I м. местн.
Веник из голых прутьев.
II м. местн.
Отличительный знак на морских вехах в виде конической, сплетенной из прутьев корзинки или пучка прутьев.
I м. местн.
Веник из голых прутьев.
II м. местн.
Отличительный знак на морских вехах в виде конической, сплетенной из прутьев корзинки или пучка прутьев.
ГОЛИ́К -а́; м.
1. Веник из голых (без листьев) прутьев. Мести, мыть пол голиком.
2. Мор. Отличительный знак на вехах в виде пучка прутьев или воронки, сплетённой из прутьев, служащий для предупреждения об опасности. Морские вехи с голиками.
-а́, м.
1. Веник из голых прутьев.
[Матросы] рассеялись по палубе и начали ее тереть песком и скоблить камнем, мести швабрами и голиками, окачивая затем водой. Станюкович, В тропиках.
2. мор.
Отличительный знак на вехах в виде воронки, сплетенной из прутьев, служащий для предупреждения об опасности.
Тут [на Выг-озере] видишь морские вехи с голиками, морские же буи с ацетиленовым освещением. М. Пришвин, Отцы и дети.
Голик, а, м. (разг.).
Веник из голых прутьев.
► Запачканный Голик попал в большую честь - Уж он полов не будет месть: Ему поручены господские кафтаны (как видно, слуги были пьяны). // Крылов. Басни //
Вымести под голик что. Обл. Забрать откуда-л. абсолютно все. Ф 1, 95. Голик - веник из прутьев без листьев.
см. веник
ГОЛИКОВ ГОЛИК
Голик - веник без листьев. Была поговорка: "Расшумелся, как голик под порогом". В переносном значении, возможно, лысый или бритый человек. Однако вероятнее другое происхождение фамилии: от диалектного "голик", что означает "неимущий человек, бедняк". Корень гол объясним в обоих значениях. Была прибаутка: "Милости просим ко мне, голику, понюхать табаку". (Ф). Фамилия есть в "Ономастиконе" Веселовского Голиков Жихарь Дмитриевич, 1540 г, Звенигород
голик рощи да кузов земли (иноск.) - о приданом бедняка!
Ср. Торговал он так, что, когда Палаша заневестилась, оставалось у ней именья: голик рощи, да кузов земли, гребень, да веник, да три алтына денег.
Мельников. На горах. 2, 14.
См. рогатой скотины ухват да мутовка.
ГО́ЛИКЕ Ром. Ром. (1849-?) - изд. и типограф. В 1903 вместе с Артуром Ив. Вильборгом основал в С.-Петербурге акционерное т-во с целью выпуска худож. изданий, объединив свои типолитографию и фотоцинкографию. Особенно знаменита типография "Р. Голике и А. Вильборг", ставшая одним из образцовых полиграфич. предприятий России (ныне типография им. Ив. Федорова). Здесь печатался ж. "Аполлон". В изданиях т-ва активно участвовали изв. рус. художники А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, Е. Лансере, Г. И. Нарбут, Л. О. Пастернак и др. Т-во выпустило "Хаджи-Мурат" Л. Н. Толстого с илл. Е. Лансере (1916, 1918), "Русская школа живописи" (1904) и "Царское Село в царствование имп. Елисаветы Петровны" А. Н. Бенуа (1910), "Пиковая дама" А. С. Пушкина с рис. А. Н. Бенуа (1911, 1917) и др., всего ок. 50 назв. на высоком полиграфич. уровне. В 1918 т-во национализировано.
ГОЛИКОВ ГОЛИК
Голик - веник без листьев. Была поговорка: "Расшумелся, как голик под порогом". В переносном значении, возможно, лысый или бритый человек. Однако вероятнее другое происхождение фамилии: от диалектного "голик", что означает "неимущий человек, бедняк". Корень гол объясним в обоих значениях. Была прибаутка: "Милости просим ко мне, голику, понюхать табаку". (Ф). Фамилия есть в "Ономастиконе" Веселовского Голиков Жихарь Дмитриевич, 1540 г, Звенигород
- Настоящая фамилия Аркадия Гайдара.
- Герой Великой Отечественной войны, юный разведчик партизанского отряда, действовавшего в Новгородской и Псковской областях.
ГО́ЛИКОВ Вад. Сер. (род. 1932) - реж. Окончил в 1955 филос. ф-т Ленингр. ун-та, в 1963 - реж. ф-т Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографа (кл. Г. А. Товстоногова). В 1965-67 руководил Казан. ТЮЗом, в 1967-69 - ленингр. обл. Мал. драм. т-ром. После успешной пост. "Что делать?" (по Н. Г. Чернышевскому, 1967) и др. работ его приглашают в Ленингр. акад. т-р комедии гл. реж. В своих спектаклях он неизменно находит неожиданное реж. Решение: в пост. "Село Степанчиково" (по Ф. М. Достоевскому, 1970) появляется персонаж "Сноска", дающий ист.-филол. комментарий к действию, в пост. непритязат. комедии Э. В. Брагинского и Э. Рязанова "Сослуживцы" (1971) каждый персонаж приобретает двойника, хрестоматийные персонажи (напр., Параша в "Горячем сердце" А. Н. Островского, 1973) получают неожид. трактовку, в пьесу "Одна ночь" Е. Л. Шварца (1975) вводятся импровизиров. воспоминания актеров о жизни в блокаде. Г. охотно обращается к забытым или никогда не ставившимся в России произв.: "Тележка с яблоками" Б. Шоу (1972), "Романтики" Э. Ростана (1974). С 1976 работает в Ленингр. акад. т-ре драмы им. Пушкина ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, 1978), Мал. драм. т-ре ("Так это было" по В. Елисеевой, 1979), ленингр. т-ре им. Лен. комсомола ("Роман и Юлька" Г. Н. Щербаковой, 1981). Своеобр. спектакль с участием социолога и фрагментами из "Ромео и Джульетты" оставался в течение мн. сезонов наиб. попул. молодежным представлением. В 1987-89 Г. рук. Ленингр. обл. т-ром драмы и комедии. Спектакли этого периода отличаются острой публицистичностью и филос. глубиной: "Солярис" по С. Лему (1988), "Прощай, Иуда!" И. Иредынского (1988), "Белые одежды" В. Дудинцева (1989). Лучшие работы Г. связаны со студенч. т-ром Ленингр. ун-та, где осуществлена первая в Ленинграде пост. одноакт. пьес Л. Петрушевской ("Девочки, к вам пришел ваш мальчик", 1979), а также филос. притчи А. Володина ("Две стрелы", 1979), ист. параболы в стихах П. Вайса ("Марат-Сад", 1983) с участием артистов БДТ А. Толубеева и С. Лосева. Г. преподает в Ленингр. гос. ин-те театра, музыки и кинематографа, руководит реж. курсом.
Др. работы: "Да здравствует король!" (1972), "Маленькое окно на великий океан" (1972), "Мужчины, носите мужские шляпы" (1975), "Ремонт" (1976 и 1987), "Не был, не состоял, не участвовал" (1983), "Надежда империи" (1984).
ГО́ЛИКОВ Ив. Ив. (1886/87-1937) - мастер палехской миниатюры, засл. деят. иск-в РСФСР (1933). Учился и работал в иконописных мастерских с. Палех, Москвы, Петербурга. Сыграл важную роль в развитии и становлении иск-ва лаковой миниатюры с. Палех: используя традиции строгановской школы и палехской иконописи 18 в., создал индивид. стиль, к-рый характеризуют смелость и разнообразие композиц. приемов, ритмичность и динамика, экспрессивный рис., неожиданные декор. живописные решения. В тематике отдает предпочтение сценам битв, охот, праздников, навеянных сюжетами рус. нар. былин, сказок, праздников ("Битва", 1927, "Тройка", 1931 и т. п.). Успешно работал в книжной иллюстрации и монумент. живописи, используя синтетич. характер нар. иск-ва ("Слово о Полку Игореве", 1935, илл. к произв. Пушкина, Лермонтова и др., 1930-е гг.). Оказал влияние на б. круг мастеров-палешан (Д. М. Тургин, А. С. Баранов и др.), преподавал в Палехском худож. уч-ще.
Голиков Иван Иванович - I
(1735-1801), российский историк, археограф, предприниматель. Труды «Деяния Петра Великого» и «Дополнения к Деяниям...».
II
(1886/87 - 1937), мастер декоративного искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933). На основе переработки традиций русской иконописи XVII-XVIII вв. выступил как один из создателей динамичного, утончённого стиля палехской миниатюры («Тройка», 1930, иллюстрации к «Слову о полку Игореве», изд. 1934).
ГОЛИКОВ Иван Иванович (1735-1801) - российский историк, археограф. Труд: "Деяния Петра Великого".
-----------------------------------
ГОЛИКОВ Иван Иванович (1886/87-1937) - российский художник-иконописец, один из зачинателей палехской миниатюры, заслуженный деятель искусств России (1933). Основываясь на традициях иконописи Палехской, Строгановской и Ярославской школ, создал особый стиль палехской миниатюрной темперной живописи на изделиях из папье-маше. Родился в Москве в семье иконописца, выходца из Палеха, И. П. Голикова. В десятилетнем возрасте был определен учеником в известные в Палехе иконописные мастерские Сафонова. В 1900, обучившись доличному письму, отправился в Петербург, а затем в Москву, где работал в иконописных мастерских. В Петербурге Голиков некоторое время посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы училища барона Штиглица (см.
Штиглица училище технического рисования). После 1-й мировой и Гражданской войн работал театральным художником в Шуе и Кинешме. В 1921 написал свою первую миниатюру одним твореным золотом по папье-маше и показал ее в Кустарном музее. Необычный опыт заинтересовал искусствоведов, среди которых был А. В. Бакушинский, оказавший помощь художнику в организации артели из бывших иконописцев. 5 декабря 1924 в Палехе была создана "Артель древней живописи". С одинаковой виртуозностью Голиков расписывал большие ларцы и крохотные бисерницы былинными и литературными сюжетами, сельскими сценами и символическими образами. В его миниатюрах - "битвах", "тройках", "охотах" - причудливо соединяются реальность со сказочностью, тонко выписанные фигуры закручены в едином вихре напряженной композиции. В 1934 он сделал великоликолепно иллюстрированное подарочное издание "Слова о полку Игореве" с текстом, выписанным древним полууставом, ставшее не только классикой палехского искусства, но и образцом искусства книги. Богато орнаментированная живопись, заключенная в рамки из цветов и трав, восходит к древней традиции живописных заставок рукописных и старопечатных книг.
ГОЛИКОВ Иван Иванович (мастер декоративного искусства) - ГО́ЛИКОВ Иван Иванович (1886/87-1937), российский художник-иконописец, один из зачинателей палехской миниатюры (см. ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА), заслуженный деятель искусств России (1933). Основываясь на традициях иконописи Палехской, Строгановской и Ярославской школ, создал особый стиль палехской миниатюрной темперной живописи на изделиях из папье-маше.
Родился в Москве в семье иконописца, выходца из Палеха, И. П. Голикова. В десятилетнем возрасте был определен учеником в известные в Палехе иконописные мастерские Сафонова. В 1900, обучившись доличному письму, отправился в Петербург, а затем в Москву, где работал в иконописных мастерских. В Петербурге Голиков некоторое время посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы училища барона Штиглица (см. Штиглица училище технического рисования (см. ШТИГЛИЦА УЧИЛИЩЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ)).
После 1-й мировой и Гражданской войн работал театральным художником в Шуе и Кинешме. В 1921 написал свою первую миниатюру одним твореным золотом по папье-маше и показал ее в Кустарном музее. Необычный опыт заинтересовал искусствоведов, среди которых был А. В. Бакушинский (см. БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич), оказавший помощь художнику в организации артели из бывших иконописцев. 5 декабря 1924 в Палехе была создана «Артель древней живописи».
С одинаковой виртуозностью Голиков расписывал большие ларцы и крохотные бисерницы былинными и литературными сюжетами, сельскими сценами и символическими образами. В его миниатюрах - «битвах», «тройках», «охотах» - причудливо соединяются реальность со сказочностью, тонко выписанные фигуры закручены в едином вихре напряженной композиции. В 1934 он сделал великоликолепно иллюстрированное подарочное издание «Слова о полку Игореве» с текстом, выписанным древним полууставом, ставшее не только классикой палехского искусства, но и образцом искусства книги. Богато орнаментированная живопись, заключенная в рамки из цветов и трав, восходит к древней традиции живописных заставок рукописных и старопечатных книг.
Го́ликов Лёня (Леонид Александрович) (1926-1943), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944, посмертно). С марта 1942 разведчик партизанского отряда, действовавшего в Новгородской и Псковской областях. Погиб в бою.
* * *
ГОЛИКОВ Леня - ГО́ЛИКОВ Леня (Леонид Александрович) (1926-43), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Пионером вступил в партизанский отряд (Новгородская и Псковская обл.); разведчик. Погиб в бою.
ГОЛИКОВ Леня (Леонид Александрович) (1926-43) - юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Пионером вступил в партизанский отряд (Новгородская и Псковская обл.); разведчик. Погиб в бою.
Го́ликов Филипп Иванович (1900-1980), Маршал Советского Союза (1961). С июля 1940 заместитель начальника Генштаба - начальник Главного разведуправления. В Великую Отечественную войну в 1941-43 командующий рядом армий, войсками Брянского, Воронежского и Юго-Восточного (Сталинградского) фронтов. В 1943-50 начальник Главного управления кадров, в 1958-62 начальник Главного политического управления Советской Армии и ВМФ.
* * *
ГОЛИКОВ Филипп Иванович - ГО́ЛИКОВ Филипп Иванович (1900-80), советский военачальник, маршал Советского Союза (1961). В Великую Отечественную войну в 1941-43 командовал рядом армий, войсками Брянского и Воронежского фронтов, в 1943-50 начальник Главного управления кадров, в 1958-62 начальник Главного политического управления Советской Армии и ВМФ.
ГОЛИКОВ Филипп Иванович (1900-80) - Маршал Советского Союза (1961). В Великую Отечественную войну в 1941-43 командовал рядом армий, войсками Брянского и Воронежского фронтов, в 1943-50 начальник Главного управления кадров, в 1958-62 начальник Главного политического управления Советской Армии и ВМФ.
ГО́ЛИКОВА Тат. Ник. (род. 1945) - артистка балета. Окончила Моск. хореографич. уч-ще в 1965 (кл. С. Мессерер). В 1965-88 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий Геро ("Любовью за любовь"), Люська ("Золотой век"). Среди др. ролей: Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Царь-Девица ("Конец-Горбунок"), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви"), фея Сирени ("Спящая красавица"), Эгина ("Спартак"), Кити ("Анна Каренина"), Генриетта ("Раймонда"). Классически строгий, холодновато-сдержанный танец Г. сочетал экспрессию четких движений и красоту скульптурных поз. Наиб. ярко артистизм и пластич. выразительность балерины раскрылись в спектаклях Ю. Григоровича.
ГОЛИКОВА Татьяна Алексеевна - ГО́ЛИКОВА Татьяна Алексеевна (р. 9 февраля 1966, Мытищи (см. МЫТИЩИ)) - российский государственный деятель, министр здравоохранения (см. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ) и социального развития (с 2007), действительный государственный советник первого класса (2003), супруга В.Б. Христенко (см. ХРИСТЕНКО Виктор Борисович).
После окончания Московского института народного хозяйства (см. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ) по специальности «экономика труда» (1987) Татьяна Голикова работала младшим научным сотрудником отдела заработной платы Научно-исследовательского института труда Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. С 1990 года она работала экономистом в сводном отделе государственного бюджета Министерства финансов РСФСР, в 1992 году была переведена в отдел бюджетной политики и анализа бюджетного департамента министерства финансов, со временем стала начальником этого отдела. В 1995 году Т.А. Голикова была назначена заместителем руководителя бюджетного департамента, до 1996 года одновременно была начальником сводного отдела консолидированного бюджета. В апреле 1998 года она возглавила бюджетный департамент министерства финансов (с августа того же года - департамент бюджетной политики). В июле 1999 года Т.А. Голикова заняла пост заместителя министра финансов, в августе 2002 года - первого заместителя министра финансов России.
С апреля 2004 года она занимала пост заместителя министра финансов России. В министерстве финансов она курировала вопросы бюджетной политики. 24 сентября 2007 года Т.А. Голикова была назначена министром здравоохранения и социального развития в правительстве В.А. Зубкова (см. ЗУБКОВ Виктор Алексеевич). 12 мая 2008 года было сформировано правительство В.В. Путина, в котором Т.А. Голикова сохранила свой пост. Тогда же она была включена в состав президиума правительства России.