - баритоновый Г.
Г. - пост. участник симфонич. оркестра. Г. используется также в духовых оркестрах и, благодаря своему тембру, сходному с тембром пастушеского рожка, в оркестре рус. нар. инструментов.
Гобой
гобо́й
стар. гобои, во времена Петра I; см. Смирнов 91; через нем. Hoboe "гобой" из франц. hautbois, букв. "высокое дерево" в отличие от basson "фагот" из франц. bas "низкий"; см. Клюге-Гётце 251 и сл.
ГОБОЙ я, м. haut-bois m., > нем. Hoboe. Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте средний между кларнетом и флейтой. БАС-2. Прислано сюда музыкальных инструментов .. пара валторн медных негодных же, пара кронов негодных же, пара гобои. 1760. РТЭ 271. И поэтический свист флейты, и гнусливые характерно-изящные звуки гобоя.. - все это сделалось теперь исключительным достоянием музыки оркестровой. Чайк. Муз. фельетоны. - Лекс. Нордстет 1780: гобо/я: САР 1806: гобо/й.
ГОБОЙ (франц. hautbois). Духовой деревянный инструмент, занимающий по тону середину между флейтой и кларнетом.
- Духовой музыкальный инструмент.
- Музыкальный инструмент, под который перед концертом настраивается весь оркестр.
- Деревянный духовой музыкальный инструмент.
- Название этого музыкального инструмента в переводе с французского означает «высокое дерево».
Гобо́й д'аму́р (от гобой и франц. amour - любовь; буквально - гобой любви), альтовый гобой. По конструкции и тембру близок английскому рожку.
-----------------------------------
ГОБОЙ Д`АМУР - ГОБО́Й Д"АМУ́Р (от гобой (см. ГОБОЙ) и франц. amour - любовь; букв. - гобой любви), альтовый гобой. По конструкции и тембру близок английскому рожку.
ГОБОЙНЫЙ ая, ое. haut-bois m. Отн. к гобою. БАС-2. Вместо гобойной трости имеет он <кларнет>
особливую головку. Кн. муз. 34. || перен. Говорил гобойным басом Измайлов. Дело 1874 4 1 162. - Лекс. САР 1790: гобо/йный; Ян. 1804: гобойный.
ГОБОЙСКИЙ ая, ое. haut-bois. устар. Отн. к гобоисту. Сл. 18. На оном жалованье быть из малолетних солдат восьми человекам и пока они габоиской науки обучатца получать им жалованья по двенадцати рублев в год каждому, а как достойно обучатца, то определить их с прибавкою жалованья на положенную по штату сумму в число шести габоистов, ибо имеющиеся ныне габоисты тои науки недостаточны. 1732. // Пам. культ. 1983 268. <капельмейстер> для обучения унтер-офицеров и кадет с габоистами и с габоискими учениками, кои к тому употреблятся будут. 1732. Пам. культ. 1983 271. Ставить на гобойские и барабанщичьи кафтаны галуны. МВ 1759 40.