Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

городец

Энциклопедический словарь

Городе́ц - город в России, Нижегородская область, пристань на Волге (Чебоксарское водохранилище), в 14 км от железнодорожной станции Заволжье. 33,8 тыс. жителей (1998). Судоремонтно-механический завод и др. Художественные промыслы (Городецкая роспись). Краеведческий музей. Известен с XII в.; в Городце в 1263 умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды.

* * *

ГОРОДЕЦ - ГОРОДЕ́Ц, город в Российской Федерации, Нижегородская обл., пристань на левом берегу Волги; расположен в 50 км выше Нижнего Новгорода (см. НИЖНИЙ НОВГОРОД) и в 14 км к западу от железнодорожной станции Заволжье. С Нижним Новгородом связан автодорогой через Заволжье по плотине ГЭС. Районный центр. Население 33,6 тыс. человек (2001). Основан в 1152. Город с 1921.

Городец, одно из древнейших поволжских поселений, был основан князем Юрием Владимировичем Долгоруким (см. ЮРИЙ Долгорукий) под названием Малый Китеж как крепость для защиты восточных рубежей Ростово-Суздальского княжества от булгар. Бытует легенда, что сказочный Китеж-град находился в ста верстах от современного Городца. В 1238 город был сожжен войсками Батыя (см. БАТЫЙ). Восстановлен как постоянная княжеская резиденция. В 13 в. город, будучи вотчиной князя Андрея Ярославича, носил название Радилова. Здесь в 1263, гостя у своего брата по дороге из Золотой Орды, скончался князь Александр Невский (см. АЛЕКСАНДР Невский). Со второй половины 13 до начала 15 в. - центр Городецкого княжества. В 1408 сожжен ханом Едигеем (см. ЕДИГЕЙ (правитель)) и пришел в упадок. В начале 15 в. в Федоровском монастыре в Городце жил живописец, будущий учитель Андрея Рублева, вошедший в историю как Прохор с Городца (см. ПРОХОР С ГОРОДЦА). В начале 17 в. город стал постепенно отстраиваться. В 1602-1622 принадлежал царевне Ксении Годуновой. В конце 18 в. пожалован Екатериной II фавориту Григорию Орлову. Впоследствии перешел к графам Паниным, затем к князьям Волконским. В 18 в. - богатое торговое село. В 19 в. развивается судостроение. К началу 20 в. действовали механический и чугунолитейный заводы, судоверфь, небольшие кирпичные и кожевенные предприятия, многочисленные кузницы.

Городец - старинный ремесленный центр деревянного судостроения, деревообрабатывающих и текстильных промыслов, гончарства. В районе Городца строилась большая часть плававших по Волге парусных и гребных судов - расшив, белян, барок, мокшан с украшенными замысловатой барочной резьбой (см. БАРОЧНАЯ РЕЗЬБА) носами и кормой. В летнее, свободное от постройки судов время, артели корабельных мастеров рубили дома, украшая их подобной же резьбой. Развитию ремесел в окрестностях Городца способствовала близость знаменитой Макарьевской ярмарки (см. МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА), откуда товары развозились по всей России.

Сейчас в городе существуют машиностроительные АО «ЗМЗ» (двигатели), «ЗЗГТ» (тягачи, фургоны для автомобилей), судостроительные АО «Городецкая судоверфь» и «Городецкий судоремонтно-механический завод»; строчевышивальная фабрика, предприятие городецкой росписи по дереву (см. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ), открыт Краеведческий музей.

Первоначальное укрепленное поселение (Детинец, т. е. Кремль) располагалось на Княжей горе, где до сих пор уцелели остатки оборонительного вала. В городе сохранился концентрический характер планировки. В нагорной части Городца сохранилась жилая застройка второй половины 19 - начала 20 вв.: каменные дома и деревянные избы с барочной резьбой. Образец провинциального классицизма - дом графини Паниной (1840-е гг.). Вдоль Волги протянулись белокаменные торговые ряды, где в дореволюционное время проходила ежегодная ярмарка.

Большой энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦ - город в Российской Федерации, Нижегородская обл., пристань на Волге (Чебоксарское вдхр.), в 14 км от ж.-д. ст. Заволжье. 34,4 тыс. жителей (1992). Судоремонтно-механический завод и др. Художественные промыслы (городецкая роспись). Краеведческий музей. Известен с 12 в.; в Городце в 1263 умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды.

Синонимы к слову городец

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Городе́ц м 5*b

Сканворды для слова городец

- Город на Волге, известный своей росписью.

- Город в Нижегородской области.

Полезные сервисы

городецкая культура

Энциклопедический словарь

Городе́цкая культу́ра (археол.), железного века (VII в. до н. э. - V в. н. э.), в бассейне средней Волги, средней и нижней Оки. Названа по городищу у с. Городец около г. Спасск-Рязанский. Городища, селища, могильники, жертвенные места. Хозяйство: охота, скотоводство, земледелие.

* * *

ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА - ГОРОДЕ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА (культура городищ «рогожной керамики»), археологическая культура раннего железного века (см. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК), распространенная в 7 в. до н.э. - 5 в. в бассейнах средней Волги, средней и нижней Оки, рек Мокша и Цна.

Свое название культура получила по городищу, обнаруженному В. А. Городцовым (см. ГОРОДЦОВ Василий Алексеевич) в 1898 у села Городец близ города Спасск-Рязанский. Городецкая культура сложилась на основе волосовской археологической культуры эпохи энеолита (см. МЕДНЫЙ ВЕК)с участием племен абашевской культуры (см. АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА) и срубной культуры (см. СРУБНАЯ КУЛЬТУРА). Представители городецкой культуры были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья.

Городецкую культуру подразделяеют на два этапа: первый - 7 в. до н. э. - 1 в. и второй - 1-5 вв. н. э. Основной тип поселений - это городища (см. ГОРОДИЩЕ (в археологии)), расположенные группами по два-три, на расстоянии 1-3 км друг от друга, и в 10-15 км между такими группами. Обычный размер городища - 36-65 на 80-135 м. Как правило, городища располагали на мысах у пересечения двух оврагов, недалеко от реки. С напольной стороны они ограждались одним-тремя валами и рвами. Иногда городища строились не на мысах. В этом случае они со всех сторон окружались валами и рвами. Встречаются также селища (см. СЕЛИЩЕ) (неукрепленные поселения) и жертвенники. Погребения городецкой культуры не выявлены.

Жилища представляют собой прямоугольные или округлые землянки и полуземлянки, а также деревянные наземные постройки. Очаги в жилищах глинобитные или каменные. Для городецкой культуры характерна «рогожная» (с отпечатками рогожи) и «сетчатая» (с орнаментом, имитирующим отпечатки рогожи) керамика (см. КЕРАМИКА). Гладкая грубая керамика позднее сменяется лощеной.

Кроме керамики находки вещей на городищах немногочисленны. Это изделия из кости - наконечники стрел, шилья, проколки, иглы, гарпуны. Металлических изделий обнаружено очень мало (железные ножи, шилья, наконечники стрел, медные подвески, бляшки, браслеты). Хозяйство представителей городецкой культуры было комбинированным: в нем сочеталось мотыжное земледелие, лесное скотоводство, рыболовство и охота. Население поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры (см. ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА), с Прикамьем.

Большой энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) - железного века (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.), в бассейне средней Волги, средней и нижней Оки. Названа по с. Городец около г. Спасск-Рязанский. Городища. Хозяйство: скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.

Полезные сервисы

городецкая роспись

Энциклопедический словарь

Городе́цкая ро́спись - русский народный художественный промысел росписи по дереву; существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (праздничные сцены крестьянского, купеческого и городского быта в сочетании с цветочными мотивами), выполненная клеевыми красками свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала преимущественно подставки для прядильного гребня (донца). В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая детскую мебель, декоративные тарелочки, покрытые росписью масляными красками. Мастера - И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, И. К. Лебедев и др.

* * *

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ, русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

* * *

ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца (см. ГОРОДЕЦ) Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец (см. ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА), инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века - И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов - розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После Первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий - шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи - шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы - длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

Большой энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика "Городецкая роспись"), изготовляющая сувениры; мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Гуманитарный словарь

ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ - вид рус. нар. живописи, возникшей в 1860-х гг. в р-не г. Городец Нижегородской губ., сменившей украшения скобчатой резьбой изделий крест. быта. Наивысшего расцвета Г. Р. достигает в 1880-х гг. Среди предметов, расписываемых Городецкими мастерами, - ковши, мочесники, дет. игрушки, мебель, разделочные доски (донца - сидения), подставки, в к-рые вставляли гребень, и с к-рого пряли в Нижегородском крае, в отличие от прялок на Севере. В 19 в. совершенствовались технич. приемы, графич. стиль сменяется живописной техникой. Характерной особенностью Г. Р. являются цв. фоны: желтые, голубые, красные, зеленые и т. д., красочное сочетание крупных пятен. В осн. изображения сохраняют плоскостный характер, вместо светотени все б. роль начинают играть переходные оттенки. Совершенствование технич. приемов способствовало изменению тематики Г. Р.: фантастич. сюжеты и сказочные персонажи сменяются изображением сцен совр. жизни. Среди талантливых мастеров Г. Р. 2-й пол. 19 - нач. 20 в. - Л. Мельников, В. Лебедев, И. Мазин, Е. Крюков и др. Их произв. отличают острая наблюдательность, выявление типического, оттенок мягкой иронии. В кон. 19 в. в иск-ве Г. Р. заметны признаки упадка. В 1936 городецкие мастера объединились в артель "Стахановец" в Курцеве для изготовления дет. мебели и декоративных панно. Во время Вел. Отеч. войны промысел Г. Р. практически не развивался, в 1954 возродился в артели "Городецкая роспись". Худож. изделия Г. Р. пользуются во 2-й пол. 20 в. большим спросом в России и за рубежом.

Лит.: Коновалов А. Е. Городецкая роспись. М., 1988; Жегалова С. К. Рус. нар. живопись. М., 1975; Рус. прялки. Л., 1970.

Полезные сервисы

городецкие прялочные донца

Энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА - ГОРОДЕ́ЦКИЕ ПРЯ́ЛОЧНЫЕ ДО́НЦА, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец (см. ГОРОДЕЦ) Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

Нижегородские прялки (см. ПРЯЛКА) состояли из двух частей: донца с копылком или «головкой» и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Изготовлением таких донец в конце 18 века стали заниматься жители сел Ахлебаихи, Репина, Савина, Курцева и Кускова, расположенных по берегам реки Узолы.

Дуб для инкрустации добывался тут же в реке, на дне которой дубовые кряжи пролежали не одно десятилетие и, потемнев от воды, приобрели иссиня-черный цвет. Выловленная в реке древесина становилась пригодной к работе только после нескольких лет просушки на свежем воздухе. Сердцевинную часть дубовой колоды мастера кололи на тонкие, примерно пятимиллиметровые пластинки, из которых ножом вырезались вставки. В композиции будущего донца эти вставки - кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам - являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное осиновое донце и очерчивая их карандашом. Композиция, как правило, располагалась в два-три яруса, разделенных резными орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами. Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, например на конской сбруе, что придавало дополнительную декоративность изделию. После закрепления дубовых фигур мастер контурной резьбой (см. КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ) наносил детали рисунка, обозначая отдельные элементы скобчатыми порезками. Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка. Для украшения «головки» донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы - с другой. Среди сюжетов, разрабатываемых в резных донцах, наиболее часто встречаются кони у сказочного дерева, всадники, выезд с каретой или коляской, генерал на коне, а под ним - шеренга солдат.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, датировано 1859 годом. Постепенно сложился оригинальный тип городецкой росписи по дереву (см. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ). Роспись, технологически более простая, к 1880-м годам окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

Полезные сервисы

городецкий

Орфографический словарь

городе́цкий (от Городе́ц, город; городе́цкая ро́спись; городе́цкая культу́ра, археол.)

Грамматический словарь

Городе́цкий ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ГОРОДЕЦКИЙ

Географическая фамилия, образрвана от города Городец Нижегородской области. (У) Суффикс -ец в названии географического объекта выражает уменьшительность, т.е. "малый город". Фамилия упоминается в "Ономастиконе" Веселовского Городецкие Мирослав и Михаил Григорьевичи, помещики, 1571 г., Нижний Новгород

Сканворды для слова городецкий

- Российский шашист.

- Фамилия главного героя фантастического цикла «Дозоры» Сергея Лукьяненко.

- Русский поэт, автор повестей «Адам», «Памятник восстания», «Сутуловское гнездовье», «Чёрная шаль».

- Русский поэт, автор поэм «Красный Питер», «Три сына», «Шофёр Владо».

- Русский поэт, автор романов «Алый смерч», «Сады Семирамиды».

- Русский поэт, автор сборников стихов «Ярь», «Думы», «Серп», «Северное сияние».

- Русский поэт, автор сборников стихов «Перун», «Изборник», «Ангел Армении», «Дикая воля».

- Русский поэт, автор сборников стихотворений «Весна», «Нищая», «Ярила».

- Русский поэт, автор сборников стихотворений «Берёза», «Журавль», «Странник».

Полезные сервисы

городецкий владимир михайлович

Энциклопедический словарь

Городе́цкий Владимир Михайлович (1924-1977), мастер росписи по фарфору, член-корреспондент АХ СССР (1975). Декоративные сосуды и бытовая посуда с сюжетной и орнаментальной подглазурной росписью, декоративное керамическое панно.

* * *

ГОРОДЕЦКИЙ Владимир Михайлович - ГОРОДЕ́ЦКИЙ Владимир Михайлович (1924-77), мастер росписи по фарфору, член-корреспондент АХ СССР (1975). Декоративные сосуды и бытовая посуда с сюжетной и орнаментальной подглазурной росписью.

Большой энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКИЙ Владимир Михайлович (1924-77) - мастер росписи по фарфору, член-корреспондент АХ СССР (1975). Декоративные сосуды и бытовая посуда с сюжетной и орнаментальной подглазурной росписью.

Полезные сервисы

городецкий ефим наумович

Энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКИЙ Ефим Наумович - ГОРОДЕ́ЦКИЙ Ефим Наумович (1907-93), российский историк, доктор исторических наук. Труды по истории советского общества, историографии Октябрьской революции. Государственная премия СССР (1943).

Большой энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКИЙ Ефим Наумович (1907-93) - российский историк, доктор исторических наук. Труды по истории советского общества, историографии Октябрьской революции. Государственная премия СССР (1943).

Полезные сервисы

городецкий сер. митрофан

Гуманитарный словарь

ГОРОДЕ́ЦКИЙ Сер. Митрофан. (1884-1967) - поэт, критик, переводчик. Род. в Петербурге, в семье писателя-этнографа. В 1902-07 учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та, изучал рус. фольклор. Известность Г. принесла кн. стихов "Ярь" (1906), в к-рой поэт обращался к сюжетам из слав. мифологии ("Славят Ярилу", "Стрибог", "Яга" и др.). С 1906 по 1912 Г. последовательно примыкал к символизму, мистич. анархизму, акмеизму, выступая с многочисл. эстетич. "манифестами", часто излишне категоричными и поверхностными (так, притчей во языцех стала фраза, открывающая одну из подобных статей: "Всякий поэт должен быть анархистом. Потому что как же иначе?"). Автор поэтич. сб. "Перун" (1907), "Дикая воля" (1908), "Русь" (1910) и др., повестей и рассказов ("Кладбище страстей", 1909; "Дни любви", 1914; и др.). Вместе с Н. С. Гумилевым Г. - основатель "Цеха поэтов". С энтузиазмом принял 1-ю мир. войну, писал патриотич. стихи, сотрудничал в изд-ве "Лукоморье". 1917 встретил на Кавказе, куда попал как воен. корр. газ. "Русское слово". С 1920 активно сотрудничает с большевиками, зав. отделом агитации Кавказского отделения РОСТА, входит в политуправление Касп., затем Балт. флотов. С 1922 - в Москве, зав. лит. частью Т-ра Революции, Т-ра им. Моссовета, Большого т-ра. В 1924 создает моск. "Цех поэтов", до кон. 20-х гг. выпускает неск. поэт. сб. ("Серп", 1921; "Миролом", 1923; "Грань", 1929). В 30-х гг. занимается переводами, пишет оперные либретто, преподает в Лит. ин-те.

Полезные сервисы

городецкий сергей митрофанович

Энциклопедический словарь

Городе́цкий Сергей Митрофанович (1884-1967), русский поэт. Один из организаторов «Цеха поэтов» (см Акмеизм). В сборнике «Ярь» (1907) - темы и образы русского фольклора. Поэмы (в том числе «Красный Питер», 1922).

* * *

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович - ГОРОДЕ́ЦКИЙ Сергей Митрофанович [5 (17) января 1884, Петербург - 7 июня 1967, Обнинск Калужской обл.], русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, критик, мемуарист.

Родился в семье крупного чиновника, литератора. По окончании 6-й петербургской гимназии в 1902 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (но курса не окончил). В 1903 познакомился с А. А. Блоком (см. БЛОК Александр Александрович) и был с ним близок на протяжении нескольких лет, оставил воспоминания. Литературная известность Городецкого началась в конце 1905 или начале 1906, когда на «среде» Вяч. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) он прочитал свои стихи, с восторгом принятые слушателями и самим Ивановым (в дальнейшем приводил стихи Городецкого как пример современного мифотворчества, высшей цели символизма как искусства). Летом 1906 Городецкий дебютировал в ведущих символистских журналах «Весы» (см. ВЕСЫ (журнал)) и «Золотое руно». (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) Стихи 1905-1906 составили первый и безусловно лучший сборник его стихов «Ярь» (1907). Критика символистского лагеря приветствовала книгу, а Городецкого считала главной литературной надеждой своей школы. В его книге привлекала попытка осмыслить славянское прошлое как эпоху, заложившую основы современного мирочувствования, не просто стилизовать народное творчество, которое Городецкий хорошо знал и собирал, но на его основе создать собственный миф, уходящий корнями в исконное бытие человечества. Постепенно утрачиваемые людьми ощущение природы как естественного окружения, присутствие природного начала в себе, переживание мифологического сознания как живого и действенного, умение в сегодняшнем воспринять вечное и т.д. в стихах Городецкого становятся неотъемлемой частью мира, в котором живут герои его стихов, будь то полуфантастическое прошлое или повседневное настоящее. При этом внешняя форма и язык его стихотворений также были отмечены критиками как поиск новых слов, как создание своих собственных слов по типу славянских. Не всегда эти поиски, однако, признавались удачными. Вместе с тем направление движения к истокам русского и славянского языка, воспринимаемое как интуитивное, но основанное на изучении законов лингвистики, было существенным новаторством в поэзии середины 1900-х годов. Поиски вели поэта не только в древнее сознание языка, но и в те его слои, которые хранились в детской речи и творчестве: уже с 1906 он сочинял стихи для букваря, задумывал детскую газету, собирал стихи и рисунки детей, а в 1908 издал книгу, названную именем дочери «Ия: Стихи для детей и рисунки сочинял и рисовал целых два года Сергей Городецкий».

Книга Городецкого оказалась одним из первых явлений искусства начала 20 в., обратившихся к славянскому язычеству (живопись Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович), музыка И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), раннее творчество Велимира Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и др.) и в этом качестве интересна.

Успех ее стимулировал активную литературную и отчасти политическую (летом 1907 он провел некоторое время в тюрьме за попытку провоза запрещенной литературы) деятельность Городецкого. В 1907 вышел сборник стихов «Перун», в 1908 - «Дикая воля». Поэт печатается в ведущих символистских журналах, становится объектом литературной полемики. Защищая свои позиции, Городецкий резко, но очень неубедительно полемизировал с авторами «Весов», доходя время от времени до прямых оскорблений, что повлекло в 1908 исключение его из числа сотрудников журнала.

Вместе с тем его художественное творчество стало оцениваться современниками все более и более критически. Брюсов писал: «Перун» был встречен неодобрительно всеми серьезными критиками», а о следующей книге: «О «Дикой воле» говорить не хочется». Еще более строгими были отзывы о книге стихов, носившей обязывающее название «Русь» (1910). Ее должны были носить по всей стране бродячие торговцы и продавать крестьянам (поскольку она была издана «народным издателем» И. Д. Сытиным (см. СЫТИН Иван Дмитриевич) большим тиражом (7 тыс) и стоила дешево. Весьма резко о ней отозвался Иванов: «... Ни народной музыки, ни народной молитвы, ни народной надежды нет».Если в первой книге была поэтическая энергия, - в последующих началось бессильное повторение тех же образов; проникновение в душу народа обернулось сусальным патриотизмом; попытки почувствовать «дикую волю» превращались в аляповатые картинки.

Однако Городецкий не пожелал всерьез отнестись к мнениям критиков, предпочтя считать себя правым. Неудачей обернулись и все другие опыты Городецкого конца 1900-х и самого начала 1910-х годов. Беспомощной оказалась как первая книга его рассказов «Кладбище страстей» (1910), к тому же конфискованная за порнографию, так и вторая, написанная «крикливо и фальшиво» (так отозвался о ней М. А. Кузмин (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич)).

В начале 1910-х годов, оказавшись в литературной изоляции, он с радостью вместе с Н. С. Гумилевым (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович) возглавил поэтический кружок «Цех поэтов». Возникший осенью 1911 (первое собрание состоялось в квартире Городецкого) кружок на первых порах был пристанищем поэтов самых разнообразных вкусов и устремлений, от символиста Вл. В. Гиппиуса до будущего футуриста В. Хлебникова. Однако уже в начале 1912 внутри кружка начала вырабатываться программа нового литературного направления, получившего название акмеизм.

В эти годы символизм переживал кризис, у Городецкого появилась возможность возглавить антисимволистское и таким образом «отомстить» за унижения, испытанные недавно. Он первым стал выступать с отрицанием наследия «отцов», протестуя против символизма во имя мифа, находил, что символисты самораспинаются в своем стремлении в запредельную даль. Осенью 1912 Городецкий выпустил книгу стихов «Ива», которая должна была стать одним из образцов становящегося акмеизма. Однако большинством критиков книга была воспринята как повторение известного.

В первом номере журнала «Аполлон (см. АПОЛЛОН (журнал))» за 1913 была опубликована статья Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», в которой он попытался, разбирая стихи Гумилева, Ахматовой, (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) Нарбута (см. НАРБУТ Владимир Иванович), Зенкевича (см. ЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович), сформулировать новые принципы мировидения, провозглашаемые акмеизмом. Городецкого. Однако неспособность к теоретическому мышлению привела к тому, что статья Городецкого воспринималась как пародия. Вместе с тем элементарность логики его манифеста оказала влияние на понимание акмеизма («У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще»).

Нельзя недооценивать и значение поэзии Городецкого, особенно книги «Цветущий посох» (1914) для становления и развития акмеизма. Однако весной 1914 «Цех поэтов» распался и фактически перестал существовать акмеизм как литературная школа. Начало Первой мировой войны Городецкий встретил рядом слабых стихотворений, среди которых наиболее печальную известность снискало «Сретенье Царя» (1914). Естественный патриотический порыв не был в них претворен в поэтическую реальность, а оставался чисто декларативным.

Весной 1916 Городецкий отправился на Кавказский фронт, откуда посылала в московскую газету «Русское слово» свои репортажи, оказывал помощь армянам и курдам - жертвам турецкой резни и войны. С 1917 преимущественно печатался в тифлисской газете «Кавказское слово», активно издавался в Тифлисе и Баку (сборник стихов «Ангел Армении», поэма «Шофер Владо», «Судьба России», 1918, роман «Алый смерч», 1919).

Сведения о его жизни на Кавказе неполны. Судя по всему, он вынужден был скрывать, что находился на службе у грузинских меньшевиков и у англичан, оккупировавших Грузию. Летом 1920 приехал в Петроград, где опубликовал, желая завоевать доверие новой власти, несколько погромных по отношению к старой интеллигенции статей.

В 1921 Городецкий переехал из Баку в Москву, где прожил остальную жизнь, за исключением военных лет, проведенных в Ташкенте и Душанбе. Это была жизнь преуспевающего советского писателя. Он писал агитационные и антирелигиозные стихи, стихи для детей, заведовал литературной частью в московских театрах, писал критические статьи, стал известен переводами и переделками старых оперных либретто («Жизнь за царя» М. И. Глинки именно с легкой руки Городецкого получила название «Иван Сусанин»).

Как многие советские поэты, активно занимался переводами, преимущественно со славянских языков. За переводческую деятельность был награжден болгарским орденом «Кирилла и Мефодия», а за всю литературную работу - советским орденом «Знак почета».

Довольно многочисленные воспоминания Городецкого (в том числе о Блоке, Есенине, Брюсове, композиторе А. К. Лядове (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович)) нуждаются в серьезных уточнениях и комментариях, поскольку в них присутствует солидная доля мистификации.

Большой энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович (1884-1967) - русский поэт. Один из организаторов "Цеха поэтов" (см. Акмеизм). В сборнике "Ярь" (1907) - темы и образы русского фольклора. Поэмы (в т. ч. "Красный Питер", 1922).

Полезные сервисы